Файл: Пенсионная система России современное состояние и перспективы развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В Англии широкое распространение получила практика формирования пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах. Инвестируя средства, полученные от поступления страховых взносов, частные пенсионные фонды, с одной стороны, создают приток капитала в экономику, а, с другой стороны, обеспечивают прирост инвестированного капитала. Таким образом, по достижению пенсионного возраста вкладчик подобных негосударственных фондов получает гарантированные дивиденды на инвестированные им средства. Очевидно, что подобная система формирует высокие требования к самостоятельному управлению активами участников пенсионной системы Англии.

В ряде стран (к примеру, Италии, Франции) сформирована система корпоративных и профессиональных обязательных пенсионных программ, действующих на основании трудовых договоров. В то же время по требованиям Международной Организации Труда (МОТ) подобные программы формирования пенсионных отчислений не относятся к обязательным пенсионным программам (ими считаются только государственные обязательные пенсионные отчисления).

Наиболее успешный опыт формирования пенсионных систем зарубежных государств доказывает важность наличия накопительного элемента в пенсионной системе и необходимость его дальнейшего совершенствования. Он встраивается в пенсионные системы зарубежных стран в следующих основных вариантах:

- посредством сохранения основ распределительной системы с введением обязательного и/или добровольного накопительного компонента (как это, к примеру, сделано в Великобритании, Финляндии, Польше, Швеции, Эстонии, Колумбии, Перу, Уругвае, Болгарии, Венгрии и других странах (подобный сценарий выбран и в РФ));

- посредством полного перехода на накопительную пенсионную систему (как это сделано, к примеру, в Чили, Казахстане, Боливии, Мексике, Сальвадоре).

С позиции внедрения зарубежного опыта в РФ интерес вызывает не только и не столько потенциальные модели организации пенсионной системы. Более высокий интерес вызывает совокупность условий построения действенной системы пенсионного обеспечения, риски для функционирования пенсионных систем, опыт реформирования пенсионных систем. В этой связи показательным является опыт Чили, страны перешедшей в 1980-х гг. на накопительную систему. Функционирование пенсионной системы страны на данных принципах (особенно после негативного воздействия на финансовую систему финансового кризиса 2008 г.) показало, что полностью решить задачи равного доступа к социальным гарантиям (особенно для малоимущих и инвалидов) исключительно накопительная система пенсионного обеспечения не в состоянии. Большинство стран мира пришло к пониманию необходимости формирования и развития как распределительной, так и накопительной составляющей пенсионной системы. Такая же позиция прослеживается в рекомендациях международных организаций (ОЭСР, Всемирный банк и др.) по вопросам пенсионного обеспечения.


В главе дана характеристика сущности и механизму функционирования пенсионной системы государства. Установлено, что пенсионная система представляет собой совокупность элементов, формирующих инфраструктурное обеспечение для реализации частных функций политики доходов, проявляющихся в реализации социальных прав населения и социальных гарантий со стороны государства. Механизм пенсионной системы описывается в категориях социальных стандартов, социальных рисков, публичных финансов и бюджетного процесса. Функционирование пенсионной системы, как любой значимой для государства социальной системы, оказывается эффективным при соблюдении определенных условий. Рассмотрение зарубежного опыта организации пенсионных систем позволило сформировать представление о многообразии подходов, зависимости от состояния государственных финансов.

Глава 2. Анализ современного состояния государственного пенсионного обеспечения в России

2.1 Основные направления развития пенсионной реформы на современном этапе

Внимательно посмотрите выданное вам задание. В параграфе 2.1. вам необходимо провести правовой анализ действующего законодательства в рассматриваемой сфере. Вами же вместо правового проведен экономический анализ, что не соответствует вашей специальности.

Современные основы пенсионной системы в РФ были заложены в начале 1990-х гг. на фоне перехода от социалистического подхода к управлению экономикой к рыночному подходу. Этот подход потребовал переформатирования всей совокупности социально-экономических процессов в стране, в том числе – политики доходов и, в ее составе, пенсионной политики. Прообразом реформирования в этом отношении выступили развитые капиталистические страны, от которых был перенят курс на поступательное снижение роли государства как собственника ресурсов и переведение социально-экономических процессов на рыночные основы. Разумеется, роль государства как гаранта социальных стандартов была сохранена. Однако, на протяжении первого десятилетия развития российского государства (1993-1998 гг.) страна находилась в состоянии перманентного экономического кризиса, что выразилось в откровенно негативной практике реализации социальных стандартов. Это проявлялось в крайне низких размерах пенсий, неудовлетворительном состоянии поддержания социальных гарантий.


В поисках эффективной модели организации соотношения доходной и расходной части пенсионная система РФ неоднократно подвергалась реформированию. Сформированная в условиях весьма неблагоприятной макроэкономической и демографической обстановки пенсионная система приобрела черты распределительной, в рамках которой собранные пенсионные взносы с работающих граждан направлялись на выплату текущих пенсий. В долгосрочной перспективе подобная практика формирования бюджета ПФР обладает рядом структурных недостатков. Одним из этих недостатков можно считать подверженность пенсионной системы влиянию демографического фактора, другим – зависимость состояния бюджета пенсионного фонда от размеров заработных плат работающих граждан, третьим – относительно высокие требования к собираемости пенсий. Как показал анализ демографических и макроэкономических условий формирования бюджета ПФР в 1990-е г. – со многими из этих структурных проблем столкнулась российская пенсионная система. Подобные тенденции свойственны, в целом, всем странам, где демография отражает тенденции «старения» населения, но тем сильнее эти тенденции переходят в проблемы, чем меньший объем доходов получает экономически активное население.

Рассматривая состояние различного рода концепций и стратегий, принимаемых в отношении российской пенсионной системы, можно отметить, что с периодичностью 3-5 лет она подвергается реформированию в том или ином формате, а наиболее существенным реформам начало было положено в 2002 г. Реализация «Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» (1995 г.) привела к началу 2000-х гг. к созданию системы персонифицированного учета граждан, развитию законодательства в сфере негосударственных пенсионных фондов. Рост экономики РФ на фоне роста цен на энергоресурсы в начале 2000-х гг. обозначил расширение бюджетных возможностей, рост доходов населения и, как следствие, создал предпосылки пересмотра пенсионной системы. Этот пересмотр принял свою законодательную форму в виде Пенсионной реформы 2002 года.

До 2002 г. выплата пенсий в РФ осуществлялась в рамках распределительной системы по «принципу солидарности», который в зарубежной практике именуется «payasyougo» («PAYG»), означающему направление всех поступающих в бюджет ПФР взносов на выплаты текущим пенсионерам. Минимальный размер выплат одному условному пенсионеру складывался в рамках этой пенсионной системы их выплат двух работающих граждан. В условиях продолжающегося демографического кризиса в стране перспективы эффективности подобного подхода были поставлены под сомнение, что и привело к реализации реформы. Еще одной причиной реформирования пенсионной системы выступила потребность в вовлечении средств ПФР в рынок капитала РФ, испытывающий недостаток инвестиционных ресурсов.



Таблица 3

Экономический анализ динамики бюджета ПФР в условиях страховой пенсионной реформы 2002 г.16

Показатель

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Пенсионный фонд РФ, доходы по итогам г., млрд. руб.

279,5

439,4

630,4

815,5

843,1

1000,3

1349,6

1637,6

Доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы в доходах Пенсионного фонда РФ, %

8,5

10,8

5,6

6,2

49,8

49,9

51,4

50,9


Таким образом, для реформирования пенсионной системы была принята совокупность нормативно-правовых актов, изменяющих «солидарный принцип» в направлении дополнения его принципом накопительным. С 2003 г. трудовая пенсия формируется в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) и включает в себя базовую, страховую и накопительную части, а сам размер пенсии рассчитывается по установленной законодательством формуле. При этом, базовая часть гарантируется государством и имеет фиксированный размер, а страховая – зависит от суммы взносов и стажа работников. Таким образом, у работающих граждан появилась возможность влиять на размер своей пенсии через управление накопительной частью пенсии. Структура распределения частей отчислений была сформирована в следующем виде: 26% от размера заработной платы работников формировали 6% отчислений на медицинское и социальное страхование, 6% - в систему базовой пенсии, 10% - в систему страховой пенсии, 4% - в систему накопительной пенсии.