Файл: Гофман-Захаров П.М. Проектирование и сооружение подземных резервуаров - нефтегазохранилищ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
В период наполнения (около 14 суток) скорость распыления постепенно снижалась, и, когда уровень сжиженного газа достиг 12 м, распыление было прекращено. В начальный период напол нения, при одновременном действии распыления и залива, тем пературу паров метана на выходе поддерживали на уровне ми нус 90—100° С. Когда же распыление прекратили, температура
Рис. 17. Графики охлаждения хранилища и испарения сжиженно
го газа |
в период первого наполнения |
хранилища: |
|
|
/ — расчетно-теоретическое охлаждение; 2 — расчетно-теоретическое |
||
испарение (выкипание); 3 — фактическое |
охлаждение; 4— фактическое |
ис |
|
парение |
(выкипание); 5 — наполнение резервуара сжиженным газом; |
6— |
|
начало |
распыления. |
|
|
паров поднялась до минус 50° С и оставалась на этом уровне. Потребовалось тщательное наблюдение за температурой заморо женной стенки, особенно в узле сопряжения с кольцевой железо бетонной балкой. Здесь в отдельные моменты температура под нималась с минус 77 до минус 49° С (в 26-суточный период), а за тем, когда уровень жидкости' в емкости поднимался, падала снова.
Количество выкипающего газа росло равномерно, в целях под держания постоянной температуры охлаждения скорость распы ления увеличивалась.
Когда началась подача сжиженного метана по трубопроводу на днище параллельно с разбрызгиванием, неожиданно испаре ние увеличилось. Оно достигло максимума (250 тыс. м3 в сутки), когда уровень сжиженного метана поднялся до 12 м. На этой стадии разбрызгивание прекратили. Это привело к резкому паде нию количества выкипающего метана — до 100—800 м3 в сутки при уровне 12 м.
Количество испаряющегося газа будет уменьшаться в течение двух лет до тех пор, пока не будет достигнуто состояние равно весия увеличением теплового сопротивления ледяной стенки.
Пучение грунта, большая глубина и неизбежные деформации исключают применение центральной опоры для поддержания кровли резервуара. С целью облегчения конструкций крыши и сокращения капитальных затрат ее опорное кольцо размещается
возможно ближе к стенкам котлована и, следовательно, попадает на замороженный грунт. В результате пучения грунта возможны вертикальные и боковые перемещения опорного кольца. Так, вер тикальные однородные по периметру перемещения на хранилище в Арзеве составили 57,5 см, а на о. Канви достигли 60 см. Однако бороться с такими явлениями значительно легче, чем с неодно родными перемещениями по периметру и боковыми смещениями.
Выбор типа крыши во многом зависит от грунтовых условий. Причем нужно знать характеристику грунтов и характер их за легания до глубины примерно на 15 м ниже днища резервуара. Необходимо также рассчитать пучение грунта, которое будет иметь место в период строительства и эксплуатации резервуара. Если ожидаются неравномерное пучение и неравномерные пере мещения грунта, то опорное кольцо следует проектировать боль шой высоты со значительным заглублением так, чтобы оно могло поглощать радиальные перемещения грунта и выдерживать вер тикальные нагрузки. В этих условиях могут применяться и от дельные фундаменты, но тогда крыша должна иметь гибкую конструкцию, способную воспринимать неравномерные нагрузки.
Давление газа на крышу передается на опорное железобетон ное кольцо и должно восприниматься весом крыши и кольца, а также сухим или влажным земляным балластом, возможно за мороженным. Пригрузка грунтом, как, например, это сделано в Арзеве, распределяется по кровле равномерно. Когда при обра зовании вакуума в резервуаре крыша будет нести очень большую нагрузку, пригрузка может распределяться по периметру крыши вне ее. Тогда максимальные нагрузки на крышу будут направ лены вверх от давления газа.
Собственно крыша состоит из трех основных элементов: кар каса, оболочки и слоя тепловой изоляции. Изоляционный слой может располагаться выше и ниже оболочки, выше и ниже кар каса.
Все конструкции, расположенные ниже изоляционного слоя, должны быть рассчитаны на работу при температуре минус 160° С, это значит, что целесообразно защиту металлических кон струкций крыш осуществлять снизу. В хранилище на о. Канви изоляция крыши находится на легком каркасе ниже оболочки.
На подземных емкостях о. Канви изоляционный слой крыши было бы удобнее подвесить на уровне кольца. В этом случае «теплый» газ поднимался бы вверх и в замкнутом пространстве циркулировать не мог. Следовательно, слой «теплого» газа обе спечил бы очень хорошую дополнительную изоляцию крыши. «Теплым» газом может быть и испарившийся в емкости продукт,
испециально поданный азот.
Вподземной емкости в Арзеве теплая атмосфера газа вышеподвесной теплоизоляционной мембраны обеспечивает дополни тельный эффект «изоляции» для каркаса, который выполнен из углеродистой стали.
4* |
51 |
На крышах подземных хранилищ предусмотрены специальные устройства для пропуска погружных насосов и технологических трубопроводов. Вес от насоса и трубопроводов должен быть рас пределен на каркас (как на хранилище в Арзеве) или на спе циальную консоль, упирающуюся в кольцо (как это сделано на о. Канви), или же на мостик, проходящий через резервуар (про ект хранилища в Штутгарте, ФРГ) .
Все трубопроводы, входящие в подземную емкость, должны иметь компенсаторы для гашения перемещений, возникающих от подвижек пучинистого грунта, перемещений каркаса крыши и самих трубопроводов.
При строительстве подземных хранилищ в районах с холод ным климатом на крыше будет образовываться лед. Это объяс няется тем, что температура испаряющегося газа, с которым кон тактирует нижняя поверхность крыши, хотя и выше температуры сжиженного газа, но все равно весьма низкая. Так, в хранилище
о. Канви паровая фаза под крышей |
имеет температуру |
минус |
|
139° С. Как бы ни была эффективна |
тепловая |
изоляция |
крыши, |
холод проникает на наружную часть |
кровли, |
и при влажной |
атмосфере неизбежно образуется лед. Подсчитано, что в Англии на крышах подземных хранилищ интенсивность образования льда составляет 0,335 мм/ч или 0,5 т/ч. Лед образуется также и на трубах. Так, на трубе диаметром 750 мм толщина льда дости гает 162,5 мм, что составляет дополнительную нагрузку в 495 кг на метр трубы. Такие дополнительные нагрузки следует учиты вать при проектировании крыш подземных хранилищ.
Ниже приведено более подробное описание конструкций крыш подземных резервуаров в Арзеве и на о. Канви.
Диаметр подземного резервуара в Арзеве — 36,5 м (рис. 18).
Рис. |
18. |
Крыша |
и |
||
опорное кольцо |
под |
||||
земного |
резервуара |
||||
сжиженного метана |
в |
||||
Арзеве |
(Алжир): |
|
|||
/— алюминиевая |
оболоч |
||||
ка; 2 — подвески |
|
(тяги); |
|||
3 — стальная |
оболочка |
||||
куполообразной |
крыши; |
||||
4— железобетонная |
стен |
||||
ка; |
5 — алюминиевая |
||||
кровля. |
|
|
|
|
|
Считалось вполне безопасным поставить опорное кольцо кры ши в 1,2 м от края котлована — стенки хранилища, но позднее такое расположение вызвало опасения.
На строительной площадке плотный грунт покрыт слоем более мягкого сцементированного гравелистого песчаника, а сверху лежит песок. Дл я удержания насыпного грунта до момента его замораживания была возведена железобетонная стенка высотой более 2 ж на 60 фундаментных блоках высотой 1,8 м, которые упираются в прочный грунт. Стенка к блокам не крепится и мо-
жет свободно по ним перемещаться. Над кольцевой стенкой на 100 мм выступают 60 железобетонных колонн, поддерживающие стальную кольцевую балку, к которой крепится каркас крыши.
Конструкция самой крыши и ее опорной части рассчитана на сейсмоустойчивость.
На рис. 19 показан разрез опорной части крыши с приспособ лениями для корректировки уровня при неравномерном пучении. Однако, как показал опыт двухлетней эксплуатации, корректи ровки уровня не потребовалось.
Крыша подземного хранилища в Арзеве рассчитана на давле ние 25 мм вод. ст. и вакуум 50 мм вод. ст., т. е. нагрузки на крышу составляют соответственно 362,6 кГ/м2 и 52,3 кГ/м2. Помимо того, крыша несет нагрузку от насосов и трубопроводов. Действитель ная нагрузка на крышу оказалась выше расчетной, и это вызвало некоторую деформацию каркаса.
Крыша состоит из двух частей: плоской кровли из алюминие вого сплава и купола из углеродистой стали, к которому подве шивается плоская кровля. Для уравновешивания давления газа на плоскую кровлю на нее нагружают бетонные элементы. Купол
имеет максимальную |
нагрузку, |
когда в резервуаре |
образуется |
|||
вакуум. Тогда нагрузки на крышу будут составлять, |
кГ/м2: от |
|||||
вакуума |
|
52,3, от пригрузки |
|
417,7, от веса плоской |
крыши — |
|
30,2, от |
веса купольной крыши |
45,3, т. е. всего 545,5 |
кГ/м2. |
|||
— |
|
|
— |
|
|
—
Вокруг края плоской крыши имеется вертикальная диафрагма из алюминия, нижняя часть которой в целях герметизации опу щена в кольцевую траншейку в замороженном грунте.
Каркас сферического купола (рис. 20) |
состоит из 24 ребер, |
12 из них ориентированы с севера на юг |
и 12 — с востока на за |
пад. Ребра расположены на расстоянии 3 м одно от другого и имеют на обоих концах болтовое соединение.
В плане диаметр крыши равен 38,1 м, радиус купола — 45 м, подъем составляет 4,2 м, т. е. 7э от диаметра купола в плане.
Основные элементы крыши имеют коробчатое сечение 200X Х175 мм. Тяги, на которых подвешена плоская крыша, изготов лены из алюминиевого сплава, диаметр их равен 38 мм. Так как эти тяги подвешены к промежуточным секциям основных ребер купола, плоская крыша разрезана примерно на квадратные па
нели размером 3X3 м. Строго квадратную |
форму панель имеет |
в центре, а панели, расположенные ближе |
к краям, несколько |
продолговаты. Каркас плоской крыши состоит из алюминиевых элементов сечением 175X75 мм. Покрытие панелей — алюминие вые листы толщиной 2 мм. Сам потолок из экспандированного алюминия подвешен ниже каркаса плоской крыши и несет тепло вую изоляцию. Половина железобетонных пригрузок лежит прямо на листах потолка плоской крыши, а другая половина ви сит на тягах.
Панель плоской крыши может воспринимать нагрузки — дей ствующую вниз —261,7 кГ/м2 и действующую вверх —181,2 кГ/м2.