Файл: Особенности работы руководителя туристической группы при сопровождении и перевозки организованных детских групп.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вообще логика в рассказе экскурсовода – строго продуманная им система в проведении детской экскурсии и имеет большое значение для ее успеха.
Беседа в экскурсии для детей. Экскурсовод должен быть интересным рассказчиком, понятным школьникам, но он не должен оставлять свою группу безучастной, безразличной к теме экскурсии. С этой целью экскурсовод пользуется такой формой проведения экскурсии, как беседа в виде вопросов и ответов. Конечно, беседа не должна полностью подменять рассказ экскурсовода. Она призвана лишь время от времени давать некоторую разрядку школьникам, активизировать их внимание. Метод беседы делает экскурсию более познавательной и запоминающейся.
Но постановка вопросов по содержанию экскурсии отличается большой сложностью. Вопросы не должны быть такими простыми, как, например: Как называется эта площадь?». Вопросы не должны быть и очень трудными. При подборе вопросов для беседы экскурсовод должен учитывать уровень имеющихся у детей знаний. Вопросов не должно быть много, так как это приведет к утомляемости детей.
Во время беседы, пользуясь вопросами, экскурсовод подводит учащихся к пониманию и усвоению новых знаний. Ребята буквально оживают, когда экскурсовод переходит к «фронтальной» беседе. Экскурсанты обычно быстро реагируют на вопросы, и через несколько минут в автобусе царит рабочий подъем. Экскурсоводу необходимо реагировать на правильные ответы, так как дети особенно чутко относятся к похвалам и поощрению. Похвала вызывает у детей стремление еще больше и лучше отвечать на вопросы экскурсовода.
Сравнение и цифровой материал в экскурсиях для детей. К. Д. Ушинский писал: «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение, и если бы нам представился какой-нибудь новый предмет, который мы не могли бы ни к чему приравнять и ни от чего отличить, то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли и не могли бы сказать о нем ни одного слова».
Прием сравнения активизирует детей, заставляет работать их мысли, помогает держать их внимание в напряжении. Например, рассказывая о городском парке К и О, его структуре и назначении, можно его сравнить с другими видами парков: развлекательно-тематическим («Диснейлендом»), национальными парками, заповедниками. Тем самым дать представление о разнообразии парков, их использовании и значении.
Что касается цифр, приводимых экскурсоводом в детской экскурсии , то не следует перегружать ими рассказ, так как это «сушит» экскурсию , притупляет восприятие и в конечном счете понижает эффективность воспитательного воздействия. Однако не следует и совершенно игнорировать цифры в работе с детьми. Но лучше всего давать цифры в сравнении. Например, проводя экскурсию по Ростовскому городскому парку К и О, экскурсовод дает экскурсионную справку о размерах его территории. При этом называет площадь парка, которая равна 90 га. Сама по себе эта цифра вряд ли что-либо значит для детей. Но чтобы экскурсанты представили – много это или мало, экскурсовод говорит, что на территории Национального парка в Канаде, таких, как городской парк г. Ростов-на-Дону могло бы разместиться несколько тысяч. Дети сразу же понимают, что размеры парка невелики.
Нетрадиционные методы ведения детской экскурсии. Только хорошо подготовленный экскурсовод, знающий психологию детей , теорию обучения и воспитания, может ввести ребят в мир знаний, пробудить в них интерес к многообразным явлениям жизни. Поддерживать внимание и интерес на протяжении всей экскурсии экскурсоводу поможет использование нетрадиционных методических приемов ведения экскурсии: прием практического задания и исследования, прием соучастия и элементы театрализации, конкурсы и викторины (прием отступления), использование технических средств и т. д. Творческой активизации детей способствует игровой момент в экскурсии, особенно, если в ходе игры дети получают роли и исполняют их.
Например, во время экскурсии в Танаис дети принимают участие в игре «Праздник древних ремесел». Они надевают костюмы, соответствующие тому или иному ремеслу (гончар, пряха) и выполняют то или иное действие («работают» на гончарном круге, запускают прялку, разрисовывают глиняные предметы). Игра сочетается с нетрадиционным приемом соучастия.
Другой нетрадиционной формой работы со школьниками во время проведения экскурсии стало использование элементов театрализации и фольклора. Дети не только смотрят сценки из той или иной эпохи, но и с удовольствием принимают участие в разыгрывании тех или иных эпизодов.
Например, во время экскурсии в г. Аксай при посещении музея «Почтовая станция» экскурсовод рассказывает о традиции чаепития. Экскурсоводу помогают участники фольклорной группы в народных костюмах. Они разжигают самовар, разносят чай, поют песни (веселят гостей), танцуют, приглашают детей водить с ними хоровод. Детям разрешают с помощью сапога раздуть огонь в самоваре. Девочки надевают фартуки, подают «гостям» чай и т. д.
Закрепление материала экскурсии. В конце экскурсии следует провести закрепление материала, полученного детьми в процессе экскурсии. Формой такого закрепления может быть беседа, выполнение задания (например, собрать гербарий), проведение конкурса или викторины по теме экскурсии . В ходе проверки необходимо обратить внимание не только на факт усвоения школьниками материала, но и на то, какие они делают выводы.
В заключении следует посоветовать детям продолжить самостоятельное знакомство с теми событиями, о которых говорилось в экскурсии, предложить им побывать на других экскурсионных маршрутах в рамках одного экскурсионного цикла.[11]
3. СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПЕРЕВОЗКА ОРГАНИЗОВАННЫХ ДЕТСКИХ ГРУПП
3.1. Сопровождение и перевозка организованных детских групп автомобильным транспортом
Массовые перевозки детей автомобильной колонной (3 автобуса и более) осуществляются только при наличии у Заказчика уведомления ГИБДД о выделении автомобильной колонне специального автомобиля сопровождения. Уведомление ГИБДД предъявляется Заказчиком вместе с заявкой на перевозку детей автомобильной колонной Исполнителю.
Экскурсионные автобусные поездки детей организуются по маршрутам продолжительностью до 12 часов с одним водителем и до 16 часов — с двумя водителями.
Туристические поездки организуются с более длительной продолжительностью с обязательным использованием двух водителей, в данном случае при организации поездки предусматриваются условия для полноценного отдыха (в гостиницах, кемпингах и т. п.) водителей и пассажиров не менее 8 часов после 16 часов движения. Перевозка детей при экскурсионных и туристических поездках осуществляется в светлое время суток. Движение автобуса в период с 23.00 до 7.00 часов не разрешается.
Туристско-экскурсионные перевозки детей дошкольного возраста не рекомендуются.
В случае, если Заказчиком выступает детское учреждение, туристско-экскурсионные и разовые перевозки детей, как правило, организуются только при наличии письменного разрешения вышестоящей организации.
Осуществлять перевозки детей автомобильным транспортом (кроме экскурсионных и туристических) при нахождении в пути не более четырех часов и в случаях, когда невозможно организовать доставку детей другим видом транспорта.
В случаях осуществления нерегулярной (разовой) поездки в пригородную зону или в междугородном сообщении Заказчик вправе потребовать, чтобы автобус накануне поездки был предъявлен для внеочередной проверки технического состояния в ГИБДД. [1]
Основные требования по организации перевозок детей:
1. Для организации перевозки детей Заказчик должен заключить договор с Исполнителем. При этом Исполнитель обязан иметь лицензию на данный вид деятельности и лицензионную карточку на эксплуатируемое транспортное средство, за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд.
Передача лицензии или лицензионной карточки другому перевозчику запрещена.
2. Если хозяйствующий субъект, в том числе и детское учреждение, имеет собственный (собственные) автобус (автобусы), то на него также распространяются требования всех нормативных документов, касающиеся обеспечения безопасности перевозок. В случае отсутствия таких возможностей автобус должен базироваться и обслуживаться у Исполнителя, который имеет возможность обеспечивать выполнение всех необходимых требований по обеспечению безопасности перевозок.
3. К перевозкам групп детей допускаются водители, имеющие непрерывный трехлетний и более стаж работы на автомобильных транспортных средствах категории «Д» и не имеющие на протяжении последних трех лет нарушений действующих Правил дорожного движения.
4. Перевозка организованных групп детей осуществляется при обязательном сопровождении на весь период поездки на каждое транспортное средство взрослого сопровождающего, а если число перевозимых детей более
двадцати — двух сопровождающих. Перед поездкой сопровождающие проходят специальный инструктаж совместно с водителем, проводимый полномочным представителем Исполнителя либо, как исключение, руководителем Заказчика на основе настоящих Методических рекомендаций.
Заказчик несет ответственность за безопасность перевозки детей в части, его касающейся.
5. Автомобильная колонна с детьми до пункта назначения сопровождается машиной «скорой помощи». При количестве автобусов менее трех необходимо наличие квалифицированного медицинского работника в каждом автобусе.
6. Техническое состояние автобусов Исполнителя должно отвечать требованиям основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации. Водитель обязан иметь при себе действующий талон о прохождении государственного технического осмотра автобуса.
7. Автобус должен быть оборудован:
— двумя легкосъемными огнетушителями емкостью не менее двух литров каждый (один — в кабине водителя, другой — в пассажирском салоне автобуса);
— квадратными опознавательными знаками желтого цвета с каймой красного цвета (сторона квадрата — не менее 250 мм, ширина каймы — 1/10 стороны квадрата), с черным изображением символа дорожного знака 1.21 «Дети», которые должны быть установлены спереди и сзади автобуса;
— двумя аптечками первой помощи (автомобильными);
— двумя противооткатными упорами;
— знаком аварийной остановки;
— при следовании в колонне — информационной табличкой с указанием места автобуса в колонне, которая устанавливается на лобовом стекле автобуса справа по ходу движения;