Файл: Паршин И.П. Выбивка, очистка и обрубка отливок учеб. пособие для подготовки рабочих на пр-ве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
шневого действия с горячей и холодной камерой |
сжатия |
и компрессорного действия. |
|
На машинах с горячей камерой сжатия (рис. |
15) ка |
мера находится в расплавленном металле, который под действием поршня в цилиндре вытесняет его в пресс-
форму. |
На машинах |
с |
|
|
|
|
|
|
|||||
колодной камерой |
сжа |
|
|
|
|
|
|
||||||
тия |
(рис. |
16) |
жидкий |
|
|
|
|
|
|
||||
металл, |
расплавленный |
|
|
|
|
|
|
||||||
в тигле |
электрической |
|
|
|
|
|
|
||||||
печи, |
|
дозировочным |
|
|
|
|
|
|
|||||
ковшом |
|
заливают |
в |
|
|
|
|
|
|
||||
камеру |
сжатия |
1. |
Под |
|
|
|
|
|
|
||||
действием |
плунжера |
2 |
|
|
|
|
|
|
|||||
гидравлического |
прес |
|
|
|
|
|
|
||||||
са расплав 3 через лит |
|
|
|
|
|
|
|||||||
ник |
4 |
впрессовывается |
|
|
|
|
|
|
|||||
в стальную пресс-фор |
|
|
|
|
|
|
|||||||
му, ^состоящую из |
двух |
|
|
|
|
|
|
||||||
частей |
неподвижной |
5 |
|
|
|
|
|
|
|||||
и подвижной 6, и запол |
|
|
|
|
|
|
|||||||
няет |
ее. |
Избыток ме |
|
|
|
|
|
|
|||||
талла или пресс-оста |
Рис. 15. Литейная |
машина |
|||||||||||
ток |
7 остается |
на |
ниж |
||||||||||
нем поршне 8 и удаля |
с горячей |
камерой |
сжатия: |
||||||||||
J — пресс-форма разъемная, |
2 — |
||||||||||||
ется |
при |
помощи |
кле |
||||||||||
мундштук, 3 |
— подводящий |
канал, |
|||||||||||
щей |
на |
переплавку. |
|
поршень, 6 — корпус ванны, |
7 — от |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
4 — цилиндр |
пневматический, |
5 — |
||||
После |
затвердева- |
верстие цилиндра |
для |
подвода |
ме |
||||||||
талла, |
8 — |
цилиндр |
|
|
Щ |
V |
ф |
Рис. 16. Литейная машина с холодной камерой сжатия
ния залитого металла плунжер отходит в верхнее поло жение н форма раскрывается, освобождая отливку 9 вместе с литником. После обдувки пресс-формы сжа тым воздухом процесс повторяется.
Пресс-формы изготавливают из специальной жаро упорной стали. Стойкость их при работе на алюминие вых сплавах достигает 200 тыс. заливок.
Методом литья под давлением получают сложные от ливки с мелкими отверстиями, резьбой. Отливки изго тавливают в основном из цветных сплавов — силумина, цинкового сплава, бронзы и др. Высокий класс точности
|
|
Рис. 17. |
Схема центробежного |
литья: |
|
|
||
а — металлическая форма |
с вертикальной |
осью |
вращения: |
/ — литейная |
фор |
|||
ма, |
2 — отливка, |
3 — крышка, 4.— нижняя |
подставка, |
5 — ось; б — металличе |
||||
ская |
форма с горизонтальной осью вращения: |
/ — форма |
литейная, 2— |
от |
||||
|
ливка, |
3 — крышка передняя, 4 — крышка |
задняя, |
5 — ось |
|
отливок практически исключает операции механической обработки режущим инструментом.
Ц е н т р о б е ж н о е л и т ь е . Сущность этого способа состоит в том, что расплав заливают во вращающуюся металлическую'форму. Под действием центробежной си лы расплав распределяется по внутренней поверхности формы и затвердевает, образуя отливку с мелкозерни стой структурой 'без газовых и усадочных раковин. Фор ма приводится во вращение на специальных машинах для центробежного литья, которые изготавливаются с вертикальной и горизонтальной осью вращения.
При центробежном литье используют машины с вер
тикальной (рис. П,а) и горизонтальной (рис. |
17,6) |
ося |
ми вращения. На машинах с вертикальной |
осью |
вра- |
щения отливают в основном из оловянно-свинцовистых бронз — втулки, кольца, бандажи, венцы червячных зуб чатых колес и другие детали небольшой высоты. Машины с горизонтальной осью вращения применяют для отлив ки водопроводных и канализационных труб, гильз ци
линдров |
|
двигателей, |
|
|||
втулок |
и |
других за |
|
|||
готовок |
|
значитель |
|
|||
ной длины, имеющих |
|
|||||
форму |
тел |
враще |
|
|||
ния. |
|
|
|
|
|
|
Т о ч н о е л и т ь е |
|
|||||
по |
в ы п л а в л я е |
|
||||
м ы м |
|
|
м о д е л я м |
|
||
применяют при |
про |
|
||||
изводстве |
|
отливок |
|
|||
сложной |
конфигура |
|
||||
ции, требующих мно |
|
|||||
гооперационной |
ме |
|
||||
ханической |
обработ |
|
||||
ки (отливки |
деталей |
|
||||
швейных |
машин, ве |
|
||||
лосипедов, |
мотоцик |
|
||||
лов, |
легковых |
авто |
|
|||
мобилей, |
режущего |
|
||||
инструмента |
и |
др.). |
Рис. 18. Соотношение веса детали, |
|||
Размеры и форма от |
полученной точным литьем, и веса |
|||||
ливок |
|
при |
точном |
заготовки |
||
литье |
почти |
окоича- |
|
|||
чательиы, |
что |
дает |
|
значительную экономию металла. На рис. 18 показано соотношение массы отливки (126 г ) , полученной точным литьем по выплавляемым моделям, и массы металла за готовки (686 г) для изготовления детали механическим путем.
Технологический процесс получения точных отливок состоит из следующих операций. Сначала изготавливают пресс-форму. В качестве материалов обычно используют сталь или алюминиевые сплавы, затем приготавливают модельную массу, в которую входят воск, парафин и дру гие материалы. Модельная масса, применяемая на авто заводе им. Ленинского Комсомола, состоит из парафина 60%, синтетического цезерина 20%, буроугольноговоска 15% и кубового остатка крекинга парафина 5%.
Полученные модели объединяются на общем стояке литниковой системой, в результате образуется блок мо делей (рис. 19,а). В зависимости от размера и формы число моделей в блоке может быть от десяти до несколь ких сот штук.
Модельный блок покрывают огнеупорной обмазкой (рис. 19,6). Покрытие наносится чаще всего трехкратным окунанием мелких блоков и четырех-пятикратным — крупных с просушкой на воздухе после нанесения каж дого слоя в течение 1—2,5 ч. Блок опускают в раствор вяжущего вещества, состоящего из мелкого кварцевого
песка, этилсиликата и жидкого стекла с последующей обсыпкой их сухим кварцевым песком.
После затвердевания керамического слоя, модельная масса вымывается из форм в баке с горячей (85—95°С) водой. Для удаления остатков модельной массы, укреп ления и прокаливания литейной формы ее помещают в опоку (рис. 19,е), посыпают сухим песком и подвергают отжигу при температуре 900—920°С в течение 3—4 ча сов, а затем заливают расплавленным металлом.
Затвердевшие отливки из конструкционной стали вы бивают из опоки на вибрационных машинах и отделяют от литниковой системы. Отливки с отверстиями и внут ренними каналами для удаления оставшейся керамиче ской корочки подвергают выщелачиванию в ванне с го рячим раствором едкого калия или каустика.
Для снятия внутренних напряжений в металле, повы шения его прочности и улучшения кристаллической структуры отливки подвергают термической обработке — смягчающему отжигу или нормализации.
Л и т ь е в о б о л о ч к о в ы е ф о р м ы . Сущность литья в оболочковые или корковые формы состоит в сле дующем. Металлическую подмодельную плиту / с метал
лической моделью |
(рис. 20,а) подогревают до 220—230°С |
а) і |
в) |
Рис. 20. Последовательность изготовления отливок в оболочковые формы
и смазывают эмульсией для облегчения снятия формы. Затем плиту помещают в бункер 2 с формовочной смесью 3, состоящей из 90% мелкого кварцевого песка и 10% порошкообразной искусственной бакелитовой смолы.
Бункер поворачивает на 180° и формовочная смесь па |
|
дает на модель (рис. 20,6). Под действием тепла |
смола |
в слое смеси, прилегающей к модели, плавится и |
затем |
отвердевает, образуя полутвердую песчано-смоляную оболочку или корку 4 толщиной 8—10 мм. Удалив избы
ток пригоревшей |
формовочной смеси, |
модельную плиту |
с образовавшейся |
коркой помещают |
в нагревательную |
камерную печь и нагревают ее до 300—350°С (рис. 20,s).
В процессе нагрева оболочка спекается и упрочняется. Твердую оболочку, представляющую собой скорлупчатую оболочковую полуформу, снимают при помощи выталки вающего механизма с модельной плиты (рис. 20,г) и спа ривают с другой, соответствующей ей полуформой, и про ставляют при этом стержни (если они необходимы). Со единение полуформ 8 (рис. 20, д) производят механиче ским способом при помощи струбцин 5 (зажимов) или склеивают искусственной смолой. Полученную оболочко вую форму ставят горизонтально или вертикально в ме таллический контейнер 6 и, во избежание разрушения формы от давления жидкого металла, засыпают его су-
Рис. 21. Ребристый цилиндр мотоцикла М-72
хим песком или дробью 7. Оболочковую форму после заливки через литниковую систему металлом разруша ют, освобождая изготовленные в ней отливки.
Процесс изготовления оболочковых форм производит ся на полуавтоматических формовочных машинах типа СКФ-2 производительностью до 500 полуформ в смену.
Методом литья в оболочковые формы получают из вы сокопрочного магниевого чугуна коленчатые валы легко вых автомобилей «Волга», стационарных двигателей реч ных пароходов, распределительные валики автомобиля, ребристые цилиндры мотоцикла М-72 (рис. 21).
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
1.Перечислите элементы, входящие в модельный комплект.
2.Перечислите исходные материалы, входящие в состав формо вочных и стержневых смесей.
3.Укажите назначение литейных стержней.
4.Какие способы формовки применяют для изготовления литей ных форм?
5.Перечислите специальные методы литья. Укажите нх особен ности и область применения.
Г Л А В А IV
ПОНЯТИЕ О МЕТАЛЛАХ И СПЛАВАХ
§ 17. СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ
Основными материалами современного машинострое ния являются металлы и сплавы.
Металлами называются химические элементы, харак терными признаками и свойствами которых является блеск, непрозрачность, хорошая проводимость тепла и электричества, а также вязкость, плавкость и сваривае мость. Свойства металлов или металлических сплавов обусловливаются прежде всего природой входящих в их состав элементов, а также их количественными соотно шениями и-состоянием.
Свойства металлов делятся на физические, механиче ские, технологические и химические.
Физические свойства. К ним относятся плотность, температура плавления, тепло- и электропроводность,теп ловое расширение и способность намагничиваться. Фи зическими эти свойства называются потому, что они об наруживаются в явлениях, не сопровождающихся изме нением химического состава вещества.
Механические свойства. Механические свойства опре деляют работоспособность металлов и сплавов при возг действии на них внешних сил. К механическим свойствам относятся прочность, твердость, упругость, пластичность, ударная вязкость и т. д.
Для определения механических свойств образцы ме таллов подвергают различным испытаниям на специаль ных машинах.
П р о ч н о с т ь металла или сплава определяется ве личиной усилия, необходимого для разрушения образца, имеющего определенные размеры и форму.
Т в е р д о с т ь |
сплава — способность |
сопротивляться |
проникновению |
в него более твердого |
тела. Твердость |
сплава определяют на специальных приборах — твердо мерах, наиболее распространенными из которых являют ся приборы Бринелля, Роквелла и Виккерса,.