Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
Если ящики на склад прибывают сформированными в пакеты, на входе в склад пакеторазборная машина расформировывает пакет. Ящики системой автоматического адресования грузов с помощью конвейерной линии, погрузчиков, тягачей с прицепными тележками и автоматической стабилизацией курса распределяют ся по складу и устанавливаются на стеллажи автоматизирован ными кранами-штабелерами, лифтовыми штабелерами.
Если необходимо выдать со склада ящики, они снимаются со стеллажей и доставляются на выход склада, где из них пакето формирующей машиной создаются пакеты. Высота стеллажей таких складов 10—12 м, и они хорошо используются как по пло щади, так и по высоте.
В некоторые склады груз прибывает отдельными ящиками, пакетоформирующей машиной создаются пакеты, и хранение осу ществляется отдельными пакетами. На складах с роликовыми или полочными стеллажами установка пакетов на стеллажи и снятие их осуществляется мостовыми кранами-штабелерами или штабе лерами, которые перемещаются либо по напольному, либо по потолочному рельсу или по тому и другому одновременно между стеллажами.
Краны-штабелеры могут быть универсальными и специализи рованными. К универсальным относятся в основном мостовые, оснащенные вилочными захватами или сменными приспособле ниями для захвата грузов. Такие краны-штабелеры могут пере гружать различные по размерам и способу упаковки грузы в од ном складе, а также могут быть использованы для погрузки или разгрузки транспортных средств.
Существуют также подвесные краны-штабелеры, которые от личаются от мостовых конструкцией моста.
К специализированным кранам-штабелерам относятся стел лажные краны-штабелеры и краны-штабелеры для длинномер ных грузов. Стеллажные краны-штабелеры характерны тем, что они работают в проходе между двумя стеллажами, которые они обслуживают. Стеллажные краны-штабелеры позволяют в высо кой степени использовать складские объемы.
Краны-штабелеры по сравнению с вилочными погрузчиками обеспечивают большую высоту штабелирования грузов при зна чительном сокращении ширины проездов между стеллажами. Ис пользование кранов-штабелеров позволяет складировать грузы различной номенклатуры (что свойственно складам морских пор тов), увеличивает производительность и интенсивность перегру зочных работ на складе.
Для складирования тарно-штучных грузов различной номен клатуры могут применяться также штабелеры с элеваторным на копителем. В этом случае в основу штабелирующего устройства положен передвижной полочный элеватор. Штабелер представляет собой напольную тележку, на которой смонтированы элеватор, вер тикальная рама с вакуумными «ли электромагнитными грузоза хватными устройствами, приводы механизмов и пульт управле
261
ния. Управление штабелером автоматическое. За одно движе ние штабелера по складу в соответствии с программой-зада нием производится загрузка-накопление груза на полках элева тора.
Существуют также штабелеры с элеваторной подвеской, ко торые могут осуществлять захват и транспортирование всего вер тикального ряда грузов, расположенных в стеллажах, или выбо рочный захват из ряда любого количества грузов. Следует отме тить, что время на захват вертикального ряда грузов необходимо такое же, что и для захвата единичного груза обычным кра- ном-штабелером при однотипных грузозахватных приспособле ниях.
Управление кранами-штабелерами автоматизировано. Кроме того, предусматривается система автоматического поиска ячеек стеллажа по вертикали и горизонтали. На пульте управления имеются клавиши, которыми устанавливаются координаты требу емой ячейки, а на раме крана-штабелера и вдоль подвесного пути установлены линейки из магнитного сплава, положение которых соответствует горизонтальным и вертикальным рядам стеллажей. При подходе крана-штабелера к соответствующим ячейкам маг нитные линейки взаимодействуют с индуктивными датчиками на
кране и |
автоматически уменьшается скорость. |
Кран-штабелер |
останавливается точно против требуемой ячейки, |
и оператор с |
|
помощью |
ручного -управления складывает груз в |
стеллаж. * |
Автоматическое управление кранами-штабелерами может быть программным. В системе программного управления программо носителем обычно является перфокарта, на которой, кроме адре са, закодирована информация для материального учета грузов.
Считывающее устройство располагается на пульте |
управления |
или непосредственно на штабелере. |
используется |
Для автоматического адресования штабелеров |
система пространственных координат. Каждая ячейка стеллажа, как и положение вилочного захвата, определяется тремя коорди натами. Вилочный захват крана-штабелера может осуществлять перемещение в трех координатах пространства. Информация о положении штабелера в плане и захватного устройства в верти
кальной плоскости подается датчиками, установленными |
вдоль |
горизонтальных направляющих, по которым перемещается |
сам |
штабелер, и вертикальным направляющим, по которым |
дви |
жется каретка с захватом. Крайние положения каретки и захвата ограничиваются конечными выключателями.
После задания программы кран автоматически отправляется в заданном направлении, используя при этом все возможные пе ремещения. В процессе перемещения штабелера информация в виде последовательных импульсов сравнивается с программой (кодом адреса). При совпадении программы с поступающей ин формацией орган сравнения вырабатывает команду для пуска, остановки, реверсирования и уменьшения частоты вращения ме ханизмов. Движение штабелера осуществляется по ломаной ли
262
нии, которая определяется положением проходов между стелла жами, при этом производится совмещение операций по времени, например передвижение штабелера и вертикальное перемещение грузоподъемника.
В настоящее время при автоматическом адресовании штучных грузов применяются два метода, принципиально отличных друг от друга; децентрализованный, когда носителем адреса является сам груз, и централизованный, когда адрес задается на пульте управления. Возможна и комбинация этих методов.
Механизация перегрузки генеральных грузов в портовых за крытых складах в настоящее время пока осуществляется только электропогрузчиками и лифтами.
Полностью автоматизированная система для перегрузки кон тейнеров на контейнерное судно и обратно состоит из: пятиэтаж ного склада, вмещающего свыше 40 тысяч контейнеров, где сор тируются контейнеры; специального судна-контейнеровоза с уст ройством для погрузки и разгрузки контейнеров через кормовые ворота; четырех конвейеров для передачи контейнеров со склада на судно или наоборот. Сортировку контейнеров производят счет но-решающие устройства, которые выдают о каждом контейнере следующую информацию; регистрационный номер, пункт назначе ния, массу и содержимое по упаковочному листу. Производитель ность такой установки на погрузке 25 контейнеров в час.
Открытые склады для генеральных грузов и контейнеров обо рудуются крановыми установками типа портальных кранов и мостовых перегружателей. Для автоматизации перегрузочного процесса необходима автоматизация управления этими маши нами.
Для обеспечения достаточной точности работы должен быть осуществлен контроль работы крановых механизмов в функции пройденного пути, что является обратной связью.
В зависимости от метода измерения и контроля пройденного пути системы автоматического управления бывают с дискретными и непрерывными методами измерения и контроля.
При дискретном методе прямоугольная площадь склада, об служиваемая мостовым перегружателем, делится датчиками-ми кропереключателями на ряд равных участков. Датчики-микропе реключатели устанавливаются на подкрановых путях и на путях передвижения тележки по мосту перегружателя. Благодаря это
му создается система координатных |
точек, расстояние между |
которыми определяется заданной |
точностью складирования |
грузов. |
|
При движении моста по подкрановым путям и тележки вдоль моста считывающее устройство на металлоконструкции тележки воздействует на электромеханические, индуктивные, фотоэлектри ческие или другие датчики. Сигналы от взаимодействия считы вающего устройства с датчиками поступают по линии обратной связи в вычислительный блок системы, построенный на логиче ских элементах, например феррит-диодные ячейки. Количество
2 6 3
сигналов (импульсов) пропорционально пути, пройденному пере гружателем и его тележкой. В органе сравнения вычислительного блока информация, поступившая по линии обратной связи, сопо ставляется с заданной программой. В результате сравнения выра батывается соответствующая команда, которая по линии связи подается в схему управления электроприводом механизма.
Дискретные системы отличаются простотой и надежностью ме тода контроля пройденного пути, но требуют установки большого количества датчиков.
В системах автоматического управления с непрерывным мето дом измерения и контроля пройденного пути устанавливается один датчик-сельсин на металлоконструкции механизма. Сельсиндатчик механически соединяется с ходовыми колесами механизма и работает в индикаторном или трансформаторном режиме. В ка честве датчика может быть использован поворотный трансформа тор или аналогичное устройство.
С помощью датчика происходит преобразование механическо го перемещения механизма передвижения в непрерывно изменя ющее напряжение, которое увеличивается по мере увеличения пройденного расстояния. Эта информация по линии обратной свя зи поступает в счетно решающее устройство, где происходит ее сравнение с заранее заданной программой и выработка соответ ствующих команд исполнительным механизмам.
Система автоматического управления с дискретным методом измерения и контроля пройденного пути чувствительна к коле баниям питающего напряжения, что влияет на точность ее ра боты.
Для перегрузки контейнеров на открытых складах, кроме пор тальных кранов, используются мостовые перегружатели с подъем ными консолями, которые поднимаются с помощью гидропривода. При подъеме консоли можно обслуживать суда с надстройками различной высоты, а автономный привод механизма передвиже ния дает возможность производить перегрузочные работы на бе регу при поднятой консоли. Перегрузка контейнеров на железно дорожные платформы или автотранспорт может осуществляться как в пролете мостового перегружателя, так и под береговой кон солью.
Для перевозки контейнеров на небольшие расстояния и по грузки их на автомобильный транспорт, а также для складиро вания используют портальные контейнеровозы, специальные пневмоколесные краны.
Большинство машин, предназначенных для перегрузки контей неров, снабжается специальными грузозахватными приспособле ниями. Наиболее совершенными и удобными в работе являются автоматизированные захваты с дистанционным управлением, на зываемые спредерами. '
Спредер состоит из трех частей: подвески, рамы и захватов. Тип подвески определяется способом соединения грузозахватного приспособления с перегрузочной машиной, но для кранового обо
264
рудования она состоит из канатов, навешиваемых на крюк или крюки грузоподъемной машины. Рама представляет собой пря моугольного очертания (в плане) металлоконструкцию.
По ее углам находятся штыковые захваты, которые при на кладывании спредера на контейнер заходят в верхние отверстия верхних фитингов, а затем поворачиваются на 90°. Тем самым контейнер оказывается скрепленным с рамой. Каждый штык име ет гидравлический привод, и их поворот происходит одновремен но. В некоторых конструкциях раму выполняют телескопической, и с помощью механизма можно 'изменять ее размеры, приспо сабливая один и тот же спредер под контейнеры различных типов.
Поскольку при перегрузке контейнера со склада, либо с одно го вида транспорта на другой необходимо изменять его положе ние, выставляя вдоль или поперек, например платформы транс портного средства, рама может состоять из двух частей: верхней рамы, связанной с подвеской, и нижней, связанной с захватами.
Нижняя рама может поворачиваться |
относительно |
верхней на |
опорно-поворотном устройстве. Тогда |
спредер будет |
еще иметь |
механизм вращения. |
контейнера рама снабжает |
|
Для ускорения процесса захвата |
ся направляющими, которые установлены по ее углам. Они «на целивают» раму при опускании приспособления сверху на кон тейнер. Однако при загрузке судов ячеистой конструкции боковой зазор между контейнером и стенкой ячейки настолько мал, что выступающие за габарит рамы направляющие мешают опусканию контейнера в ячейку. Поэтому имеется механизм подъема направ ляющих в вертикальное положение.
При перегрузке контейнер вместе с грузозахватным приспособ лением может наклониться, так как центр его тяжести не совпа дает с центром подвески из-за неравномерности укладки груза. Иногда специально контейнеру необходимо придать технологиче ский уклон, например при погрузке на палубу судна, при установ ке и съеме с наклонной транспортной платформы. Поэтому спре дер снабжен механизмом смещения центра подвески. Этот ме ханизм чаще всего винтового типа с приводом от электродвигате ля через редуктор. Кроме того, имеется кабельный барабан, ко торый размещают на раме грузозахватного приспособления или на перегрузочной машине.
Таким образом, спредер снабжен механизмами: поворота шты ковых захватов, подъема направляющих, вращения контейнера, изменения размеров рамы, смещения центра подвески, привода кабельного барабана.
Перспективным является создание телеавтоматического уп равления несколькими складскими машинами, осуществляемое одним оператором, и построение оптимальных маршрутов движе ния машин, если известны координаты грузов на ПТМ и коорди наты свободных мест на складских площадях, т. е. может быть осуществлено оптимальное адресование грузов.
265