Файл: Лариков Е.А. Узлы и детали механизмов приборов. Основы теории и расчета.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 3
обычно быстро пропадает или же просто мал. Поэтому для наибов лее распространенных случаев формулу (10) можно переписать так:
l + ^ " " - » + W s r .
Для передаточных механизмов разных конструкций и для из меняющихся от нуля до каких-то пределов выходных воздействий
М2 |
(фа , со2) числовые значения ц по формуле (10*) можно получить |
|
в диапазоне от 1 до 0 (1 > |
т) ^ 0). Даже для самых простых меха |
|
низмов нахождение ясных |
выражений (10*), которые позволяли |
|
бы |
вычислять 11 достаточно точно, нередко затруднительно. Это |
объясняется многими причинами и, в первую очередь, недостаточ ными знаниями явлений, влекущих за собой возникновение по тока Nc потерь энергии в узлах. Поэтому к. п. д. часто определяют экспериментально, на основе испытаний уже построенного образца механизма. В последнем случае, в зависимости от известного т] можно подсчитать сумму второго и третьего членов знаменателя
формулы (10*), т. е. |
|
|
#2 («о) + » М° |
ч = |
1 ' |
Если такой эксперимент провести дважды при одном и том же со2, но при разных М 2 (ф2 , to2 ), то с помощью настоящего выраже
ния можно получить два уравнения с двумя неизвестными К\ |
(со2) |
||||
и Ж о, которые потом легко вычисляются. На этом может |
быть |
||||
построено изучение |
потерь мощности и моментов в реальных |
||||
механизмах, |
а также оценка |
сопротивлений, не |
зависящих от |
||
нагрузок. |
|
|
|
|
|
Значения |
/(§ (фь |
о>г) всегда |
меньше единицы. |
Они малы |
для |
машин и исполнительных устройств, подавляющих большие внеш ние сопротивления, и значительно больше для приборов. Теорети чески к. п. д. в машиностроении определяется только этой вели чиной.
/Ис
Числовые значения .. . 0 — : - могут быть какими угодно,
вплоть до бесконечности. Это обусловлено выходным сопротивле нием, которое в приборостроении нередко оказывается исчезаю щим. Тогда и 1] = 0.
Величина М\ наряду с ц может рассматриваться как вторая механическая характеристика механизма. При отсутствии внеш ней нагрузки только она характеризует устройство по передавае мым или потребным воздействиям.
31
е. ВХОДНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Воспользуемся теперь формулой.(7), подставим в нее выраже ния потоков энергии Nlt N2 и получим
|
|
/И2 со2 = TiMiCOi, |
|
|
||
откуда при |
использовании |
формулы |
(4) |
найдем |
|
|
|
М ^ - |
^ - |
М а ( ф 2 , о ) 2 1 е 2 ) . |
(11) |
||
Такое воздействие надо приложить к входу механизма, чтобы |
||||||
он работал |
требуемым |
образом. |
|
|
|
|
При проектировании нормально работающих передаточных |
||||||
устройств, |
по-видимому, нельзя задаваться входными' |
значе |
||||
ниями воздействий Мг |
или мощностей Nt |
и по формулам, |
обрат |
|||
ным (11), находить отвечающие им М2 |
и N2. Это было бы |
непра |
вильно, так как выходные воздействия определяются фактическими пассивными и предполагаемыми инерционными сопротивлениями ведомых устройств, а не силовыми возможностями искомых активных источников энергии, которые потом должны быть подключены на входе. Если Мг больше того значения, что дает формула (11), то ведомое устройство и сам передаточный меха
низм работают с |
повышенными против задания ускорениями е 2 |
и могут оказаться |
перегруженными. Если же M j меньше требуе |
мого значения, то ведомое устройство либо стопорит движение, либо его работа происходит вяло, имеет недостаточно быстрые разгоны и, следовательно, неприемлема.
Однако назначение входных воздействий точно по формуле (11) рискованно и непрактично из-за неопределенности и изменчи вости сопротивлений на входе ведомого устройства, а также внутри самого механизма.
Почти все сопротивления, кроме инерционных и, может быть, небольшого числа некоторых других, в большей или меньшей мере носят случайный характер и заранее известны как среднестати стические, а фактические могут отклоняться от средних в большую
и меньшую |
стороны непредсказуемым образом. Поэтому, то зна |
||
чение для Ми |
которое указывает формула (11), также |
надо рас |
|
сматривать как среднее. При стечении |
неблагоприятных обстоя |
||
тельств оно |
легко может оказаться |
недостаточным. |
|
Из этого положения существуют два выхода. Первый из них |
|||
состоит в том, что фактические входные воздействия Мг |
осущест |
вляют большими, чем расчетные по формуле (11), на некоторый избыток х, который указывается по отношению к расчетному. Нетрудно видеть, что величина к должна определяться отклоне ниями в сторону превышения фактических сопротивлений от средних, принятых к расчету. Для многих случаев практики к можно выбирать из интервала от 0,25 до 0,50. Для некоторых усло-
32
Вий х может превосходить единицу. Численное значение х всякий раз выбирает сам проектант, исходя из условий на проектиро вание.
С учетом коэффициента избытка х формула (11) примет вид
М1 = ( 1 + У(ф1) |
М2(^,Щ,г2). |
(11*) |
Увеличенное таким образом входное воздействие затем исполь зуется для прочностных расчетов элементов узла и для подбора источников активных воздействий и движений, подключаемых ко входу проектируемого механизма.
Второй выход или путь предусматривает целесообразное управление входными воздействиями в соответствии со случайно возрастающими или убывающими выходными, что значительно улучшает работу ведомого устройства, но усложняет его осу ществление.
|
7. ИДЕАЛЬНЫЙ |
И РЕАЛЬНЫЙ, |
НАГРУЖЕННЫЕ |
||
|
И МАЛОНАГРУЖЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ |
||||
Приведенное рассмотрение показывает, что всякий функцио |
|||||
нально-передаточный |
механизм характеризуется двумя входами |
||||
и двумя |
выходами — по величинам и по воздействиям. Это четы |
||||
рехполюсник. Его |
четыре |
величины связанымежду собой при |
|||
помощи |
формул |
(1) |
и |
(11) — через |
передаточное отношение |
и к. п. д. Последние могут быть отнесены к главным внешним ха рактеристикам всякого передаточного механизма.
Однако почти очевидно, что по своей природе эти характери стики резко различаются.
Передаточное отношение может быть определено по формуле (4) еще задолго до создания отвечающего ему механизма, в то время как к. п. д. можно найти лишь грубо приближенно после приня тия схемы конструкции и по априорным данным. Достаточно точное определение возможно только путем непосредственных за меров по реальному образцу.
Помимо того, практика и эксперимент ясно показывают, что для реальных механизмов этих двух характеристик вообще недостаточно: во многих случаях требуется знать время срабаты вания,, характер переходного процесса, возможные неточности стационарного режима и некоторые другие показатели. Значит, необходимо отделить понятие «идеального» механизма от «реаль ного».
Из предыдущего вытекает, что понятие «идеальный», по-види мому, следует связывать с первой формулировкой определения механизма, т. е. с простейшей передаточной или операционной за дачей, ради которой он создается на базе узлов.
Идеальный механизм — это пока только алгебраическая или геометрическая схема воспроизведения простейшей задачи, полу-
3 Е . А . Ларннов |
33 |
ценной как результат расчленения сложного и не прошедшей стадии конструирования узлов. Такой механизм еще лишен мно гих свойств, присущих реальному образцу. Единственная его характеристика, которая может быть указана точно — это пере даточное отношение, и потому идеальный механизм можно пред ставить только как двухполюсник, связывающий чисто алгебраи чески выходную величину с входной.
Если перейти к дифференциальному уравнению, то оно, вклю чая в себя передаточное отношение, предполагает многое, что присуще только реальному. Для его написания необходимо знать массы или их эквиваленты, позиционные и демпфирующие силы, их характер, что определяет линейность или нелинейность. Одно временно предполагается, что внутренние и внешние силы сопротив лений конструктивными и расчетными мерами сведены к несу щественным и их можно не принимать во внимание. По существу, дифференциальное уравнение не может быть написано, пока меха низм не достиг определенной степени конструктивной завершен ности всех своих узлов. Поэтому, хотя дифференциальное урав нение также является идеализацией, оно значительно ближе к реальному образцу и вместе с рядом условностей, ограничений точностных и других характеристик дает достаточно верную картину его поведения во времени.
Таким образом, понятие реального механизма, по-видимому, следует связать с дифференциальным уравнением и учесть, что оно, во-первых, воспроизводит заданную функциональную или операционную связь выхода со входом, во-вторых, в принятых границах достаточно точно описывает его поведение во времени.
Выполнение условий конструктивной завершенности и полу чения достаточной точности позволяет описывать работу реаль ных механизмов с помощью сравнительно простых дифференциаль ных уравнений, в которых отброшены все члены, несущественно искажающие или как-то загрубляющие положенные в их основу функциональности. Идеализированные таким образом уравнения дают возможность затем производить всесторонний теоретический анализ сложных устройств, а также создавать новые машины, приборы и т. д. Естественно, что отброшенные члены или допу щенные для отдельных механизмов неточности ставят определен ные границы, за которыми как анализ, так и синтез перестают отображать действительность работы сложного устройства и, сле довательно, указывают пределы его сложности. Эта сторона рас смотрения очень важна, но она требует особого внимания и выхо дит за рамки нашей задачи.
Выходные величины и воздействия всегда заданы или из вестны, а входные приходится подбирать по техническим данным существующих источников движения (электродвигателей) и по формуле (11*), после чего поток энергии через реальный механизм будет определен окончательно и можно приступать к расчетам узлов.
34
Для большинства механизмов приборов величина потока энергии обычно невелика, поэтому невелики и силовые воздей ствия. Наиболее приемлемыми и удобными для расчетов здесь оказываются силы и моменты, а не мощности, как в маши ностроении. Первые и следует вводить в расчетные соотно шения.
Из-за |
малости |
силовых воздействий расчеты на прочность |
часто не могут дать |
конструктивно приемлемых-размеров проек |
|
тируемых |
деталей: |
они оказываются слишком малыми. В таком |
случае размеры принимаются такими, какие подходят для
разрабатываемых |
конструкций |
или, как |
говорят, |
их |
выби |
рают из конструктивных соображений. Иногда размеры |
деталей |
||||
можно определить |
из условий |
достижения |
заданной |
точности |
работы узла, либо указать, исходя из каких-то других требо ваний.
Нередко многие механизмы и узлы приборов нагружены так, что хотя прочностные расчеты и указывают какие-то размеры, но последние все же должны быть исправлены в большую сторону, чтобы стать приемлемыми для конструкций. В этом случае расчет лишь ориентирует проектанта.
Наконец, в приборах и приборных устройствах встречаются заметно нагруженные механизмы, узлы которых требуют точно таких же прочностных расчетов как и узлы машин, а получаю
щиеся здесь размеры должны быть непосредственно |
реализованы |
||
в конструкции. |
|
|
|
В |
соответствии со сказанным все механизмы |
и |
узлы при |
боров |
можно разделить на малонагруженные |
и |
нагружен |
ные. |
|
|
|
Под малонагруженными понимают механизмы и узлы, для дета лей которых из расчетов на прочность получаются слишком малые
размеры, так что |
они не могут быть приняты для разрабатывае |
|
мых конструкций |
и их приходится |
увеличивать. |
Следовательно, |
нагруженными |
оказываются все остальные, |
для которых такие размеры могут быть получены из прочностных расчетов.
Из малонагруженных механизмов и узлов необходимо выделять: а) достаточно точные, а также работающие при больших скоростях;
иногда их называют ответственными; |
б) |
механизмы, работающие |
в легких и малоскоростных режимах, |
а |
также такие, в отноше |
нии точности которых никаких существенных требований не ста
вится. |
Их можно |
назвать неответственными. |
В |
ответственных устройствах некоторые размеры могут |
|
быть |
указаны из |
точностных требований, а их изготовление и |
сборка требуют того же внимания, что и высоконагруженные
элементы. В |
неответственных |
устройствах почти все |
размеры, |
||
кроме |
зависящих от кинематических |
соотношений, |
опреде |
||
ляются |
при |
конструировании |
или из |
конструктивных |
сообра |
жений. |
|
|
. |
• |
|
з* |
|
|
|
|
35 |