Файл: Васечкин Ю.В. Оборудование фанерного производства учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 3
дическое перемещение вверх на величину толщины шпона после каждого двойного хода суппорта. Стол с ванчесами перемещается храповым механизмом 4 через систему зубчатых передач, четыре гайки и вертикальных винта 5 (с гайками), соединенных со столом.
Возвратно-поступательное перемещение суппорта может осу ществляться от электродвигателя через реечную передачу 6, как указано, на рисунке, а также от гидравлических цилиндров или кривошипно-шатунного механизма. Переключение суппорта с ра бочего на холостой ход и обратно достигается при реечной пере даче электромагнитной муфтой, а в случае применения гидроци линдров — золотниковым устройством.
Рис. 98. Принципиальная схема работы |
Рис. 99. Общий вид горизонтального |
горизонтального шпонострогального стан- |
шпонострогального станка ФММ-ЗІОО |
ка |
|
Для улучшения условий формирования шпона, получения бо лее гладкой поверхности и снижения усилий на резание суппорт станка (а следовательно, и нож) располагается под углом 8—12°
коси стола и направлению волокон ванчесов.
ВСССР широкое распространение получили горизонтальные
шпонострогальные станки типа ФММ-3100 и ФММ-4000 (ЧССР) и отечественные станки ФС.
Интерес представляют новые |
станки ДК-4000 (ЧССР), SM46 |
и SM52 (ФРГ), ТВ-27 (Италия) |
и роторный станок конструкции |
Брянского технологического института.
Рассмотрим устройство шпонострогального станка ФММ-3100 (рис. 99).
Основными узлами станка являются две массивные стойки /, на которых укреплены опорные направляющие 2 для передвиже ния по ним ножевого суппорта 3. Стойки соединены лицевой фа
сонной поперечиной 4, |
а со стороны привода — трубчатой балкой, |
чем достигается жесткость конструкции. |
|
Ножевой суппорт |
<3 состоит из массивной чугунной ножевой |
траверсы, на которой крепится нож и траверсы прижимной ли
нейки. Обе траверсы соединены с ползунами |
5, которые пере |
||
мещаются (скользят) по |
направляющим 2. |
Суппорт приводится |
|
в движение от главного |
электродвигателя |
6, |
который сообщает |
вращение главному приводному валу 7 через систему зубчатых колес п электромагнитную реверсивную муфту 8 типа «Вулкан». На приводном валу 7 с двух сторон посажены зубчатые колеса 9, которые находятся в зацеплении с зубчатыми рейками 10, жестко связанными с ползунами ножевого суппорта. При вращении зубча
тых колес 9 рейки 10, а вместе с ними и суппорт 3 перемещаются |
||||||||||||
в горизонтальной плоскости. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Скользящие поверхности ползунов снабжены смазочными роли |
||||||||||||
ками, обеспечивающими |
автоматическую |
смазку. Для удержания |
||||||||||
|
|
|
|
|
масла |
на |
поверхности |
по |
||||
|
|
|
|
|
всей длине плоскости напра |
|||||||
|
|
|
|
|
вляющих станины |
имеются |
||||||
|
|
|
|
|
углубления. |
|
|
движе |
||||
|
|
|
|
|
Реверсирование |
|||||||
|
|
|
|
|
ния |
суппорта |
при |
односто |
||||
|
|
|
|
|
роннем |
непрерывном |
вра |
|||||
|
|
|
|
|
щении |
электродвигателя |
6' |
|||||
|
|
|
|
|
обеспечивается |
двойной |
||||||
|
|
|
|
|
электромагнитной |
муфтой 8. |
||||||
|
|
|
|
|
Для |
закрепления ванче- |
||||||
|
|
|
|
|
сов 11 и их пбдачи на нож |
|||||||
|
|
|
|
|
служит |
стол |
станка. |
Стол |
||||
|
|
|
|
|
12 представляет собой |
мас |
||||||
|
|
|
|
|
сивную литую плиту с глад |
|||||||
|
|
|
|
|
кой |
горизонтальной поверх |
||||||
Рис. 100. |
Схема |
механизма |
перемещения |
ностью. |
В |
нижней |
части |
|||||
ножевого |
суппорта |
станка |
ФММ-3100 |
стол |
усилен |
ребрами |
же |
|||||
В вертикальном |
|
|
сткости. |
|
|
при помощи |
||||||
направлении стол перемещается |
||||||||||||
механизма подачи, включающего. в себя храповой механизм |
13, |
|||||||||||
зубчатую передачу, коробку передач |
14 и четыре |
ходовых винта. |
На рис. 100 показана схема механизма перемещения ножевого суппорта.
Рабочий и холостой ход суппорта 1 осуществляется от главного электродвигателя 2 через кинематическую цепь механизмов, кото рая включает в себя ременную передачу 3, валы 4, 5, 6, зубчатые колеса ведущие 7, 8, 9, 10, зубчатые колеса ведомые 11, 12, 13, промежуточную шестерню 14, рейки 15, электромагнитную муфту 16 и электромагнитный'тормоз 17.
Реверсивность движения достигается следующим образом. К началу рабочего хода суппорта, например с помощью системы путевых выключателей, сблокированных с системой питания обмо ток двойной электромагнитной муфты и тормоза, отключаются тормоз 17 и подача тока в левую обмотку муфты 16. В обмотке левой стороны муфты, жестко соединенной с валом 5, создается магнитное поле, под действием которого фрикционный диск 18, закрепленный на полом валу, а вместе с ним и зубчатое колесо 11 притягиваются к фрикционному диску муфты. В результате через зубчатое колесо 7 вращение от вала 4 и электродвигателя 2 пере-
дается на вал 5 и далее через колеса 9 и 13 коренному валу 6 и зубчатым колесам 10, находящимся в зацеплении с рейками 15. При вращении колес 10 в направлении по часовой стрелке рейки 15, а вместе с ними и ползуны 19 суппорта 1 получают поступательное перемещение в направлении стола с закреплен ными на нем ванчесами, т. е. совершается рабочий ход ножевого суппорта.
Скорость резания ѵр для данного случая определяется по фор муле
п |
. nmz |
м/сек, |
|
ур і'р |
60-1000 |
|
|
где п — число оборотов электродвигателя в минуту; |
|
||
т — модуль зубчатого колеса реечной передачи; |
|
||
z — число зубьев зубчатого колеса; |
реечной пе |
||
г'р— передаточное число |
от электродвигателя до |
||
редачи; |
|
|
|
/іск — коэффициент скольжения ременной передачи. |
|
||
Отсюда ир = 0,63 м/сек. |
|
суппорта упор, |
укрепленный |
При завершении рабочего хода |
на ползуне суппорта, через систему рычагов, тяг п штоков вклю чает путевой переключатель; при этом включается тормоз 17 и одновременно прекращается подача тока в левую обмотку муфты. Ток поступает в правую обмотку муфты, где фрикционный диск20, а вместе с ним и зубчатое колесо 12, свободно сидящие на полом валу, притягиваются к фрикционному диску правой части электро магнитной муфты. В результате зубчатые колеса 8 н 12 через про межуточную шестерню 14 передают вращение с вала 4 на вал 5. Причем вал 5 начинает вращаться в обратную сторону. В обрат ную сторону вращается вал 6 и зубчатые колеса 10 реечной пере дачи 15, т. е. суппорт совершает обратный (холостой) ход. Си стема упоров и переключателей расположена на левой стороне станка.
Основным достоинством реверсивного электромагнитного при вода является то, что он работает эластично, мягко, бесшумно, с незначительным износом и без трансмиссионных ремней. Элект ромагнитный тормоз может немедленно остановить ножевой суппорт в любом его положении. Концевые выключатели ограничивают ход суппорта в зависимости от длины зубчатых реек, предупреж дая аварию.
М е х а н и з м в е р т и к а л ь н о г о |
п е р е м е щ е н и я |
стола |
по |
казан на рис. 101. |
равную толщине |
шпона |
(ра |
Перемещение стола на величину, |
бочая подача), обеспечивается храповым механизмом н коробкой передач. Величина рабочей подачи зависит от угла поворота хра пового колеса 1 и передаточного числа зубчатых передач, заклю ченных между храповым колесом и подъемными винтами 2.
Осуществляется рабочая подача следующим образом: при дви жении ползуна 3 кулачок 4 нажимает на ролик 5 поворотного
рычага 6, который через тягу 7 действует на рычаг собачки 8, по ворачивая рычаг вправо. При этом храповое колесо 1, вал 9 и зубчатое колесо 10 повернутся на определенный угол, величина которого зависит от положения ползуна 11. Положение ползуна 11 изменяют вращением маховичка 12.
Вращение от колеса 10 передается колесу 13, а затем через систему зубчатых колес коробки подач на вал 14, конические зуб чатые колеса 15 и 16 и винтам 2 вертикального перемещения стола.
Вращением маховичка регулируется величина подачи. Ступен
чатая регулировка подачи производится переключением |
зубчатых |
|||||||
5 |
колес 17 |
и |
18 |
коробки |
по |
|||
|
дач |
рукоятками 19. |
|
для |
||||
|
Рычаг |
20 |
служит |
|||||
|
отключения |
механизмов |
ра |
|||||
|
бочей подачи. |
подача |
сто |
|||||
|
Ускоренная |
|||||||
|
ла необходима для его бы |
|||||||
|
строго опускания или подъ |
|||||||
|
ема |
после завершения |
оче |
|||||
|
редного |
цикла |
или |
после |
||||
|
закрепления |
новой |
партии |
|||||
|
ванчесов, подлежащих стро |
|||||||
|
ганию. При |
ускоренной |
по |
|||||
Рис. 101. Механизм вертикального переме |
даче |
стола |
суппорт должен |
|||||
быть отведен в крайнее зад |
||||||||
щения стола станка ФММ-3100 |
нее |
положение |
и |
останов |
||||
|
лен. |
Осуществляется |
уско |
|||||
ренная подача от электродвигателя 21, через цепь 22, |
звездочки 23 |
|||||||
и 24 и зубчатые колеса 15, 16, 25, 26 |
при отключенной собачке 8. |
В зависимости от направления вращения винтов 2 стол пере мещается вверх или вниз. Чтобы исключить возможность поломки механизмов подъема стола, в крайних нижнем и верхнем положе ниях устанавливают конечные выключатели, размыкающие элект рическую цепь питания электродвигателя 21.
Для станка ФММ-3100 скорость ускоренной подачи рав на 0,9 м/мин.
На столе станка ванчесы крепят вручную винтовыми зажи мами. На ряде предприятий ручное винтовое крепление заменено гидравлическим, состоящим из гидронасоса, системы трубопрово дов и гидроцилиндров.
Почти на всех станках горизонтального типа, работающих в нашей промышленности, не механизирована операция уборки полос шпона. В ряде институтов проводились и проводятся работы по механизации этой операции. Так, УкрНИИМОД разработал устройство, представляющее собой многоленточный транспортер, который обеспечивает снятие полос шпона и укладку их в пачки (кноли).
Технические характеристики шпонострогальных станков ФММ-3100 и ДК-4000 приведены в табл. 28.