Файл: Лариков Е.А. Узлы и детали механизмов приборов. Основы теории и расчета.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 3
8. НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРЕДАТОЧНЫХ УЗЛОВ
При разработке новых механизмов и устройств приборов почти во всех случаях перед проектантом-конструктором возникают следующие задачи:
а) передать механические движения и перемещения от одного вала на другой, от устройства к устройству или от источника дви жений к местам и деталям, где эти движения находят свою реали зацию;
б) передать и преобразовать моменты и силы от источников в конечные пункты для выполнения заданных механических опе раций;
в) произвести изменение масштабов движения и перемещений, т. е. получить убыстрение или замедление движений, сокращение или увеличение перемещений;
г) выполнить функциональные преобразования механических движений и перемещений, воспроизвести различные линейные и нелинейные зависимости или же осуществить некоторые другие операции, как например, выпрямление исходных нелинейных за кономерностей в приемлемые линейные.
В течение длительной практики для выполнения этих задач и построения соответствующих механизмов были созданы и широко применены простейшие механические устройства, которые полу
чили |
название |
передаточных узлов или, более кратко, передач. |
||||||
В |
настоящее |
время такими |
передачами являются: |
1) зубчатые |
||||
и |
червячные передачи, 2) фрикционные передачи, 3) передачи |
|||||||
с |
гибкими связями, 4) кулачковые узлы, 5) рычажные |
узлы, |
||||||
6) |
винтовые |
узлы. |
|
|
|
|
||
|
Отсюда видно, что число типов передач невелико, |
но они встре- |
||||||
чатся |
почти |
в |
любом устройстве прибора, где |
следует |
решить |
|||
хотя |
бы одну |
из названных |
задач. |
|
|
|
||
|
Каждая |
из |
этих передач, |
после дополнения |
ее |
узлами 3-го |
рода решает одну или несколько из названных задач и превра щается в простейший передаточный механизм, где главную роль
играет |
избранный |
передаточный |
узел. |
|
||
Необходимо |
оговориться, |
что |
любая |
из указанных задач |
||
сейчас может быть |
решена и |
на другой |
немеханической основе, |
|||
но это |
здесь |
не |
рассматривается. |
|
Каждая передача или передаточный узел обладает своим ха рактером работы и своими особенностями, которые они полностью переносят на соответствующий механизм. Следовательно, меха низмы, построенные на разных узлах, будут различны. Однако, вместе с тем, можно указать и такие характеристики, которые являются общими для всех.
Среди этих характеристик, прежде всего, выделяется переда точное отношение, затем степень нагруженности моментами и силами и, наконец, быстродействие механизма или численные зна-
36
чения скоростей его подвижных элементов. Настоящие характе ристики задаются в составе задачи на проектирование механизма и тем в значительной мере предопределяют его конструкцию.
К. п. д. обычно не относится к числу важных характеристик
приборного устройства, так как назначение последнего чаще |
||
всего |
состоит |
в том, чтобы передать и преобразовать некоторую |
TJ |
|
величину, а не сопутствующее ей воздействие. В устройствах приводов, передающих мощность, должное внимание следует уде лять и к. п. д. .
Из перечисленных передаточных узлов ниже рассмотрены все, кроме зубчатых и червячных. Последним в литературе уделено
значительно больше |
внимания, чем освещаемым здесь и потому |
в их рассмотрении |
пока нет необходимости. |
1
Г л а в а I!
ФРИКЦИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИ
9. ВВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ
Под фрикционными понимают такие простейшие передаточные узлы, в которых сцепление и передача величин и воздействий от ведущего элемента к ведомому осуществляется за счет возбуждения между ними сил сухого трения. Для создания трения элементы
Рис. 6. Фрикционные передачи непосредственного сцепления элементов:
о — цялнндрнческнми колесами; б — коническими колесами
должны быть прижаты друг к другу или непосредственно (рис. 6),
или |
через |
промежуточные' тела качения, |
помещенные |
между |
ними |
(рис. |
7). |
|
|
Ведущими и ведомыми элементами могут |
быть диски, |
цилин |
дрические колеса, валики, ролики, гладкие конусы и сферические
тела; промежуточными — валики и шарики. Эти детали |
просты |
по форме и не трудны в изготовлении. |
|
Силы прижатия создаются за счет деформаций пружин, |
иногда |
при помощи веса, центробежных воздействий, а при колеблющихся мощностях за счет самозатяжки, при которой прижатие автома тически возрастает вслед за ростом сопротивлений на ведомых элементах.
Передаточные отношения узлов рекомендуется выбирать из диапазона от 1 : 1 до 1 : 7, и а в малонагруженных неответствен ных устройствах оно может достигать 1 : 15 и даже больше.
Фрикционные передаточные устройства с переменными пере даточными отношениями называются вариаторами. В приборах
38
вариаторами являются различные решающие, вычислительные, измерительные и другие механизмы, в нагруженных механизмах — редукторы, передающие довольно большие воздействия. Редук торы строят одно- и двухступенчатыми. Диапазон изменения передаточного числа в одноступенчатом вариаторе не делают больше 3-f-4, а двухступенчатом — до 8 и не более 12н-16. Рас ширение диапазона сверх указанного приводит к недостаточно работоспособным, громоздким и неприемлемым конструкциям.
При |
хорошем |
изготовлении |
фрикционные |
передачи надежны |
|||||||
и могут |
работать |
с линейными |
скоростями до 25 м/с, передают |
||||||||
мощности |
от ничтожных, |
как в |
|
|
|||||||
приборах |
и вспомогательных уст |
|
|
||||||||
ройствах, до десятков |
и даже со |
|
|
||||||||
тен киловатт, как в |
исполнитель |
|
|
||||||||
ных механизмах |
машин. |
|
|
|
|
||||||
Фрикционные |
узлы |
широко |
|
|
|||||||
распространены |
и |
часто |
приме |
|
|
||||||
няются |
в |
различных |
устройствах |
|
|
||||||
разных |
областей |
техники. В ма |
|
|
|||||||
шиностроении наибольшее |
приме |
|
|
||||||||
нение они нашли в бесступенча |
|
|
|||||||||
тых вариаторах, |
которые |
отлича |
|
|
|||||||
ются |
простотой, |
малыми |
габа |
|
|
||||||
ритными |
|
размерами, |
достаточно |
|
|
||||||
высоким к. п. д. и потому |
успеш |
Рис. 7. |
Лобовая передача: |
||||||||
но конкурируют |
с |
|
гидравличе |
||||||||
|
/ — ведущий |
диск; 2 — промежуточ |
|||||||||
скими |
и |
электрическими |
приво |
||||||||
ный переставной ролнк; 3 — ведомый |
|||||||||||
дами. |
Однако при постоянном пе |
|
диск |
редаточном отношении более вы годным оказывается зубчатый узел как имеющий меньшие раз
меры и создающий меньшие силовые воздействия на валы и оси.
В приборостроении их используют более разносторонне и шире: как приводные узлы в различных записывающих лентопротяж ных механизмах, при построении тормозных устройств, для вы полнения не очень точных операций умножения, деления, диф ференцирования, интегрирования и некоторых других.
Фрикционные узлы применяют для работы на валах с парал лельными или пересекающимися осями. Иное расположение не обеспечивает хорошего действия и нецелесообразно. Конструктив ные формы фрикционных узлов различны и определяются их назначением и условиями размещения в основной конструкции. Но чаще применяют следующие фрикционные узлы:
1) передачи цилиндрическими или коническими колесами с па раллельными или пересекающимися осями;
2)лобовые передачи с роликами;
3)лобовые передачи с шариками и валиками.
Основными достоинствами |
фрикционных передач являются: |
а) большая, чем у зубчатых, |
универсальность. Они позволяют |
39
осуществлять |
передачу с плавноизменяющимся передаточным |
|
отношением; |
|
|
б) позволяют легко производить включение и отключение ве |
||
домых |
звеньев |
при остановках и во время работы; |
в) |
бесшумны в работе, при небольших нагрузках и скоростях |
позволяют за счет пробуксовывания просто и надежно защищать ведомые звенья от возможных аварийных перегрузок и поломок; г) элементы передач просты конструктивно и дешевы в изго
товлении.
Недостатки фрикционных передач заключаются:
а) в наличии в каждой передаче неизбежного небольшого не контролируемого проскальзывания ведомого звена относительно ведущего. Следовательно, установленное передаточное отноше ние в небольшой мере переменно и неопределенно, что ограничивает точность работы передачи;
б) в необходимости применения значительных осевых или ра диальных сил для обеспечения сцепления элементов передачи за счет сил трения. Силы прижатия могут превышать передаваемые силы в десять и более раз, что усложняет опоры валов и снижает к. п. д. узлов;
в) в заметном, а иногда одновременно и неравномерном износе рабочих поверхностей при проскальзывании и особенно при буксо вании;
г) |
в более значительных, чем у зубчатых |
передач, габаритных |
размерах конструкций. |
|
|
По передаваемым воздействиям все многообразие фрикцион |
||
ных |
передач можно разделить на две большие группы: |
|
1) |
на группу передач, несущих заметные |
и большие нагрузки |
и мощности. Это в основном передачи машин, в некоторых случаях ими могут быть и приборные узлы;
2) на группу ненагруженных и малонагруженных фрикцион ных передач, служащих для осуществления заданных кинемати
ческих связей и часто имеющих как большие, так |
и малые ско |
||
рости |
вращения. Такие узлы можно встретить во |
вспомогатель |
|
ных |
устройствах машин, |
но главным образом — в |
приборах. |
|
10. ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ |
|
|
|
ОСНОВЫ РАБОТЫ |
ПЕРЕДАЧИ |
|
Наиболее важной особенностью работы всякой фрикционной передачи является всегда наблюдаемое на практике небольшое проскальзывание ведущего элемента относительно ведомого. Оно является результатом довольно сложных явлений взаимодействия элементов и пока мало изучено, поэтому учет его производят с по
мощью опытных |
коэффициентов. |
|
||
В настоящее |
время |
различают три вида |
проскальзывания: |
|
а) упругое, б) буксование, |
в) геомгтрическое |
скольжение. |
||
Рассмотрим |
каждое |
из |
них. |
|
40