Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В поддерживающий ролик конвейера монтируется прерыва­ тель Пр, состоящий из молоточка, наковальни и кулачковой шай­ бы. При вращении ролика кулачковая шайба периодически размыкает молоточек с наковальней. Молоточек электрически сое­ динен с датчиком, а наковальня — с массой ролика и металлокон­ струкцией конвейера. При вращении ролика в первичной обмотке трансформатора Тр создаются прямоугольные импульсы напря­ жения, которые индуктируют во вторичной обмотке знакопере­

менную э. д. с. При

прохождении

через

диод

Д пульсирующее

напряжение

сглаживается

конденсатором

С

и на обмотки ре­

ле нижнего

Р1 и верхнего Р2 пределов оно поступает постоян­

ным.

 

реле

нижнего

предела Р1

выполняет функ­

Электромагнитное

цию самоконтроля, а реле верхнего предела Р2 включается через регулируемое сопротивление R1 и предназначено для блокировки всех конвейеров в направлении, противоположном грузопотоку.

Если конвейер работает в режиме, близком к номинальному, контакты Р1 и Р2 замкнуты. Уменьшение скорости ленты вслед­ ствие проскальзывания вызывает отключение реле Р2 и все конвейеры, предшествующие этому, отключаются. Конвейер, ско­ рость которого вследствие перегрузки и вызванного ею проскаль­ зывания снизилась, продолжает работать, так как реле Р1 дер­ жит свои контакты замкнутыми. Подача груза на конвейер при этом уменьшается, а скорость ленты постепенно увеличивается. При достижении номинального режима работы реле Р2 срабаты­ вает и происходит автоматическое включение остановленных кон­ вейеров.

При разрыве ленты отключаются реле Р1 и Р2, отключаются

все предыдущие

конвейеры и конвейер, который контролируется

с помощью реле

Р1.

Схема одного из приборов для контроля схода конвейерной ленты приведена на рис. 161. Он состоит из центрирующих пово­ ротных роликоопор 1, которые связаны между собой продольны­ ми тягами 6. К основанию одной из центрирующих опор присо­

единены штоки пневмоцилиндров

3,

а к другой

центрирующей

опоре — возвратные пружины 7.

Имеются также

дефлекторные

ролики 5 и конечные выключатели 4.

сойти на сторону с ролико­

При стремлении ленты конвейера

опор, она набегает на дефлекторный ролик и отклоняет его. При повороте дефлекторного ролика на угол примерно 8° срабатывает один из конечных выключателей, что обеспечивает подачу возду­ ха в' пневмоцилиндр. Он поворачивает вокруг центра вращения 2 одну из роликоопор и посредством тяг также и вторую, в резуль­ тате чего лента возвращается в нормальное положение, т. е. центрируется.

Если же под действием набегающей ленты дефлекторный ро­ лик отклонится на максимально допустимый угол, который составляет примерно 15°, срабатывает другой конечный выключа­ тель, и конвейер останавливается. Возврат роликоопор в перво­

244


начальное положение, а также всей системы производят пру­ жины.

В конвейерах со значительной тяговой силой применяют уст­ ройство для снятия натяжения конвейерной ленты. Это устройство позволяет поднимать натяжной барабан всякий раз после оста­ новки конвейера, т. е. с ленты снимать растягивающую нагрузку, что повышает срок службы ленты. Кроме этого, механизируется

подготовка ленты к. перешивке благодаря ее ослаблению.

блоков

Указанное устройство (рис. 162) состоит из системы

11, установленных на подвижной раме 1 с катками 3. На

этой

схода конвейерной ленты

Рис. 162. Автоматическое устройство

для разгрузки

ленты после оста­

 

новки

конвейера

раме находится барабан 2 конвейера. На неподвижной металло­ конструкции 8 расположены блоки 9. Обе группы блоков сгиба­ ются канатом 6, образуя полиспаст, причем канат связан не только с лебедкой 5, но и с контргрузами 4.

Во время работы конвейера полиспаст находится в свободном состоянии, а контргрузы занимают нижнее положение. После ос­ тановки конвейера автоматически включается лебедка, и через полиспаст сначала происходит подъем контргрузов до упора в площадку неподвижной металлоконструкции. Лебедка, продолжая работать, производит подъем подвижной рамы вместе с бараба­ ном. Когда он займет верхнее положение, срабатывает конечный выключатель 7, и лебедка выключается. В этом положении ба­ рабана натяжение ленты снимается, и она свободно провисает.

Перед запуском конвейера включают лебедку на сматывание каната. Это приводит к опусканию барабана конвейера до пол­ ного натяжения ленты, так как этот барабан является натяжным. Когда появилась слабина каната, она выбирается контгрузами, которые под действием собственной массы опускаются. На под­ ходе к нижнему положению они нажимают на конечный выклю­ чатель 12, и лебедка выключается.

Барабан по мере вытягивания ленты

конвейера

опуска­

ется, а контргруз поднимается, и, когда он

достигнет

конечного

245-


выключателя 10, на пульте управления возникнет предупрежда­ ющий сигнал. По нему включают лебедку, контргрузы спустятся, как и барабан, который и натянет ленту. Когда ход перемещения барабана полностью использован, и он опустится в крайнее ниж­ нее положение, сработает конечный выключатель 13. Он сигнали­ зирует на пульт управления о необходимости остановки конвейе­ ра для перешивки ленты.

Существуют контрольные устройства, которые обнаруживают продольные порезы в конвейерной ленте и выключают конвейер,

что предотвращает

ее дальнейшее повреждение.

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 163 дана схема спе­

 

 

 

 

циальной

конвейерной

ленты.

 

 

 

 

В такую ленту завулканизирова-

 

 

 

 

ны в обкладке проводящие вит­

 

 

 

 

ки 5, которые установлены с ин­

 

 

 

 

тервалом 20—40 м, а также два

 

 

 

 

магнита 4. Лента проходит меж­

 

 

 

 

ду высокочастотным излучате­

 

 

 

 

лем 2 и высокочастотным при­

 

 

 

 

емником

1. Оба

прибора

имеют

 

 

 

 

направленные

антенны.

Если

 

 

 

 

ленты и витки целы, то между

Рис.

163. Устройство

для

обнару­

излучателем и приемником про­

бегают

сигналы высокой

ча­

жения

продольных порезов

ленты

 

 

 

 

стоты.

 

 

 

 

 

 

 

 

В случае пореза ленты

и,

как

следствие этого, обрыва витка сигнальная связь отсутствует. Тог­ да магнитное приемное устройство 3 воспринимает закодирован­ ный двумя магнитами в витке сигнал, который затем передается на контрольное устройство, и конвейер останавливается. Возмож­ но повреждение магнитов или высокочастотных приборов кромками движущейся ленты конвейера. Тогда в цепь управления подаются специальные сигналы, которые являются предупрежда­ ющими о повреждении.

Нормальная работа конвейера невозможна, если он будет си­ стематически перегружаться. Поэтому возникает необходимость в автоматическом регулировании толщины слоя груза на ленте, т. е. необходим контроль предельной загрузки конвейеров. При­ боры для контроля толщины слоя груза основаны на различных принципах: механическом, радиоактивном, фотоэлектрическом, емкостном, электрической проводимости и др.

Механические приборы с датчиками флажкового типа не яв­ ляются надежными в эксплуатации, так как в некоторых случаях способствуют сбросу груза с ленты и выходят из строя при кон- . такте с комковым материалом.

Фотоэлектрические приборы являются сравнительно дороги­ ми, требуют применения оптических усилителей, устройств для охлаждения, очистки окон источника света и ненадежны в среде повышенной влажности и запыленности.

246


Радиоактивные устройства требуют широких конвейерных га­ лерей и обслуживающего персонала высокой квалификации.

Емкостные приборы малочувствительны и при перегрузке не­ которых видов груза вообще непригодны.

Оправдал себя в

эксплуатации сигнализатор, данный на

рис. 164, а. Он состоит

из датчика, который находится на теле­

скопической стойке и кронштейне, что позволяет регулировать его установку как по высоте, так и по ширине ленты конвейера с по­ следующим фиксированием болтами, и электронного блока ре­ лейного типа, который реагирует на изменение омического сопро­ тивления в контрольной цепи при замыкании ее материалом.

Датчик (рис. 164,6) состоит из металлического корпуса 1, че­ рез основание которого проходит фарфоровый изолятор 4. Сквозь него пропущен стержень 3, который посредством хомута 5 свя­ зан со стальной веерообразной щеткой 6. Щетка клеммой 2 при­

247

соединена к

электронному

блоку, который

представляет

собой

чувствительное электронное

реле.

используется

левая

В схеме

(см. рис. 164, а)

в качестве реле

половина двойного триода Л1 типа 6Н6П, в анодную цепь кото­ рого включено выходное реле Р. Анодная цепь получает питание от вторичной обмотки силового трансформатора Тр, поэтому для сглаживания пульсации тока параллельно катушке электромаг­ нитного реле Р подключен конденсатор С2. Вторая половина двойного триода работает в качестве выпрямителя, и от нее че­ рез заземление питается цепь смещения. Отрицательное смеще­ ние, подаваемое на сетку левой половины лампы, обратно про­ порционально сопротивлению цепи электрода датчика.

Если груз на ленте отсутствует или уровень его располагается, ниже стальной щетки датчика, сопротивление электрода датчика велико и равно сопротивлению изоляции цепи электрода. Потен­

циал сетки относительно катода

лампы равен нулю, лампа

от­

крыта. Напряжение смещения от

делителя напряжения,

одним

плечом которого

является сопротивление контролируемого

груза

и сопротивление

R1, а другим

плечом — сопротивление

R2, от­

сутствует, и анодный ток левой половины лампы равен номиналь­ ному и больше тока срабатывания электромагнитного реле Р. Якорь реле притянут, размыкающие контакты Р разомкнуты.

Если уровень груза на ленте достигает конца металлической щетки, то на сетку левой половины двойного триода подается от­ рицательное смещение от делителя напряжения. Сопротивление цепи электрода датчика резко уменьшается, анодный ток стано­ вится недостаточным, чтобы удержать якорь реле Р в притяну­ том состоянии, размыкающие контакты Р замыкаются.

Чувствительность прибора можно регулировать, изменяя со­ противление R3 цепи электрода датчика, благодаря чему изме­ няется отрицательное смещение, подаваемое на сетку лампы. Конденсатор С1 обеспечивает выдержку времени срабатывания выходного реле. Как было уже отмечено, при наличии груза на ленте размыкающие контакты Р замкнуты и конденсатор С1 за­ ряжается постоянным током через сопротивление материала. При кратковременном опорожнении ленты, а следовательно, при раз­ рыве цепи электрода конденсатор, разряжаясь через сопротив­ ления R1 и R2, поддерживает отрицательное смещение на сетке двойного триода в течение нескольких секунд, предупреждая ложное срабатывание выходного реле. Лампа Л2 предназначена для сигнализации о включении прибора.

Положение шиберных заслонок в сбрасывающих тележках и в пересыпных устройствах контролируется с помощью конечных выключателей, которые сигнализируют па пульт управления за­ жиганием соответствующих лампочек.

Для предотвращения завала шиберных заслонок и бункеров предусматривается установка электромеханических датчиков за­ вала ДЗШ (см. рис. 156), которые могут быть рычажного и мем­ бранного типа.

248


Рычажный датчик представляет собой поворотную лопатку с противовесом. При избыточном количестве груза в пересыпном устройстве лопатка под действием материала поворачивается и срабатывает конечный выключатель, который подает в систему управления импульс. В результате отключаются электродвигатели конвейеров, питающих бункер, где произошел завал. Конструкция такого датчика проста, но возможно заклинивание лопатки. По­ этому более надежными являются датчики нажимного типа без противовеса, которые могут применяться для контроля завала в пересыпных устройствах.

В этом случае датчик выполнен в виде свободно подвешенно­ го флажка. При образовании завала на ленте загружаемого кон­ вейера флажок отклоняется и поворачивает рычаг выключателя* установленного снаружи пересыпного устройства. При этом про­ исходит размыкание контактов в цепи управления магнитными пускателями предшествующих конвейеров. Как только пересып­ ное устройство освободится от завала грузом, рычаг под дейст­ вием пружины возвращается в исходное положение.

Мембранный датчик завалов размещается в стене бункера или другого пересыпного устройства, где предусматривается от­ верстие под мембрану. Датчик состоит из резиновой мембраны, диска, пластинчатой пружины, рычажной системы и микропере­ ключателя. Мембрана воспринимает давление от столба груза и через диск и рычажную систему воздействует на микропереклю­ чатель.

Электромеханические

датчики завала просты по конструкции

и дешевы. Они должны

быть доступны для контроля обслужива­

ющим персоналом.

Уровень заполнения бункеров грузом по участкам контроли­ руется электродными реле верхнего и нижнего уровня, которые подают на пульт управления соответствующие сигналы (зажига­ ются лампочки). В качестве датчика уровня используется искро­ безопасное реле сопротивления с трубчатыми электродами.

Как известно, в систему автоматического контроля входит также система сигнализации, которая бывает командно-ответной

ирабочей.

Вкомандно-ответную сигнализацию входят: команда о подго­ товке к работе, ответ о готовности к работе и команда об окон­ чании работы.

Рабочая сигнализация обычно осуществляется изменением на­ кала ламп (полный накал или полнакала), или изменением ха­ рактера света (постоянный свет или мигающий), или включением

ламп различного цвета (красный, белый, зеленый).

§ 37. АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА РАБОТЫ КОНВЕЙЕРОВ

Учет работы конвейеров может определяться количеством тонн перегруженного груза с помощью автоматических весов, ос­ нованных на принципе мгновенного фиксирования массы транс­

249