Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
В электроприводе конвейеров предусматривается возможность их пуска при порожней и при загруженной ленте. В обоих случа ях комплекты сопротивлений и уставки времени реле ускорения обеспечивают плавность пуска с наименьшим временем разгона. Для этого первая ступень сопротивления принимается в качестве первой ступени ускорения при пуске порожнего конвейера, но она же является ступенью предварения пуска загруженного кон вейера.
Большинство портов имеет открытые склады для навалочных грузов. Обычно складские площади находятся вблизи причальной линии, и перевалка груза осуществляется грейферными порталь ными кранами.
В последнее десятилетие создаются высокопроизводительные комплексы, которые располагают несколькими складскими пло щадями протяженностью несколько сотен метров, складскими конвейерами примерно такой же длины, стаккерами, которые фор мируют штабели груза высотой до 15 м, и реклаймерами, пред назначенными для расформирования штабелей. Такой склад ской комплекс является частично или полностью автоматизирован ным.
Применение автоматизированных систем позволяет обеспечить однородность груза, сократить численность обслуживающего пер сонала, повысить технику безопасности и получить ощутимый экономический эффект.
К подобным складам и организации их работы предъявляется ряд требований: размеры складских площадей должны соответст вовать расчетному грузообороту; погрузочно-разгрузочный фронт должен быть насыщен достаточным количеством машин и устрой ствами комплексной механизации и автоматизации, чтобы обес печить переработку груза и складские операции; все складское оборудование должно обеспечить такую степень технической за вершенности комплекса, чтобы соответствовать технологии основ ного производства, приема, хранения, переработки и погрузки гру зов на транспортные средства или разгрузки с них. Кроме этого, должны быть соблюдены требования пожарной безопасности, техники безопасности и производственной санитарии. Поэтому не случайно в местах передачи груза с одной машины на другую находятся вентиляционные установки, а во внутренних помеще ниях предусмотрен периодический гидросмыв осаждающейся пыли.
Задачи автоматизации в таких системах сводятся: к автома тическому управлению машинами и устройствами, участвующими в перегрузочном процессе, и перемещению груза; к взвешиванию груза; к регулированию, контролю и учету работы машин, уст ройств и отдельных узлов, поддержанию на заданном режиме хода перегрузочного процесса; к защите механизмов от перегру зок, завалов грузом, неправильного включения и т. п.; к пуску и
остановке машин и |
механизмов в заданной последовательно |
сти; к срабатыванию |
предупредительной сигнализации; к связи |
256
с отдельными участками и к контролю за работой всего ком плекса.
Немаловажную роль в нормальной работе комплекса играет система автоматического управления. Пуск всей технологической схемы осуществляется централизованно с пульта управления. В морских портах автоматизированный склад для навалочных гру
зов не |
представляет собой |
изолированный |
объект, а |
является |
звеном |
в общем комплексе |
высокопроизводительной |
установки. |
|
Поэтому управление складскими операциями увязано |
с работой |
|||
остальных линий комплекса. Такая увязка |
приведена |
при рас |
смотрении установки в Николаевском морском порту.
Как указывалось ранее, стаккер является складской машиной, которая предназначена для съема груза, поступающего на склад ской конвейер, и формирования штабеля по обе стороны от кон вейера, вдоль которого располагаются складские площадки от крытого хранения. Стаккер состоит из портала, на который с помощью опорно-поворотного устройства опирается неполнопово ротная часть. На ней закреплена стрела, внутри которой проло жен ленточный конвейер. Он уравновешен далеко вынесенным противовесом. К порталу под углом 90° примыкает обычно тре угольного очертания металлоконструкция, на которой смонтиро ван приемный конвейер.
Стаккер -движется вдоль складского конвейера, который рас полагается под порталом. Сбрасывающая тележка этого конвейе ра жестко связана со стаккером. Поэтому при передвижении по следнего складской конвейер разгружается в любом месте по длине. Таким образом, сбрасывающая тележка со складского кон вейера передает груз на приемный конвейер стаккера, через бун кер — на стреловой конвейер и в штабель. По мере роста высоты штабеля стрела стаккера изменяет угол наклона к горизонту с помощью полиспастного устройства. Благодаря поступательному движению и повороту стрелы формируется штабель по всей длине склада.
Процесс образования штабеля полностью автоматизирован и происходит следующим образом. Сначала решается вопрос о ме стоположении штабеля и его длине на складской площадке. Тог да в крайних точках длины, будущего штабеля к рельсам при крепляются переносные упоры-датчики. Обычно они снабжены постоянными магнитами и прилипают к рельсу. Первоначально стрелу стаккера устанавливают ' перпендикулярно продольному складскому конвейеру, избирается программа формирования шта беля и включается автомат.
Стаккер начинает передвигаться, создавая первый, удаленный от него ряд штабеля. Дойдя до упора-датчика, срабатывают путе вые выключатели, установленные на машине, и стаккер ревер сируется, т. е. начинает передвигаться в противоположном направлении вплоть до второго упоращатчика. Такими возвратно поступательными движениями создается первый ряд штабеля вы сотой в несколько метров. Как только ряд достиг определенной
17 А. А. Ретман, В. С. Шиф |
2 5 7 |
высоты, установленный на конце стрелы щуп-датчик войдет в соприкосновение с грузом. Тем самым подается команда механиз му поворота, и стрела стаккера поворачивается на некоторый угол. Эта команда выполняется при нахождении стаккера в одном из крайних положений пути.
При дальнейшем передвижении в одну и другую сторону со здается второй ряд штабеля, примыкающий к первому, и такой же высоты. Затем аналогично предыдущему следует поворот стрелы на новую позицию и т. д. Таким образом, стрела проходит все позиции поворота и в последней при соприкосновении с гру зом щуп-датчик дает команду на подъем стрелы в следующее высотное положение и разворачивает ее в положение, перпенди кулярное складскому конвейеру. Подобно предыдущему начинают формироваться второй, третий и последующие высотные слои штабеля. При достижении расчетной отметки штабеля по высоте зонд уровня заставляет сработать акустический сигнал, а стре ла поворачивается в нерабочее положение — вдоль рельсового пути.
Возможна и другая программа автоматического процесса шта белирования, а именно: создается первый ряд штабеля до рас четной отметки путем последовательного подъема стрелы на несколько высотных уровней, т. е. происходит рост штабеля сло ями груза, накладываемыми один на другой. После этого следует поворот стрелы, аналогично образуется второй ряд такой же вы соты и т. д.
Конвейеры стаккера снабжены теми же приборами контроля, что и складские, но, кроме них, еще имеется датчик поступления груза на стреловой конвейер. Он смонтирован на головке стрелы над конвейером, и часть его выполняют в виде шарнирной заслон ки, воздействующей на выключатель. Этот датчик подает авто матике сигнал пуска или остановки в зависимости от присутствия или отсутствия груза на ленте.
Реклаймер является складской машиной, предназначенной для расформирования штабеля груза и подачи его на складской кон вейер для отправки далее согласно технологической схеме. Рек лаймер состоит из портала. На него посредством опорно-поворот ного устройства опирается поворотная часть. Она представляет собой, например, двуплечий рычаг. Одно плечо выполнено в ви де стрелы, и внутри нее проложен ленточный конвейер. На втором плече или на коромысле помещен противовес. С помощью меха низма наклона обычно гидравлического или винтового стрела из меняет угол наклона к горизонту. На головке стрелы размещено роторное колесо с ковшами емкостью 300—400 л.
Работа реклаймера заключается в том, что при вращении ро торного колеса его ковши зачерпывают груз из штабеля и при подходе к верхнему положению высыпают его на стреловой кон вейер. С этого конвейера груз через воронку, установленную на реклаймере, пересыпается на складской конвейер, который рас полагается в просвете под порталом машины.
258
Работа по расформированию штабеля груза также автомати зирована. Она производится следующим образом. Поскольку шта бель разрабатывается послойно, реклаймер снабжен коммутато ром с количеством положений, соответствующим количеству слоев разработки для данной машины, например с четырьмя положе ниями. Поэтому машинист сначала определяет, какой слой шта беля надо снимать, и устанавливает коммутатор на выбранный слой: первый, второй, третий или четвертый. После этого включа ется механизм подъема стрелы для установки ее в исходное по ложение, соответствующее выбранному уровню, причем она оста навливается автоматически, и зажигается сигнальная лампочка данного слоя.
Рис. 168. Порядок расформирования штабеля реклаймером
Запускается стреловой конвейер, но это возможно, только ес ли уже начал работать складской конвейер, так как они сблоки рованы между собой. Это позволяет включить роторное колесо, предварительно задав ему желаемую частоту вращения. Затем машинист назначает глубину прохода и осуществляет это вруч ную, пользуясь роторным коммутатором отсчета, который имеет несколько положений, например восемь для глубин в пределах от 200 до 480 мм с интервалом 40 мм.
Далее машинист на коммутаторе скорости устанавливает наи меньшую скорость передвижения машины, которая необходима при автоматической работе, хотя при ручном управлении маши ной имеются еще минимум две более высокие скорости передви жения. Перепад скоростей составляет примерно 1 : 6, и это дости гается посредством преобразователя частоты. Далее на пульте управления задается направление захвата груза при передвиже нии, а именно: «Вперед—Направо», «Вперед—Налево», « Н азад - Направо», или «Назад—Налево». Это зависит от места первона чальной разработки штабеля и положения реклаймера относи тельно него (рис. 168).
После этого на коммутаторе откоса устанавливают угол есте ственного откоса штабеля, от которого зависит реверсирование поворота стрелы. Обычно коммутатор имеет три положения — для углов 35°, 40° и 45°. Вместе с тем их можно изменить, но это повлечет новое регулирование системы. Затем, управляя вручную, машинист начинает поворот стрелы от края штабеля и снимает груз по площади полосы а.
17* |
2 5 9 |
Во время этой первой стадии при необходимости можно изме нять частоту вращения роторного колеса и глубину прохода. Ес ли штабель разрабатывался ранее, то длина первой полосы бу дет иной. Этот первый проход позволяет судить о длине полосы захвата, который фиксируется, а затем машинист на коммутато ре с десятичным делением в метрах от нуля до, например, 250 м устанавливает зафиксированный путь.
После указанной выше предварительной работы реклаймер подготовлен к автоматической, которая начинается после нажа тия кнопки «Автоматический пуск». Происходит поворот стрелы и забор груза. У края штабеля механизм вращения отключается в соответствии с заданным слоем и углом откоса, но включается механизм передвижения, и машина продвигается на расстояние, равное шагу заданной длины, останавливаясь в позиции II.
В это время начинается поворот стрелы в противоположном направлении и снятие груза по полосе б. При этом автоматически изменяется скорость поворота. Это связано с увеличением длины прохода, т. е. с изменением угла поворота стрелы. Обычно меха низм поворота рассчитывается примерно на пять различных ско ростей, которые автоматически последовательно переключаются. При достижении края штабеля поворот стрелы прекращается, машина снова передвигается на один шаг, и цикл повторяется. Это будет продолжаться до тех пор, пока не будет пройдена за данная длина. Таким образом, в системе автоматики имеются два счетчика: для отсчета передвижения «шаг за шагом» и для пол ной длины захвата.
Стреловой конвейер имеет те же приборы контроля, что и кон вейеры стаккера, и еще взвешивающее устройство, за показания ми которого может следить машинист на пульте в кабине управ ления. При этом можно узнать мгновенную и суммарную произво дительность.
Как стаккер, так и реклаймер имеют и ручное управление все ми операциями.
На складах высокопроизводительных комплексов находят при менение комбинированные машины стаккер-реклаймеры. Они пред ставляют собой реклаймер, к которому подведен приемный кон вейер, как у стаккера. При формировании штабеля груза роторное колесо стопорится и груз косым щитом отводится со стрелового конвейера в штабель. При расформировании штабеля груза при емный конвейер отключается. Такие машины полностью автома тизированы.
§39. СКЛАДЫ ДЛЯ ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ
ИКОНТЕЙНЕРОВ
Склады для штучных грузов бывают закрытыми и открытыми. В нашей стране и за рубежом на заводах и оптовых базах уже созданы полностью автоматизированные закрытые склады с мно гоярусными роликовыми гравитационными или обычными полоч ными стеллажами.
260