Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 201

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

298
фикации важны ощущения комфортности и надёжности у членов органи­
зации от того, что делается в ней. Достижение такого внутреннего согла­
сия требует кропотливой и профессионально обеспеченной работы, для ко­
торой следует знать и владеть психолого­педагогическими технологиями идентификации.
Вопросы для самопроверки
1. Определите понятие корпоративного имиджа.
2. Назовите составляющие имиджа вашей фирмы.

1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   35

3. Каковы критерии эффективного имиджа корпорации?
Рекомендуемая литература
Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. М., 1998.
Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение.
СПб., 2000.
Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология ор­
ганизации и управления. Воронеж, 1995.
Франц А.С. Российская корпоративная культура. Екатеринбург, 2001.
Шепель В.М. Управленческая антропология: человековедческая ком­
петентность менеджера. М., 2000.
3.4. ИМИДЖ СЕМЬИ
Общение в семье
Из всех человеческих отношений отношения между людьми в семье наиболее глубоки и прочны. Они включают четыре вида отношений:
Œ психофизиологические –отношения биологического родства и полового удовлетворения;
психологические –предполагают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку;
социальные отношения включают распределение ролей, мате­
риальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр.
культурные –это особого рода внутрисемейные отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях той культуры (национальной, религиозной и т.п.), в которой эта семья возник­
ла и существует.
Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей. Внутри каждого из видов отношений могут существо­
вать как согласие, так и разногласия, которые положительно или отрица­
тельно сказываются на детях.

299
Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромиссу. В каждом из названных видов отношений умение считаться с личными интересами и потребностями партнёра, уважать друг друга, до­
верять друг другу, находить взаимопонимание друг с другом имеет огром­
ное значение. Статистика бракоразводных процессов показывает, что са­
мые большие трудности возникают в сфере отношений, связанных с утверждением и упрочением внутрисемейной культуры общения.
Такие особенности родительского стиля поведения, как положитель­
ные эмоции, сотрудничество, склонность к творчеству оказывают суще­
ственное влияние на развитие ребенка. Стиль родительского поведения также влияет на взаимоотношения между родителями и ребёнком. Вместе с тем нет жёсткой зависимости между удовлетворённостью супругов сво­
ими взаимоотношениями и личностным развитием их детей. Последнее больше зависит от того, насколько стабильно родители занимаются их по­
знавательным и физическим развитием.
Нормальные отношения складываются при взаимной удовлетворён­
ности супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Матери, удовлетворённые своим браком, проявляют больше теплоты и меньше сердятся на своих сыновей, а удовлетворённые браком отцы более «попечительны» по отношению к дочерям. Те родители, кото­
рые проявляют больше положительных эмоций в отношениях друг с дру­
гом, обнаруживают и бо́льшую теплоту в межличностных отношениях с детьми. Особое значение для воспитания детей имеют доверительные от­
ношения в семье, а также соблюдение родителями элементарных норм и правил общения, принятие взаимных обязательств по отношению друг к другу.
Частые причины аномалий в воспитании детей – систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие вза­
имного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддерж­
ки и защиты. Нередко причина этого – в неоднозначном понимании супру­
гами семейных ролей мужа, жены, главы семьи, завышенные требования, предъявляемые супругами друг к другу. Но самые существенные факторы, отрицательно сказывающиеся на воспитании детей, – это несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на такие моральные ценности, как честь, совесть, долг, обязанности перед семьёй, мера ответственности за состояние дел в семье.
Наибольшая неудовлетворённость супружеством у женщин проявля­
ется в период, начиная с беременности и до достижения ребёнком шести­
месячного возраста, а для мужчины – примерно с шести месяцев после рождения ребёнка и до достижения им полутора лет. Эти различия могут приводить к возникновению более или менее выраженного чувства взаим­
ного отчуждения, что в свою очередь служит основанием для серьёзных межличностных конфликтов, которые влияют на оценку супружества и


300
перспектив его сохранения обоими партнёрами. Чем больше различий воз­
никает между супругами, тем больше конфликтов происходит между ни­
ми, и тем большую неудовлетворённость супружеством испытывают оба партнёра. Такую же отрицательную роль могут сыграть и нереализованные ожидания партнёров, связанные с супружеством.
Низкая самооценка и низкая удовлетворённость браком в конце бе­
ременности жены нередко предвещают индивидуальный и межличностный дискомфорт. У женщин депрессия обычно развивается в результате огра­
ничения их жизни домашними делами на протяжении восемнадцати меся­
цев после рождения ребёнка, а также из­за расхождений во взглядах супру­
гов на внутрисемейное распределение обязанностей. Риск супружеского дискомфорта значительно возрастает в том случае, когда изначально один из супругов не был достаточно уверен в том, стоило ли заводить ребёнка.
Сам по себе факт наличия или отсутствия детей, гораздо меньше влияет на семейный дискомфорт, чем имеющиеся у супругов расхождения в оценках личностных, супружеских и внесемейных отношений. Переход к родительству лишь усиливает имевшие место различия, существовавшие раньше в индивидуальной жизни мужчины и женщины.
Различные сферы развития детей связаны с разными проявлениями внутрисемейных отношений. Когнитивное развитие ребёнка в наибольшей степени зависит от того, как каждый из родителей справляется с его обу­
чением. Оценка поведенческих проблем связана с поведением родителей в отношении друг друга. Только у здоровых родителей могут быть здоровые дети. Глубоко ошибаются те взрослые, которые думают, что до обзаведе­
ния семьёй можно вести любой образ жизни и что это не скажется пагубно на их будущих детях.
Особое внимание следует обратить родителям на своё психическое и нравственное здоровье. Недооценка состояния своего психического здоро­
вья наносит сильнейший вред их детям. Для людей, обладающих доброт­
ным нравственным здоровьем, честь своего имени, забота о счастье детей, уважительное отношение к взглядам и желаниям своего партнёра – осно­
вополагающие моральные ценности. Они упорно соблюдают традицион­
ную структуру семьи, воспитывают у детей не только стремление к лично­
му успеху в жизни, но и обязательное сохранение достойного имиджа своих родителей и родственников.
Родители обязаны видеть в детях будущих родителей их детей. Одно дело, когда родители пекутся о своих чадах во имя того, чтобы те скорее встали на свои ноги и были опорой им в старости. И другое дело, когда в сознании родителей чётко прослеживается цель подготовить своих детей к будущей семейной жизни и родительской деятельности. И проявляется это в передаче им основ личной гигиены, вплоть до интимных тонкостей, вос­
питании у них интереса к ортобиозу навыков домоводства. Главные усло­
вия, необходимые для нормального развития ребенка, – чистота, сдержан­


301
ность, деятельная жизнь, как в умственном, так и в физическом отноше­
нии.
Здоровье будущих родителей во многом зависит от их моральной стойкости. И роды, и семейные неприятности – всё это нелёгкое испыта­
ние, которое достойно выдерживают те, кто с малых лет был подвержен
«нравственному закаливанию». Под ним великий отечественный педагог
П.Ф. Каптерев подразумевал развитие у детей значительной душевной энергии и стойкости при самых неблагоприятных обстоятельствах, спо­
собность отказаться от разных, более или менее значительных удоволь­
ствий для достижения поставленной цели. Человек, жизнь которого преис­
полнена только радостью и удовольствием, мало расположен сочувствовать горю других.
Семья – уникальный социум. В ней мы проводим лучшую и самую важную часть нашей жизни. В семье наиболее реально создать обстановку, проникнутую духом бережного, заботливого отношения друг к другу, де­
тям и другим членам семьи. Семья стоит у истоков становления личности и предопределяет, каким быть её физическому и нравственному здоровью.
Привлекательная сторона семьи в том, что в ней беспредельны возможно­
сти индивидуального распознавания ребёнка, построения с ним отноше­
ний, ему посильных и увлекательных. Только семья способна научить личность не трепетать перед общественным мнением или каким­то автори­
тетом, проявляя к ним уважение, но оставляя за собой право на собствен­
ную позицию.
Повседневный контакт с детьми создаёт родителям массу проблем, связанных с выбором моделей своего поведения. Как правило, добиваются желаемых успехов те из них, которые искусны в игровом общении с деть­
ми. Игра – это надёжная, проверенная временем модель родительского по­
ведения. Присмотритесь к лицам взрослых покупателей в отделе игрушек: улыбки, светящиеся глаза, восторг. Иногда – озабоченность, серьёзность, растерянность. Выбор игрушки – дело радостное, но непростое. Игрушки – это серьёзно. В некоторых семьях игрушки передаются от поколения к по­
колению; они напоминают о первых шагах ребёнка, о его первых словах, интересах и увлечениях, в общем, о пути взросления человека. Игрушки нашего детства... Мы любили их самой первой и самой настоящей любо­
вью – глубоко и бескорыстно. Мы отдавали им всё лучшее, что у нас было: от лакомства и любимого платья – до самых светлых помыслов и желаний.
Нанесённая им кем­то обида не забывалась никогда, а прощалась редко, оставаясь подчас непреодолимым барьером и во взрослых отношениях людей – братьев и сестёр, друзей и подружек, детей и родителей. Порой никакими угрозами или посулами невозможно добиться от ребёнка послу­
шания. И вдруг на глазах родителей с ним происходит чудесная метамор­
фоза. И причиной тому игра. И это понятно – увлекательное всегда для де­
тей наиболее привлекательно. Играющие родители – это одарённые люди.


302
Они не допускают «парникового эффекта» в воспитании детей. В таких семьях дети растут любознательными, с чувством личного достоинства, со здоровой психикой.
Мы порой, не замечая, сводим общение с ребёнком к заботе о том, чтобы он был одет, обут, накормлен, занимался языками, спортом и пре­
бывал в уверенности, что мы – хорошие родители. Конечно, сегодня всё это требует от нас порой очень больших усилий. Но не забываем ли мы в наших далеко не простых родительских заботах о самом главном – о душе ребёнка? Вспомните, когда в последний раз вы сидели рядышком и бесе­

довали о чём­то задушевном, когда говорили, что очень любите его?
Дорогие родители, не забывайте, как хрупок и раним внутренний мир вашего ребёнка и, пожалуйста, не выбрасывайте старых игрушек.
Природная потребность детей – познавательность. Она физиологиче­
ски обусловлена процессом саморазвития интеллекта, расширением эмо­
ционального диапазона становящейся личности. Для благоприятного про­
текания этого процесса психике нужна информация. Дети любопытны. Со временем это качество перерастает в любознательность. Долг родителей – умело отбирать информацию, предназначенную детям, придавать ей яркую и выразительную форму.
РОЛЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В СЕМЬЕ
Ролевой статус родителя обязывает соблюдать правила общения, диктует условия поведения взрослых. Моделировать поведение в реальной ситуации – значит осмысленно вести себя в процессе общения.
Разговор о моделях поведения не предполагает какой­либо бесчув­
ственной стандартизации человеческих действий, т.е. отсутствия в них жи­
вого темперамента, своеобразия мышления, самобытности привычек. Без всего этого поведение будет не чем иным, как движением людей­
манекенов, а это опасно для общения, ибо оно может лишиться своего главного предназначения – быть сферой самореализации личности и ее ду­
ховного совершенствования.
В.М. Шепель на своих лекциях настойчиво проводит мысль: «Дети генетически связаны с родителями, а потому первоначально инстинктивно, а в младшем возрасте чувственно предрасположены отдавать родителям пальму первенства в «конкурсе красоты». Это своего рода аванс, размеры которого катастрофически сокращаются по мере их взросления. С прибав­
лением к их возрасту каждого года, обостряется проблема родительского имиджа».
Родители нередко недооценивают это. Становясь старше, они теря­
ют имиджевую бдительность: перестают дома следить за своей внешно­
стью. Некоторые считают позволительным садиться за обеденный стол не­
причёсанными и в пижаме. Когда им говорят о нежелательности подобных манер, одни оправдываются, утверждая, что их внешний вид – не главное