Файл: Паршин И.П. Выбивка, очистка и обрубка отливок учеб. пособие для подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шневого действия с горячей и холодной камерой

сжатия

и компрессорного действия.

 

На машинах с горячей камерой сжатия (рис.

15) ка­

мера находится в расплавленном металле, который под действием поршня в цилиндре вытесняет его в пресс-

форму.

На машинах

с

 

 

 

 

 

 

колодной камерой

сжа­

 

 

 

 

 

 

тия

(рис.

16)

жидкий

 

 

 

 

 

 

металл,

расплавленный

 

 

 

 

 

 

в тигле

электрической

 

 

 

 

 

 

печи,

 

дозировочным

 

 

 

 

 

 

ковшом

 

заливают

в

 

 

 

 

 

 

камеру

сжатия

1.

Под

 

 

 

 

 

 

действием

плунжера

2

 

 

 

 

 

 

гидравлического

прес­

 

 

 

 

 

 

са расплав 3 через лит­

 

 

 

 

 

 

ник

4

впрессовывается

 

 

 

 

 

 

в стальную пресс-фор­

 

 

 

 

 

 

му, ^состоящую из

двух

 

 

 

 

 

 

частей

неподвижной

5

 

 

 

 

 

 

и подвижной 6, и запол­

 

 

 

 

 

 

няет

ее.

Избыток ме­

 

 

 

 

 

 

талла или пресс-оста­

Рис. 15. Литейная

машина

ток

7 остается

на

ниж­

нем поршне 8 и удаля­

с горячей

камерой

сжатия:

J — пресс-форма разъемная,

2 —

ется

при

помощи

кле­

мундштук, 3

— подводящий

канал,

щей

на

переплавку.

 

поршень, 6 корпус ванны,

7 — от­

 

 

 

 

 

 

 

4 — цилиндр

пневматический,

5 —

После

затвердева-

верстие цилиндра

для

подвода

ме­

талла,

8

цилиндр

 

 

Щ

V

ф

Рис. 16. Литейная машина с холодной камерой сжатия


ния залитого металла плунжер отходит в верхнее поло­ жение н форма раскрывается, освобождая отливку 9 вместе с литником. После обдувки пресс-формы сжа­ тым воздухом процесс повторяется.

Пресс-формы изготавливают из специальной жаро­ упорной стали. Стойкость их при работе на алюминие­ вых сплавах достигает 200 тыс. заливок.

Методом литья под давлением получают сложные от­ ливки с мелкими отверстиями, резьбой. Отливки изго­ тавливают в основном из цветных сплавов — силумина, цинкового сплава, бронзы и др. Высокий класс точности

 

 

Рис. 17.

Схема центробежного

литья:

 

 

а — металлическая форма

с вертикальной

осью

вращения:

/ — литейная

фор­

ма,

2 — отливка,

3 — крышка, 4.— нижняя

подставка,

5 — ось; б — металличе­

ская

форма с горизонтальной осью вращения:

/ — форма

литейная, 2

от­

 

ливка,

3 — крышка передняя, 4 — крышка

задняя,

5 — ось

 

отливок практически исключает операции механической обработки режущим инструментом.

Ц е н т р о б е ж н о е л и т ь е . Сущность этого способа состоит в том, что расплав заливают во вращающуюся металлическую'форму. Под действием центробежной си­ лы расплав распределяется по внутренней поверхности формы и затвердевает, образуя отливку с мелкозерни­ стой структурой 'без газовых и усадочных раковин. Фор­ ма приводится во вращение на специальных машинах для центробежного литья, которые изготавливаются с вертикальной и горизонтальной осью вращения.

При центробежном литье используют машины с вер­

тикальной (рис. П,а) и горизонтальной (рис.

17,6)

ося­

ми вращения. На машинах с вертикальной

осью

вра-


щения отливают в основном из оловянно-свинцовистых бронз — втулки, кольца, бандажи, венцы червячных зуб­ чатых колес и другие детали небольшой высоты. Машины с горизонтальной осью вращения применяют для отлив­ ки водопроводных и канализационных труб, гильз ци­

линдров

 

двигателей,

 

втулок

и

других за­

 

готовок

 

значитель­

 

ной длины, имеющих

 

форму

тел

враще­

 

ния.

 

 

 

 

 

 

Т о ч н о е л и т ь е

 

по

в ы п л а в л я е ­

 

м ы м

 

 

м о д е л я м

 

применяют при

про­

 

изводстве

 

отливок

 

сложной

конфигура­

 

ции, требующих мно­

 

гооперационной

ме­

 

ханической

обработ­

 

ки (отливки

деталей

 

швейных

машин, ве­

 

лосипедов,

мотоцик­

 

лов,

легковых

авто­

 

мобилей,

режущего

 

инструмента

и

др.).

Рис. 18. Соотношение веса детали,

Размеры и форма от­

полученной точным литьем, и веса

ливок

 

при

точном

заготовки

литье

почти

окоича-

 

чательиы,

что

дает

 

значительную экономию металла. На рис. 18 показано соотношение массы отливки (126 г ) , полученной точным литьем по выплавляемым моделям, и массы металла за­ готовки (686 г) для изготовления детали механическим путем.

Технологический процесс получения точных отливок состоит из следующих операций. Сначала изготавливают пресс-форму. В качестве материалов обычно используют сталь или алюминиевые сплавы, затем приготавливают модельную массу, в которую входят воск, парафин и дру­ гие материалы. Модельная масса, применяемая на авто­ заводе им. Ленинского Комсомола, состоит из парафина 60%, синтетического цезерина 20%, буроугольноговоска 15% и кубового остатка крекинга парафина 5%.


Полученные модели объединяются на общем стояке литниковой системой, в результате образуется блок мо­ делей (рис. 19,а). В зависимости от размера и формы число моделей в блоке может быть от десяти до несколь­ ких сот штук.

Модельный блок покрывают огнеупорной обмазкой (рис. 19,6). Покрытие наносится чаще всего трехкратным окунанием мелких блоков и четырех-пятикратным — крупных с просушкой на воздухе после нанесения каж­ дого слоя в течение 1—2,5 ч. Блок опускают в раствор вяжущего вещества, состоящего из мелкого кварцевого

песка, этилсиликата и жидкого стекла с последующей обсыпкой их сухим кварцевым песком.

После затвердевания керамического слоя, модельная масса вымывается из форм в баке с горячей (85—95°С) водой. Для удаления остатков модельной массы, укреп­ ления и прокаливания литейной формы ее помещают в опоку (рис. 19,е), посыпают сухим песком и подвергают отжигу при температуре 900—920°С в течение 3—4 ча­ сов, а затем заливают расплавленным металлом.

Затвердевшие отливки из конструкционной стали вы­ бивают из опоки на вибрационных машинах и отделяют от литниковой системы. Отливки с отверстиями и внут­ ренними каналами для удаления оставшейся керамиче­ ской корочки подвергают выщелачиванию в ванне с го­ рячим раствором едкого калия или каустика.

Для снятия внутренних напряжений в металле, повы­ шения его прочности и улучшения кристаллической структуры отливки подвергают термической обработке — смягчающему отжигу или нормализации.

Л и т ь е в о б о л о ч к о в ы е ф о р м ы . Сущность литья в оболочковые или корковые формы состоит в сле­ дующем. Металлическую подмодельную плиту / с метал­

лической моделью

(рис. 20,а) подогревают до 220—230°С

а) і

в)

Рис. 20. Последовательность изготовления отливок в оболочковые формы

и смазывают эмульсией для облегчения снятия формы. Затем плиту помещают в бункер 2 с формовочной смесью 3, состоящей из 90% мелкого кварцевого песка и 10% порошкообразной искусственной бакелитовой смолы.

Бункер поворачивает на 180° и формовочная смесь па­

дает на модель (рис. 20,6). Под действием тепла

смола

в слое смеси, прилегающей к модели, плавится и

затем

отвердевает, образуя полутвердую песчано-смоляную оболочку или корку 4 толщиной 8—10 мм. Удалив избы­

ток пригоревшей

формовочной смеси,

модельную плиту

с образовавшейся

коркой помещают

в нагревательную

камерную печь и нагревают ее до 300—350°С (рис. 20,s).


В процессе нагрева оболочка спекается и упрочняется. Твердую оболочку, представляющую собой скорлупчатую оболочковую полуформу, снимают при помощи выталки­ вающего механизма с модельной плиты (рис. 20,г) и спа­ ривают с другой, соответствующей ей полуформой, и про­ ставляют при этом стержни (если они необходимы). Со­ единение полуформ 8 (рис. 20, д) производят механиче­ ским способом при помощи струбцин 5 (зажимов) или склеивают искусственной смолой. Полученную оболочко­ вую форму ставят горизонтально или вертикально в ме­ таллический контейнер 6 и, во избежание разрушения формы от давления жидкого металла, засыпают его су-

Рис. 21. Ребристый цилиндр мотоцикла М-72

хим песком или дробью 7. Оболочковую форму после заливки через литниковую систему металлом разруша­ ют, освобождая изготовленные в ней отливки.

Процесс изготовления оболочковых форм производит­ ся на полуавтоматических формовочных машинах типа СКФ-2 производительностью до 500 полуформ в смену.

Методом литья в оболочковые формы получают из вы­ сокопрочного магниевого чугуна коленчатые валы легко­ вых автомобилей «Волга», стационарных двигателей реч­ ных пароходов, распределительные валики автомобиля, ребристые цилиндры мотоцикла М-72 (рис. 21).

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.Перечислите элементы, входящие в модельный комплект.

2.Перечислите исходные материалы, входящие в состав формо­ вочных и стержневых смесей.

3.Укажите назначение литейных стержней.

4.Какие способы формовки применяют для изготовления литей­ ных форм?

5.Перечислите специальные методы литья. Укажите нх особен­ ности и область применения.

Г Л А В А IV

ПОНЯТИЕ О МЕТАЛЛАХ И СПЛАВАХ

§ 17. СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ

Основными материалами современного машинострое­ ния являются металлы и сплавы.

Металлами называются химические элементы, харак­ терными признаками и свойствами которых является блеск, непрозрачность, хорошая проводимость тепла и электричества, а также вязкость, плавкость и сваривае­ мость. Свойства металлов или металлических сплавов обусловливаются прежде всего природой входящих в их состав элементов, а также их количественными соотно­ шениями и-состоянием.

Свойства металлов делятся на физические, механиче­ ские, технологические и химические.

Физические свойства. К ним относятся плотность, температура плавления, тепло- и электропроводность,теп­ ловое расширение и способность намагничиваться. Фи­ зическими эти свойства называются потому, что они об­ наруживаются в явлениях, не сопровождающихся изме­ нением химического состава вещества.

Механические свойства. Механические свойства опре­ деляют работоспособность металлов и сплавов при возг действии на них внешних сил. К механическим свойствам относятся прочность, твердость, упругость, пластичность, ударная вязкость и т. д.

Для определения механических свойств образцы ме­ таллов подвергают различным испытаниям на специаль­ ных машинах.

П р о ч н о с т ь металла или сплава определяется ве­ личиной усилия, необходимого для разрушения образца, имеющего определенные размеры и форму.

Т в е р д о с т ь

сплава — способность

сопротивляться

проникновению

в него более твердого

тела. Твердость

сплава определяют на специальных приборах — твердо­ мерах, наиболее распространенными из которых являют­ ся приборы Бринелля, Роквелла и Виккерса,.