Файл: Васечкин Ю.В. Оборудование фанерного производства учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 3
Г л а в а XIII
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА СТРОГАНОГО ШПОНА
§ 41. ПИЛЬНЫЕ СТАНКИ ДЛЯ ПРОДОЛЬНОГО РАСКРОЯ СЫРЬЯ
Продольный раскрой кряжей на брусья н ванчесы произво дится на станках различного типа. Наибольшее распространение в нашей стране получили горизонтальные лесопильные рамы РГ130, но иногда используются и ленточнопильные станки гори зонтального или вертикального типа.
Устройство горизонтальной лесопильной рамы показано на рис. 95.
На тележке 1 устанавливается и крепится с двух сторон крю чьями 2 кряж 3. Рабочий ход тележки к пиле 4 осуществляется от электродвигателя 5 .через вариатор б, зубчатые колеса 7, 8, 9, 10, 11, 12 и зубчатое колесо реечной передачи 13. Зубчатая рейка 14 жестко соединена с тележкой, поэтому при вращении зубчатого колеса тележка перемещается по рельсам 15 на вели чину, зависящую от передаточного числа механизма подачи.
Пила 4 закрепляется в пильной рамке 16 и получает возвратно поступательное движение от электродвигателя 17 через клино ременную передачу 18, вал 19, маховик 20 и шатун 21. Вал махо вика укреплен в подшипниках на отдельной стойке фундамента.
Пильная рамка перемещается по направляющим 22 жесткой рамы 23, установленной на опорных колоннах 25. Направляющие вместе с рамой (суппортом) переставляются , по высоте на толщину отпиливаемой части кряжа при помощи двух вертикальных вин тов 24, приводимых во вращение электродвигателем 30 через зуб чатую передачу 27, цепную передачу 28 и конические шестерни 29.
Для |
более |
точной установки |
пильной |
|
|
||
рамки по высоте пользуются ручным |
|
|
|||||
маховичком 26. |
|
|
|
|
|||
Тележка |
возвращается в исходное |
|
|
||||
положение |
при помощи электродвига |
|
|
||||
теля 31 через те же зубчатые колеса 7, |
|
|
|||||
8, 9, 10, 11, 12 и реечную передачу 13. |
|
|
|||||
При этом вариатор 6 отключается. |
|
|
|||||
Обслуживается |
лесопильная рама |
|
|
||||
двумя рабочими. |
|
|
|
|
|||
Значительно реже для распиловки |
|
|
|||||
кряжей на брусья и ванчесы |
приме |
|
|
||||
няются ленточнопильные станки. |
|
|
|||||
Вертикальный |
ленточнопильный |
|
|
||||
станок (рис. 96) состоит из станины 1, |
|
|
|||||
нижнего приводного пильного шкива 2 |
|
|
|||||
и верхнего натяжного шкива 3, те |
|
|
|||||
лежки 4, рельсового пути 5 для те |
|
|
|||||
лежки. |
|
|
|
|
|
||
На тележку 4 |
укладывают |
кряж 6 |
Рис. 96. Схема |
вертикального |
|||
ленточнопнльного |
станка |
||||||
и закрепляют |
крючьевыми |
зажи |
|||||
|
|
||||||
мами |
7. Тележка |
совершает |
рабочее |
|
|
движение в направлении пильной ленты 8 от электромеханического тросового или гидравлического привода.
Техническая характеристика горизонтальной лесопильной рамы РГ130
Просвет рамы между опорными колоннами, мм . . |
. |
1600 |
Высота от пилы до нижней кромки суппорта, мм . |
. |
385 |
Ход пильной рамки, м м .............................................. |
|
800 |
Число оборотов коренного вала в м и н уту................ |
|
180 |
Наибольший диаметрраспиливаемогокряжа, мм ... |
|
1300 |
Наибольшая длина распиливаемого кряжа, мм . . |
. |
3500 |
Подача на один оборот коренноговала, м м ............... |
|
4—24 |
Скорость подачи, м/мин.............................................. |
0,65—4,57 |
|
Общее число электродвигателей, шт................................. |
|
4 |
Общая мощность электродвигателей, к е т ..................... |
|
26,2 |
Габарит лесопильной рамы, мм: |
|
|
д л и н а ..................................................................... |
|
12 610 |
ш ирина.................................................................. |
|
6 020 |
высота .................................................................. |
|
2 800 |
Масса, к г ..................................................................... |
|
9 000 |
При включенном электродвигателе вращение через ременную передачу передается нижнему приводному шкиву и пильная лента
совершает непрерывное движение, распиливая надвигаемый те лежкой кряж.
Крючьевые зажимы 7 смонтированы на поперечных передвиж ных каретках, что дает возможность установить кряж для отапли вания горбыля, ванчеса или бруса заданного размера. В современ ных станках захваты перемещаются при помощи электромеханиче ского привода, управляемого дистанционно с пульта управления.
По завершении пропила тележка на повышенной скорости воз вращается в исходное положение, кряж поворачивается и пропил повторяется.
Чтобы поверхность кряжа после очередного пропила не заде вала за зубья движущейся пильной ленты, кряж автоматически вместе с крючьевымн захватами при холостом ходе тележки ото двигается от пилы на 5—15 мм.
Кроме перечисленных узлов, станок имеет также механизм установки по высоте верхнего шкива в зависимости от длины пиль ной ленты, механизм поворота верхнего шкива на некоторый угол в вертикальной плоскости, обеспечивающий правильное набегание
пильной ленты |
на шкивы, механизм |
натяжения пильной ленты |
||
с помощью грузовых устройств 9, направляющие 10 |
и опорные |
|||
устройства |
11 для р-абочей ветви пильной ленты. |
некоторых |
||
В табл. |
27 |
приведены технические |
характеристики |
|
отечественных |
леиточнопильных станков и станков |
иностран |
||
ных фирм. |
|
|
|
|
Показатели |
о |
|
сч |
|
in |
|
е; |
05ГЯІГ
Таблица 27
Тип станка |
|
|
|
|
Робин зон |
Робин зон |
Пнклес |
Пнклес |
Ппклес |
Тип с т а н к а .......................... |
|
|
Вертик альный |
|
Горизонтальный |
|
||||
Диаметр |
шкива, м м ............. |
|
2 400 |
1500 |
1800 |
1500 |
1800 |
1500 |
1200 |
|
Ширина |
пильной ленты, мм |
350 |
225 |
200 |
175 |
250 |
200 |
175 |
||
Скорость |
резания, м/сек . . . |
50 |
50 |
38 |
39 |
36,8 |
33 |
31,4 |
||
Число оборотов пильных шки |
|
|
|
|
|
|
|
|||
вов в минуту |
....................... |
|
400 |
575 |
400 |
500 |
390 |
420 |
500 |
|
Мощность главного двигате |
|
|
|
|
|
|
|
|||
ля, |
к е т |
|
|
160 |
75 |
48 |
37 |
55 |
44 |
36,8 |
Максимальный |
диаметр |
рас |
|
|
|
|
|
|
|
|
пиливаемого бревна, мм . . . |
1500 |
1350 |
1350 |
1350 |
1800 |
1500 |
1200 |
|||
Минимальный |
диаметр |
рас |
300 |
300 |
|
|
|
|
_ |
|
пиливаемого бревна, мм . . . |
____ |
____ |
.___ |
____ |
||||||
Масса станка, |
к г ................. |
11 970 |
7000 |
— |
— |
— |
— |
— |
||
» |
....................тележки, к г |
|
9 120 |
7100 |
— |
— |
— |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь |
г о р и з о н т а л ь н о й |
л е с о |
|||||||
п и л ь н о й |
р а м ы |
в смену определяется по формуле |
|
|
||||||
|
- |
П — - |
1- "км ■aq м3 в |
смену, |
|
|
|
lz
где T — длительность смены, мин; |
|
|
|
|
и — скорость подачи, м/мин; |
рабочего |
времени, |
равный |
|
kn — коэффициент |
использования |
|||
0,9—0,93; |
использования |
машинного |
времени, |
равный |
k„ — коэффициент |
0,8—0,85;
I — длина пропила (кряжа), м;
z — число пропилов для одного кряжа;
а — число одновременно распиливаемых кряжей; q — объем одного кряжа, м3.
Практически производительность лесопильной рамы РГ130 со ставляет в среднем 10—20 м3 в смену.
§ 42. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТЕРМООБРАБОТКИ БРУСЬЕВ И ВАНЧЕСОВ
При производстве строганого шпона пластичность древесины повышается в специальных пропарочных (парильных) устройст вах. До недавнего времени наиболее распространенными счита лись парильные ямы. В парильных ямах древесина прогревается паром при температуре 80—100° С. Этот способ имеет ряд значи тельных недостатков: низкую производительность, неудобство об
служивания и др. |
|
|
способ |
пропарки |
ванчесов |
||
На |
многих |
предприятиях освоен |
|||||
в пропарочных цилиндрах-автоклавах. |
|
|
давлением |
||||
В автоклавах |
ванчесы |
пропаривают паром под |
|||||
до 4 кгс/смг, вследствие чего время |
нагрева |
значительно умень |
|||||
шается. |
Рабочая |
температура в автоклаве |
достигает 140° С, |
||||
а время нагрева сокращается до 1—6 ч. |
|
автоклава. |
|||||
На |
рис. 97 |
показано |
устройство |
пропарочного |
Он состоит из корпуса 1 с приваренным к нему сферическим дни щем, съемной крышки 2, поворотного крана с тележкой для отвода крышки в сторону при загрузке и блокировочного устройства для безопасной работы.
На цилиндре смонтированы показывающий 3 и самопищущий 4 манометры для контроля давления, предохранительный клапан 5, вентиль 6 для выброса „отработавшего пара в атмосферу. Внутри цилиндра смонтированы стационарный узкоколейный путь, откид ные рельсы и труба с отверстиями для равномерного распределе ния пара по всему цилиндру.
Ванчесы, уложенные на вагонетку, подаются к автоклаву и загружаются в него по рельсовому пути. После загрузки откидные рельсы поднимаются внутрь, крышка 2 подводится к корпусу и запирается специальным затвором. В это же время автоматически включается специальное блокировочное устройство, которое ис ключает возможность подачи пара в цилиндр, если крышка от крыта и, наоборот, не позволяет открыть крышку, если в цилиндре имеется пар.
по стрелке А
Блокировочное устройство состоит из импульсного клапана 8,
трубопроводов 9, 10, 11, |
12 и 13, бачков 14, 15 |
и |
16 для воды |
и конденсата, запорного |
мембранного клапана |
17, |
мембранного |
клапана 18 и светового сигнального табло 19. |
|
|
Блокировочное устройство работает следующим образом. При полном закрытии крышки 2 упор 7 нажимает на шток импульсного
клапана 8 — клапан открывается |
и соединяет впускной |
трубопро |
||
вод й |
трубопровод 9. |
Затем открывают вентиль 20, и |
пар через |
|
вентиль |
20, обратный |
клапан 21, |
импульсный клапан 8 проходит |
в трубопроводы 9, 10, И. Из трубопровода 11 через муфты 22 и 23 пар поступает в бачки 14 и 15. При повышении давления в бачке 14
находящаяся в нем |
вода (конденсат) |
давит на мембрану кла |
пана 17. Мембрана |
прогибается вниз |
и перемещает связанный |
с ней шток с башмаком 24. Башмак входит в паз между зубьями крышки и корпуса цилиндра. При таком положении башмака крышку открыть невозможно. На световом табло 19 появляется красный свет и надпись «Под давлением».
При повышении давления в бачке 15 вода из него вытесняется в трубопровод 12 и далее в кольцевой зазор под резиновое уплот нение стыка между крышкой и корпусом цилиндра. Под давле нием воды уплотнение плотно прижимается к крышке и корпусу и обеспечивает герметичность их соединения. Одновременно из верх ней полости бачка 15 пар поступает в трубопровод 13 и бачок 161. При повышении давления в бачке 16 вода давит на мембрану клапана 18 и открывает его, соединяя главный впускной трубо провод с полостью автоклава. После этого открывают вентиль 25 на трубопроводе 26, предварительно закрыв задвижки 27, 28 и вентиль 29. Цилиндр заполняется паром и начинается постепен ный прогрев древесины. Давление регулируется вентилем 25.
По окончании термообработки вентиль 25 полностью закры вают и открывают вентиль 6 на выпуск пара из цилиндра в атмо сферу. Выпуск продолжается до тех пор, пока стрелка манометра 3 не займет нулевого положения. После этого открывают за движки 27 и 28 и спускают конденсат из цилиндра. Трубопро вод 30 с вентилем 29 служит для прочистки паром выпускного отверстия.
Далее открывают вентиль 31 сигнального устройства 32 и по смещению столбика подкрашенной жидкости проверяют, нет ли в цилиндре избыточного давления пара. Убедившись, что его нет, закрывают вентиль 20. Если бы в цилиндре все-таки оказалось из быточное давление, обратный клапан 33 под давлением пара из цилиндра откроется и пропустит пар в блокировочное устрой ство, в результате чего крышка будет удержана в запертом со стоянии башмаком 24.
После снижения давления в цилиндре оставшийся пар из от ключенного от питающей линии блокировочного устройства выхо дит в цилиндр через обратный клапан 33\ кроме того, оставшийся в блокировочном устройстве пар частично конденсируется в трубо проводах и бачках.
При отсутствии давления в системе (манометр 34 показывает нуль) пружина 35 поднимает шток с башмаком 24, давая возмож ность открыть крышку автоклава. Мембранный клапан 18 закры вается, а на световом табло загорается зеленый свет и появляется надпись «Без давления». После открытия и отвода крышки в сто рону вагонетка с пропаренными ванчесами выкатывается.
|
Техническая характеристика автоклавов |
|
|||
Емкость |
по сырью, |
м3 ....................................................... |
|
3 |
20 |
Длина, м |
м................................................................................ |
|
|
5 |
18 |
Диаметр, |
агрегата, |
м3 |
2 |
2 |
|
Объем пропарочного |
15,5) |
55 |
|||
Максимальное давление пара, |
кгс/см2 .................... |
5,0 |
5,0 |
||
Рабочее давление пара, кгс/см2 |
............................. |
2 , 5 3 , 5 2,5-ьЗ,5 |
|||
П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь |
п а р и л ь н о й я мы и а в т о |
к л а в а может быть определена по формуле
гг |
TVk |
» |
смену , |
|
|
П = -------- |
лг в |
|
|
||
Д + т2 |
|
|
|
|
|
где Т — длительность смены, мин; |
|
|
|
|
|
V — емкость ямы или автоклава, лі3; |
ямы |
и автоклава; |
|||
k — коэффициент объемного заполнения |
|||||
Ті— продолжительность |
пропаривания, мин\ |
или автоклава, |
|||
гг— время на загрузку, |
выгрузку, |
чистку |
ямы |
||
мин. |
|
|
|
|
|
§ 43. ШПОНОСТРОГАЛЬНЫЕ СТАНКИ
Для строгания шпона применяют станки двух типов: верти
кальные и горизонтальные. |
ш п о н о с т р о г а л ь н о м |
с т а н к е |
В в е р т и к а л ь н о м |
главное рабочее движение совершается материалом, -закреплен ным на столе в вертикальной плоскости. Нож же совершает вспо могательное движение подачи в горизонтальной плоскости; в мо мент резания нож неподвижен.
В г о р и з о н т а л ь н о м ш п о н о с т р о г а л ь н о м с т а н к е , наоборот, резание совершается в горизонтальной плоскости, при чем главное рабочее движение совершается ножом, а движение подачи — материалом в вертикальной плоскости; в момент реза ния ванчес (брус) неподвижен.
Станки вертикального типа получили распространение на аме риканском континенте, поэтому они называются еще американ скими.
В европейских странах, в том числе в СССР, в основном приме няются станки горизонтального типа, поэтому они получили назва ние европейских.
Принципиальная схема горизонтального шпонострогального станка показана на рис. 98.
Ножевой суппорт / совершает возвратно-поступательное пере мещение, а заготовка 2 укреплена на столе 3 и совершает перио-