Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

92. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИИ РФ, ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, ЗАКОННОСТЬЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

В круг интересов прокуроров в рамках надзорной деятельности попадает, по подсчетам некоторых специалистов, более 120 сфер общественных отношений. Безусловно, было бы преувеличением говорить, что все они предопределяют сущность повседневных задач, решаемых органами прокуратуры, однако сам факт их наличия, даже если речь идет об отдельно взятых жалобах и обращениях по конкретному поводу, разрешаемых в органах прокуратуры посредством проведения проверок, неоспорим.

С учетом изложенного актуальным представляется вычленение тех приоритетных направлений надзора за исполнением законов, которые на протяжении относительно длительного периода либо с определенной периодичностью на конкретно взятом историческом этапе социально-экономических преобразований, государственного строительства в нашей стране наполняют смыслом и содержанием надзорную деятельность прокуроров. Такие направления находят свое закрепление в отраслевом приказе Генпрокурора РФ от 07.12.2007 № 195, других организационно-распорядительных документах Генпрокурора РФ, носящих подотраслевой характер, а также в отдельных случаях вытекают из роли органов прокуратуры, нормативно определенной в некоторых законодательных актах.

В п. 1 приказа Генпрокурора РФ от 07.12.2007 № 195 прокурорам прямо предписывается основными направлениями надзорной деятельности считать надзор:

— за законностью правовых актов;

— исполнением законов в сфере экономики;

— исполнением законов в сфере экологической безопасности.

Соответствие закону правовых актов, издаваемых поднадзорными прокурору органами иϰлицами, является частью законодательно определенного в ст. 21 Закона о прокуратуре предмета рассматриваемой отрасли прокурорского надзора.

Говоря о направлениях экономического блока, следует отметить, что п. 8 приказа Генпрокурора РФ от 07.12.2007 № 195 ориентирует прокуроров на осуществление надзора за исполнением законов о собственности, земле, предпринимательской деятельности, бюджетного, налогового, банковского, таможенного, антимонопольного законодательства. Здесь нужно подчеркнуть, что некоторые из названных направлений получили закрепление в соответствующих организационно-распорядительных документах Генпрокурора РФ. С учетом того, что вопросы обеспечения законности в сфере предпринимательства, включая нормативное их сопровождение на ведомственном уровне, раскрываются в параграфе 7.7 настоящего курса, адресуем читателя к соответствующему источнику. На других нормативных правовых актах, ориентирующих прокуроров на решение соответствующих задач, необходимо остановиться подробнее.


Так, приказом Генпрокурора РФ от 09.06.2009 № 193 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах» в целях активизации и совершенствования практики прокурорского надзора в названной сфере прокурорам в числе иных вопросов предписывается:

— считать приоритетными направлениями надзор за законностью правовых актов; за исполнением законов налоговыми органами, органами власти и местного самоуправления, а также органами управления и руководителями кредитных организаций (банков); за соблюдением прав и законных интересов налогоплательщиков;

— усилить надзор за законностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в сфере налогообложения, обратив внимание на случаи превышения ими предоставленных полномочий. При проверке таких актов в случае необходимости принимать меры к организации антикоррупционной экспертизы; регулярно проверять на коррупциогенность практику правоприменения;

— обеспечить системный надзор за исполнением законов налоговыми органами, акцентировав внимание на осуществлении ими полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, государственной регистрации юридических и иных лиц, применению мер ответственности за допущенные правонарушения, а также на исполнении ими обязанности по направлению материалов в органы внутренних дел в соответствии со ст. 32 НК РФ.

В свою очередь приказом Генпрокурора РФ от 15.07.2011 № 211 с учетом создания Таможенного союза и в целях обеспечения правопорядка в таможенных органах транспортным прокурорам вменено в обязанность:

— обеспечить повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов в таможенной сфере;

— осуществлять надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, а также по делам об иных административных правонарушениях, возбуждаемых таможенными органами;

— организовать надзор за законностью наложения ареста на имущество, применяемого таможенными органами в качестве способа обеспечения исполнения решений о взыскании таможенных пошлин, налогов за счет имущества плательщика;

— сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов, регламентирующих применение таможенных процедур, осуществление таможенного и валютного контроля, контроля таможенной стоимости, порядок уплаты и взыскания таможенных пошлин, налогов и иных обязательных платежей, производство по делам об административных таможенных правонарушениях и взыскании штрафов;


— обеспечить эффективный надзор за исполнением законов о сохранности федеральной собственности, закрепленной за таможенными органами;

— проверять законность правовых актов, издаваемых таможенными органами.

Безусловно, и вопросы обеспечения законности наϰтранспорте (железнодорожном, воздушном, водном (речном и морском)), широко представленные в названном организационно-распорядительном документе, также относятся к числу приоритетных направлений в деятельности прежде всего специализированных транспортных прокуратур регионального и районного звеньев.

Возвращаясь к приказу Генпрокурора РФ от 07.12.2007 № 195, следует отметить, что он предписывает прокурорам особое внимание уделять вопросам законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции. Данная группа направлений также нашла свое отражение в ряде организационно-распорядительных документов, к числу которых следует отнести приказы Генпрокурора РФ:

а) от 08.02.2017 № 87 Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма», которым прокуроры наряду с другими мероприятиями обязываются:

— на основе анализа состояния законности систематически проводить проверки исполнения органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля и надзора, а также их территориальными органами, обособленными подразделениями и должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению.

В свою очередь, в указании Генпрокурора РФ от 04.08.2021 № 432/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере лесопользования» прокурорам в том числе предписано: — считать данное направление одним из приоритетных; — обеспечить эффективное взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами; — усилить надзор за исполнением органами государственной власти и органами местного самоуправления законов при распоряжении лесными участками, организации работы по защите имущественных прав публично-правовых образований на них; — особое внимание уделять вопросам обоснованности заготовки древесины в защитных лесах и лесах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий; — организовать постоянный мониторинг исполнения законов органами лесного хозяйства и специализированными организациями, участвующими в назначении и проведении санитарно-оздоровительных мероприятий.



93. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина представляет собой направление деятельности органов прокуратуры РФ по обеспечению соблюдения прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Цели. Важнейшая цель деятельности органов прокуратуры — это защита прав и свобод человека и гражданина, которая находит свое отражение в абз. 1 п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре содержащим положение о том, что защита прав и свобод человека и гражданина относится к основным целям прокурорской деятельности.

Задачи. Достижение данной цели Генеральный прокурор РФ в своих приказах, регламентирующих порядок осуществления надзора в рассматриваемой сфере : от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (в ред. приказа от 10 февраля 2012 г. № 46); от 27 ноября 2007 г. № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве»; от 31 марта 2008 г. № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» (в ред. приказа от 30 апреля 2009 г. № 136) и др. выделил следующие важные задачи органов прокуратуры:

во-первых, рассмотрение надзора за соблюдением прав и свобод личности в качестве одного из приоритетных направлений прокурорского надзора;