Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 248

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


изучение и обобщение практики выполнения международных договоров
в сфере борьбы с преступностью и выработка предложений о мерах совершенствования правового регулирования по этому вопросу;

осуществление обмена информацией о состоянии преступности и тенденциях ее развития, об организации и опыте работы органов прокуратуры, о координации деятельности национальных правоохранительных органов в борьбе с преступностью;

разработка и согласование предложений о месте и роли прокуратуры в государственной системе с учетом закономерностей и специфики
ее развития в каждом государстве;

участие в работе по сближению законодательства государств – участников СНГ, созданию общего правового пространства;

сотрудничество в разработке и осуществлении мер подготовки и повышения квалификации прокурорско-следственных кадров,
их научного, научно-технического, методического и информационного обеспечения;

организация совместных научных исследований по актуальным проблемам борьбы с преступностью, прокурорского надзора, организации деятельности прокуратур.

Организация деятельности

Основной формой деятельности КСГП являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе одного или нескольких членов Совета при согласии не менее половины его членов. Заседание КСГП правомочно, если в нем принимают участие 2/3 членов Совета. Повестка дня заседания формируется на основе соответствующих решений высших органов СНГ, предложений членов КСГП.

В заседаниях КСГП:

принимают участие с правом решающего голоса генеральные прокуроры государств – участников СНГ – члены Совета, в исключительных случаях – лица, исполняющие их обязанности;

могут принимать участие:

генеральные прокуроры государств – участников СНГ,
не являющиеся членами Совета;

полномочные представители государств – участников и органов СНГ, а также правоохранительных и иных органов государств – участников СНГ и международных организаций, правоохранительных и иных органов государств, не являющихся участниками СНГ.

При принятии решений действует принцип: одно государство – один голос. Решения КСГП принимаются на основе консенсуса.

Председатель Совета
 – Краснов Игорь Викторович, Генеральный прокурор Российской Федерации.

Председатель КСГП:

организует работу Совета, его Секретариата, других рабочих органов;

содействует выполнению решений Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ по вопросам борьбы с преступностью, нарушениями законности и правопорядка;

представляет Совет на заседаниях Совета глав государств, Совета глав правительств и других органов СНГ, а также в отношениях
с государствами – участниками Содружества и другими государствами и организациями в вопросах, связанных с деятельностью КСГП.

Членами КСГП являются генеральные прокуроры Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, которые обладают равными правами.

Организационно-техническое обеспечение деятельности КСГП и оперативное взаимодействие прокуратур осуществляется рабочим органом Совета (Секретариатом). Секретариат КСГП работает на постоянной основе, располагается в г. Москве и является депозитарием решений Совета.

Секретариат Совета возглавляет Зимин Владимир Петрович, Исполнительный секретарь КСГП.

Рабочим языком КСГП является русский язык.

КСГП назначает своего представителя при Исполнительном комитете СНГ и Межпарламентской Ассамблее государств – участников СНГ по согласованию с ними.

В целях научно-методического обеспечения деятельности Совета, исследования актуальных проблем борьбы с преступностью и прокурорского надзора в рамках СНГ на базе Университета прокуратуры Российской Федерации действует Научно-методический центр.

10 декабря 2020 года Советом министров иностранных дел СНГ приняты решения, которыми статус базовых организаций придан двум учебным заведениям:

государственному учреждению «Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан» – по переподготовке и повышению квалификации прокурорско-следственных работников органов прокуратур;

федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего образования «Университет прокуратуры Российской Федерации
» – по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников органов прокуратур.
63. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Участие прокуроров в правотворчестве можно определить как осуществляемый в пределах своих полномочий вид деятельности прокуратуры (прокуроров), направленный на установление соответствия законов, иных нормативных правовых актов, их проектов потребностям правового регулирования общественных отношений, необходимости принятия новых, совершенствования действующих нормативных правовых актов в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, путем внесения в законодательные (представительные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней, а также в органы исполнительной власти и местного самоуправления предложений об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Правовое регулирование:

  • В соответствии с п. ст. 1 ФЗ "О прокуратуре" участие в правотворческой деятельности является одним из важных направлений прокурорской деятельности.

  • Согласно ст. 9 ФЗ прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения:

- об изменении законов и иных нормативных правовых актов;

- о дополнении законов и иных нормативных правовых актов;

- об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.


  • В приказе Генпрокурора РФ от 17.09.2007 N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" предусмотрена обязанность прокуроров:

- выявлять потребности в правовом регулировании общественных отношений;

- в рамках предоставленных полномочий принимать меры к устранению пробелов и коллизий правового регулирования.


Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генпрокурора РФ от 17.09.2007 N 144), определены такие направления участия прокуратуры в правотворческой деятельности, как:

    • инициативная разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов, непосредственно связанных с компетенцией органов прокуратуры;

    • участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых другими органами государственной власти;

    • подготовка правовых заключений на законопроекты и иные нормативные правовые акты;

    • участие в обсуждении законопроектов в палатах Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Федеральное Собрание) и законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Генеральный прокурор не имеет права законодательной инициативы, поэтому он участвует в правотворческой деятельности опосредованно, обращаясь в органы, обладающие таким правом. Генеральная прокуратура имеет правовое управление, на которое возлагается организация разработки законопроектов. Для подготовки законопроектов могут создаваться рабочие группы, в состав которых включаются сотрудники структурных подразделений ГП РФ, академии ГП РФ, работники иных ФОГВ и организаций. Представители правового управления включаются обязательно.

Ряд субъектов (в т.ч. СО) наделяют прокурора субъекта правом законодательной инициативы.

Участие в нормотворческой деятельности ОМС – одно из приоритетных направлений деятельности прокуратуры.

Собственная правотворческая деятельность прокуратуры делится на две части:

1. акты, подчиненные задачам прокурорского надзора и распространяющие свое действие на иные ОГВ, их ДЛ или имеющие международно-правовой характер: нормативные договоры, совместные с другими ФОГВ приказы, указания.

2. ведомственные НПА:

  • Приказы - издаются по ключевым, основополагающим вопросам организации деятельности системы прокуратуры и порядка реализации мер материального и социального обеспечения ее работников. Приказами Генпрокурора РФ разграничиваются сферы ведения территориальных и специализированных прокуратур, решаются другие организационно-правовые вопросы.

  • Указания - как правило, регулируют более узкие направления деятельности органов прокуратуры. Указания могут издаваться на основании обобщения материалов прокурорской практики или результатов конкретных проверок.

  • Распоряжения – связаны в основном с реализацией мер разового или краткосрочного характера.

  • Положения – определяют структурные подразделения.

  • Инструкции - определяют процедуру, своего рода технологию осуществления отдельных видов деятельности.