Файл: Особенности работы руководителя туристической группы при сопровождении и перевозки организованных детских групп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТСКИМИ ГРУППАМИ
2.1. Подготовка и проведение экскурсии
Организация и содержание работы методистов и экскурсоводов туристско-экскурсионного учреждения по созданию экскурсий для детей отличается от работы над другими видами экскурсий. Это связано с тем, что в основе лежат особые принципы экскурсионной деятельности с определенным контингентом экскурсантов – школьниками.

Методика проведения экскурсий для детей имеет целый ряд особенностей, обусловленных, прежде всего, возрастом и степенью развития ребенка и предъявляющих повышенные требования к экскурсоводу, работающему с ними. Экскурсовод, который проводит экскурсии со школьными группами, должен быть воспитателем, педагогом. Ему необходимо хорошо знать школьные учебные программы, опираться на знания детской психологии. Это дает ему возможность понимать детскую аудиторию, быть внимательным к их реакции, уметь быстро и легко устанавливать контакт с аудиторией, поддерживать внимание ребят на протяжении всей экскурсии и управлять их мыслительным процессом.

Экскурсии для детей младшего школьного возраста должны продолжаться не более 45 минут (1 академический час), для среднего школьного возраста – 2 академических часа, для старших школьников – 3 академических часа. В экскурсиях следует предусматривать время (паузы) для самостоятельного осмотра объектов, а так же через каждые 30 – 45 минут устраивать санитарные остановки.

При построении экскурсии для младших школьников следует руководствоваться тем, что у них более развита наглядно-образная память, у старших – словесно-логическая. Дети младшего возраста лучше, быстрее

запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные, яркие факты и события. Следует руководствоваться тем, что скорость передвижения на пешеходных экскурсиях для школьников не должна превышать 2 – 3 км в час. Большое внимание при составлении технологической карты экскурсионного маршрута (методической разработки) уделяется организационным указаниям, вопросам безопасности жизни детей на экскурсии, правильной организации их работы. В организационных указаниях предусматривается максимальное количество остановок и выходов, проветривания салона автобуса, включение пеших переходов. При этом учитывается быстрая утомляемость детей.[5]


Организация экскурсий для учащихся включает специальную подготовку как экскурсовода, так и школьников. Подготовка детей к экскурсии имеет важное значение. Насколько обстоятельно они будут подготовлены к ней, настолько увлекательно и глубоко они будут воспринимать материал экскурсионной темы, активно работать на экскурсии. Для этого ребятам следует рекомендовать литературу для чтения по теме.

На  экскурсии  дети должны быть одеты в соответствии с погодой, рельефом местности. Ребята должны быть проинструктированы о правилах поведения при осмотре памятников истории  и  культуры  и  памятников природы, о правилах поведения в автобусе, о правилах дорожного  и  уличного движения, что очень важно при переходах, передвижении  группы  от одного объекта к другому. Детям необходимо сказать о продолжительности  экскурсии. Во время  экскурсии  экскурсовод наблюдает за поведением ребят, их самочувствием.

Подготовительная  работа  в начале  экскурсии  необходима для того, чтобы создать положительную мотивацию к восприятию экскурсионного материала. Во время  экскурсии  нужно научить ребят осматривать объекты. При этом важную роль играет жест экскурсовода. Он должен быть выразительным, направленным на положительное восприятие объекта школьниками, как, например: «Обратите внимание на выражение лица бойца, запечатленного на этой символической стене захоронения». Показ объекта

вызывает у детей активность тогда, когда экскурсовод затрагивает чувства  и  воображение ребенка. Экскурсовод должен научить детей в обстановке городского шума усваивать содержание  экскурсии, слушать экскурсовода. Он должен обладать высокой культурой речи, владеть средствами усиления выразительности речи, которая будет способствовать эффективности  экскурсии.
2.2. Методика   проведения   экскурсии   со   школьниками
Дидактические принципы и правила в  экскурсиях  для  школьников.  

Проведение   экскурсий  для детей основано на дидактических принципах и правилах педагогики. При раскрытии материала  экскурсии  следует исходить из следующих правил: от простого – к сложному; от неизвестного – к известному; от известного – к неизвестному; от частного, локального – к общему; от общего – к частному.

Слишком трудный и обильный экскурсионный материал ведет к перенапряжению умственных усилий, усталости, безразличию  школьников . Поэтому в работе с ними необходимо разнообразить методические приемы, чередуя их с активной не только мыслительной деятельностью, но и физической, что достигается с помощью методического приема заданий. Ребята с большим удовольствием слушают стихи и с желанием читают их сами. Можно ввести элементы игры в форме викторин, конкурсов.  Экскурсии  для детей, помимо традиционных форм, необходимо проводить в форме  экскурсия  – спектакль, экскурсия  – концерт,  экскурсия  – прогулка.


Такие формы экскурсионного обслуживания особенно эффективны при взаимном сотрудничестве экскурсионного учреждения с музеями. Например, Ростовский Областной Музей Краеведения, помимо традиционных  экскурсий  по залам и экспозициям музея, проводит  со   школьниками  цикл театрализованных  экскурсий  по общим

названием «В волшебном мире кукол». Тематические выставки о Старом Ростове сопровождаются мини спектаклями музейного театра: «Остановись, извозчик, на Садовой…», «Похищение волшебных звуков Старого Ростова» и т. д. Причем, в этих театрализованных действиях принимают участие  школьники  – экскурсанты. Это, несомненно, повышает их интерес к экскурсионному материалу, способствует запоминанию и усвоению исторических фактов, событий, которые излагает экскурсовод.

Поскольку дети (особенно младших возрастов) мыслят конкретными образами и не способны понимать и усваивать абстрактное, экскурсоводу следует найти простые, интересные факты, удачные сравнения, яркие цифры и примеры. Он должен избегать в рассказе штампованных фраз. Недопустимы как назидательный тон, так и излишнее упрощение.

Дети не любят сюсюканья, скидки на возраст. Поэтому нужно затрагивать в  экскурсии  и такие вопросы, на который можно дать детям того или иного возраста ясный ответ, доступный их пониманию.

Только экскурсовод, хорошо знающий свое дело, знающий психологию детей, теорию обучения и воспитания, может ввести ребят в мир знаний, пробудить в них интерес к многообразным явлениям жизни.

Как и любая  экскурсия,  экскурсия  для  школьников  должна состоять из трех составных частей: вступление, собственно  экскурсия  и заключение. В своем вступительном слове экскурсовод должен найти такие фразы, которые сразу позволят ему овладеть внимание детской аудитории. Далее начинается основная часть  экскурсии.[16]

Показ объекта. Не вдаваясь в классификацию экскурсионных объектов, которая относится к области общей  методики, следует подчеркнуть особое значение их показа в работе  со   школьниками . Зрительная память у детей, как правило, значительно лучше, чем слуховая. Поэтому ребенок должен больше видеть в процессе  экскурсии. В маршрут должны быть включены, по возможности, самые яркие и запоминающиеся объекты. На любой остановке экскурсовод должен начинать именно с показа объекта, а не с рассказа об


обстоятельствах, которые с ним связаны, какими бы важными и интересными они не представлялись. Но показ в детской экскурсии не может ограничиваться лишь указанием объекта. Экскурсовод должен этот объект «раскрыть» - обратить внимание на его облик и детали, имеющие отношение к содержанию подтемы (например, детали куреня, характеризующие особенности жилища донского казака).

Группу рекомендуется построить широким полукругом, тогда ребятам будет лучше видно, на что обращает их внимание экскурсовод. Место экскурсовода – на одной из сторон полукруга. Бывает так, что экскурсовод просто машинально направляет взгляд в сторону от объекта, о котором рассказывает. Дети обычно смотрят туда же, куда и экскурсовод. Поэтому взгляд его во время рассказа должен быть постоянно направлен только на характеризуемый объект.

В маршрут детских  экскурсий  нежелательно включать остановки, где объекты не сохранились или значительно изменили свой облик. Но иногда такие остановки случаются (например, археологические раскопки на месте бывшего греческого города Танаис, который, конечно же, не сохранился). В этом случае на помощь экскурсоводу приходит методический прием реконструкции – с помощью наглядных пособий и рассказа восстанавливается первоначальный облик объекта. В практике работы с детьми «реконструкция» должна быть особенно яркой – в противном случае попытка ее провести теряет всякий смысл.

Использование «портфеля экскурсовода». В  экскурсиях   со   школьниками  следует широко использовать фотографии и другие наглядные пособия. Они обогащают  экскурсию , делают ее интереснее, способствуют запоминанию. Однако, при их использовании нужно учитывать их соответствие месту и времени совершения событий (например, рассказывая об изменении облика городской площади, уместно показать фотографии старого города – какой была площадь ранее).
Показывать  школьникам  следует такие пособия, которые вызывали бы у них живые и яркие образы, приоткрывали бы новые стороны знакомых предметов, поэтому отбор их должен быть продуманным и тщательным. Хорошо подобранные иллюстрации усиливают познавательное и воспитательное значение  экскурсии . Вместе с тем не рекомендуется перегружать экскурсию наглядными пособиями, так как это затрудняет их мыслительную переработку детьми. Пособия должны не отвлекать, а помогать усваивать материал.


Недопустимо использовать иллюстрации вырезанные из книг. Это отрицательный пример детям.

Во время экскурсии не рекомендуется передавать пособия в руки детей – это отвлекает их внимание. Если наглядные пособия плохо видно, то рассмотреть их можно во время паузы, при переезде автобуса к следующему объекту.

Большое впечатление производят на детей образцы продукции, объемные предметы, копии музейных экспонатов.[10]
2.3. Использование художественной литературы в экскурсиях для детей
При проведении любой  экскурсии  со школьниками можно и нужно использовать выдержки из произведений  художественной   литературы , особенно стихи. Они помогают в восприятии материала, делают рассказ экскурсовода более образным, ярким, как бы подкрепляют и обобщают его.

Хорошо использовать отрывки из произведений в сочетании с показом объекта. Так, во время экскурсии по г. Таганрогу, у памятника Петру I, для создания более полного и яркого образа Великого царя экскурсовод приводит отрывок из книги Антакольского (знаменитого скульптора): «… Необыкновенный во всех отношениях человек. Его так много, как будто в одном человеке сразу несколько. У него все необыкновенно: рост

необыкновенный, сила необыкновенная, ум необыкновенный. И страсти, и жесткость его были необыкновенны. Он был отец своего времени. Семейством его была Вся Россия, ее одну он любил, он защищал ее, как орел … и выставлял свою грудь против опасности».

При  использовании   в   экскурсии  отрывков, цитат, стихов из литературных источников, экскурсовод использует методические приемы рассказа: литературный монтаж, ссылка на очевидцев, цитирование. Причем,  в   экскурсиях  для школьников (особенно младших), следует больше ссылаться на знакомые произведения: это закрепляет знания  детей, «заставляет» вспомнить содержание, дети становятся участниками экскурсионного процесса. Использование  малоизвестных литературных источников не исключается, так как расширяет кругозор экскурсантов.

Логические переходы. Только поданный в логической последовательности материал запоминается школьниками сознательно и прочно. В каждой экскурсионной теме существует возможность значительного выбора для разработки логического перехода от одной подтемы к другой, от одного объекта к другому. Различным может быть и принцип их подбора. Можно использовать хронологический принцип («… а через год (2 – 3 года) произошли те события, речь о которых пойдет около…»). А можно избрать другой принцип. Например, в обзорной  экскурсии  «Край наш Донской» (в г. Ростов) экскурсовод может «перебросить» логический мостик от подтемы «Дикое поле» к подтеме «Тайна Донских курганов» следующим образом: «Земля Донская хранит немало тайн. Многие из них, в прямом смысле, находятся глубоко в недрах земли. Но эти тайны перестают быть загадкой, когда за дело берутся археологи, которые ведут раскопки древних курганов». В одной и той же  экскурсии  экскурсовод может иметь несколько вариантов логических переходов между объектами или подтемами. Эти варианты могут использоваться с учетом возрастных особенностей экскурсантов, а так же подчеркивают творческий подход и индивидуальность экскурсовода.