Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и обычных федеральных законов (к числу последних относится и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации), так и правилами о том, что в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются последующий закон и закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений. О безусловном приоритете его норм не может идти речь и в случаях, когда в иных помимо Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющего общие правила уголовного судопроизводства, законодательных актах устанавливаются те или иные дополнительные гарантии прав и свобод».

К источникам уголовно-процессуального права относятся также федеральные законы, которые можно разделить на пять групп:

- федеральные законы, отражающие отдельные институты уголовно процессуального права (например, Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»);

- федеральные законы, регулирующие уголовно-процессуальную деятельность отдельных государственных органов: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»; Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и др.;

- федеральные законы, регулирующие статус отдельных участников уголовного процесса: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»; Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и др.;

- федеральные законы, регулирующие вопросы доказывания и доказательств (доказательственного права): Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;

- федеральные законы, регулирующие статус лиц, в отношении которых установлен особый порядок судопроизводства (лиц, обладающих неприкосновенностью в уголовном процессе): Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы»; Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и др.
6. Законы СССР.

Некоторые законодательные акты СССР продолжают действовать на территории РФ, если они не противоречат Конституции России и российскому уголовно-процессуальному законодательству. Это, к, примеру, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей»3, который до сих пор регулирует многие вопросы реабилитации невиновных

7. Подзаконные НПА

Данные нормативные акты играют лишь вспомогательную, но далеко не последнюю роль в регламентации некоторых аспектов уголовного судопроизводства. Правом на их принятие обладает ограниченный круг субъектов — Правительство РФ, МВД России, ФСБ России, Минюст России, которые издают подзаконные нормативные акты, касающиеся таких вопросов, как принятие заявлений и расследование некоторых категорий преступлений, взаимодействие правоохранительных органов при расследовании преступлений, производство судебных экспертиз, изъятие и хранение вещественных доказательств и т.д. Так, приказом МВД РФ от 21 июня 2003 г. № 438 утверждена Инструкция о порядке осуществления привода, который отнесен законом (ст. 113 УПК РФ) к иным мерам процессуального принуждения.

Постановление Правительства РФ от 14.01.2011 N 3 (ред. от 04.09.2012) "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений"

Постановление Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522 "Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека"

В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 90 Конституции РФ указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ, но они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указ президента о помиловании, о распределении полномочий ФОИВ…
акты министерств и ведомств.

Не являющиеся самостоятельными источниками уголовно-процессуального права, но оказывающими непосредственное влияние на осуществление уголовно процессуальной деятельности являются: приказы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации. Указанные нормативные акты как правило содержат в себе уточнение (конкретизацию) существующих уголовно-процессуальных норм, обращают внимание на соблюдение отдельно взятых норм, определяют правило реагирования на их нарушения. Так, к примеру, в приказе Генпрокуратуры Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 774 определена организация прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних на досудебных стадиях уголовного судопроизводства

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения. Эти указания имеют двойственную природу, сочетая черты ведомственного нормативного акта и акта толкования уголовно процессуального закона. Иногда такие указания даются совместно с другими органами власти. Например, указанием Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 1998 г. № 83/86 и МВД РФ от 24 сентября 1998 г. № 1/19934 «О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести»1 определен ряд признаков, дающих основание полагать, что разыскиваемый стал жертвой преступления, а также регламентируется порядок действий работников правоохранительных органов при поступлении заявлений о розыске граждан.


Генеральный прокурор обязывает нижестоящих прокуроров, ответственных за правильность ведения учетно-регистрационной документации, обеспечить своевременную и полную регистрацию заявлений, сообщений и сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры. Прокуроры должны систематически проверять состояние делопроизводства, учетно-регистрационной дисциплины в нижестоящих прокуратурах. Ответственность за организацию этой работы возложена лично на прокуроров городов и районов
Акты толкования

Толкование – это деятельность уполномоченных субъектов по выявлению подлинного содержания уголовно-процессуальных норм для обеспечения их правильной реализации. Субъектами официального толкования являются Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

Верховный Суд РФ публикует постановления Пленума, обобщения и обзоры судебной практики, утверждаемые президиумом и судебными коллегиями суда, решения по конкретным делам. Все эти документы имеют рекомендательный характер, ориентирующее значение для правоприменительной практики.

Правоприменители в процессе осуществления уголовно-процессуальной деятельности зачастую сталкиваются со сложностью в толковании закона, которые в свою очередь нуждаются в разъяснении. Правом такого разъяснения наделен Пленум Верховного Суда Российской Федерации, путем издания соответствующих актов. В данных актах устанавливается единый порядок осуществления уголовно-процессуальных действий и принятия уголовно-процессуальных решений, которые являются обязательными по всем уголовным делам и для всех судов. Верховный Суд РФ, изучая и обобщая решения рассмотренных уголовных дел нижестоящих судов, а также, рассматривая уголовные дела в качестве суда апелляционной, кассационной инстанции, в порядке надзора и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, формирует судебную практику, осуществляет толкование законов.

Конституционный Суд России толкует содержание отдельных норм, правовых институтов и даже правовых явлений в целом. Его решения обязательны для всех, а не только для участников спора и вступают в силу с момента провозглашения. Поэтому их можно отнести к числу источников уголовно-процессуального права.

Важно отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации уполномочен к принятию двух видов решений, которые имеют отношения к уголовно процессуальной деятельности: о толковании положений Конституции РФ, устанавливающих правовые основы осуществления уголовного судопроизводства; о проверки конституционности уголовно-процессуальных норм. В случае если Конституционный Суд РФ признает неконституционность нормы или закона, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1 «О Конституционном Суде Российской Федерации» это является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте либо договоре либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.

114. ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ.

Пределы действия нормативных актов

Действие закона во времени.
Ст.4 УПК устанавливает следующее правило: при производстве по уголовному делу применяется уголовно процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия, или принятия процессуального решения, если иное не установлено УПК РФ. Действующим является закон, который вступил в силу и не утратил ее к моменту выполнения определенного процессуального действия.

Принцип немедленного действия означает, что вступивший в силу закон действует только «вперед» и распространяет свое действие лишь на те общественные отношения, которые возникли после его вступления в силу. Это правило — необходимый фактор стабильности, поскольку не позволяет бесконечно пересматривать и переоценивать уже принятые в рамках действующего закона процессуальные решения. Важно отметить, что сам закон никаких исключений, связанных с действием его положений во времени, так и не установил. Это означает, что уголовно процессуальный закон обратной силы не имеет хотя такой термин в тексте УПК РФ, в отличие от материального уголовного закона (ст. 10 УК РФ), отсутствует.

В соответствии со ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу. Все три случая действия уголовного закона с обратной силой связаны только с тем или иным улучшением положения лица, совершившего преступление. Но в уголовном судопроизводстве, во-первых, всегда затрагиваются интересы двух сторон — обвинения и защиты. Во-вторых, уголовно-процессуальные нормы — это нормы процедурного характера, которые устанавливают лишь более простой или более сложный порядок производства по уголовному делу, в подавляющем большинстве случаев не имеют конкретных санкций и не устанавливают никаких видов ответственности и наказаний за нарушение этого порядка (исключение — денежное взыскание, предусмотренное ч. 4 ст. 103, ст. 117 УПК РФ). Поэтому отсутствует надежный критерий, позволяющий однозначно определить, какая процедура — прежняя или новая — ухудшает или улучшает положение сторон или иных участников уголовного судопроизводства.


ст. 4 УПК РФ не противоречит ст. 54 Конституции РФ, в соответствии с которой, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. В конституционной норме речь идет, очевидно, о нормах материального, но не процессуального права.

Единственное исключение – наложение штрафов на нерадивых участников процесса. Но это скорее административная норма.
Определенную специфику имеет действие уголовно-процессуального закона в ночное время, под которым понимается промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (п. 21 ст. 5 УПК РФ), причем переход на летнее или зимнее время не влияет на исчисление ночного времени. В ночное время, в частности, запрещается производство привода (ч. 5 ст. 113 УПК РФ) и следственных действий (ч. 3 ст. 164 УПК РФ), за исключением случаев, не терпящих отлагательства, а присяжные заседатели с наступлением ночного времени вправе прервать совещание для отдыха (ч. 3 ст. 341 УПК РФ). В уголовно-процессуальном законе используются и такие понятия, как рабочее время (ч. 2 ст. 298, ч. 3 ст. 341 УПК РФ), рабочий день (ч. 2 ст. 298 УПК РФ), нерабочее время и нерабочий день (ст. 128 УПК РФ).


Действие УПК по кругу лиц.