Файл: Гофман-Захаров П.М. Проектирование и сооружение подземных резервуаров - нефтегазохранилищ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перед началом строительства в зоне будущего хранилища было пробурено 20 скважин на глубину 61 м, из которых были взяты пробы грунта.

Уровень грунтовых вод оказался очень высоким, всего на 90 см ниже поверхности земли. Исследование проб грунта, образую­ щего стенки и днище резервуара, показало возможность его за-

Рис. 15. Схема подземного низкотемпературного хранилища сжиженного метана емкостью 21 тыс. т на о. Канви (Англия):

а — разрез

подземной

емкости;

б — узел

газового

уплотнения;

в — геологический

разрез;

/ — отстойник;

2 — погружной

насос;

3 — скважины

 

для

замораживания

грунта;

4 —термометры

сопротивления

в

колоннах

 

скважин

замораживания;

5 —

колонны труб

скважин

замораживания; 6 — влажный песок

 

в

траншее; 7 — насос

для отбора

продукта;

8 —заполнение

продуктом;

9 — отбор

испарившегося

газа;

10— замер

температуры паров;

 

/ / — центральный

 

разбрызгиватель

сжиженного

газа; 12 — предохранительный

клапан;

13 — слой

тепловой

изоляции;

14—

алюми­

ниевая

крыша;

15 — анкерная

заделка

крыши;

16 и

19 — газовое уплотнение;

17 —

кольцевая

железобетонная

балка;

18 — изоляция

грунта;

20— гибкие

трубы

для

замораживания

края

котлована;

21 — стекловата

толщиной

 

150

мм

с

пригрузкой

бетонными

плитами

толщиной

90

мм;

22 — колонны

для

замораживания

днища;

23 — алюминиевая

облицовка;

24 — неопреновые

уплотнители;

25 — окрайка;

26 —

листы

крыши;

27—анкерная

III

 

пластинка;

28—анкерный

 

болт;

/ — поверхность

земли;

/ / — плотная

глина;

— плотный

ил;

IV

— песок с прослойками ила;

V —

сцементированные песчано-гравийные грунты;

VI — плотный

ил

с прослойками

гли­

ны; VII

— плотный

ил;

VIII

— очень плотный ил с песком

и

 

гравием.

 

 

 


мораживания, кроме того, оказалось, что подошвенный (подсти­ лающий) слой из трещиноватых глин также требует заморажи­ вания. Размеры и прочность целика грунта, замораживаемого вокруг цилиндра будущей емкости, были рассчитаны на сопро­ тивление отпору грунта и гидростатическим нагрузкам, возни­ кающим во время выемки грунта в подземном резервуаре и при его заполнении.

Для замораживания стенок была использована система сква­ жин, размещенных по двум концентрическим окружностям диа­

метром 51,5

и 48,5 м. По каждой

окружности было пробурено

90 скважин

на глубину 48,7 м с

шагом соответственно 1,55 и

1,40 м. Замораживающие колонны соединяли вместе по 4 шт. и подключали к кольцевой магистрали, по которой подавали ох­ лажденный рассол. Для соединения колонны использовали гиб­ кие шланги из алькотена (резины, изолированной асбестом).

Для замораживания днища до водоупора использовали сква­ жины, расположенные по концентрическим окружностям внутри контура будущей емкости (41 скважина). Их глубина составляла

49—52 м.

 

 

 

 

 

 

Относительно

большой диаметр скважин

(5") обуславливался

необходимостью

размещения

в них

тепловой изоляции

колонн

(на глубину

до

40 м) с тем,

чтобы

холод

расходовался

только

в зоне днища

емкости.

 

 

 

 

После замораживания днища колонны извлекали из скважин для разработки грунта внутри контура емкости.

Для предупреждения оттаивания и крошения грунта у выступа по краю емкости в три ряда укладывали трубы малого диаметра, по которым циркулировал рассол.

Максимальная потребность в холоде в период замораживания определялась в 3 млн. ккал/ч. Для замораживания использова­ лась установка фирмы «Фараки» производительностью 1,1 млн. ккал/ч и 5 аммиачных компрессоров фирмы «Стерн». Охлаждаю­ щий рассол проходил через теплообменник аммиачной компрес­ сорной, где охлаждался до минус 29° С.

Позже была введена в эксплуатацию установка, которая по­ зволяла охлаждать рассол (раствор хлористого кальция), иду­

щий в скважины, путем контакта со сжиженным природным

га­

зом, поступающим из действующих стальных резервуаров

на

установку

регазификации,

через

промежуточный

пропановый

цикл (рис.

16). В этом случае

рассол

охлаждался

до

минус

31,5° С. Производительность

установки

2,5 млн. ккал/ч.

Во

вну­

треннюю колонну с открытым на забое концом подавали

раствор

хлористого кальция, который при прохождении по кольцевому пространству внешней колонны с заглушённым концом отбирает тепло из грунта.

Замораживание стенок продолжалось и при выработке грунта, что обеспечивало их устойчивость в условиях внешнего теплопритока, особенно при теплой и влажной погоде. Кроме того,


стенки емкости были временно изолированы пластинами полиуре­ тана. После разработки грунта на сравнительно небольшую глу­ бину на котлован надвигали алюминиевую крышу, закрытую брезентом. Грунт из котлована извлекали через специальные от­ верстия в крыше (по 1,8 м2). Это позволяло защитить заморожен-

2

rv \

J71

S \

J

Рис. 16. Схема холодильной установки с отбором холода регазификации метана и промежуточного пропанового цикла:

/ — испаритель

пропана;

2 — подогреватель

предварительного

подо­

грева; 3 — теплообменник

пропана-метана;

4 — емкость для сжижен­

ного

пропана;

5 — насос

сжиженного

пропана;

6 — подогреватель

для

окончательного подогрева метана;

/ — пропан;

I I — вода;

/ / / —

метан.

ные стенки от солнечных лучей и сократить циркуляцию воздуха. До надвижки крыши в качестве временной меры предохранения замороженного грунта от оттаивания разбрызгивали сжиженный азот на освещенные солнцем стенки.

Для наблюдения за процессом замораживания вокруг контура хранилища на различном расстоянии от него было размещено несколько наблюдательных скважин, оборудованных термомет­ рами сопротивления и термопарами. Регулирование охлажде­ ния в период эксплуатации резервуара выполняли 45 термопа­ рами, расположенными под кровлей на днище и на стенках ем­ кости.

Через два дня после надвижки крыши при внешней темпера­ туре воздуха 21° С температура внутри котлована практически снизилась до 0° С.

Верхние слои глины с высоким содержанием влаги и лежащие над ними илистые грунты на глубину до 15 м разрабатывали двумя 15-тонными деррик-кранами фирмы «Хендерсон» с грей­ ферным ковшом объемом 1,5 м3. На глубине более 15 м грунт имел высокую прочность, его разрабатывали экскаватором «Кат-977» с рыхлителем мерзлого грунта. На этой глубине внутри


контура резервуара практически был заморожен весь массив, и для рыхления грунта проводили взрывные работы.

При строительстве второго резервуара для уменьшения осадки в период бетонирования были подведены трубопроводы подачи рассола для замораживания. После бетонирования кольцевой балки вспучивание измерялось в 11,4 см, а поперечная осадка в 3,8 см. Такая деформация оставалась постоянной и не оказы­ вала влияния на алюминиевую крышу. Несмотря на все меры по предотвращению неравномерного вспучивания и осадки грун­ та, вокруг эксплуатируемых резервуаров образовалась кольце­ вая трещина.

Балки каркаса крыши изгибали специальной гибочной маши­ ной по заданным радиусам. Элементы крыши укрепляли и соби­ рали в секции, затем каркас полностью монтировали на пло­ щадке рядом с котлованом. Каркас сваривали после окончания сборки и выверки. Проемы каркаса перекрывали листами алю­ миния толщиной 4,7 мм и размером 7,5X1.5 м, сваренными по­ парно в блоки. Листы алюминия сваривали в стык вольфрамо­ вым электродом в среде инертного газа на подкладке (для обе­ спечения герметичности) в три слоя. Все спаренные швы прове­ ряли рентгеновскими лучами. Для проверки качества сварных швов при заделке проемов применяли ультразвук.

Тепловая изоляция крыши представляла собой слой пластика толщиной 13,8 см, поддерживаемый алюминиевой мелкоячеистой сеткой, прикрепленной к нижней части каркаса крыши.

Для предотвращения притока тепла к замороженному грунто­

вому массиву за кольцевой балкой этот участок бетонировали.

Полностью собранную крышу устанавливали на кольцевую

железобетонную балку с помощью двух кранов. Д л я

обеспече­

ния жесткости во время установки крышу поднимали,

применяя

24 раскрепляющих троса.

Резервуар оборудован съемной струйной насадкой, помещен­ ной в центре кровли, разбрызгивающей для охлаждения до 6 т/ч сжиженного метана.

От бетонного кольца над краем кровли выступают железобе­ тонные консоли, поддерживающие наливную трубу, трубу отвода испарившегося газа и две трубы отбора сжиженного газа с по­ гружными насосами на конце. В нижней части каждой насосной трубы имеется клапан, который поддерживается открытым ве­ сом погружного насоса (насосы типа «Картер» производитель­ ностью 150 т/ч при давлении 8,4 ати).

Сжиженный газ по алюминиевому трубопроводу диаметром 152 мм подается к четырем бустерным насосам производитель­

ностью по 50 т/ч при давлении на входе до 70 кГ/см2

и

трем испа­

рителям. Испарители состоят из стальных змеевиков,

погружен­

ных в водяную ванну. Подогрев идет за счет сгорания

 

испаривше­

гося газа в специальных горелках, и температура водяной ванны поддерживается на уровне 54° С. Сжиженный метан нагревается


и испаряется в змеевиках. Такая схема регазификации сжижен­ ного метана применена в мировой практике впервые.

Днище резервуара изолируется слоем пеностекла толщиной 30 см, а сверху пригружается бетонной плитой толщиной 10 см.

Выход хранилища на эксплуатационный режим — весьма сложное дело.

После испытания на избыточное давление и вакуум проводи­ лась азотная продувка. Азот подавался через выходное отвер­ стие для испарившегося газа и фитинг разгрузочного клапана вверху купола крыши. Воздух выталкивался в атмосферу в на­ правлении снизу вверх через наполнительный трубопровод. Сра­ внительно теплый азот, подаваемый на холодный плотный воз­ дух, действовал как поршень. На каждый резервуар потребова­ лось около 800 тыс. м3 азота.

Резервуар заполнялся сжиженным газом следующим путем: сжиженный метан подавался через выходное отверстие для испа­ ряющегося газа, а азот выталкивался через наполнительную трубу.

Резервуар медленно и равномерно охлаждался во избежание термического удара. Сжиженный газ заливали с контролируемой скоростью через центральный распылитель, и таким образом внутренняя циркуляция холодного газа осуществлялась сначала вниз к центру и вверх около стен. Скорость распыления сжижен­ ного газа через специальные разбрызгиватели повышалась с 2 до 6 т/ч. Снижение температуры испаряющегося газа составляло 4,5° С в сутки. Этот процесс графически показан на рис. 17.

Кривая 3 показывает фактически достигнутое охлаждение. Она выпрямляется в течение июня приблизительно на уровне ми­ нус 105° С. Эта температура представляет собой границу охлаж­ дающей способности разбрызгивания с помощью распылителя совместно с буферным эффектом, создаваемым наличием тяже­ лых фракций, которые собирались на дне.

Распыляющая насадка оказалась весьма эффективной — тем­ пература стен падала равномерно на различных температурных уровнях и поддерживалась близкой к температуре испаряемого газа на выходе.

Дальнейшее снижение температуры обеспечивалось подачей дополнительного количества сжиженного метана прямо к осно­ ванию через наполнительный трубопровод (кривая 5). Кривая 4 показывает фактическое, полностью контролируемое испарение.

Охлаждение ледопородного резервуара продолжалось в тече­ ние первого наполнения холодным продуктом. Так как количе-- ство отбираемого тепла значительно, скорость наполнения, как и распыление, следует контролировать на ранней стадии. Каждая дополнительная подача сжиженного газа вызывает повышение испарения. Количество сжиженного газа (660 т/сутки), подавае­ мого в низ емкости, обеспечивало подъем уровня на 50 мм/ч, при этом скорость испарения не превышала 224—252 тыс. м3 в сутки.

4—243

49