Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
швартовые тросы на боковые |
барабаны — турачки, не |
вращая цепных барабанов. |
|
Снабжение якорями, цепями |
и канатами морских су |
дов согласно правилам постройки судов Регистра СССР
определяется по характеристике L ( S + Я ) , где L , В, Н соответственно длина, ширина и высота борта судна (м).
СИСТЕМА ОСУШЕНИЯ
Система осушения служит для удаления небольших количеств воды из отсеков корпуса судна, а также для откачки воды из поврежденных отсеков в аварийных случаях.
Осушительная система дол жна удовлетворять следующим основным требованиям Реги стра СССР:
обслуживаться не менее чем двумя надежными насосами с механическими приводами, способными осушать любые, в том числе и наиболее удален ные отсеки;
насосы и клапанные рас пределительные коробки ре комендуется размещать в раз ных водонепроницаемых отсе ках с таким расчетом, чтобы в случае выхода из строя одного насоса другим можно было осушить все отсеки;
трубопровод осушительной системы и конструкции приме няемой арматуры должны ис
ключать попадание воды из-за борта в осушаемые отсе ки и перетекание воды из отсека в отсек.
Осушительный трубопровод прокладывают, как пра вило, вне междудонного пространства.
Общая производительность осушительных насосов не должна быть меньше суммарной производительности пожарных насосов.
Откачка воды из-под льял осуществляется через приемные отростки (рис. 122), снабженные невозвратны-
311
ми клапанами / и грязезащитными сетками 2. Приемни ки осушительного трубопровода данного отсека должны обеспечивать осушение его как в прямом положении судна, так и при крене на 15° на любой борт, а диаметр должен быть не менее 50 мм.
Осушительные системы судов также оборудованы се параторами и сборными цистернами льяльных вод. Схе-
Рис. 123. Схема системы осушения.
ма осушительной системы мотоневодника с главным двигателем до 90 л. с. представлена на рис. 123. В каж дом отсеке расположены приемные патрубки 1, которые соединены с клапанной распределительной коробкой 2 в машинном отделении. Клапанная распределительная коробка соединена трубопроводом с осушительным на сосом 3. Небольшие количества воды, загрязненные неф тепродуктами из-под льял машинного отделения, отка чиваются ручным насосом 4. в сборную цистерну 5 льяль ных вод. Из форпика откачка воды производится ручным насосом 6.
СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ
Д л я поддержания нормальной температуры в су довых помещениях "применяют систему отопления. Не зависимо от района плавания зимой в судовых помеще ниях должна поддерживаться следующая температура: в жилых помещениях и умывальниках 20° С, в гальюнах 16° С, в хозяйственных 16° С. Отопление судов может быть паровое, водяное, электрическое. Наибольшее рас пространение на маломерных судах получила система водяного отопления, так как она отличается гигиенич-
312
ностыо, простотой устройства, пониженным давлением и бесшумностью работы.
При водяном отоплении теплоносителем является во да, подогретая в водогрейном котле до 80—90° С. Схема водяного отопления на маломерных судах представлена на рис. 124. Подогретая в котле / вода поступает в рас ширительный бачок 2, который обеспечивает отвод пара при перегреве воды через трубку 3 в атмосферу и при-
Рнс. 124. Схема водяного отопления.
нимает часть воды при ее расширении в период разог |
|
рева системы. Из расширительного бака вода |
поступает |
к распределительной коробке 4 и далее к |
грелкам 5. |
Отдав тепло в грелках, вода поступает в котел. Цир куляция воды в системе происходит вследствие разницы в удельных весах горячей и холодной воды. Для прока чивания воды через систему установлен ручной насос 6. Для заполнения котла водой из цистерны и пополнения утечки воды из системы по различным причинам предна
значен ручной насос 7. Вся система водяного |
отопления |
||
в |
сборе |
испытйвается на • гидравлическое |
давление |
1,5 |
кгс/см2 |
(0,15 М П а ) . |
|
При электрическом отоплении электрическая энергия в грелках превращается в тепловую, которая передается окружающему воздуху помещения. Преимущества элек трической системы отопления: малая начальная стои мость, гигиеничность, малый вес оборудования и удоб-
313
ство эксплуатации. Недостатком электрического отопле ния являются высокие эксплуатационные расходы.
Для подогрева воды, необходимой для отопления и других хозяйственных нужд, на судах с двигателями
|
|
12 |
Ь В Д - - - ^ |
\ |
ф = |
Рис. 125. Водогрейный котел.
внутреннего сгорания применяют вспомогательные кот лы, в которых используют уголь, мазут и дизельное то пливо. По конструкции вспомогательные котлы делятся на огнетрубные и водотрубные. Наибольшее распростра нение на маломерных судах получили водотрубные кот-
814
лы, так как они наиболее просты по устройству и удоб ны в эксплуатации.
На рис. 125 показан судовой вспомогательный водо грейный котел КВС. Он состоит из двух стальных бара банов: наружного 6 и внутреннего 7. Во внутренний ба> рабан вварены с уклоном четыре ряда водогрейных труб 8, по три трубы в ряду. Подача воды в котел про изводится через питательный патрубок 3. Вода из сис темы отопления поступает в котел через патрубок 5, а через патрубок 1 отводится в систему отопления и на хозяйственные нужды. Для установки предохранитель ного клапана имеется патрубок 9, для очистки водогрей ных труб от накипи на наружном барабане имеются лючки 2. Жидкое топливо подается форсункой, укреплен ной на топочной дверце 4, и сжигается в топке. Дымо вые газы, омывая водогрейные трубы, через их стенки отдают тепло воде и выходят через газоход 10 в дымо вую трубу. Для регулирования тяги в газоходе устана вливается шибер, прикрывая или открывая который мо жно уменьшать или увеличивать тягу. При работе на угле котел снабжается зольником 11 с колосниковой ре шеткой 12. Зольник имеет поддувальную дверцу 13.
Котлы КВС выпускают в четырех вариантах: с по верхностью нагрева 1,5, 2,0, 2,5 и 3,0 м2, соответственно с одним, двумя, тремя и четырьмя рядами водогрейных труб. Наружная поверхность котла покрыта теплоизоля цией. На судах с двигателями внутреннего сгорания значительное количество тепла уходит с выхлопными газами. Теплоту их можно использовать для подогрева воды, пользуясь в этих целях специальными котлами, которые называются утилизационными.
Утилизационный котел-глушитель для судов с дви гателями мощностью 90—180 л. с. представлен на рис. 126. Он представляет стальной барабан /, к торцам которого приварены трубные решетки 2. В трубные ре шетки вварены дымогарные трубки 3. К трубным решет кам крепятся крышки 4 с фланцами 5 для подвода и от вода выхлопных газов. Патрубок 6 служит для подвода воды в котел, а патрубок 7— для отвода воды. Выхлоп ные газы, проходя через дымогарные трубки, через их стенки отдают тепло воде.
Вспомогательные и утилизационные водогрейные котлы имеют соответствующую арматуру. К ней отно-
315
сятся: предохранительные и питательные клапаны, про бные краны, водомерные колонки, запорные вентили, манометры, краны для продувания, указатели уровня воды в котле. Перечисленное оборудование должно
Рис. 126. Утилизационный котел глушитель.
быть приспособлено к длительной эксплуатации в усло виях высоких температур, переменной влажности и воз можности отложения солей, которые выпариваются из воды. К водоуказательным приборам относятся: водо-
316
мерная колонка с водомерным стеклом и пробные кра
ны. Каждый котелснабжается |
кранами продувания, |
||||||
пользуясь которыми, |
периодически |
выпускают часть |
|||||
воды из котла вместе со шламом. |
|
|
|||||
Гарнитурой является все оборудование, непосредст |
|||||||
венно |
относящееся к |
огневым |
пространствам |
водогрей |
|||
ных |
котлов, |
это — фронтоны, |
колосниковые |
решетки, |
|||
форсунки и пр. |
|
|
|
|
|
||
Для сжигания жидкого топлива применяют форсун |
|||||||
ки, которые |
по конструкции |
бывают |
круглопламенные |
||||
и плоскопламенные. По способу |
распыливания |
топлива |
форсунки разделяются на паровые, воздушные и меха нические.
Процесс эксплуатации котла разделяется на четыре периода: подготовка к действию и пуск котла, работа под нагрузкой, прекращение действия котла, содержа ние котла без воды.
В период подготовки котла к действию тщательно ос матривают его, проверяют исправность арматуры, пита тельных насосов и подают воду в котел. После этого включают форсунку. Если котел обслуживается паровой форсункой, в топке сжигают ветошь, пропитанную топ ливом, дрова до того момента, пока форсунка не нач нет работать.
Во избежание расстройства швов и соединений пери од повышения давления и температуры должен быть до статочно длительным. Подачу топлива и пара в форсун ку увеличивают постепенно. После того как установится нормальный режим работы котла, следят за исправнос тью действия питательных средств. Не реже одного ра за за вахту котел тщательно осматривают, чтобы убе диться в нормальной его работе: открывают водомерные краны, продувают водомерные стекла, проверяют ис правность предохранительных клапанов и контролируют процесс горения в топке.
Перед прекращением действия котел осматривают и прекращают подачу топлива и пара к форсунке. Ох лаждается котел постепенно при закрытых фронтоне и шибере в дымоходе. Это делается во избежание резких перепадов температур.
В процессе нормальной эксплуатации котла возника ют условия, ухудшающие его работу (отложение наки пи в трубках и сажи со стороны огневого пространства),
317
вследствие |
чего котел приходится периодически |
оста |
навливать |
для. очистки. Период работы котла |
между |
очистками |
устанавливается механикосудовой службой |
в зависимости от питательной воды в данном бассейне, конструкции котла и наличия термохимических средств обработки воды.
Хороший монтаж соединений арматуры, соблюдение условий нагревания и охлаждения котла, правильный уход за ним в процессе эксплуатации обеспечивают дли тельную и надежную работу котельной установки.
Вспомогательные котлы строго контролируются Ре
гистром |
СССР. |
Не реже одного раза |
в год инспекция |
Регистра |
СССР |
производит наружный |
осмотр котлов |
без предварительного предупреждения |
администрации |
судна. Внутреннее освидетельствование котлов произ водится в следующие сроки: первый раз через четыре
года после постройки, затем через |
два года и |
в даль |
нейшем каждый год. |
|
|
В случае аварии, утечки воды, |
появления |
выпучин |
или нарушения плотности швов котел подвергают осви детельствованию независимо от установленных сроков.
ВАЛОПРОВОДЫ И ДВИЖИТЕЛИ |
|
|
|||
В а л о п р о в о д |
служит для |
передачи 'мощности от |
|||
главного |
двигателя |
к |
гребному |
винту. На рис. 127 |
пред |
ставлена |
одновальная |
энергетическая установка |
мало- |
Рис. 127. Одновальная энергетическая установка.
мерного судна. Реверсредуктор 5 (или реверсивно-раз- общительная муфта главного двигателя) через фланец 4 соединена с гребным валом 3, который проходит через
318