Файл: Коробов Г.Ю. Совершенствование снабжения с применением ЭВМ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

таловложений республики. В результате этого фондово­ оруженность отрасли увеличивалась очень медленно, технический уровень продолжал оставаться невысрким, поэтому и рост производительности труда в отрасли был также ниже, чем в целом по промышленности. Об этом свидетельствует структура затрат на складские и погру­

зочно-разгрузочные

работы,

где

зарплата

составляет

53%, ремонт и содержание

механизмов — 27%,

амор­

тизация механизмов

и других основных средств — 20%.

Это говорит о значительной доле ручного труда на

базах

и складах системы

обращения

средств

производства.

В настоящее время на базах и складах системы обраще­ ния средств производства с помощью механизмов пере­ рабатываются только тяжеловесные грузы, которые вручную разгрузить и погрузить невозможно. Почти не механизированы работы по выгрузке из крытых вагонов стекла, шифера, цемента, стеклоблоков, мебели и т. п.

Важнейшей составной частью планирования развития и совершенствования работы складского хозяйства дол­ жны явиться мероприятия по комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ.

Об экономической эффективности механизации транс- портно-складских работ свидетельствует опыт Минского тракторного завода. В результате повышения уровня ме­ ханизации транспортно-складских операций с 37 до 62% на предприятии высвобождено и направлено в основное производство около 1500 человек, а затраты на эти цели окупились за один год 3 .

Втекущем пятилетии (1971 —1975 гг.) в планировании обращения средств производства необходимо предусмоттреть не только преодоление имеющегося отставания в развитии материально-технической базы, но и обеспече­ ние мощностями ежегодного прироста складского това­ рооборота.

Внастоящее время на базах и складах Главснаба БССР на одну тысячу квадратных метров складской пло­ щади приходится около 2 млн. руб. товарооборота. Если

принять ежегодный прирост складского товарооборота 60 млн. руб. (т. е. уровень прироста в 1967 г. по отноше­

нию

к

1966 г. с некоторым

увеличением),

то ежегодная

3

А.

А. С м и р н о в . О

мерах

по ускорению

технического про­

гресса

в

промышленности,

строительстве и на транспорте. «Совет­

ская Белоруссия», 1970, 9 апреля.

261


дополнительная потребность в складских площадях опре­ делится в 30 тыс. м2 . С учетом складских площадей, ко­ торые будут выведены из эксплуатации, общая допол­ нительная потребность в складских площадях на пяти­ летку будет около 200 тыс. м2 . Следовательно, за пятилетие основные производственные мощности системы обраще­ ния средств производства республики должны более чем удвоиться.

Однако только увеличением производственных мощно­ стей нельзя решить всех задач по улучшению складского обеспечения и развитию материально-технической базы системы обращения средств производства. Не менее важ­ ное значение имеет совершенствование технико-экономи­ ческих способов работы. Низкий уровень механизации приведет к тому, что затраты будут возрастать быстрее, чем доходы, и рентабельность хозяйств будет уменьшать­ ся. Промышленные предприятия и организации, нужды которых складское обеспечение удовлетворить не сможет, будут вновь тяготеть к транзитной форме обеспечения. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на оптимальное размещение баз и складов по территории республики, так как значительную часть дополнительных расходов предприятий при переходе с транзитной на складскую форму обеспечения составляют транспортные расходы, которые по мере удаления предприятий от баз и складов возрастают.

В совершенствовании планирования работы баз и складов сферы обращения средств производства важней­ шим составным элементом является повышение организа­ ционного уровня работы. Необходимо осуществить пере­ вод работы каждой базы и склада на такую основу, кото­ рая позволяет заранее рассчитать и определить для всей номенклатуры продукции места хранения, технологиче­ скую оснастку, подъемно-транспортные средства, тару с тем, чтобы наиболее эффективно осуществлять хранение, отпуск и доставку грузов потребителям. На современном этапе организация работы базы должна строиться плано­ во, на основе единого технологического процесса, осуще­ ствляемого в соответствии с годовым планом товарооборо­ та, с использованием современных достижений по приему, хранению, переработке грузов и особенностей условий базы. В практике работы баз и складов должна стать обязательной разработка плана организациоино-техниче-

ских мероприятий. Учитывая перспективы развития ма­ териально-технической базы системы обращения средств производства, целесообразно создание при Главснабе БССР хозрасчетного ремонтно-строительного участка, си­ лами которого должны выполняться все основные рабо­ ты по организационно-техническому плану.

Назрела необходимость разработки научно обосно­ ванной перспективной схемы размещения баз и складов сферы обращения средств производства на 1971 —1980 гг., которая должна быть составлена плановыми и снабжен­ ческими органами в полной увязке с развитием произво­ дительных сил республики.

Важное место в планировании работы и развитии складского хозяйства занимают транспортные проблемы. Учитывая большой объем перевозок различного рода ма­ териальных ценностей, целесообразно организовать в си­ стеме Главснаба транспортные организации. Наличие соб­ ственного транспорта сделает его использование наибо­ лее эффективным, так как позволит заранее планировать оперативный график перевозок. Необходимо также обес­ печить базы и склады специализированными прицепами, наличие которых позволило бы сократить количество по­ требных автомобилей и тракторов, более организованно производить погрузочно-разгрузочные работы, эффек­ тивнее использовать подъемно-транспортные меха­ низмы.

В современный период от системы обращения средств производства требуется не просто доставить материаль­ ные ресурсы потребителю, но и сделать это на наиболее высоком качественном уровне. Вполне своевременным является внедрение в практику работы баз и складов доставки материальных ресурсов потребителям по зара­ нее согласованному графику и непосредственно к местам

потребления.

Это потребует

предварительной разделки,

подготовки,

подкомплектовки

материалов и сырья, осо­

бенно металла, но позволит

предприятиям-потребителям

не иметь складских помещений, не держать запасов и в целом будет способствовать наиболее рациональному ис­ пользованию материальных ресурсов и повышению эф­ фективности складского обеспечения. Подобная органи­ зация обеспечения промышленных предприятий мате­ риальными ресурсами получила широкое распростране­ ние в промышленности США. Здесь в среднем 80—90%

263


всех материалов минует склады предприятий и доставля­ ется непосредственно к месту потребления. А в таких фирмах, как «Крейслер», «Форд», «Автоматик электрик», хранение материалов у рабочих мест достигает 100% 4 .

Экономическая реформа делает объективно неизбеж­ ным процесс все большего перехода мелких и средних предприятий на снабжение с баз, что ведет к полной лик­ видации складов на этих предприятиях, особенно на тех из них, которые расположены в промышленных городских районах. Крупные предприятия также будут стремиться значительную часть продукции, даже поставляемой в транзитных количествах, но с импульсом поставки свыше месяца, передать базам и складам. Мелкие нерентабель­ ные базы ведомственных систем снабжения должны пере­ дать свою работу крупным современным механизирован­ ным хозяйствам. Но сами по себе эти процессы осущест­ виться не могут.

Для создания условий их скорейшего осуществления и получения наибольшего общегосударственного эффекта необходимо в народнохозяйственных планах предусмат­ ривать развитие материально-технической базы системы обращения средств производства и расширение складско­ го обеспечения.

2. ПРИМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

ИВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

ВСКЛАДСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ 5

Вотрасли материального снабжения возникли и во все возрастающих масштабах продолжают строиться

крупные

высокомеханизированные

предприятия — снаб-

4 Э .

А. О с т р о в с к и й .

Издержки

хранения

общественного

продукта

при социализме. М., 1969, стр.

65.

 

 

 

 

 

5 О. Л а н г е . Оптимальные

решения. М.,

1967;

В. Я.

Р о з е н -

б е р г, А. И. П р о х о р о в. Что

такое

теория

массового

обслужива­

ния? М.,

1965;

А. К о ф м а н. Методы

и

модели исследования опе­

раций. М., 1966;

Н.

А. Н а г а п е т ь я н ц .

Применение

математиче­

ских методов

в

экономике складского хозяйства. М.,

1970;

Л. В.

К а н т о р о в и ч .

Экономический расчет

наилучшего

использования

ресурсов.

М.,

 

1959;

Д ж . Б у к а н ,

Э.

К е н и г с б е р г .

Научное

управление запасами. М., 1967; Экономико-математические методы в

снабжении.

Под

ред. проф. В." М.

Лагуткина. М., 1971;

С. Р. М и ­

к и т ь я н ц,

А.

А. И о т к о в с к и й ,

О. А. К р о л л и .

Управление

производственными запасами. М., 1971; Ф. X е н с м е н н. Примене­

ние математических методов в управлении производством

и запаса­

ми. М., 1966.

 

 

 

264


женческо-сбытовые базы и склады, обслуживающие де­ сятки, а иногда сотни потребителей и характеризующиеся огромными складскими оборотами материальных ценно­ стей. Необходимость ускорения на этих предприятиях складского оборота материалов, рационального исполь­ зования транспортного, погрузочно-разгрузочного обору­ дования и другой современной техники, складских поме­ щений, оптимизации функционирования этих предприя­ тий в целом требует внедрения новых методов и систем планирования, учета и управления складскими процес­ сами.

В последнее время в практику планирования и управ­ ления складским обеспечением, деятельностью складов и баз предприятий и снабженческих организаций стали внедряться экономико-математические методы и средства вычислительной техники. К числу математических мето­ дов, применяемых в этой области деятельности для на­ хождения оптимальных решений, относятся методы ли­ нейного программирования, динамического программиро­ вания, теории массового обслуживания, статистического моделирования и различные комбинаторные методы. При­ менение методов теории массового обслуживания, напри­ мер, позволяет решать задачи совершенствования склад­ ского хозяйства, оценки деятельности системы складского обслуживания в целом, управления запасами, рациональ­ ной загрузки механизмов на складе и др. Ниже рассмот­ рены задачи совершенствования организации и планиро­ вания складского обеспечения и метод их решения.

Применение методов теории массового обслуживания.

С помощью методов теории массового обслуживания ис­ следуются вероятные модели физических систем обслу­ живания, в которых в случайные моменты времени возни­ кают заявки на обслуживание и имеются устройства для обслуживания этих заявок. При этом модель конкретной системы обслуживания становится содержательной с точки зрения нашего рассмотрения в случае, если момент поступления некоторой заявки или время, необходимое для ее обслуживания, является случайным. Методами теории массового обслуживания производится анализ функционирования системы, на основе которого делается выбор ее оптимальных параметров.

Эти методы могут успешно применяться в организа­ ции управления деятельностью крупных механизирован-

265

ных предприятий снабжения и сбыта. Их работа характе­ ризуется возможностью возникновения массового спроса на удовлетворение какого-либо вида заявок, когда воз­ можность этого предприятия для удовлетворения всех заявок ограничена, например, недостаточной пропускной способностью, отсутствием средств погрузки и разгрузки и т. п. В этих условиях возникают различные по слож­ ности явления массового обслуживания заявок: от таких простых, как очередь за оформлением документов в конторе, очередь автомашин или вагонов под погрузкой, скопление материалов на складе и т. п., до более слож­ ных, как необходимость определения оптимальной за­ грузки погрузочно-разгрузочных средств и другой техни­ ки, расчет потребного их количества при различных ре­ жимах работы предприятия снабжения и др.

Для нормального функционирования предприятия снабжения в подобных ситуациях наобходимо установить такое соотношение между количеством поступающих за­ явок и требований и числом обслуживающих устройств, при котором бы, с одной стороны, обеспечивалось беспе­ ребойное снабжение промышленности и строек материа­ лами, а с другой — суммарные расходы на обслужива­ ние были бы минимальными. Для решения подобных задач и применяются математические методы теории мас­ сового обслуживания. С их помощью устанавливается за­ кономерность процессов поступления заявок, длитель­ ность обслуживания, длина очереди, с одной стороны, и целесообразность проведения различных мероприятий по оптимизации этих процессов и повышению эффективности работы предприятия снабжения — с другой.

Процесс обслуживания характеризуется следующими основными показателями: временем ожидания начала обслуживания, длиной очереди и возможностью получе­ ния отказа. Для описания процесса массового обслужива­ ния используются некоторые понятия: входящий и выхо­ дящий потоки заявок на обслуживание; длительность об­ служивания; порядок выбора клиентов, или дисциплина очереди.

Под входящим потоком понимается совокупность по­ ступающих в систему заявок (приход клиента за получе­ нием материалов, выход из строя технических средств, поступление вагонов, автомашин и т. п.), а под выходя­ щим потоком — совокупность обслуженных и необслу-

266


женных по разным причинам заявок, покидающих систе­ му. Продолжительность обслуживания представляет со­ бой время, затрачиваемое данным устройством или систе­ мой на одну заявку. Она изменяется в зависимости от характера заявок, состояния обслуживающего устройства и других факторов, является величиной случайной и мо­ жет быть описана законом распределения.

Системы массового обслуживания могут быть несколь­ ких типов: системы с отказами, когда заявка из-за заня­ тости всех устройств покидает систему необслуженной; системы с ожиданием, при которых заявки становятся на очередь и ожидают освобождения одного из устройств, после чего поступают на обслуживание; системы с огра­ ничениями, в которых заявка не покидает систему и неко­ торое время ждет освобождения устройств, после чего может покинуть систему необслуженной, и другие типы систем. От типа систем зачастую зависит метод решения задач.

На предприятиях снабжения чаще встречаются систе­ мы массового обслуживания с ожиданием, причем двояко­ го рода: при условиях, когда обслуживающие устройства

свободны и когда они частично или полностью

заняты.

Во втором случае заявка

ожидает освобождения

одного

из устройств. В подобных

случаях и сказывается

воздей­

ствие человека на функционирование системы обслужива­ ния путем рационального распределения поступающих заявок, определения необходимого числа осблуживающих устройств и механизмов, их правильного размещения, пу­ тем надлежащей организации процесса обслуживания на всех его стадиях.

В системах обслуживания с ожиданием необходимо соблюдение порядка выбора клиентов, или дисциплины очереди. При этом возможны три варианта: первый — обслуживание в порядке поступления заявок в систему (подобно порядку живой очереди); второй — обслужива­ ние заявок в случайном порядке, когда из общего их чис­ ла выбирается любая, и третий — обслуживание с преи­ муществами по какому-либо признаку. Тот или иной вариант выбирается в каждом конкретном случае, и от правильного его выбора во многом зависит эффектив­ ность обслуживания.

При решении конкретных задач управления системами массового обслуживания дается математическое описа-

Я67