Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
286
основную рекламную тему кампании. Обычно в рекламе изби
рательной кампании звучат несколько тем, отражающих программно
идеологические установки кандидата и взгляды избирателей. Однако обычно находится одна «ударная» тема, которая и получает своё отраже
ние в лозунге кампании. Этот лозунг должен быть предложен уже на ста
дии формирования концепции избирательной кампании;
общий сценарий проведения кампании отражает основные стратегические и промежуточные цели и порядок их достижения в графике избирательной кампании.
Формирование имиджа кандидата – один из необходимых этапов кампании. Здесь решается вопрос о степени личного участия кандидата в рекламноагитационной кампании. Существует несколько базовых состав
ляющих имиджа кандидата: моральноэтические черты; деловые и профес
сиональные качества, компетентность; «пробивные» свойства; внешние данные и коммуникативные характеристики. На их основе планируется и разрабатывается имидж политика, который, с точки зрения консультантов, в наибольшей степени отвечает задаче победить на выборах.
Все предыдущие технологические элементы избирательной кампа
нии можно считать подготовкой к разработке стратегии и тактики из-
бирательной кампании. Под стратегией обычно понимается общая направленность, содержание и порядок действий кандидата и его команды по достижению своих целей. Суть избирательной стратегии в том, чтобы определить, как максимально увеличить свои преимущества и использо
вать слабые стороны конкурента, чтобы добиться своих целей на выборах.
Избирательная стратегия поэтому всегда базируется на диагностике избирательного округа, выявлении адресных групп населения, определе
нии ключевых проблем; формулировке целей кандидата; оценке ресурсов кандидата и его соперников; наборе сценариев хода кампании.
Избирательная стратегия всегда включает несколько обязательных элементов: рекламу своей позитивной программы; оборону там, где канди
дат наиболее уязвим; разоблачение недостатков соперников. Разработка тактических шагов обычно жёстко привязывается к стратегическим этапам кампании.
Большинство современных, в том числе региональных, кампаний со
провождаются разработкой стратегии и плана рекламной кампании. В политических кампаниях обычно используются следующие формы рекла
мы: выступления кандидата и доверенных лиц перед «живой» аудиторией, наглядная агитация, листовочная кампания, прямые почтовые отправле
ния, телефонные звонки, уличная реклама, сувенирная продукция, реклама в печатных изданиях, на радио и телевидении и т.д.
При планировании учитываются следующие факторы: сравнительная стоимость различных видов рекламы;
287
сравнительные затраты времени кандидата и добровольцев, требуемые для использования различных типов рекламы; способность средств массовой информации доходить до кон
кретных групп избирателей; способность разных видов рекламы удовлетворять различным задачам рекламной кампании; последовательное развитие плана рекламной кампании; координация плана рекламной кампании с другими задачами предвыборной кампании.
Политическая реклама в избирательной кампании – целенаправ
ленная деятельность по организации информационного воздействия на по
ведение избирателей, чтобы формировать в общественном сознании и по
ведении устойчивое позитивное отношение к кандидату, его политическому, социальному и личностному имиджу, программе, а также создать социальнопсихологические предпосылки к отдаче голосов за кан
дидата в день выборов.
Под это определение попадает любая деятельность, осуществляемая во время избирательной кампании. По сути, большинство публикаций в прессе в этот период – рекламные, большинство передач о кандидате по телевидению – тоже рекламные. Специфика прямой политической рекла
мы, в отличие от других видов информационного воздействия, используе
мых во время избирательных кампаний, в её лаконичности. Рекламное об
ращение – будь оно выражено текстом, рисунком, звуком, видеосюжетом – должно быть ясным, кратким, несущим основную идею.
Время политической рекламы в избирательной кампании ограничено периодом самой кампании. Такая временна́я экстрасжатость и необходи
мая информационная насыщенность служат условиями стремительного, динамичного разворачивания рекламной кампании. Они же обусловливают ограниченное число (часто одну) и яркость рекламных целей и необходи
мость чёткой организационной работы по технологическому обеспечению политической рекламы. Временны́е рамки ставят специалистов по прове
дению политических избирательных кампаний, в том числе и рекламщи
ков, в положение сапёров, «которые могут ошибиться только один раз».
Результирующий элемент процесса планирования – разработка
графика избирательной кампании. Он служит основой для налаживания взаимодействия между различными подразделениями штаба, активистами, добровольцами, региональными координаторами, то есть всей командой сторонников кандидата.
Разработка финансового плана кампании предопределяется струк
турой бюджета кампании, расходами, которые должны быть представлены в смете: на покупку информационного пространства в СМИ; на публика
цию предвыборных материалов; на организацию митингов; на почтовые расходы; на оплату услуг внешних экспертов и консультантов и работу
288
собственной команды кандидата; на арендную плату за помещение штаб
квартиры, охрану, транспорт; на поездки кандидата и его представителей по округу; на проведение благотворительных акций и т.д. с учётом мель
чайших расходов.
Необходимость и важность чёткого контроля за исполнением наме
ченных планов и программ обусловливает выделение этапа разработки
плана координации программ и контроля за исполнением плана и гра-
фика кампании в особый элемент стратегического планирования. Это не
обходимый этап как для кампаний федерального и регионального уровней, в которых задействованы многие сотни людей на обширной территории, так и для кампаний местного масштаба.
По оценкам специалистов, в зависимости от масштаба и типа кампа
нии, недостатки координации и контроля снижают эффективность кампа
ний на 20–30 процентов, задерживают её развёртывание во времени, по
вышают стоимость.
Работа в день выборов предполагает:
контроль за ходом голосования. Основная цель – не допустить манипуляций и нарушений со стороны команд соперников и избиратель
ной комиссии;
контроль при подсчёте голосов – самая важная часть работы в день выборов. Известны случаи, когда лидирующие кандидаты проигры
вали лишь потому, что на нескольких участках не выставляли своих наблюдателей;
юридическое сопровождение. Создаётся передвижная бригада в составе юриста, сотрудника МВД, представителя исполнительной власти, чтобы оперативно реагировать на факты нарушения законодательства о выборах;
обеспечение явки избирателей для голосования. Это направле
ние деятельности достаточно широко описано в литературе по политиче
ским технологиям. Поэтому обозначим основное. За несколько дней до выборов необходимо обойти квартиры или провести телефонный опрос по поводу возможности и желания избирателей голосовать. В это время мож
но напомнить избирателям о необходимости в случае нужды заранее при
гласить членов избиркома с переносной урной для голосования, в случае отъезда избирателя попросить их проголосовать досрочно. Надо помнить, что неявка избирателей на участки может полностью опровергнуть про
гнозы и исказить результаты голосования.
Цель заключительной стадии – обеспечить кандидату плавный вы
ход из избирательной кампании в зависимости от её результатов и даль
нейших намерений баллотироваться.
На этой стадии выполняются обещания, данные сторонникам и ко
манде, любой результат выборов трактуется как важный успех в политиче
ской деятельности кандидата, начинается кампания по налаживанию свя
289
зей с общественностью, создаются информационные поводы (по итогам голосования), закрепляется созданный имидж политика.
Это не означает, что рекламное обращение должно состоять из одной фразы. Оно практически всегда содержит определённую информацию
(фактологическую, эмоциональную и др.), способствующую восприятию основной идеи обращения. В данном случае лаконичность исключает раз
мытость повествовательности, означает концентрацию, сжатость.
Вопросы для самопроверки
1. Выпишите определения понятия «политические технологии» из различных источников. Сделайте сравнительный анализ полученной информации.
2. Охарактеризуйте особенности технологий в политике.
3. Приведите примеры реализации технологий связей с обще
ственностью в сфере политического управления.
4. Каковы цели использования лоббистских технологий в бизне
1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 ... 35
се и политике?
5. Проанализируйте ход известной вам избирательной кампании с точки зрения её модели, элементов и избирательных технологий.
6. Проанализируйте имидж власти в России.
Рекомендуемая литература
Анохин М.Г., Комаровский B.C. Политика: возможность современных технологий. М., 1998.
Вебер М. Политика как призвание и профессия // В кн.: Вебер М. Из
бранные произведения. М., 1990.
Государственная служба: Группа интересов. Лоббирование. Взгляд изза рубежа. Вып. 4. РАГС. М., 1995.
Скок А. Социальные технологии, теоретические и методические ос
новы проектирования и внедрения. М., 1997.
3.3. ИМИДЖ КОРПОРАЦИИ
Понятие корпоративный имидж, прочно утвердившееся в россий
ском бизнесе и менеджменте, становится актуальным и для предприятий, учреждений образования. Забота об имидже – признак развивающихся ор
ганизаций, стремящихся обрести своё лицо, ищущих наиболее оптималь
ные направления своего движения, пытающихся найти гармоничные спо
собы сосуществования с социумом.
Имиджмейкерский подход, в основе которого лежит формирование корпоративной философии и культуры, делает упор на разработку тех
290
средств, которые позволят идентифицировать организацию или предприя
тие с декларируемыми ими ценностями. К таким средствам относятся: ор
ганизационная культура как система взаимодействий и отношений, спо
собствующих ведению дела и достижению целей; система маркетинга и рекламная стратегия; корпоративный дизайн (фирменный стиль, внешняя атрибутика и др.); организация связей с общественностью (PR) с целью формировать позитивный имидж организации в общественном сознании.
Такой подход является новым для российской практики постановки дела, обоснованно считается инновационным и справедливо находится в зоне особого внимания руководителей организаций, видящих в этом подходе мощный рычаг для развития.
СТРУКТУРА ИМИДЖА ОРГАНИЗАЦИИ
Имидж организации определяется совокупностью характеристик, дающих представление о её деятельности. Существуют базовые характе
ристики, присущие любому типу организаций и предприятий и интерпре
тируемые в зависимости от их специфики. Для имиджа важна не сама ха
рактеристика, а то представление, которое можно создать о ней профессиональными средствами и которое обеспечит организации пози
тивный имидж. В неранжированном виде (поскольку ранжирование зави
сит от специфики организации) эти характеристики можно представить следующим образом:
1. Образ руководителя организации, который в самом общем виде выстраивается на основе представления о его способностях, установках, ценностных ориентациях, социальнопсихологических характеристиках, а также о его внешних данных.
2. Образ персонала, отражающий физические, психофизиологиче
ские, социальные данные, культуру, профессиональную компетентность, личностные характеристики, визуальноаудиальные особенности и т.д.
3. Социальный имидж организации, строящийся на основе пред
ставлений общественности и разных социальных групп об организации, о её роли в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества.
4. Имидж продукции или услуг, предлагаемых организацией сво
им потребителям и клиентам, в который входит представление об их цене и качестве, об их функциональной ценности, отличительных свойствах и уникальности.
5. Деловая культура организации и её стиль, социально
психологический климат, представление персонала о комфортности и надежности своей организации, создающие мощный потенциал для фор
мирования позитивного имиджа.