Файл: 1 и Антидемократические политические режимы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 250

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 и 2. Антидемократические политические режимы.

4.Виды органов государства

5.Виды федераций

7.Государственный орган: понятие, признаки, виды.

Виды государственных органов

13.Конфедеративное государственное устройство: понятие, основные черты; империя и уния – как виды государственного устройства

14.Материалистическая теория происхождения государства

15.Многоплановость понятия государства.

16.Монархическая форма правления: понятие, основные черты и виды

17.Понятие, отличительные признаки дуалистической монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

Понятие, отличительные признаки парламентской монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

18.Нетрадиционные формы правления.

19.Общенаучная методология теории государства и права.

20.Признаки государства.

21. Территория государства. Понятие, структура и виды.

22.Суверенитет как признак государства

23.Патриархальная теория происхождения государства.

24.Государственный (политический) режим: понятие и виды

25.Общая характеристика науки «Теория государства и права».

26.Понятие формы государства, ее элементы

27.Методология теории государства и права : понятие, классификация.

28.Механизм государства понятие и признаки. Элементы механизма государства.

30.Понятие типа государства. Типология государства.

1. Формационный подход

2. Цивилизационный подход

31.Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства

32. Понятие формы государства, ее элементы

35. Предмет и объект науки тгп (их соотношение)

36. Принципы организации и функционирования механизма государства. Структура механизма государства.

37. Концепции происхождения государства. Причины их многообразия.

39.Психологическая теория происхождения государства.

40.Органическая теория происхождения государства

41.Республиканская форма правления, ее разновидности.

42.«Теория государства и права в системе научного знания»

43.Соотношение элементов формы государства.

44.Методы теории государства и права: всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специальные).

Буржуазное (капиталистическое) государство



Ст.39 КРФ: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом”.

В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (п.2 ст.41 КРФ).

Социальное назначение государства:

– соединение всех социальных групп населения (гражданского общества);

– обеспечение защиты и интересы всего общества в целом;

– признание прав, свобод и интересов человека высшей ценностью;

– наличие парламента (равноправно представлены все социальные группы);

– выполнение традиционных охранных функций:

– внутренние (хозяйственная, налоговая, управление образованием, наукой, культурой, забота о личности, поддержка социально незащищенных слоев населения, защита прав и свобод, интересов граждан, охрана правопорядка);

– внешние (защита границ, дипломатические и торгово-экономические отношения с другими странами, культурный, научный, информационный обмен, борьба за мир, участие в международном контроле за обеспечением прав, межгосударственные программы – экологические, культурные, социальные).

Социальное государство – институт, направленный на организацию нормальной жизни и развитие всего общества в целом, защиту прав, свобод человека и гражданина, достойных условий его жизни.

Социальное назначение государства – инструмент социального компромисса, смягчения противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил, обеспечение общесоциальной направленности в его функциях.

48. Теологическая теория происхождение государства.

И в прошлом, и в настоящем различные авторы - ученые и политики - пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство. По вопросу о происхождении государства существует множество теорий. Из всех существующих на сегодняшний день теорий происхождения государства самой старой и традиционной является теологическая, или религиозная теория. Суть этой теории достаточно проста. Она сводится к тому, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение. Принято считать, что наиболее авторитетным представителем религиозной теории является средневековый мыслитель Фома Аквинский, бывший в свое время как бы “официальным идеологом” Ватикана, т. е. католической церкви. По Фоме Аквинскому, процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом. Прежде чем приступить к руководству миром. Бог решил привнести в него стройность и организованность. Для этого он и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле олицетворяют монархи, поскольку их власть “от Бога”. Монархи наделяются Богом правом повелевать людьми, но сами являются лишь слугами церкви.


Возникшая в русле христианской религии теологическая теория происхождения государства сегодня сохраняет большое значение не в христианских, а в мусульманских странах (в частности, странах Арабского Востока), где понятие государства неразрывно связано с идеей халифата - идеальной формы организации мусульманской общины. Согласно мусульманским догмам, идея о создании такого государства была внушена пророку Мухаммеду самим Аллахом. Пророк осуществил ее, сосредоточив в своих руках всю власть в государстве.

Теологическая теория весьма уязвима в научном отношении. Исторические факты доказывают, что государство создается не Богом, а людьми. Даже пророк Мухаммед, действовавший, как он утверждал, по воле Аллаха, сам организовал войско и захватил Мекку. Но в то же время особенность теологической теории происхождения государства именно в том и состоит, что ее сторонники аппелируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди все равно не способны постичь всей глубины божественного замысла, и поэтому они должны просто верить, что все на Земле создано Богом - в том числе и государство.

Плюсы теории:

1) Государство появляется с монорелигией;

2) Теория позволяет установить в обществе порядок;

3) Отражает объективные решения того времени, а именно- первые государства были теократические;

Минус - является ненаучной так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение государства.

49. Теория насилия в происхождении государства.

Теория насилия получила распространение в XIX в. и в наиболее завершенном виде была представлена в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.



Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, дрсв- негерманского, древневенгерского).

С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политиче- скис факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.

50. Унитарное государственное устройство: понятие, основные черты.

Государственное устройство может быть простым и сложным.

Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное (от лат. "унус" - один) государство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.

Унитарное государственное устройство — форма государственного устройства, при которой его части являютсяадминистративно-территориальными единицамии не имеют статуса государственного образования. В отличие отфедерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единаяправовая система, единаяконституция. На сегодняшний день большинствосуверенных государствявляются унитарными. Как правило, крупные по численности населениягосударстваявляются федерациями (Китайская Народная Республикаявляется исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.

Основные признаки унитарного государства:

Единая конституция, единый высший представительский, исполнительный и судебный орган, единое законодательство, одно гражданство, денежная система, налоговая и кредитная политика.

Составные части суверенитетом не обладают (нет законодательства, армии и т.д.), но обладают самостоятельностью - децентрализованное или централизованное самоуправление (если во главе местных властей стоит назначенный сверху чиновник).

Допускается национальная и законодательная автономия для малочисленных наций;

Все внешние сношения осуществляются центральными органами власти


Единые вооруженные силы.

Унитарные государства допускают внутри себя национально-территориальную и законодательную (административно-территориальной единице предоставляется право законодательствовать) автономию.

По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью.

51. Федеративное государственное устройство: понятие, основные черты.

Федерация - это такая форма устройства государства, в котором территориальная организация власти осуществляется на нескольких уровнях, при этом составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами.

Существуют и смешанные формы государственного устройства, являющиеся, как правило, переходными от унитарного государства к федерации или наоборот. В государствах со смешанной формой государственного устройства наряду с субъектами федерации существуют административно-территориальные единицы, не наделенные правами субъектов федерации и не входящие в состав субъектов федерации.

Основные характеристики государства как федерации выглядят следующим образом:

1) федерация - это всегда совокупность обособленных, относительно самостоятельных территориальных единиц;

2) в федерации формируются два уровня территориальной организации государственной власти: федеральная государственная власть и государственная власть субъектов федерации;

3) субъекты федерации не являются самостоятельными государствами, не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации;

4) разделение функций между федеральной и региональной государственной властью происходит путем конституционного (договорного) закрепления разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами;

5) к ведению федерации относится регулирование отношений в сферах. которые обеспечивают существование и целостность единого государства: принятие и изменение федерального законодательства, единое экономическое пространство,
единое гражданство, вооруженные силы, международные отношения, регулирование споров между субъектами федерации и т. п.;

6) к ведению субъектов федерации относится регулирование отношений в тех сферах, которые наиболее целесообразно регулировать на региональном уровне: природные ресурсы, здравоохранение, образованиеи т. п.

По различным основаниям выделяются виды федераций (модели федерализма). По способу образования различают конституционно-правовые и договорно-правовые федерации. Конституционно-правовая федерация создается путем преобразования унитарного или полуфедеративного государства в федеративное на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Договорно-правовая федерация создается путем соглашения нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства-участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. В конституционно-правовых федерациях (как, например, в Российской Федерации) также возможно существование федеративного договора.

По степени однородности субъектов федерации принято различать симметричные и асимметричные федерации. Субъекты симметричной федерации одинаковы по своей природе и равны по правовому статусу. Абсолютно симметричных федераций в современном мире не существует.В асимметричных федерациях субъекты федерации либо неоднородны по своей природе, либо неравноправны по своему статусу, либо различаются и по основанию.

В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации. В централизованных федерациях федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответственно полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованных федерациях федеральным органам передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.

52. Формационный подход к типологии государств.

Формационный подход (К. Маркс и Ф. Энгельс) основывается на выделении категории «формация», под которой понимается исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений новым экономическим строем