Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 122. Приемный отрос­ ток.

швартовые тросы на боковые

барабаны — турачки, не

вращая цепных барабанов.

 

Снабжение якорями, цепями

и канатами морских су­

дов согласно правилам постройки судов Регистра СССР

определяется по характеристике L ( S + Я ) , где L , В, Н соответственно длина, ширина и высота борта судна (м).

СИСТЕМА ОСУШЕНИЯ

Система осушения служит для удаления небольших количеств воды из отсеков корпуса судна, а также для откачки воды из поврежденных отсеков в аварийных случаях.

Осушительная система дол­ жна удовлетворять следующим основным требованиям Реги­ стра СССР:

обслуживаться не менее чем двумя надежными насосами с механическими приводами, способными осушать любые, в том числе и наиболее удален­ ные отсеки;

насосы и клапанные рас­ пределительные коробки ре­ комендуется размещать в раз­ ных водонепроницаемых отсе­ ках с таким расчетом, чтобы в случае выхода из строя одного насоса другим можно было осушить все отсеки;

трубопровод осушительной системы и конструкции приме­ няемой арматуры должны ис­

ключать попадание воды из-за борта в осушаемые отсе­ ки и перетекание воды из отсека в отсек.

Осушительный трубопровод прокладывают, как пра­ вило, вне междудонного пространства.

Общая производительность осушительных насосов не должна быть меньше суммарной производительности пожарных насосов.

Откачка воды из-под льял осуществляется через приемные отростки (рис. 122), снабженные невозвратны-

311

ми клапанами / и грязезащитными сетками 2. Приемни­ ки осушительного трубопровода данного отсека должны обеспечивать осушение его как в прямом положении судна, так и при крене на 15° на любой борт, а диаметр должен быть не менее 50 мм.

Осушительные системы судов также оборудованы се­ параторами и сборными цистернами льяльных вод. Схе-

Рис. 123. Схема системы осушения.

ма осушительной системы мотоневодника с главным двигателем до 90 л. с. представлена на рис. 123. В каж­ дом отсеке расположены приемные патрубки 1, которые соединены с клапанной распределительной коробкой 2 в машинном отделении. Клапанная распределительная коробка соединена трубопроводом с осушительным на­ сосом 3. Небольшие количества воды, загрязненные неф­ тепродуктами из-под льял машинного отделения, отка­ чиваются ручным насосом 4. в сборную цистерну 5 льяль­ ных вод. Из форпика откачка воды производится ручным насосом 6.

СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ

Д л я поддержания нормальной температуры в су­ довых помещениях "применяют систему отопления. Не­ зависимо от района плавания зимой в судовых помеще­ ниях должна поддерживаться следующая температура: в жилых помещениях и умывальниках 20° С, в гальюнах 16° С, в хозяйственных 16° С. Отопление судов может быть паровое, водяное, электрическое. Наибольшее рас­ пространение на маломерных судах получила система водяного отопления, так как она отличается гигиенич-

312


ностыо, простотой устройства, пониженным давлением и бесшумностью работы.

При водяном отоплении теплоносителем является во­ да, подогретая в водогрейном котле до 80—90° С. Схема водяного отопления на маломерных судах представлена на рис. 124. Подогретая в котле / вода поступает в рас­ ширительный бачок 2, который обеспечивает отвод пара при перегреве воды через трубку 3 в атмосферу и при-

Рнс. 124. Схема водяного отопления.

нимает часть воды при ее расширении в период разог­

рева системы. Из расширительного бака вода

поступает

к распределительной коробке 4 и далее к

грелкам 5.

Отдав тепло в грелках, вода поступает в котел. Цир­ куляция воды в системе происходит вследствие разницы в удельных весах горячей и холодной воды. Для прока­ чивания воды через систему установлен ручной насос 6. Для заполнения котла водой из цистерны и пополнения утечки воды из системы по различным причинам предна­

значен ручной насос 7. Вся система водяного

отопления

в

сборе

испытйвается на • гидравлическое

давление

1,5

кгс/см2

(0,15 М П а ) .

 

При электрическом отоплении электрическая энергия в грелках превращается в тепловую, которая передается окружающему воздуху помещения. Преимущества элек­ трической системы отопления: малая начальная стои­ мость, гигиеничность, малый вес оборудования и удоб-

313

ство эксплуатации. Недостатком электрического отопле­ ния являются высокие эксплуатационные расходы.

Для подогрева воды, необходимой для отопления и других хозяйственных нужд, на судах с двигателями

 

 

12

Ь В Д - - - ^

\

ф =

Рис. 125. Водогрейный котел.

внутреннего сгорания применяют вспомогательные кот­ лы, в которых используют уголь, мазут и дизельное то­ пливо. По конструкции вспомогательные котлы делятся на огнетрубные и водотрубные. Наибольшее распростра­ нение на маломерных судах получили водотрубные кот-

814


лы, так как они наиболее просты по устройству и удоб­ ны в эксплуатации.

На рис. 125 показан судовой вспомогательный водо­ грейный котел КВС. Он состоит из двух стальных бара­ банов: наружного 6 и внутреннего 7. Во внутренний ба> рабан вварены с уклоном четыре ряда водогрейных труб 8, по три трубы в ряду. Подача воды в котел про­ изводится через питательный патрубок 3. Вода из сис­ темы отопления поступает в котел через патрубок 5, а через патрубок 1 отводится в систему отопления и на хозяйственные нужды. Для установки предохранитель­ ного клапана имеется патрубок 9, для очистки водогрей­ ных труб от накипи на наружном барабане имеются лючки 2. Жидкое топливо подается форсункой, укреплен­ ной на топочной дверце 4, и сжигается в топке. Дымо­ вые газы, омывая водогрейные трубы, через их стенки отдают тепло воде и выходят через газоход 10 в дымо­ вую трубу. Для регулирования тяги в газоходе устана­ вливается шибер, прикрывая или открывая который мо­ жно уменьшать или увеличивать тягу. При работе на угле котел снабжается зольником 11 с колосниковой ре­ шеткой 12. Зольник имеет поддувальную дверцу 13.

Котлы КВС выпускают в четырех вариантах: с по­ верхностью нагрева 1,5, 2,0, 2,5 и 3,0 м2, соответственно с одним, двумя, тремя и четырьмя рядами водогрейных труб. Наружная поверхность котла покрыта теплоизоля­ цией. На судах с двигателями внутреннего сгорания значительное количество тепла уходит с выхлопными газами. Теплоту их можно использовать для подогрева воды, пользуясь в этих целях специальными котлами, которые называются утилизационными.

Утилизационный котел-глушитель для судов с дви­ гателями мощностью 90—180 л. с. представлен на рис. 126. Он представляет стальной барабан /, к торцам которого приварены трубные решетки 2. В трубные ре­ шетки вварены дымогарные трубки 3. К трубным решет­ кам крепятся крышки 4 с фланцами 5 для подвода и от­ вода выхлопных газов. Патрубок 6 служит для подвода воды в котел, а патрубок 7— для отвода воды. Выхлоп­ ные газы, проходя через дымогарные трубки, через их стенки отдают тепло воде.

Вспомогательные и утилизационные водогрейные котлы имеют соответствующую арматуру. К ней отно-

315


сятся: предохранительные и питательные клапаны, про­ бные краны, водомерные колонки, запорные вентили, манометры, краны для продувания, указатели уровня воды в котле. Перечисленное оборудование должно

Рис. 126. Утилизационный котел глушитель.

быть приспособлено к длительной эксплуатации в усло­ виях высоких температур, переменной влажности и воз­ можности отложения солей, которые выпариваются из воды. К водоуказательным приборам относятся: водо-

316

мерная колонка с водомерным стеклом и пробные кра­

ны. Каждый котелснабжается

кранами продувания,

пользуясь которыми,

периодически

выпускают часть

воды из котла вместе со шламом.

 

 

Гарнитурой является все оборудование, непосредст­

венно

относящееся к

огневым

пространствам

водогрей­

ных

котлов,

это — фронтоны,

колосниковые

решетки,

форсунки и пр.

 

 

 

 

 

Для сжигания жидкого топлива применяют форсун­

ки, которые

по конструкции

бывают

круглопламенные

и плоскопламенные. По способу

распыливания

топлива

форсунки разделяются на паровые, воздушные и меха­ нические.

Процесс эксплуатации котла разделяется на четыре периода: подготовка к действию и пуск котла, работа под нагрузкой, прекращение действия котла, содержа­ ние котла без воды.

В период подготовки котла к действию тщательно ос­ матривают его, проверяют исправность арматуры, пита­ тельных насосов и подают воду в котел. После этого включают форсунку. Если котел обслуживается паровой форсункой, в топке сжигают ветошь, пропитанную топ­ ливом, дрова до того момента, пока форсунка не нач­ нет работать.

Во избежание расстройства швов и соединений пери­ од повышения давления и температуры должен быть до­ статочно длительным. Подачу топлива и пара в форсун­ ку увеличивают постепенно. После того как установится нормальный режим работы котла, следят за исправнос­ тью действия питательных средств. Не реже одного ра­ за за вахту котел тщательно осматривают, чтобы убе­ диться в нормальной его работе: открывают водомерные краны, продувают водомерные стекла, проверяют ис­ правность предохранительных клапанов и контролируют процесс горения в топке.

Перед прекращением действия котел осматривают и прекращают подачу топлива и пара к форсунке. Ох­ лаждается котел постепенно при закрытых фронтоне и шибере в дымоходе. Это делается во избежание резких перепадов температур.

В процессе нормальной эксплуатации котла возника­ ют условия, ухудшающие его работу (отложение наки­ пи в трубках и сажи со стороны огневого пространства),

317


вследствие

чего котел приходится периодически

оста­

навливать

для. очистки. Период работы котла

между

очистками

устанавливается механикосудовой службой

в зависимости от питательной воды в данном бассейне, конструкции котла и наличия термохимических средств обработки воды.

Хороший монтаж соединений арматуры, соблюдение условий нагревания и охлаждения котла, правильный уход за ним в процессе эксплуатации обеспечивают дли­ тельную и надежную работу котельной установки.

Вспомогательные котлы строго контролируются Ре­

гистром

СССР.

Не реже одного раза

в год инспекция

Регистра

СССР

производит наружный

осмотр котлов

без предварительного предупреждения

администрации

судна. Внутреннее освидетельствование котлов произ­ водится в следующие сроки: первый раз через четыре

года после постройки, затем через

два года и

в даль­

нейшем каждый год.

 

 

В случае аварии, утечки воды,

появления

выпучин

или нарушения плотности швов котел подвергают осви­ детельствованию независимо от установленных сроков.

ВАЛОПРОВОДЫ И ДВИЖИТЕЛИ

 

 

В а л о п р о в о д

служит для

передачи 'мощности от

главного

двигателя

к

гребному

винту. На рис. 127

пред­

ставлена

одновальная

энергетическая установка

мало-

Рис. 127. Одновальная энергетическая установка.

мерного судна. Реверсредуктор 5 (или реверсивно-раз- общительная муфта главного двигателя) через фланец 4 соединена с гребным валом 3, который проходит через

318