Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
ных панелей может быть использовано моторно-импульсное реле
(см. § 6).
Системы дистанционного проводного управления целесообраз но использовать только для кранов с небольшими рабочими ско ростями. Существенным недостатком этих систем является нали чие проводов и трудность передачи большого количества команд. Поэтому в настоящее время более перспективным является ди станционное управление с - применением специальных средств (телемеханики) как по проводам, так и по радио.
Рис. 126. Принципиальная схема р.ас- |
Рис. 127, Принципиальная схема рас |
||
пределительной системы управления с |
пределительной системы управления с |
||
шаговыми |
искателями |
шаговыми |
двигателями |
Управление |
кранами может |
выполняться |
последовательным |
по времени использованием каналов связи, а подача команд осу ществляется по распределительному или по кодовому принципу.
Распределительный принцип подачи команд можно осуществ лять различными системами, например шаговыми искателями, ша говыми двигателями, бесконтактными магнитными элементами,
детатронами, частотной системой. |
шаговыми искателями |
|
В |
распределительных системах, с |
|
(рис. |
126) избирание цепей управления |
4 производится при по |
мощи синхронно и синфазно работающих передающего 1 и при емного 3 шаговых распределителей, приводимых в действие элек тромагнитами 2 от общего генератора импульсов ГИ. Эти систе мы отличаются относительно простыми схемами и небольшой стоимостью. Кроме импульсов движения, в команде содержатся избирательные импульсы, которые имеют большую длительность, чем импульсы движения.
Системы с шаговыми искателями для дистанционного управ ления кранами не получили широкого распространения, так как не обладают достаточным быстродействием, осуществляют лишь ступенчатое регулирование частоты вращения двигателей, и срок службы их небольшой. Для питания нескольких искателей необ ходимо до пяти проводов и 20—25 ключей.
Система управления кранами, основанная на временном раз делении команд с использованием шаговых двигателей (рис. 127)
169
или контактных распределителей, состоит из двух синхронно вра щающихся серводвигателей. На валу двигателей насажены кон тактные рычаги (ползуны), скользящие по контактному кольцу. Каждый контакт кольца передающей станции соединен с соот ветствующим датчиком, а такой же контакт приемной станции соединен с соответствующей катушкой реле. При вращении пол зунов все датчики передающей станции кратковременно соединя ются своими реле приемной станции. Если датчик включен, то импульс постоянного тока поступает на катушку реле и одновре менно заряжается параллельно подключенный конденсатор, заряд
Рис. 128. Схема частотной системы дистанционного управления краном
которого обеспечивает питание катушки реле до подачи следую щего импульса. Если датчик не дал импульса, то через некоторое время реле отключится.
Система обеспечивает синхронизацию работы передающего и приемного устройств, отличается быстродействием, проще и ком пактнее, чем предыдущая, но эксплуатационная надежность кон тактных элементов невелика, так как контакты изнашиваются, обгорают, прилипают.
В системах с шаговыми распределителями (искатели и двига тели) время передачи команд при контакторном управлении не должно превышать 0,5 с. Для передачи команд необходимо пять дополнительных жил для одновременного питания от одной пульс-пары нескольких проводов шаговых искателей, а для уп равления четырьмя механизмами крана должно быть до 25 клю чей. Поэтому распределительная система с шаговыми распреде лителями имеет ограниченное применение. Более надежными являются системы управления с бесконтактными элементами (магнитные элементы, кристаллические диоды, триоды).
Распределительный принцип управления осуществляется так же частотными системами (рис. 128). В этой системе в качестве командных импульсов используются токи высокой частоты —■от 400 до 3000 Гц, причем каждое реле включается сигналом одной частоты, а выключается — сигналом другой частоты. В передаю щей части устанавливаются генераторы высокой частоты 1, за щитные фильтры 2, усилители 3, а в пункте приема — избиратель ные фильтры 4, детекторы 5, исполнительные реле 6 и контакторы 7. Эта система телемеханики называется частотно-резонанс ной, так как при построении фильтров использованы явления ре
170
зонанса тока или напряжений. Для увеличения количества команд иногда применяют тональные частоты, на которых можно разме стить до 20 команд. Если система многопроводная, то одним и тем же генератором частоты можно подавать одни и те же сиг налы, но по разным проводам. Сигналы можно также передавать
и по силовому кабелю, |
количество жил которого |
оказывается |
достаточным (три — для |
трехфазного, два — для |
постоянного |
тока). |
|
|
При большом количестве команд передача одиночных импуль сов на определенной частоте или группы импульсов оказывается
технически и экономически |
|
|
|
|
|
||||
нецелесообразной, |
|
поэтому |
|
“0 |
* @—1 |
|
|||
для |
дистанционного |
управ |
|
|
|||||
ления |
кранами применяют |
И г * 0" |
-И- и (g|n L— |
||||||
ся |
кодово-комбинационные |
||||||||
системы, которые |
|
бывают |
И ^ |
|
И |
у 1- 7~ |
|||
и |
-И-** @— |
-0 |
|||||||
кодово-частотные |
поляр |
И г * 0" |
4 3 |
||||||
но-амплитудные. |
|
|
|||||||
|
В |
кодово-частотной си |
|
|
|
|
|
||
стеме (рис. 129) на |
переда |
Рис. 129. |
Схема |
кодово-комбинационной |
|||||
ющей |
стороне |
находятся: |
|
системы |
управления |
|
ряд генераторов /, создаю щих частоты в диапазоне от 1000 до 2300 Гц; шифратор 2, пред
ставляющий собой в простейшем виде набор многоконтактных ключей; усилитель 3. На приемной стороне находятся: фильтры 4, разделяющие сигналы; приемные детекторы 5; реле 6\ дешифра тор 7; исполнительные реле 8; контакторы. Избирание цепей управления производится посредством многоимпульсного двоич ного кода. Если код формируется тремя ключами, то при двухимпульсных признаках в коде будет 23 = 8 команд. В этой системе в качестве канала связи может использоваться проводная линия связи или радиолиния.
В полярно-амплитудной системе каждая команда включает пять импульсов различной полярности и амплитуды. В этой си стеме благодаря формированию кода за счет различных качест венных характеристик импульсов резко увеличивается коли чество комбинаций, а следовательно, и команд, которые можно пе редать.
Полярно-амплитудная система телеуправления может быть ис пользована для управления большим количеством объектов, на пример для управления кранами одного причала.
Всесоюзный научно-исследовательский институт подъемно транспортного машиностроения (ВНИИПТМАШ) разработал и создал аппаратуру для дистанционного управления кранами по однопроводной линии связи и радиоканалу. Эти системы управ ления обладают достаточной помехоустойчивостью, хорошим бы стродействием и обеспечивают необходимое количество команд для управления различными кранами. Аппаратура выполнена по блочному принципу, что облегчает ремонт и обслуживание. Эти
171
системы могут быть со стационарным и с |
переносным пультом, |
|
и модификации их зависят от количества механизмов |
на кране, |
|
рода питающего тока, электрической схемы |
и способа |
управле |
ния. Если необходимо, управление краном может быть дублиро ванным.
Перевод кранов на дистанционное управление не только улуч шает в некоторых случаях условия труда, но и в большинстве случаев экономически эффективен в связи с повышением произ водительности крана и сокращением количества крановщиков при управлении несколькими кранами. Однако следует отметить, что в портах, хотя и делаются попытки применить дистанционное управление, оно широкого распространения пока не получило.
§ 23. ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРАНАМИ
Программное управление предусматривает управление крана ми по заранее заданной программе, которая может быть записа на на перфорированной ленте, магнитной ленте и киноленте. Про грамма может также задаваться датчиками.
Программирование работы крана затруднено, так как на его работу могут влиять различные факторы: гибкая подвеска крюка или грейфера, расположение и размеры люков, складов, путей, изменяющиеся размеры и масса груза, влияние ветра и др.
В системе автоматического программного управления пор тальным краном, разработанной Институтом автоматики и теле механики АН СССР совместно с Одесским институтом инжене ров морского флота, на шестидорожечную магнитную ленту ши риной 12,7 м методом фазовой модуляции предусматривалась запись программы заранее отработанных образцовых циклов по грузки или разгрузки судна определенного типа с определенным грузом. Скорость движения ленты 190,5 мм/с.
Командные импульсы создаются рассогласованием фазного уг ла между сигналом, который считывается с магнитной ленты, и сигналом обратной связи. Сигнал, подаваемый сельсином-датчи- ком положения, характеризует фактическое положение механиз ма в каждый данный момент. Зависимость от угла рассогласова ния положена в основу программного управления механизмами поворота и изменения вылета, а автоматическое управление ме ханизмом подъема осуществляется программой в функции време ни. При этом одна часть команд записывается на магнитную ленту, а другая часть команд выполняется канатными и диффе ренциальными автоматами.
Крановщик включает программирующее устройство. После опускания грейфера на груз срабатывает канатный автомат. Происходит включение двигателя замыкающей лебедки. Когда грейфер закроется, дифференциальный механизм включает дви гатель поддерживающей лебедки. Осуществляется подъем запол ненного грейфера на высоту, которая предусматривается програм мой. На этой высоте, заданной блоком запоминания, включается
172