Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 231

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предмет надзора обусловливает необходимость абсолютного следования прокуроров в своей работе конституционным принципам, определяющим значение, порядок и условия соблюдения прав человека и гражданина. Российская прокуратура относится к числу органов, непосредственно выполняющих обязанность государства по соблюдению и защите прав и свобод человека. Именно от ее деятельности в значительной мере зависит соблюдение конституционного положения о признании в Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2 Конституции). Прокурорский надзор строится на основе принципа непосредственного действия прав и свобод, предопределяющего необходимость обеспечения полного соответствия конституционным нормам всей законотворческой и правоприменительной деятельности (ст. 18 Конституции). Из содержания ст. 26 Закона о прокуратуре, определяющей предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, следует, что в круг объектов надзора не включены граждане. Это указывает на основной ориентир правозащитной деятельности прокуроров — юридическую оценку действий и решений официальных властей, руководителей предприятий, общественных организаций и уход прокуратуры от разбирательства споров, конфликтов между гражданами. Такая формулировка Закона представляется правильной, поскольку основана на сложившемся распределении компетенции между судом, с одной стороны, и прокуратурой — с другой. В этом случае прокуратура и суд взаимодополняют друг друга, тем самым усиливая функционирование механизма защиты прав чело века и гражданина.

К числу задач прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина следует отнести: — обязательность реагирования прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении прав и свобод личности;

— использование в полном объеме возможностей прокурора в предупреждении нарушений прав и свобод личности

— защита конституционных прав и свобод человека и гражданина. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина исключает любое ограничение их прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19 Конституции). Ограничение прав и свобод допускается только по основаниям и в случаях, предусмотренных законом. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции). Права и свободы, указанные в гл. 2 Конституции, не только провозглашаются, но и гарантируются гражданским, гражданско-процессуальным, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, законодательством о труде, об административной ответственности, семейным и жилищным законодательством и другими законодательными акта ми РФ и ее субъектов, а также издаваемыми в их развитие актами органов исполнительной власти. При этом провозглашенные, закрепленные и гарантированные Конституцией и действующим законодательством права и свободы каждый вправе защищать всеми способами, не запрещенными законом.


Возможности органов прокуратуры влиять на процессы, препятствующие реализации общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, в силу целого ряда причин ограничены пределами, которые определяются теми же правилами, что и пределы надзора за исполнением законов (общего надзора). Прокурор дол жен действовать строго в рамках имеющихся у него полномочий, не подменяя в процессе осуществления надзора иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за со блюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов.

Приказы Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 и от 10.02.2012 № 46 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина”» требуют, что бы надзор прокуратуры за соблюдением прав и свобод носил строго мотивированный характер, как в случае необходимости пресечения совершенного преступления, так и в случае его предупреждения. Прокуроры подключаются к этой работе тогда, когда требуется без всяких отлагательств, исходя из общественной значимости защищаемых интересов, применять специальные, только им присущие полномочия — чаще всего в ситуациях, когда возможности других государственных органов по устранению допущенного правонарушения уже исчерпаны. Используемые прокурором полномочия строго регламентированы законодателем, их применение должно реализовываться в условиях гласности, а результаты деятельности подлежат обжалованию в суд.

Сказанное позволяет сделать вывод: защита прав и свобод человека и гражданина является основополагающей, комплексной и взаимосвязывающей все отрасли и направления прокурорской деятельности, но в то же время относительно самостоятельной отраслью прокурорского надзора, вытекающей из целей деятельности прокуратуры и отражающей социально-правовое назначение прокурорского надзора.

95. СТРУКТУРА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
96. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАДЗОРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗНАЧЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


В п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, наряду с надзором за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, отнесен к кругу важнейших направлений надзорной деятельности и в совокупности рассматриваемая сфера признается большинством ученых как самостоятельная отрасль функции прокурорского надзора. Действительно объединяет указанные виды поднадзорной прокурорам деятельности (ОРД и предварительное расследование) то, что их основной задачей является борьба с преступностью, функционально их выполнение, как правило, возложено на одни и те же органы, хотя формы и методы их осуществления различаются, поскольку подчинены требованиям разных законодательных актов, закрепляющих собственные внутриотраслевые задачи. Данное обстоятельство служит поводом для дискуссий о том, что в контексте прокурорского надзора законность ОРД и процессуальной деятельности целесообразно разграничить в самостоятельных надзорных отраслях. Вместе с тем начиная с 1992 г. по настоящее время законодатель продолжает придерживаться избранной позиции, что принципиально не сказывается на сущности надзора за исполнением законов в рассматриваемых сферах правоотношений.

Общие подходы к правовой регламентации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, нашли свое закрепление в гл. 3 разд. III Закона о прокуратуре «Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие», которая в ст. 29 к предмету рассматриваемой сферы прокурорского надзора относит:

— соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

— соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

— законность выполнения ОРМ;

— законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

Следует отметить, что законодатель четко не отделил предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, от предмета надзора за законностью процессуальной деятельности, однако приведенный перечень в полной мере отражает сущность надзорной работы прокурора на данном направлении.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина не случайно определено законодателем в качестве первой составляющей предмета надзора, поскольку в процессе осуществления ОРД нередко производятся ОРМ, вторгающиеся в деликатную сферу прав и свобод, что предопределяет необходимость острого реагирования прокурора на любые случаи нарушения предписанных законодательством требований. Не случайно в Закон об ОРД включена ст. 5 «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», а в ст. 4 определено, что правовую основу ОРД составляет в первую очередь Конституция РФ, закрепляющая основные права и свободы и презюмирующая, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов власти (ст. 18).


Соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях также занимает важное место в предмете надзора, поскольку согласно подп. 1 п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД одним из распространенных оснований для осуществления ОРД являются ставшие известными соответствующим органам сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В связи с этим в центре внимания прокуроров должны быть также вопросы своевременности и полноты принимаемых органами, осуществляющими ОРД, мер, направленных на разрешение поступивших сообщений.

Законность выполнения ОРМ означает:

1) осуществление соответствующих мероприятий должностными лицами только тех органов, которые прямо уполномочены на это. К таковым согласно ст. 13 Закона об ОРД относятся:

— органы внутренних дел РФ;

— органы ФСБ России;

— органы ФСО России;

— органы ФТС России;

— органы СВР России;

— органы ФСИН России.

Кроме того, оперативное подразделение органа внешней разведки Минобороны России вправе проводить ОРМ только в целях обеспечения безопасности указанного органа и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий указанных выше органов;

2) законность выполнения ОРМ предусматривает осуществление ОРД исключительно уполномоченными на то должностными лицами органов, на которые возлагается такая функция. В ст. 13 Закона об ОРД закреплено, что руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру и организацию ра боты;

3) уполномоченные должностные лица соответствующих органов должны решать поставленные перед ними задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами РФ (ст. 13 Закона об ОРД). При этом Закон предусматривает, что оперативные подразделения органов, осуществляющих ОРД, вправе проводить совместно с работниками УИС ОРМ в следственных изоляторах УИС;

4) о законности ОРМ можно говорить в случаях, когда оно осуществляется в соответствии с требованиями ст. 7 Закона об ОРД, содержащей исчерпывающий перечень оснований для проведения таких мероприятий;

5) ОРМ должно по своей форме и назначению отвечать перечню таких мероприятий, к которым ст. 6 Закона об ОРД относит: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочную закупку; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемую поставку; оперативный эксперимент; получение компьютерной информации;


6) ОРМ должно проводиться с соблюдением порядка, установленного законом (санкционироваться уполномоченным должностным лицом, а в прямо предусмотренных случаях — судом), а результаты его подлежат надлежащему закреплению. Это особенно важно в случаях, когда возникает необходимость приобщения результатов ОРД к материалам уголовного дела в качестве доказательств, и именно несоблюдение установленных требований законодательства нередко служит основанием для исключения прокурором или судом результатов ОРД из уголовного дела как доказательств, не отвечающих предъявляемым требованиям.

Законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, оценивается через призму таких понятий, как:

— обоснованность решения с точки зрения возможности его принятия на основании нормы закона;

— правомерность принятия основанного на требованиях закона решения уполномоченным на то лицом.

Важное место в характеристике надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, занимает правильное понимание пределов надзорной деятельности. Статья 29 Закона о прокуратуре, формулируя предмет, уже подчеркивает ограничение надзора рамками проверок исполнения требований исключительно законов, причем в силу федерального статуса органов, осуществляющих ОРД, речь идет только о законодательных актах федерального уровня.

В свою очередь ст. 21 Закона об ОРД определяет, что надзор в рассматриваемой сфере осуществляют Генпрокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. Таким образом, возможность осуществления надзора прокурором напрямую связана с наличием или отсутствием у него статуса уполномоченного. Такой статус приобретается посредством прямого упоминания конкретного прокурора в приказе Генпрокурора РФ или прокурора регионального звена. В указанной статье закреплено, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

В отдельных законодательных актах специально закрепляются пределы прокурорского вмешательства. Так, в ст. 24 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» определено, что сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят. Аналогичные нормы содержатся в ст. 25 Федерального закона от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке». Статья 32 Закона о государственной охране допускает получение прокурором сведений о лицах, оказывающих или оказывавших органам государственной охраны содействие на конфиденциальной основе, на основании и в порядке,