Файл: Методические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ (проектов) по дисциплине социальная психология.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ взаимосвязи между большим количеством переменных осуществляется путем использования многомерных методов статистической обработки вручную или с применением ЭВМ. Цель применения подобных методов – сделать наглядным скрытые закономерности, выделить наиболее существенные взаимосвязи между переменными. Примерами таких многомерных статистических методов являются:
многомерное шкалирование;
факторный анализ;
кластерный анализ (кластер – гроздь);
латентно-структурный анализ
Рисунок 1 – Техника факторного анализа
Многомерное шкалирование обеспечивает наглядную оценку сходства и различия между некоторыми объектами, описываемыми большим количеством разнообразных переменных. Эти различия представляются в виде расстояния между оцениваемыми объектами в многомерном пространстве [5; С. 32].
Факторный анализ заключается в выявлении и интерпретации факторов. Фактор – обобщенная переменная, которая позволяет свернуть часть информации, т.е. представить ее в удобообозримом виде. Например, факторная теория личности выделяет ряд обобщенных характеристик поведения, которые в данном случае называются чертами личности.
Факторный анализ не является однородной процедурой, а распадается на ряд «техник» (рисунок 1). R-техника – это традиционный факторный анализ матрицы интеркорреляций показателей различных тестов. Осуществление Q-техники факторного анализа требует вычисления матрицы интеркорреляций показателей разных испытуемых по различным тестам. Это может быть осуществлено при проведении не только нормативного, но и ипсативного измерения. Q- и R-техники различаются по виду выделяемых факторов. R-техники дают факторы, отражающие структуру тестов, а Q-техники – факторы сходства и различия испытуемых.
P-техника состоит в факторном анализе матрицы интеркорреляции значений показателей обследуемых по одним и тем же тестам, но в различные промежутки времени. Эта техника позволяет выявить факторы, обусловливающие изменение величин показателей тестов. Кроме этого, для анализа факторов измерений (состояний) используется так называемая dR-техника факторного анализа, в которой исходным материалом являются матрицы интеркорреляций изменений (разностей) показателей тестов между двумя моментами времени.
Кластерный анализ позволяет выделить ведущий признак и иерархию взаимосвязей признаков.
Латентно-структурный анализ представляет совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых переменных (признаков), а также внутренней структуры связей между этими признаками. Он дает возможность исследования проявления сложных взаимосвязей непосредственно ненаблюдаемых характеристик социально-психологических явлений. Латентный анализ может являться основой для моделирования указанных взаимосвязей.
4.6 Интерпретация экспериментальных данных
Обычно интерпретация понимается как совокупность значений (смыслов), придаваемых определенным способом различным данным (в более общем смысле: теориям, символам, формулам, выражениям и т.п.). Другими словами, интерпретировать что-то – значит, приписать (присвоить) этому содержательный смысл.
Роль и значение интерпретации велики. Правильная интерпретация позволяет сопоставлять научные концепции с описываемыми ими фрагментами реального мира, порождать практические рекомендации, предлагать оптимальные способы действия и т.п. Обычно интерпретация основывается на исходных данных.
4.7 Составление расширенного плана работы
Расширенный план составляется для того, чтобы упорядочить весь накопленный материал, распределить его по основным контурам будущей работы.
В расширенном плане лучше всего в форме тезисов расположить в логической связи и последовательности главные мысли автора. Кратко, своими словами, привести рассуждения, в которых даются доказательства выдвигаемых тезисов, их обоснование.
В ходе построения такого расширенного плана может возникнуть необходимость в заполнении логических и фактологических пробелов в структуре работы, что повлечет дополнительную теоретическую и экспериментальную исследовательскую работу. Происходит и наоборот, когда накоплен слишком обширный материал, который не «ложится», не вписывается в логику работы и его следует исключить из текста. Не следует огорчаться по поводу «лишней» работы. Уже то, что вы поняли ненужность этого материала в данном изложении, делает эту работу полезной.
Расширенный план позволяет легче озаглавить структурные разделы работы и является, таким образом, основой для ее будущего оглавления, а также ее письменного оформления. Практика показывает, что чем основательнее был составлен простой план, тем меньшей переработке подвергается расширенный план, тем легче письменное оформление работы.
4.8 Литературное оформление научной работы
Итак, закончен сбор фактического материала, осуществлена статистическая и качественная обработка, составлен расширенный план научной работы. Теперь задача исследователя — придать работе респектабельный, «читабельный» вид. При этом необходимо соблюсти условия жанра, т.е. оснастить работу ссылками на литературные источники и составить список использованной литературы.
Начать литературное оформление следует с подготовки чернового варианта рукописи. Как уже указывалось, для экономии времени не следует переписывать весь текст заново, хотя нельзя не заметить, что это в какой-то степени полезно: в ходе переписывания текст редактируется, исправляются стилистические огрехи черновика. Поэтому, чем большее число раз переписывается текст, тем более «отшлифованным» он выходит в свет.
Начать литературное оформление текста научной работы следует с упорядочивания списка литературы. Выше говорилось о целесообразности записей выходных данных литературных источников на карточках. Теперь, когда мы приступаем к литературному оформлению текста в его черновом варианте, есть возможность убедиться в преимуществах такой формы записей. Карточки с выходными данными следует пересмотреть и отобрать те из них, которые будут использованы в тексте. Если это затруднительно сделать на этом этапе работы, то можно еще поработать с расширенным планом и карандашом сделать пометки на карточках, отмечая те, которые использованы в тексте. При этом можно раскладывать листки с записями по разделам плана, чтобы легче было приступить к монтажу.
Когда карточки отобраны, их складывают в алфавитном порядке, проставляют карандашом порядковые номера. Уже на этом этапе можно переписывать выходные данные в «Список литературы» или «Библиографию», но лучше повременить, потому что при монтаже может возникнуть необходимость что-то добавить или убрать. По этой причине ссылки на номера литературных источников в «Списке литературы» лучше делать карандашом.
Теперь можно приступать к «монтажу» текста. Опыт работы показывает, что сначала следует смонтировать текст экспериментальной части исследования, т.е. при помощи ножниц и клея соединить разрозненные части расширенного плана в стройное, логически связанное изложение хода и результатов научной работы. При этом приходится дописывать недостающие логические звенья, опираясь на видение всей работы в целом благодаря простому и расширенному планам.
При монтаже чернового варианта текста экспериментальной части работы исследователь продумывает, в какой последовательности представить таблицы и графики, что из полученных результатов, зафиксированных в дневниках, протоколах, на фотографиях, дать непосредственно в тексте, а что вынести в приложения, делая на них ссылки.
После завершения монтажа экспериментальной части имеет смысл еще раз бегло ее прочитать, отметив логичность ее построения и изложения. После этого приступают к «монтажу» теоретической части, отсекая все лишнее, что не «работает» на экспериментальную часть. Здесь уместны краткие комментарии с позиций проведенного исследования, чтобы читатель уже при чтении обзора литературных источников подготавливался к восприятию проведенного исследования в их контексте.
Когда черновой вариант теоретической части смонтирован, следует еще раз бегло прочитать всю работу под углом зрения полноты изложения и логических связей между структурными частями текста. После этого можно приступить к написанию «Введения».
Во «Введении» отмечаются следующие позиции: актуальность исследования, цель, задачи проведенного исследования, формулируемые в будущем времени («показать», «решить»), гипотеза; обозначаются использовавшиеся в работе методы, в том числе и методы статистической обработки результатов, научная новизна, практическое и теоретическое значение проделанной работы, апробация и возможное или состоявшееся внедрение результатов исследования.
Наконец, можно приступать к окончательной литературной обработке текста — написанию чистового варианта, которые оформляются в машинописном варианте (лучше на компьютере).
Первая страница научной работы — титульный лист. Второй страницей текста обычно является оглавление. В окончательном написании (напечатании) этой страницы (а может и двух, если оглавление не помещается на одной), есть определенный нюанс. Дело в том, что в оглавлении следует указать страницы соответствующих разделов текста, а они будут известны после окончательного написания (напечатания) всего текста. Поэтому здесь поступают так: либо печатают оглавление без указания страниц, оставляя для них место, либо начинают писать (печатать) введение с 3 или 4 страницы, а потом делают оглавление.
В тексте названия разделов выделяются шрифтом, отличным от основного текста. «Введение», каждая глава и «Заключение» начинаются с новой страницы. Все остальные структурные компоненты выделяют большими интервалами (обычно вдвое большими, чем между строками текста) перед и под названиями соответствующих разделов. Слова «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «ЛИТЕРАТУРА», «ПРИЛОЖЕНИЕ» в названиях разделов печатаются большими (заглавными) буквами. В тексте они пишутся обычным шрифтом с заглавной буквы. Заглавными буквами печатаются названия глав. Заголовки низших ступеней (других разделов и подразделов) печатаются обычным шрифтом, начинаясь с заглавных букв.
Нумерацию страниц начинают проставлять со второй (на титульном листе номер страницы не проставляется). Текст пишется и печатается с одной стороны листа. Нумерация страниц в тексте и в приложении сквозная.
Таблицы помещают таким образом, чтобы анализ результатов, представленных в них, был здесь же, что облегчает чтение текста. Каждая таблица имеет номер, например, (Таблица 1 и т.д.) и название, в котором отражено ее содержание; нумерация таблиц сквозная.
Рисунки и графики также нумеруются, например (Рис. 1) и сопровождаются подрисуночными подписями и по необходимости комментариями.
Список литературы оформляется, как уже указывалось, в алфавитном порядке с нумерацией каждого источника. В начале проставляется номер литературного источника по списку использованной литературы, приведенном в конце дипломной работы, потом указывается номер страницы, на которой приведена цитата в первоисточнике.
Сведения о книгах /монографии, справочники и др./ должны включать фамилию и инициалы автора. Если книга написана двумя и более авторами, то их фамилии с инициалами указываются в той последовательности, в какой они напечатаны в книге. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них и слово "и др.". Название произведения указывают с прописной буквы без сокращений. Рекомендуется дополнять заглавие указаниями, что книга является переводом, и сведения о языке оригинала, необходимо указывать сведения о повторности издания. Место издания пишется с прописной буквы, при этом его следует приводить полностью в именительном падеже, допускается сокращение названия только двух городов: Москва /М.:/ и Санкт-Петербург /Спб.:/.
Примеры оформления библиографии находятся в приложении 6.
-
Основные требования к содержанию курсового проекта
Курсовой проект по дисциплине - учебная работа научно-исследовательского и научно-инновационного характера. Курсовой проект предполагает получение конкретного инновационного продукта – социальной технологии, устройства, сервиса, практики, алгоритма пакета документов, программы мероприятий и т.д. (Приложение 7).
Цель написания курсового проекта – научить студента применять полученные знания на практике для решения конкретных задач. В ходе написания курсового проекта студент детально исследует один вопрос, связанный с изучаемыми предметами. Это является фундаментом для развития творческих навыков и помогает ознакомиться с основами научной работы.