Файл: Лариков Е.А. Узлы и детали механизмов приборов. Основы теории и расчета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

во-вторых, деталь должна отвечать задачам

узла

и быть

в нем Достаточно работоспособной, вне узла деталь

не

проекти­

руется и не имеет смысла;

 

 

в-третьих, по своей форме, размерам, материалу и по другим показателям деталь должна хорошо согласовываться с возмож­ ностями изготовления ее в условиях современного производства.

Нельзя спроектировать деталь, не представляя как и из чего она может быть изготовлена, как следует ввести ее в свой узел и как будет работать она там в течение всего срока службы. Про­ ектирование деталей неотделимо от проектирования их узлов. То и другое является единым процессом, включающим и кон­ струирование. В результате расчета узла определяются только основные размеры его деталей, а все остальные элементы каждой из них приобретают конкретное выражение при конструировании.

Расчет и одновременно разработку узлов и деталей нужно рассматривать как начальный и главный этап процесса конструи­ рования, после которого или параллельно ему производят объеди­ нение узлов в более сложные сборочные единицы, пока не будет получено все устройство в целом. Конструирование продолжается,

но его характер делается несколько иным.

Наступает второй

этап, основное содержание

которого состоит

в том,

чтобы ком­

пактно и целесообразно по

отношению друг

к другу

разместить

в некотором, обычно ограниченном пространстве уже сконструи­ рованные узлы и отдельные части, связать их соответствующими

передаточными каналами

и узлами состояний второй группы,

построить

проектируемое

изделие приемлемым для использова­

ния и по

внешнему виду

3. МЕХАНИЗМ И УЗЛЫ. ТРИ КЛАССА МЕХАНИЗМОВ

Название «механизм» широко распространено и представ­ ляется общепонятным. Обычно под «механизмом» понимают неко­ торое относительно несложное механическое устройство, которое каким-нибудь образом связывает между собой выходные и входные величины и воздействия, либо просто выполняет какую-то опера­ цию и таким образом работает.

Такое понимание просто, но оно мало определенно, а в функ­ циональном отношении его можно толковать довольно широко, так как некоторую связь выхода со входом воспроизводят очень многие и различные по сложности устройства машин, приборов и даже автоматических систем. Оно, вместе с тем, в известной мере повторяет определение узла или его алгоритмических сту­ пеней. Таким образом, названию «механизм» пока не придано ясное содержание, которое указывало бы на конкретный класс устройств, отличающихся от всех остальных своим назначением и функционально-конструктивными особенностями. В то же время, в приведенном выше толковании, хотя и не полно, но все же заключена некоторая основа, уточнив и дополнив которую, можно


сформулировать понятие о механизме. Для этого нужно указать на две его стороны: функциональную и материально-конструктив­ ную, после чего можно дать такое определение:

механизмом является конструктивно законченное объединение главного и вспомогательных узлов, позволяющее реально вос­ произвести какую-нибудь алгебраическую или операционную ал­ горитмическую ступень, и работа которого достаточно точно опи­ сывается дифференциальным уравнением не выше второго порядка.

Таким образом, с принципиальной стороны механизм дей­ ствительно не отличается от узла, так как его прямое назначение — воспроизведение какой-нибудь алгоритмической ступени. Однако

узел создает лишь основу вос­

 

5

Гг=Л

 

 

 

2 ns,M2

произведения

алгоритмической

 

 

 

 

ступени, а в механизме

она

реа­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лизуется

во

всех отношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для реализации приходится до­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

полнительно

привлекать

 

вспо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

могательные

узлы,

непосред­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ственно не служащие

функцио­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нальной

задаче.

Обычно

ими

 

 

 

 

 

 

 

 

 

являются

узлы

ступеней —• со­

\\V\V4V

 

 

 

 

 

 

 

стояний по процессам и сбо­

Рис. 4. Механизм и его

узлы:

 

рочные.

Следовательно,

в ме­

 

ханизме

находит

полное

кон­

/ — вал входной; 2

— вал

выходной; 3

структивное

завершение

задача

узлы '3-го

рода;

4

у з л ы

3-го

рода

операции

вращения;

5

— у з е л

1-го рода.

воспроизведения

алгоритмиче­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ской ступени, так что'материальная сторона приобретает

закон­

ченность. Для проектируемого устройства материальная

завер­

шенность

является очень

важной

особенностью.

Она

сообщает

механизму

ряд

новых

свойств,

к получению

которых

проек­

тант не стремится. Возникает отличный

от узла

объект

техники

и теоретических

исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сказанное наиболее ясно отражено в механических устрой­ ствах. Например, механизм, показанный на рис. 4, — редуктор — состоит из одного передаточного узла 5 (зубчатые колеса гг, z2), двух сборочных 3 и четырех опорных операций вращения 4. Главным является узел 5. Он' определяет функциональное ядро задачи^ преобразования, т. е. алгебраическую передаточную сту- 'пеиь а (а) = I — const, ради которой разрабатывается конструк­

ция. Все остальные узлы вспомогательные, обеспечивающие возможность работы главного и придающие задаче материальную законченность. Последняя сообщает механизму ряд добавочных свойств, например, жесткость (величина, которая позволяет или

• не позволяет считать механизм динамически обособленным по от­ ношению к другим устройствам цепи преобразований,-куда он входит), затем инерционность, время срабатывания и переходный процесс, возможное запаздывание, склонность к вибрации и мно­ гое другое. Проектант не стремится к ним, он воспроизводит

2*

19



лишь а (а), но добавочные свойства неизбежны, так как они отражают реальность механизма.

В конструктивном отношении механизмы различаются в очень ' большой мере. Они могут быть простыми и полностью совпадаю­

щими со своим главным узлом, но чаще — это сложные

устрой­

ства, объединяющие несколько разнородных узлов,

что

зависит

.от вида физического явления, на котором основана

конструкция

главного узла, и нередко от квалификации конструктора. В функ­ циональном отношении механизм представляет устройство полной реализации алгебраической или операционной ступени расчлене­ ния. Если исходная задача оказывается простой, то она может быть воспроизведена одним механизмом.

Помимо того, в работе любого по сложности и физической при­ роде механизма всегда наблюдаются небольшие, можно сказать, типовые искажения реализуемой в нем математической ступенизависимости. Искажения являются следствием неизбежных «техни­ ческих загрязнений», обусловленных зазорами или необходимым перекрытием, запаздыванием, зонами нечувствительности, гисте­ резисом, последействием и другими погрешностями, причиной которых являются всевозможные сопротивления, несовершенства материалов и изготовления. Для реальных механизмов настоящие факторы имеют большое значение. Они ставят ограничения по скорости, точности, величинам передаваемых мощностей, размерам, целесообразности применения того или иного устройства, его экономичности и т. д. Хотя они и не принципиальны, но из их анализа получают многие конкретные характеристики проектируе­ мых устройств. Инерционность и названные причины приводят к большему или меньшему отклонению работы реального меха­ низма от работы отвечающего ему идеального. В дальнейшем, для краткости, будем называть весь комплекс искажающих физикотехнических явлений фактором материальности.

Алгоритмическая ступень а (а) или о (X) главного узла позво­ ляет описывать работу лишь идеальных или геометрически подоб­ ных механизмов бесконечно большого быстродействия, когда соответствие выхода со входом считают как наступающее мгно­ венно и точно. Для реальных устройств, отягощенных фактором материальности, сопротивлениями на выходе и в самих меха­ низмах, имеющих ограниченные мощности на входе, соответствие выходных величин с входными устанавливается по истечении конечного интервала времени и с некоторыми погрешностями, в известной степени деформирующими алгоритмическую ступень. Отсюда следует, что функционирование реального механизма описывается:

а) дифференциальным уравнением, составленным по отноше­ нию к алгоритмической ступени его главного узла;

б) рядом погрешностных соотношений, отражающих фактор материальности механизма и приближенный характер дифферен­ циального уравнения.

20


Необходимость описания работы механизмал с помощью диф­ ференциального уравнения и погрешностных соотношений сле­ дует признать принципиальной или, во всяком случае, важной особенностью, т. е. такая необходимость требует иной методоло­ гии изучения -и анализа, отличной от той, что используется при рассмотрении 'узлов. Последнее во всех случаях резко отделяет механизмы от узлов, для которых составление дифференциальных уравнений либо невозможно, либо бессмысленно. Например, невозможно для опорного узла вращения указать входную и выходную величины, их функциональную связь, соответствующее дифференциальное уравнение и соотношения для подсчета воз­ можных погрешностей. Разумеется, какое-то уравнение и даже дифференциальное в отношении каких-то интересующих проек­ танта величин можно составить и использовать, он оно нужно не для описания преобразовательно-передаточных свойств, а для разыскания статических характеристик, таких как наиболее под­ ходящая вязкость смазки, наилучшая величина зазора между поверхностями цапфы и втулки, оптимальная длина опоры вдоль ее оси и т. д. Точно так же бессмысленно писать дифференциальное уравнение только для одной пары зубчатых колес, составляющих главный передаточный узел (рис. 4), без учета всех присоединен­ ных масс и сил, а если их учесть, то написанное уравнение ока­ жется дифференциальным уравнением механизма в целом, но не. его отдельного узла. В динамическом и в известной мере погрешностном отношении механический узел всегда растворяется в ме­ ханизме и теряет свою обособленность. Исключение составляютслучаи, когда механизм конструктивно полностью совпадает со своим главным узлом.

С другой стороны, при разработке конструкций узлов, входя­ щих в механизмы, нет необходимости в привлечении дифферен­ циальных уравнений, и это характерно для синтеза узлов. Раз­ меры деталей, в первую очередь, определяются нагрузками, на­ пряжениями и различными прочностными соотношениями, огра­ ничительными опытными факторами и конструктивно-технологи­ ческой приемлемостью, потребными точностями и условиями мини­ мизации ошибок, а также требованиями, вытекающими из функ­

циональных задач, экономической

целесообразностью

и т. д.

Все эти факторы носят статический

характер, хотя

некоторые

из них могут быть получены только из анализа динамических особенностей проектируемого устройства. Динамика механизма оказывается источником вычисления таких факторов, но непо­ средственно синтеза узлов она не касается.

Вместе с тем встречаются задачи, когда отдельные элементы проектируемого узла требуют изолированного рассмотрения в ди­ намике. Однако, проделав последнее и получив нужные сведения, снова приходится возвращаться к статическим методам, поэтому не меняется общий подход к задаче синтеза узлов. Существующая практика разработок конструкций .полностью это подтверждает.