Файл: Лариков Е.А. Узлы и детали механизмов приборов. Основы теории и расчета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРЕДАТОЧНЫХ УЗЛОВ

При разработке новых механизмов и устройств приборов почти во всех случаях перед проектантом-конструктором возникают следующие задачи:

а) передать механические движения и перемещения от одного вала на другой, от устройства к устройству или от источника дви­ жений к местам и деталям, где эти движения находят свою реали­ зацию;

б) передать и преобразовать моменты и силы от источников в конечные пункты для выполнения заданных механических опе­ раций;

в) произвести изменение масштабов движения и перемещений, т. е. получить убыстрение или замедление движений, сокращение или увеличение перемещений;

г) выполнить функциональные преобразования механических движений и перемещений, воспроизвести различные линейные и нелинейные зависимости или же осуществить некоторые другие операции, как например, выпрямление исходных нелинейных за­ кономерностей в приемлемые линейные.

В течение длительной практики для выполнения этих задач и построения соответствующих механизмов были созданы и широко применены простейшие механические устройства, которые полу­

чили

название

передаточных узлов или, более кратко, передач.

В

настоящее

время такими

передачами являются:

1) зубчатые

и

червячные передачи, 2) фрикционные передачи, 3) передачи

с

гибкими связями, 4) кулачковые узлы, 5) рычажные

узлы,

6)

винтовые

узлы.

 

 

 

 

 

Отсюда видно, что число типов передач невелико,

но они встре-

чатся

почти

в

любом устройстве прибора, где

следует

решить

хотя

бы одну

из названных

задач.

 

 

 

 

Каждая

из

этих передач,

после дополнения

ее

узлами 3-го

рода решает одну или несколько из названных задач и превра­ щается в простейший передаточный механизм, где главную роль

играет

избранный

передаточный

узел.

 

Необходимо

оговориться,

что

любая

из указанных задач

сейчас может быть

решена и

на другой

немеханической основе,

но это

здесь

не

рассматривается.

 

Каждая передача или передаточный узел обладает своим ха­ рактером работы и своими особенностями, которые они полностью переносят на соответствующий механизм. Следовательно, меха­ низмы, построенные на разных узлах, будут различны. Однако, вместе с тем, можно указать и такие характеристики, которые являются общими для всех.

Среди этих характеристик, прежде всего, выделяется переда­ точное отношение, затем степень нагруженности моментами и силами и, наконец, быстродействие механизма или численные зна-

36


чения скоростей его подвижных элементов. Настоящие характе­ ристики задаются в составе задачи на проектирование механизма и тем в значительной мере предопределяют его конструкцию.

К. п. д. обычно не относится к числу важных характеристик

приборного устройства, так как назначение последнего чаще

всего

состоит

в том, чтобы передать и преобразовать некоторую

TJ

 

величину, а не сопутствующее ей воздействие. В устройствах приводов, передающих мощность, должное внимание следует уде­ лять и к. п. д. .

Из перечисленных передаточных узлов ниже рассмотрены все, кроме зубчатых и червячных. Последним в литературе уделено

значительно больше

внимания, чем освещаемым здесь и потому

в их рассмотрении

пока нет необходимости.

1

Г л а в а I!

ФРИКЦИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИ

9. ВВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

Под фрикционными понимают такие простейшие передаточные узлы, в которых сцепление и передача величин и воздействий от ведущего элемента к ведомому осуществляется за счет возбуждения между ними сил сухого трения. Для создания трения элементы

Рис. 6. Фрикционные передачи непосредственного сцепления элементов:

о — цялнндрнческнми колесами; б — коническими колесами

должны быть прижаты друг к другу или непосредственно (рис. 6),

или

через

промежуточные' тела качения,

помещенные

между

ними

(рис.

7).

 

 

Ведущими и ведомыми элементами могут

быть диски,

цилин­

дрические колеса, валики, ролики, гладкие конусы и сферические

тела; промежуточными — валики и шарики. Эти детали

просты

по форме и не трудны в изготовлении.

 

Силы прижатия создаются за счет деформаций пружин,

иногда

при помощи веса, центробежных воздействий, а при колеблющихся мощностях за счет самозатяжки, при которой прижатие автома­ тически возрастает вслед за ростом сопротивлений на ведомых элементах.

Передаточные отношения узлов рекомендуется выбирать из диапазона от 1 : 1 до 1 : 7, и а в малонагруженных неответствен­ ных устройствах оно может достигать 1 : 15 и даже больше.

Фрикционные передаточные устройства с переменными пере­ даточными отношениями называются вариаторами. В приборах

38


вариаторами являются различные решающие, вычислительные, измерительные и другие механизмы, в нагруженных механизмах — редукторы, передающие довольно большие воздействия. Редук­ торы строят одно- и двухступенчатыми. Диапазон изменения передаточного числа в одноступенчатом вариаторе не делают больше 3-f-4, а двухступенчатом — до 8 и не более 12н-16. Рас­ ширение диапазона сверх указанного приводит к недостаточно работоспособным, громоздким и неприемлемым конструкциям.

При

хорошем

изготовлении

фрикционные

передачи надежны

и могут

работать

с линейными

скоростями до 25 м/с, передают

мощности

от ничтожных,

как в

 

 

приборах

и вспомогательных уст­

 

 

ройствах, до десятков

и даже со­

 

 

тен киловатт, как в

исполнитель­

 

 

ных механизмах

машин.

 

 

 

 

Фрикционные

узлы

широко

 

 

распространены

и

часто

приме­

 

 

няются

в

различных

устройствах

 

 

разных

областей

техники. В ма­

 

 

шиностроении наибольшее

приме­

 

 

нение они нашли в бесступенча­

 

 

тых вариаторах,

которые

отлича­

 

 

ются

простотой,

малыми

габа­

 

 

ритными

 

размерами,

достаточно

 

 

высоким к. п. д. и потому

успеш­

Рис. 7.

Лобовая передача:

но конкурируют

с

 

гидравличе­

 

/ — ведущий

диск; 2 — промежуточ­

скими

и

электрическими

приво­

ный переставной ролнк; 3 — ведомый

дами.

Однако при постоянном пе­

 

диск

редаточном отношении более вы­ годным оказывается зубчатый узел как имеющий меньшие раз­

меры и создающий меньшие силовые воздействия на валы и оси.

В приборостроении их используют более разносторонне и шире: как приводные узлы в различных записывающих лентопротяж­ ных механизмах, при построении тормозных устройств, для вы­ полнения не очень точных операций умножения, деления, диф­ ференцирования, интегрирования и некоторых других.

Фрикционные узлы применяют для работы на валах с парал­ лельными или пересекающимися осями. Иное расположение не обеспечивает хорошего действия и нецелесообразно. Конструктив­ ные формы фрикционных узлов различны и определяются их назначением и условиями размещения в основной конструкции. Но чаще применяют следующие фрикционные узлы:

1) передачи цилиндрическими или коническими колесами с па­ раллельными или пересекающимися осями;

2)лобовые передачи с роликами;

3)лобовые передачи с шариками и валиками.

Основными достоинствами

фрикционных передач являются:

а) большая, чем у зубчатых,

универсальность. Они позволяют

39



осуществлять

передачу с плавноизменяющимся передаточным

отношением;

 

б) позволяют легко производить включение и отключение ве­

домых

звеньев

при остановках и во время работы;

в)

бесшумны в работе, при небольших нагрузках и скоростях

позволяют за счет пробуксовывания просто и надежно защищать ведомые звенья от возможных аварийных перегрузок и поломок; г) элементы передач просты конструктивно и дешевы в изго­

товлении.

Недостатки фрикционных передач заключаются:

а) в наличии в каждой передаче неизбежного небольшого не­ контролируемого проскальзывания ведомого звена относительно ведущего. Следовательно, установленное передаточное отноше­ ние в небольшой мере переменно и неопределенно, что ограничивает точность работы передачи;

б) в необходимости применения значительных осевых или ра­ диальных сил для обеспечения сцепления элементов передачи за счет сил трения. Силы прижатия могут превышать передаваемые силы в десять и более раз, что усложняет опоры валов и снижает к. п. д. узлов;

в) в заметном, а иногда одновременно и неравномерном износе рабочих поверхностей при проскальзывании и особенно при буксо­ вании;

г)

в более значительных, чем у зубчатых

передач, габаритных

размерах конструкций.

 

По передаваемым воздействиям все многообразие фрикцион­

ных

передач можно разделить на две большие группы:

1)

на группу передач, несущих заметные

и большие нагрузки

и мощности. Это в основном передачи машин, в некоторых случаях ими могут быть и приборные узлы;

2) на группу ненагруженных и малонагруженных фрикцион­ ных передач, служащих для осуществления заданных кинемати­

ческих связей и часто имеющих как большие, так

и малые ско­

рости

вращения. Такие узлы можно встретить во

вспомогатель­

ных

устройствах машин,

но главным образом — в

приборах.

 

10. ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ

 

 

ОСНОВЫ РАБОТЫ

ПЕРЕДАЧИ

 

Наиболее важной особенностью работы всякой фрикционной передачи является всегда наблюдаемое на практике небольшое проскальзывание ведущего элемента относительно ведомого. Оно является результатом довольно сложных явлений взаимодействия элементов и пока мало изучено, поэтому учет его производят с по­

мощью опытных

коэффициентов.

 

В настоящее

время

различают три вида

проскальзывания:

а) упругое, б) буксование,

в) геомгтрическое

скольжение.

Рассмотрим

каждое

из

них.

 

40