Файл: Дипломная работа Соцобеспечение. По теме Социальная поддержка детейсирот и детей, оставшихся без родителей.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1. Рассмотрение проблематики социального вопроса по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без родительской опеки

1.1 Дети, оставшиеся без попечения родителей, как объект социальной работы и их социально-правовая защита как условие адаптации после интерната

1.2 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей

1.3 Правовые основы организации социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей

Часть 2. Исследование законодательных аспектов социальной помощи детям, оставшимся без родительской опеки.

2.1 Нормативно-правовые акты федерального законодательства

2.2 Нормативно-правовые акты регионального и муниципального законодательства

2.3 Рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей

Заключение

Список литературы



Родительских прав лишают в том случае, если они ведут аморальный образ жизни, страдают от алкоголизма, употребляют наркотики, недееспособны и находятся на лечении в медицинских учреждениях, если они применяют насилие к своему ребенку, временно пребывают в местах лишения свободы, объявляются умершими или материально не обеспечивают и не оказывают поддержку ребенку, ввиду отсутствия стабильной зарегистрированной работы и средств на обеспечение и содержания ребенка в установленном законном порядке.

Существует несколько типов детских домов. В одних дети находятся на протяжении целого дня, в других пребывают 5 дней в неделю, а потом возвращаются на выходные к родителям, в третьи являются детскими учреждениями закрытого типа, в них дети пребывают постоянно и только изредка их посещают родители.

В связи с появление детских учреждений (институтов) было замечено пагубное их влияние на психику детей, на их интеллектуальный уровень и уровень их развития. За рубежом долгое время широко бытовало убеждение, что развитие детей в таких учреждениях сильно отстаёт. Многие учёные подчёркивали губительное и необратимое негативное действие "институтов" на психику детей.

Брошенным детям зачастую не хватает внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Моральная поддержка и забота исключительно положительно влияют на психику, структуру личности и социальной адаптации ребенка. Теплый и любящий семейный климат и обстановка всегда были гораздо более лучшим вариантом, чем закрытое детское учреждение. Детям сиротам гораздо проще адаптироваться к трудным жизненным ситуациям и условиям, но для них выйти на правильный, с точки зрения общества, социальный контакт является очень сложной задачей. Изоляция ребенка от матери травмирует его психику и социальную направленность и остаются более замкнутыми и менее разговорчивыми по сравнению с их сверстниками из благополучных семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.

Сиротство - это проблема социального характера и решить её до конца на данный момент не представляется возможным.


Проблема детского сиротства требует объединенных усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребёнком, оказавшимся в детском доме, приюте.

Социальная политика должна сейчас развиваться в 2х направлениях: развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и профилактика социального сиротства (половое просвещение, оказание помощи одиноким матерям, семейная политика и. т.д.).

Нестабильное положение социально-экономических и политических факторов в стране привело к появлению такого факта как детское сиротство.

На данный момент значительно увеличилось число неблагополучных семей, матерей одиночек, брошенных или больных детей, бездомных детей и детей входящих в группу риска. Кризис семьи, нарушение ее структуры и функций, падение жизненного уровня, обесценивание морально - нравственных идеалов, изменение ориентиров ведут к значительному росту социальной дезадаптации детей.

Из-за безответственности родителей их дети попадают в число группы риска. Поэтому всегда стоит помнить о моральных, нравственных и ценностных идеалах семейной жизни.

По причине смерти родителей или нехватки моральной поддержки и общения дети вынуждены обратиться к уличной жизни, что приводит к фактору попадания этого ребенка в группу риска, социальной дезадаптации, понижению моральных и нравственных качеств и снижению уровня образованности, что в дальнейшем ведет к риску повышения преступности в стране. Данная проблема не столько экономического, как социального и политического характера и в настоящем времени должна подлежать решению.

В результате деморализации, семейных конфликтов, морального недопонимания родителей, низкого материального статуса и личных проблем дети вынуждены обратиться к уличной жизни, что приводит к детскому бродяжничеству. Это показали исследования, проведенные в целях изучить данную социальную проблему. Конфликты с родителями, пьянство, ссоры и наркомания последних, жестокое обращение с детьми - вторая основная детерминанта. Если она сопровождается неудачами в школе, создается комплекс причин, который предопределяет решение ребенка бежать из дома.

Беспризорный ребенок, оказавшийся в опасных для его жизни условиях, подвергается серьезному риску и опасности, поэтому государство должно либо решить социальную проблему семейного воспитания, либо поместить беспризорного ребенка в социально воспитательное учреждение: приют, детский дом, интернат.


Криминальный способ добычи средств для существования во все времена был и остается сегодня одним из основных в среде бродяг. Это карманные воры, воры "на доверии" и т.п. Часто они действуют в компании с взрослыми "учителями". Летом часть несовершеннолетних бродяг занимаются сбором грибов и ягод, которые затем продают, некоторые из них ловят и продают рыбу. Уличные дети регулярно занимается попрошайничеством, сбором и реализацией стеклопосуды, время от времени работают. Они убирают мусор, либо работают грузчиками на рынках, в магазинах, занимаются мойкой автомобилей, промышляют на помойках, в мусорных баках, регулярно навещают загородные городские свалки. Беспризорники специализируются на воровстве имущества, выслеживают и обворовывают нетрезвых граждан, специализируется на обворовывании подмосковных дачных кооперативов. Таким образом, проблема детского сиротства прямым образом связана с риском возникновения преступности в стране.

Общественность больше беспокоит вопрос изоляции малолетних преступников, вопрос как уберечь детей от преступного мира и образа существования, так и остается открытой проблемой.

Нарушение прав ребенка начинается в семье: 70% всех детских травм носят семейно-бытовой характер. Нарушаются права ребенка во многих семьях. Насилие практикуется в каждой четвертой семье, так как является традиционной методикой воспитания. Однако насилие над ребенком до сих пор не воспринимается обществом как проблема серьезного характера, требующая немедленного решения и рассмотрения. Побеги детей из воспитательных учреждений - массовое явление. Не менее 10% беглецов погибают. 17% проституток - несовершеннолетние девочки. В неблагополучных семьях дети в зависимости от их реальных возможностей, когда вырастают, занимаются неквалифицированным трудом.

В отношении несовершеннолетних не исполняется трудовое законодательство: им чрезвычайно трудно найти работу, а установленные законодательством льготы при трудоустройстве лишь усугубляют их неконкурентоспособность на рынке труда. В том случае если подросткам удается устроиться, то это низко квалифицированный и опасный труд на производстве, который практически не оплачивается. Трудоустроенный подросток является социально незащищенным и его трудоустройство в большинстве случаев не официальное.

Проблема заключается в том, что подростки совершенно не представляют своих прав, не знают, куда обратиться за помощью, и даже в самых тяжелых обстоятельствах остаются предоставленными самим себе. Положение дел с подростковой безнадзорностью, беспризорностью и преступностью детей на данный момент не знает никто. По данным МВД число таких детей 2 миллиона в Российской Федерации, по данным независимых экспертов превышает 4 миллиона. Безнадзорность и незанятость общественным трудом приводит к повышению числа беспризорности среди детей и преступности, однако ювенальная юстиция - специальная система правосудия для несовершеннолетних - в нашей стране до сих пор не существует.


Арест подростков очень частое явление. Сроки содержания в следственном изоляторе до вынесения приговора непомерно велики, вплоть от 6 месяцев до 3х лет. Эти дети формально вроде бы не поражены в правах, ведь суд еще не вынес им приговор, они только подозреваемые, но фактически уже наказаны. Лишены необходимой медицинской и юридической помощи, возможности учиться. Главным объектом приложения усилий должны стать дети, попавшие в трудные условия, а не семьи их проживания. Такие дети должны выводиться из среды и обстоятельств, препятствующих их нормальной социализации, вовлекаться в формы деятельности и общения, формирующие у них качества полноценных членов общества, изолироваться от действия асоциальных и криминальных факторов. Разрешение проблемы без повышения гражданского уровня ответственности над детьми и социализации общественных структур не возможно.

Существенной государственной поддержкой для детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа в возрасте до 23 лет является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159 - ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Дополнительные гарантии по социальной поддержке - это законодательно закрепленные меры по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования. Этим законом установлены льготы, обеспечивающие реализацию таких важных прав, как право на образование, медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, а также права на труд.

Так, согласно ст.6 упомянутого закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на бесплатное обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на:

бесплатное получение первого и второго начального профессионального образования;

полное государственное обеспечение до окончания ими государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования всех типов.

После завершения периода опеки и попечительства, которое взяло на себя детское учреждение, детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается единовременное денежное пособие, выпускники обеспечиваются необходимой им детской одеждой и обувью.


Особые льготы получают дети при получении высшего и средне - специального образования.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право, при получении образования:

Получать стипендию на 50 % больше от стипендии бюджетников и учеников из благополучных семей;

- Имеют право получить высшее или средне - специальное образование, на бюджетной основе предъявив необходимые для этого документы;

Получать денежное пособие на приобретение обучающего материала и письменных принадлежностей, в размере 3х месячных стипендий раз в 1 год;

Получать 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

По решению совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего временного пребывания в образовательном учреждении, выпускники этого учреждения, на период выходных, каникулярного времени и праздников.

Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 руб. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана или перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сбербанка Российской Федерации денежная компенсация в размерах, необходимых для приобретения указанного имущества.

При необходимости выхода в академический отпуск по медицинским показателям за детьми закрепляется право на получение стипендии и материального пособия на само обеспечение на весь период этого отпуска.

Дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на бесплатный проезд на городском, сельском и пригородном транспорте (кроме такси), также они обеспечиваются возможностью бесплатного проезда раз в год к месту своего проживания и регистрации.

В целях социальной защиты воспитанников детских домов в Типовом положении об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1995 г.), администрации учреждения предоставляется право разрешить воспитаннику проживание в нем сроком до 1 года. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в среднем специальном учебном заведении, содержатся там, на полном государственном обеспечении по нормам детского дома до окончания учебы. Выпускник, направленный на работу, в течение шестимесячного производственного обучения может оставаться в детском доме, а имеющие хронические недостатки и хронические заболевания выпускники могут проживать в нем дольше, но не более года. Предусматривается также возможность для учащихся высших и средних учебных заведений - бывших воспитанников - приезжать в свой детский дом, где их зачисляют на питание на срок не более 2 недель.