Файл: Васечкин Ю.В. Оборудование фанерного производства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а XIII

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА СТРОГАНОГО ШПОНА

§ 41. ПИЛЬНЫЕ СТАНКИ ДЛЯ ПРОДОЛЬНОГО РАСКРОЯ СЫРЬЯ

Продольный раскрой кряжей на брусья н ванчесы произво­ дится на станках различного типа. Наибольшее распространение в нашей стране получили горизонтальные лесопильные рамы РГ130, но иногда используются и ленточнопильные станки гори­ зонтального или вертикального типа.

Устройство горизонтальной лесопильной рамы показано на рис. 95.

На тележке 1 устанавливается и крепится с двух сторон крю­ чьями 2 кряж 3. Рабочий ход тележки к пиле 4 осуществляется от электродвигателя 5 .через вариатор б, зубчатые колеса 7, 8, 9, 10, 11, 12 и зубчатое колесо реечной передачи 13. Зубчатая рейка 14 жестко соединена с тележкой, поэтому при вращении зубчатого колеса тележка перемещается по рельсам 15 на вели­ чину, зависящую от передаточного числа механизма подачи.

Пила 4 закрепляется в пильной рамке 16 и получает возвратно­ поступательное движение от электродвигателя 17 через клино­ ременную передачу 18, вал 19, маховик 20 и шатун 21. Вал махо­ вика укреплен в подшипниках на отдельной стойке фундамента.

Пильная рамка перемещается по направляющим 22 жесткой рамы 23, установленной на опорных колоннах 25. Направляющие вместе с рамой (суппортом) переставляются , по высоте на толщину отпиливаемой части кряжа при помощи двух вертикальных вин­ тов 24, приводимых во вращение электродвигателем 30 через зуб­ чатую передачу 27, цепную передачу 28 и конические шестерни 29.

Для

более

точной установки

пильной

 

 

рамки по высоте пользуются ручным

 

 

маховичком 26.

 

 

 

 

Тележка

возвращается в исходное

 

 

положение

при помощи электродвига­

 

 

теля 31 через те же зубчатые колеса 7,

 

 

8, 9, 10, 11, 12 и реечную передачу 13.

 

 

При этом вариатор 6 отключается.

 

 

Обслуживается

лесопильная рама

 

 

двумя рабочими.

 

 

 

 

Значительно реже для распиловки

 

 

кряжей на брусья и ванчесы

приме­

 

 

няются ленточнопильные станки.

 

 

Вертикальный

ленточнопильный

 

 

станок (рис. 96) состоит из станины 1,

 

 

нижнего приводного пильного шкива 2

 

 

и верхнего натяжного шкива 3, те­

 

 

лежки 4, рельсового пути 5 для те­

 

 

лежки.

 

 

 

 

 

На тележку 4

укладывают

кряж 6

Рис. 96. Схема

вертикального

ленточнопнльного

станка

и закрепляют

крючьевыми

зажи­

 

 

мами

7. Тележка

совершает

рабочее

 

 

движение в направлении пильной ленты 8 от электромеханического тросового или гидравлического привода.

Техническая характеристика горизонтальной лесопильной рамы РГ130

Просвет рамы между опорными колоннами, мм . .

.

1600

Высота от пилы до нижней кромки суппорта, мм .

.

385

Ход пильной рамки, м м ..............................................

 

800

Число оборотов коренного вала в м и н уту................

 

180

Наибольший диаметрраспиливаемогокряжа, мм ...

 

1300

Наибольшая длина распиливаемого кряжа, мм . .

.

3500

Подача на один оборот коренноговала, м м ...............

 

4—24

Скорость подачи, м/мин..............................................

0,65—4,57

Общее число электродвигателей, шт.................................

 

4

Общая мощность электродвигателей, к е т .....................

 

26,2

Габарит лесопильной рамы, мм:

 

 

д л и н а .....................................................................

 

12 610

ш ирина..................................................................

 

6 020

высота ..................................................................

 

2 800

Масса, к г .....................................................................

 

9 000

При включенном электродвигателе вращение через ременную передачу передается нижнему приводному шкиву и пильная лента


совершает непрерывное движение, распиливая надвигаемый те­ лежкой кряж.

Крючьевые зажимы 7 смонтированы на поперечных передвиж­ ных каретках, что дает возможность установить кряж для отапли­ вания горбыля, ванчеса или бруса заданного размера. В современ­ ных станках захваты перемещаются при помощи электромеханиче­ ского привода, управляемого дистанционно с пульта управления.

По завершении пропила тележка на повышенной скорости воз­ вращается в исходное положение, кряж поворачивается и пропил повторяется.

Чтобы поверхность кряжа после очередного пропила не заде­ вала за зубья движущейся пильной ленты, кряж автоматически вместе с крючьевымн захватами при холостом ходе тележки ото­ двигается от пилы на 5—15 мм.

Кроме перечисленных узлов, станок имеет также механизм установки по высоте верхнего шкива в зависимости от длины пиль­ ной ленты, механизм поворота верхнего шкива на некоторый угол в вертикальной плоскости, обеспечивающий правильное набегание

пильной ленты

на шкивы, механизм

натяжения пильной ленты

с помощью грузовых устройств 9, направляющие 10

и опорные

устройства

11 для р-абочей ветви пильной ленты.

некоторых

В табл.

27

приведены технические

характеристики

отечественных

леиточнопильных станков и станков

иностран­

ных фирм.

 

 

 

 

Показатели

о

 

сч

 

in

 

е;

05ГЯІГ

Таблица 27

Тип станка

 

 

 

Робин­ зон

Робин­ зон

Пнклес

Пнклес

Ппклес

Тип с т а н к а ..........................

 

 

Вертик альный

 

Горизонтальный

 

Диаметр

шкива, м м .............

 

2 400

1500

1800

1500

1800

1500

1200

Ширина

пильной ленты, мм

350

225

200

175

250

200

175

Скорость

резания, м/сек . . .

50

50

38

39

36,8

33

31,4

Число оборотов пильных шки­

 

 

 

 

 

 

 

вов в минуту

.......................

 

400

575

400

500

390

420

500

Мощность главного двигате­

 

 

 

 

 

 

 

ля,

к е т

 

 

160

75

48

37

55

44

36,8

Максимальный

диаметр

рас­

 

 

 

 

 

 

 

пиливаемого бревна, мм . . .

1500

1350

1350

1350

1800

1500

1200

Минимальный

диаметр

рас­

300

300

 

 

 

 

_

пиливаемого бревна, мм . . .

____

____

.___

____

Масса станка,

к г .................

11 970

7000

»

....................тележки, к г

 

9 120

7100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь

г о р и з о н т а л ь н о й

л е с о ­

п и л ь н о й

р а м ы

в смену определяется по формуле

 

 

 

-

П — -

1- "км ■aq м3 в

смену,

 

 

 

lz


где T — длительность смены, мин;

 

 

 

и — скорость подачи, м/мин;

рабочего

времени,

равный

kn — коэффициент

использования

0,9—0,93;

использования

машинного

времени,

равный

k„ — коэффициент

0,8—0,85;

I — длина пропила (кряжа), м;

z — число пропилов для одного кряжа;

а — число одновременно распиливаемых кряжей; q — объем одного кряжа, м3.

Практически производительность лесопильной рамы РГ130 со­ ставляет в среднем 10—20 м3 в смену.

§ 42. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТЕРМООБРАБОТКИ БРУСЬЕВ И ВАНЧЕСОВ

При производстве строганого шпона пластичность древесины повышается в специальных пропарочных (парильных) устройст­ вах. До недавнего времени наиболее распространенными счита­ лись парильные ямы. В парильных ямах древесина прогревается паром при температуре 80—100° С. Этот способ имеет ряд значи­ тельных недостатков: низкую производительность, неудобство об­

служивания и др.

 

 

способ

пропарки

ванчесов

На

многих

предприятиях освоен

в пропарочных цилиндрах-автоклавах.

 

 

давлением

В автоклавах

ванчесы

пропаривают паром под

до 4 кгс/смг, вследствие чего время

нагрева

значительно умень­

шается.

Рабочая

температура в автоклаве

достигает 140° С,

а время нагрева сокращается до 1—6 ч.

 

автоклава.

На

рис. 97

показано

устройство

пропарочного

Он состоит из корпуса 1 с приваренным к нему сферическим дни­ щем, съемной крышки 2, поворотного крана с тележкой для отвода крышки в сторону при загрузке и блокировочного устройства для безопасной работы.

На цилиндре смонтированы показывающий 3 и самопищущий 4 манометры для контроля давления, предохранительный клапан 5, вентиль 6 для выброса „отработавшего пара в атмосферу. Внутри цилиндра смонтированы стационарный узкоколейный путь, откид­ ные рельсы и труба с отверстиями для равномерного распределе­ ния пара по всему цилиндру.

Ванчесы, уложенные на вагонетку, подаются к автоклаву и загружаются в него по рельсовому пути. После загрузки откидные рельсы поднимаются внутрь, крышка 2 подводится к корпусу и запирается специальным затвором. В это же время автоматически включается специальное блокировочное устройство, которое ис­ ключает возможность подачи пара в цилиндр, если крышка от­ крыта и, наоборот, не позволяет открыть крышку, если в цилиндре имеется пар.


по стрелке А

Блокировочное устройство состоит из импульсного клапана 8,

трубопроводов 9, 10, 11,

12 и 13, бачков 14, 15

и

16 для воды

и конденсата, запорного

мембранного клапана

17,

мембранного

клапана 18 и светового сигнального табло 19.

 

 

Блокировочное устройство работает следующим образом. При полном закрытии крышки 2 упор 7 нажимает на шток импульсного

клапана 8 — клапан открывается

и соединяет впускной

трубопро­

вод й

трубопровод 9.

Затем открывают вентиль 20, и

пар через

вентиль

20, обратный

клапан 21,

импульсный клапан 8 проходит

в трубопроводы 9, 10, И. Из трубопровода 11 через муфты 22 и 23 пар поступает в бачки 14 и 15. При повышении давления в бачке 14

находящаяся в нем

вода (конденсат)

давит на мембрану кла­

пана 17. Мембрана

прогибается вниз

и перемещает связанный

с ней шток с башмаком 24. Башмак входит в паз между зубьями крышки и корпуса цилиндра. При таком положении башмака крышку открыть невозможно. На световом табло 19 появляется красный свет и надпись «Под давлением».

При повышении давления в бачке 15 вода из него вытесняется в трубопровод 12 и далее в кольцевой зазор под резиновое уплот­ нение стыка между крышкой и корпусом цилиндра. Под давле­ нием воды уплотнение плотно прижимается к крышке и корпусу и обеспечивает герметичность их соединения. Одновременно из верх­ ней полости бачка 15 пар поступает в трубопровод 13 и бачок 161. При повышении давления в бачке 16 вода давит на мембрану клапана 18 и открывает его, соединяя главный впускной трубо­ провод с полостью автоклава. После этого открывают вентиль 25 на трубопроводе 26, предварительно закрыв задвижки 27, 28 и вентиль 29. Цилиндр заполняется паром и начинается постепен­ ный прогрев древесины. Давление регулируется вентилем 25.

По окончании термообработки вентиль 25 полностью закры­ вают и открывают вентиль 6 на выпуск пара из цилиндра в атмо­ сферу. Выпуск продолжается до тех пор, пока стрелка манометра 3 не займет нулевого положения. После этого открывают за­ движки 27 и 28 и спускают конденсат из цилиндра. Трубопро­ вод 30 с вентилем 29 служит для прочистки паром выпускного отверстия.

Далее открывают вентиль 31 сигнального устройства 32 и по смещению столбика подкрашенной жидкости проверяют, нет ли в цилиндре избыточного давления пара. Убедившись, что его нет, закрывают вентиль 20. Если бы в цилиндре все-таки оказалось из­ быточное давление, обратный клапан 33 под давлением пара из цилиндра откроется и пропустит пар в блокировочное устрой­ ство, в результате чего крышка будет удержана в запертом со­ стоянии башмаком 24.

После снижения давления в цилиндре оставшийся пар из от­ ключенного от питающей линии блокировочного устройства выхо­ дит в цилиндр через обратный клапан 33\ кроме того, оставшийся в блокировочном устройстве пар частично конденсируется в трубо­ проводах и бачках.


При отсутствии давления в системе (манометр 34 показывает нуль) пружина 35 поднимает шток с башмаком 24, давая возмож­ ность открыть крышку автоклава. Мембранный клапан 18 закры­ вается, а на световом табло загорается зеленый свет и появляется надпись «Без давления». После открытия и отвода крышки в сто­ рону вагонетка с пропаренными ванчесами выкатывается.

 

Техническая характеристика автоклавов

 

Емкость

по сырью,

м3 .......................................................

 

3

20

Длина, м

м................................................................................

 

 

5

18

Диаметр,

агрегата,

м3

2

2

Объем пропарочного

15,5)

55

Максимальное давление пара,

кгс/см2 ....................

5,0

5,0

Рабочее давление пара, кгс/см2

.............................

2 , 5 3 , 5 2,5-ьЗ,5

П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь

п а р и л ь н о й я мы и а в т о ­

к л а в а может быть определена по формуле

гг

TVk

»

смену ,

 

 

П = --------

лг в

 

 

Д + т2

 

 

 

 

где Т — длительность смены, мин;

 

 

 

 

V — емкость ямы или автоклава, лі3;

ямы

и автоклава;

k — коэффициент объемного заполнения

Ті— продолжительность

пропаривания, мин\

или автоклава,

гг— время на загрузку,

выгрузку,

чистку

ямы

мин.

 

 

 

 

 

§ 43. ШПОНОСТРОГАЛЬНЫЕ СТАНКИ

Для строгания шпона применяют станки двух типов: верти­

кальные и горизонтальные.

ш п о н о с т р о г а л ь н о м

с т а н к е

В в е р т и к а л ь н о м

главное рабочее движение совершается материалом, -закреплен­ ным на столе в вертикальной плоскости. Нож же совершает вспо­ могательное движение подачи в горизонтальной плоскости; в мо­ мент резания нож неподвижен.

В г о р и з о н т а л ь н о м ш п о н о с т р о г а л ь н о м с т а н к е , наоборот, резание совершается в горизонтальной плоскости, при­ чем главное рабочее движение совершается ножом, а движение подачи — материалом в вертикальной плоскости; в момент реза­ ния ванчес (брус) неподвижен.

Станки вертикального типа получили распространение на аме­ риканском континенте, поэтому они называются еще американ­ скими.

В европейских странах, в том числе в СССР, в основном приме­ няются станки горизонтального типа, поэтому они получили назва­ ние европейских.

Принципиальная схема горизонтального шпонострогального станка показана на рис. 98.

Ножевой суппорт / совершает возвратно-поступательное пере­ мещение, а заготовка 2 укреплена на столе 3 и совершает перио-