Файл: Коробов Г.Ю. Совершенствование снабжения с применением ЭВМ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
поставщиков и в то же время спрос большинства потре бителей не удовлетворен. Рассматривая последовательно каждую строку матрицы, видим, что поставщик А\ свя зан кружками с двумя потребителями В\ и Вг с суммар ной потребностью 300 единиц (140+160), тогда как его ресурсы составляют лишь 90 единиц материала. Следо вательно, поставщик А\ является недостаточным на 210
единиц материала, а строка матрицы является |
отрица |
||||
тельной. Во второй строке ресурсы поставщика |
А2 в раз |
||||
мере 200 единиц распределены не полностью, |
лишь на |
||||
100 единиц. Это |
означает, |
что |
поставщик |
А2 |
является |
избыточным на |
100 единиц, |
а |
строка |
положительной. |
|
Анализ третьей |
строки, т. е. ресурсов поставщика Л 3 и их |
распределения, показывает, что этот поставщик также является избыточным, причем его избыточность равна его ресурсам, т. е. ПО единицам. Необходимо отметить, что в первоначальном плане распределения может ока заться и такой вариант, когда ресурсы какого-либо по ставщика окажутся полностью распределенными, а спрос (или выделенные фонды) связанных с ним потребителей удовлетворен, тогда такой поставщик и соответствующая ему строка матрицы называются нейтральными.
Поскольку первоначальный план прикрепления со ставлен с соблюдением общего условия (ограничения), присущего всем транспортным задачам линейного про граммирования, согласно которому суммарные ресурсы поставщиков должны быть равны суммарной потребности
п т
(фондам) всех потребителей~УAi—^Bj, абсолютные ве-
личины суммы избыточности и суммы недостаточности поставщиков также должны быть равны между собой. Поэтому для того чтобы найти оптимальный вариант плана прикрепления поставщиков к потребителям, кото рый бы обеспечивал минимизацию транспортных расхо дов, нам необходимо свести к нулю абсолютные значения как избыточности, так и недостаточности.
Решение задачи в дальнейшем сводится к следующе му. По каждому потребителю (столбцу) определяется минимальная разность между расстояниями, отмеченны
ми кружками |
в |
недостающей |
строке, |
и ближайшим |
по величине |
показателем в одной из |
положительных |
||
строк. Если при |
этом в столбце |
кружок |
стоит в поло- |
250
жителыюй строке или по избыточному поставщику, то разность расстояний не определяется. Полученные в результате вычислений разницы записываются в строку «разница расстояний». Проследим порядок вычислений. В нашем примере недостаточным является поставщик А\. По первому столбцу и этой строке кружком обведена цифра 2. Ближайшим к ней показателем является цифра 3 в третьей строке с избыточным поставщиком. Следо вательно, разность по первому столбцу равна 1. Во вто ром столбце разность не определяется, так как наимень шее расстояние, обведенное кружком, находится в положительной строке, соответствующей избыточному по ставщику. Разность в третьем столбце равна 3 (5—2 = 3). Величины 1 и 3 записываются в нижней строке матрицы «разница расстояний».
Из всех вычисленных разниц расстояний выбираем наименьшую, которая называется промежуточной рентой. В нашем примере из вычисленных разниц расстояний меньшей является величина, полученная в первом столб це и равная 1. Эту наименьшую разницу расстояний, или
промежуточную ренту, |
записываем |
в правом нижнем |
|
углу таблицы / = 1. |
|
|
|
На величину этой |
полученной |
разницы |
расстояний, |
или промежуточной ренты, 1=1 увеличиваем |
расстояния |
во всех строках таблицы, соответствующих недостаточ ным поставщикам (в нашем примере по поставщику At).
Врезультате вычислений получаем новую таблицу-
матрицу (табл.43).
|
|
|
|
|
|
|
Т А Б Л И Ц А 43 |
|
|
|
4 |
В2 |
|
|
|
|
Избыточ- |
Поставщи ^-vjompefi- |
в |
3 |
|
|
постм+1 |
|||
но |
JDO |
160 |
|
|
чности-) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Недостато |
ки |
Ресурсы^\ |
|
|
|
|
|
|
|
'/ |
30 |
|
6 |
О |
) |
^ |
|
-70 |
|
|
|
|
90 |
||||
|
ч |
|
S |
|
|
|||
"г |
200 |
® ^ |
|
|
|
+ 100 |
||
|
|
/^100 |
|
|
|
|
|
|
Аз |
110 |
О) |
^ |
в |
|
|
|
-30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разница |
|
г |
- |
2 |
|
|
|
|
расстоянии |
|
|
|
|
251
Если и эта таблица-матрица не соответствует опти мальному плану прикрепления потребителей к поставщи кам, т. е. еще не достигнуто сведение к нулю избыточно сти и недостаточности поставщиков, то в этой таблице вновь повторяется вся изложенная выше процедура рас четов. Дальнейшее решение задачи на предложенном примере вплоть до сформирования оптимального плана поставок материалов представлено в табл. 44 и 45.
Задача оптимизации поставок массовых видов про дукции нашла свое решение и в практике планирования снабжения в Белорусской ССР. Научно-исследователь ский институт экономики и экономико-математических
|
|
|
|
|
Т А Б Л И Ц А |
Щ |
|
^^^^Потребители |
|
|
д2 |
|
Избыточно |
||
Поставщики ^\[1отргбло- |
|
вз |
сть (+) |
||||
|
|
|
КеЗостаточ- |
||||
„ |
\ с т ь |
140 |
100 |
160 |
ность(-) |
||
Ресурсы |
|||||||
А; |
90 |
|
|
7 |
© / ^ |
-70 |
|
|
|
|
|||||
|
|
© |
^ |
|
^^90 |
|
|
Аг |
200 |
^-^100 |
5 |
|
О |
||
|
|
|
|
||||
Аз |
ПО |
|
40 |
7 |
|
+70 |
|
|
|
|
|||||
Разница |
|
- |
|
- |
1 |
еч |
|
jjaccmo.wuu |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
Т А Б Л И Ц А |
К |
|
|
|
|
|
|
|
Избыточно |
|
|
|
|
|
|
|
сть^) |
|
Поставщики ^\ПотреОнО- |
140 |
100 |
160 |
Неоостаточ |
|||
Ресурсы |
ность(-) |
||||||
|
|
|
|
|
|
||
А1 |
90 |
|
|
в |
90 |
о |
|
|
|
|
|||||
Аг |
7.00 |
|
JO |
(!) |
/ © |
О |
|
|
|
7 |
^У 70 |
|
|
||
Аз |
110 |
ф |
/ |
9 |
О |
||
|
|
||||||
|
^110 |
|
- |
— |
- |
||
Разница |
|
- |
|
||||
|
|
|
|
|
|||
расстоянии |
|
|
|
|
|
252
методов планирования при Госплане БССР разработал и в 1964 г. совместно с Министерством торфяной промыш ленности БССР внедрил задачу составления с помощью ЭВМ оптимальных планов поставок фрезерного, кусково го торфа и торфобрикета. В 1969—1970 гг. институтом разработана и сдана в эксплуатацию автоматизированная система расчетов оптимальных планов поставок торфя ного топлива в Белорусской ССР.
Необходимость первоочередного |
решения |
этой зада- . |
чи вызвана тем, что в Белоруссии |
десятки |
предприятий |
торфяной промышленности ежегодно поставляют тысячам потребителей более 10 млн. т торфяного топлива и транс портные издержки на его перевозку составляют свыше одной трети стоимости добычи торфа. Поэтому примене ние экономико-математических методов и электронно-вы числительной техники для оптимального прикрепления потребителей к поставщикам дало бы возможность сокра тить объемы и дальность перевозок, высвободить значи тельное количество транспортных средств и за счет это го получить ощутимый экономический эффект в народ ном хозяйстве.
По решаемым в системе задачам в качестве критерия оптимальности принят показатель расстояния перево зок с учетом наиболее выгодного применения различных видов транспорта (железнодорожного или автомобиль ного), а в качестве основы составления оптимального плана перевозок — транспортная задача линейного про граммирования, решаемая методом дифференциальных рент. При решении задачи произведено известное агре гирование потребителей, а планы поставок составляются на год с разбивкой по кварталам.
Порядок и метод решения задачи в системе в самой общей постановке сводятся к следующему 2 . Сначала про изводится прикрепление поставщиков к потребителям с самыми минимальными затратами на перевозку. При на личии нескольких потребителей с одинаковыми затрата ми на перевозку от одного поставщика и с суммарным спросом выше его мощности такого поставщика называ ют недостаточным, а поставщиков с нераспределенными ресурсами — избыточными. Последние обычно находятся в худших условиях, как правило, на значительном уда-
2 Автоматизированная система оптимизации поставок торфяного топлива в Белорусской ССР.
253
лепии от мест потребления. Чтобы вовлечь избыточных поставщиков в распределение, производится последова тельное повышение показателей критерия оптимальности
на |
одинаковую величину до |
уровня, когда |
затраты на |
|
транспортировку |
продукции |
отдельным |
потребителям |
|
от |
недостающих |
поставщиков |
сравняются |
с затратами |
на транспортировку этим же потребителям от избыточно го поставщика. Тогда некоторые ранее намеченные по ставки оказываются неэкономичными и исключаются из рассмотрения, а производится новое перераспределение продукции таким образом, чтобы каждый потребитель снабжался наиболее выгодным для него поставщиком. Когда вся продукция оказывается распределенной, а спрос потребителей полностью удовлетворен, решение заканчивается, ибо полученный план прикрепления явля ется оптимальным.
Постановка и решение задач по оптимизации планов поставок торфяного топлива в системе наряду с общей целевой функцией производятся с учетом ряда дополни тельных ограничений, к которым относятся учет и возможное сохранение сложившихся связей между по ставщиками и потребителями, учет качества топлива, особенностей его транспортировки, необходимости удов летворения собственных нужд предприятий-постав щиков.
В системе обеспечены минимум исходной информации, унификация содержащих ее форм документов, приспособ ление их к механизированной обработке, максимальная механизация и автоматизация процессов сбора, обработ ки исходной и выдачи результатной информации в виде, удобном для восприятия человеком и использования в планово-экономической работе. Это обеспечило значи тельное снижение трудоемкости разработки оптима льных планов, снижение стоимости их составления и исключение ошибок при подготовке и обработке инфор мации.
Внедрение в практику народнохозяйственного плани рования задачи оптимального прикрепления поставщиков к потребителям и автоматизированной системы оптими зации поставок торфяного топлива в Белорусской ССР характеризуется высокой экономической эффективностью. Достаточно сказать, что от реализации планов оптималь ного прикрепления поставщиков к потребителям в 1963—
254