Файл: Лариков Е.А. Узлы и детали механизмов приборов. Основы теории и расчета.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 3
механизмов передаточное отношение может оказаться зависимым от входной или выходной скоростей.
Передаточное отношение является важной характеристикой любого передаточного механизма и, в общем случае, есть непре рывная функция входной величины. Оно в значительной мере определяет вид и конструкцию того узла, на котором будет спро ектирован механизм. Если I (ср^ = const, то механизм может быть построен на зубчатом, червячном или винтовом узле. Если же i (фх ) как-то зависит от входной величины, то отвечающими ему
передачами |
могут быть |
кулачковые, |
рычажно-шарнирные, неко |
торые виды фрикционных и передач с гибкой связью. |
|||
5. |
ВЫХОДНЫЕ |
ВОЗДЕЙСТВИЯ |
И К- П. Д. МЕХАНИЗМА |
Ведомая часть или деталь передаточного механизма, положе ние или состояние которой оценивают с помощью выходных вели чин ср2, со2, обычно непосредственно или через посредство других деталей связана с какими-нибудь другими исполнительными уст ройствами. Предположим, что исполнительное устройство выпол няет некоторые операции, т. е. преодолевает сопротивления и, следовательно, производит работу. Отсюда вытекает, что ведомая часть передаточного механизма всегда испытывает некоторую внешнюю нагрузку, которая по отношению к этому механизму рас сматривается как полезная. Внешняя полезная нагрузка может быть большой, средней, малой и даже исчезающей, как например, в случае, когда надо переместить указатель для производства отсчета какой-то замеренной величины. Для механических уст ройств она выражается либо через силы Q, либо через моменты М.
Для того чтобы передаточный механизм мог выполнять возло женные на него задачи, активные силы на его выходе не должны быть меньше пассивных сил сопротивлений ведомого исполни тельного устройства. Для сравнительно медленных или равномер ных перемещений активные силы равны пассивным, вычисленным
из условий |
статического равновесия. При больших и заметных |
|||
ускорениях сопротивления ведомых элементов возрастают на |
ча |
|||
сти, пропорциональные этим ускорениям. |
Настоящие части, |
как |
||
и |
основные |
статические сопротивления, |
всегда могут быть |
вы |
числены из |
условий задачи на проектирование. Таким образом, |
|||
на |
выходе всякого передаточного механизма, наряду с ранее |
ука |
занными выходными величинами, необходимо иметь либо выход ную силу Q2 , либо выходной момент М%, численно равные сумме статических и инерционных сопротивлений ведомого исполни тельного устройства. Назовем величины Q2 и М2 выходными воздействиями и в дальнейшем, как для входных , так и выходных величии, будем использовать только одну из них М.2, подразуме вая, что то же самоё можем иметь и-для Q2 .
В реальных условиях выходное воздействие М.2 редко бывает постоянным. _Чаще всего оно переменно и полностью'определяется
27
сопротивлениями ведомого устройства. Это приводит к необхо димости считать, что выходное воздействие является функцией выходных величин, т. е. в общем случае функцией ср2, со2 и уско рения е 2 или
М , = Af, (ср2, со21 8а ), |
(5) |
Формула (5) подобно формуле (4), не формальна, так как для конкретных ведомых устройств всегда можно подсчитать потреб ные суммарные сопротивления йа их входах и потому нетрудно указать выходные воздействия для проектируемых передаточных механизмов, как функции выходных величин, скоростей и уско рений.
Зависимость выходного воздействия /И 3 от величин на входе
механизма |
для рассматриваемых |
здесь |
устройств мало |
вероятна |
|
и может иметь место в редких |
случаях. |
|
|
||
Но для |
получения М2 на |
выходе необходимо к входу прило |
|||
жить какое-то входное воздействие Мг. |
Это при учете |
скорости |
|||
<»! определяет входной поток |
энергии |
N1 (мощность), |
для кото |
||
рого N-, — |
М1са1. |
|
|
|
|
Каким |
бы совершенным не был проектируемый механизм, он |
||||
все же часть входного потока |
Nx |
подводимой к нему энергии дол |
жен затрачивать на преодоление различных сопротивлений в нем самом, т. е. в его узлах 1-го и 2-го родов. Обозначим эту часть через Nc, а величину потока на выходе через N2 = /И2 со2 и при мем во внимание, что простые передаточные механизмы не имеют собственных источников энергии. Тогда на основе закона сохра
нения энергии для каждого |
момента |
времени имеем |
||||
|
NX = N2 + |
N\ |
|
|
||
откуда для полезного потока |
N2 |
на выходе получим |
||||
|
Na = N1 — Nc = N1!l |
Hi |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Величина |
указывает |
долю потерь в самом механизме от |
||||
подводимого к |
нему потока |
Ыг. |
|
|
|
|
Для разных механизмов и условий их использования эта доля |
||||||
различна. В одних случаях она мала, в других — |
может приблд^ |
|||||
жаться к единице и даже быть равной ей. |
|
|||||
Величина |
|
|
|
|
|
|
|
n - * H L |
= |
N* |
|
= — i — |
(6) |
есть доля полезных затрат и называется коэффициентом полез ного действия механизма (к. п. д.),
28
Отсюда следует, что |
|
W9 = Т]#1- |
(7) |
Поток № энергии на преодоление собственных |
сопротивлений |
в механизме |
|
Nc = M V , |
|
где Мс — приведенный к какому-нибудь элементу момент воздей ствий, необходимый для преодоления всех сопротивлений внутри механизма, а сос — соответствующая угловая скорость. Такое приведение, по-видимому, выгодно проводить по отношению к вы ходу механизма, т. е. надо принять, что сос = со3, а для Мс надо считать, что Мс = Ml, где М\ — приведенный к выходу момент собственных сопротивлений механизма. Конкретное выражение для М\ может быть указано только для вполне определенных ме ханизмов. Величина
Nl = Ml(a2. |
(8) |
Однако нетрудно видеть, что момент М\ может быть обуслов лен лишь следующими четырьмя факторами: полезным сопротив лением М2 на выходе рассматриваемого механизма, скоростью со2. когда внутренние сопротивления, порожденные нагрузкой М2 как-то зависят от численного значения со2, инерционными сопро тивлениями элементов механизма при наличии у них ускорений и потерями энергии в операционных и передаточных узлах на прео доление сопротивлений, которые в основном не зависят ни от полезной нагрузки М2, ни от скорости со2, а обусловлены лишь конструкцией.
Настоящий вопрос достаточно сложен. Он требует конкретного рассмотрения с принятием во внимание особенностей конструкции всех узлов механизма, степени нагруженности и быстродей ствия их, условий работы и потребной точности связи выхода со входом. Для сравнительно небольшого диапазона изменений ско рости со2 , в котором обычно используют рассматриваемые пере дачи, приближенно можно записать
Ml = |
Kl ( ф ь |
а„) М 2 + Мо + |
4 е 2 , |
(9) |
где Kl (фь соо) •—• коэффициент приведения |
к выходу |
механизма |
||
сил |
его |
внутреннего |
'сопротивления, про |
порциональных выходному воздействию М2. "Этот коэффициент зависит от конструкции узлов и в достаточно общем для практики слу чае может быть функцией входной величины ц>1
- и выходной, скорости со2;
Л— приведенный к выходу момент инерции всех "подвижных элементов_механизма;
А. 29
е2 — угловое ускорение |
на |
выходе; |
сопротивлений |
||||
М% — приведенный |
к выходу момент |
||||||
в узлах механизма, прямо не зависящий от |
М 2 |
||||||
и |
со.,. Его возможная |
зависимость от М2 и со2 |
|||||
в |
небольшой |
мере, |
по-видимому, |
существует, |
|||
но |
сейчас она |
пока |
не изучена. Для обычных |
||||
условий работы узлов в приборах величина |
Ml |
||||||
приближенно может быть оценена только как |
|||||||
некоторая |
функция |
параметров |
конструкции |
||||
подвижных |
узлов. |
|
|
|
|
||
Величина М§ порождается |
сопротивлениями от соприкоснове |
ния взаимодействующих деталей узлов, от загрязнений и загусте
ния смазки, от гпстерезисных явлений |
в работающих материалах |
|
и от некоторых других факторов. |
|
|
Противодействующий приведенный |
момент Ml обычно |
мал |
и потому в механизмах с большими и заметными нагрузками М2 |
не |
учитывается. В различных измерительных и преобразующих устройствах с малыми или исчезающими выходными воздействиями главной составляющей оказывается момент Ml, он и образует основную нагрузку механизма. Наиболее убедительным примером такого механизма, в котором проявляются подобные свойства, может быть стандартный шарикоподшипник. При полном отсут ствии внешних нагрузок он всегда обладает ясно ощутимым соб ственным моментом трения М%. При малых нагрузках, из-за малости коэффициента трения качения, составляющая общего момента трения шарикоподшипника, пропорциональная нагрузке, мала по сравнению с М%.
Заменяя в выражении (6) N2 |
на Af2 co2 , a |
jVc |
по формулам (8) |
|
и (9), получим |
|
|
|
|
ii = |
! |
|
. |
(10) |
i + * g C n . « J + |
m2IZZ4) |
|
||
Отсюда следует, что в достаточно |
общем |
виде |
вторая важная |
|
характеристика механизма — его |
к. |
п. д. т], является сложной, |
нелинейной функцией входных и выходных величин, выходной скорости, а главным образом—конструкции механизма. По последней причине- и в противовес передаточному отношению i (фх), величина г\ принципиально не может быть определена, пре жде чем не будет создана конструкция. Поэтому при проектиро вочных расчетах величиной ц приходится задаваться, опираясь на опыт и априорные знания, в соответствии с намечаемыми для механизма узлами.
Для механизмов с постоянным передаточным отношением I числовое значение г| не зависит от входной величины фх , а присут
ствие в формуле (10) члена |
Л е 2 не является характерным. Он |
30 |
|
/