Файл: Дипломная работа по современному русскому языку Городецкая О. С. Сарань 2020 Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методика может давать разные результаты в различных случаях его использования.

Процесс использования современных педагогических образовательных технологий, может освоить каждый, главное в процессе их использования, прохождение всех предусмотренных стадий. Иначе необходимый результат обучения может быть не достигнут.

Главной задачей педагогики в настоящее время, является, не просто научить детей чему-либо, а научить детей учится и добывать информацию самостоятельно. Соответственно задачей образовательных технологий является обучение детей самостоятельно добывать необходимую информацию, сформировать у учащихся навыки самообразования в атмосфере партнёрства.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

  1. Общепедагогический уровень: общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, взаимодействие субъектов и объектов процесса.

  2. Частнопредметный уровень: частнопредметная педагогическая технология – совокупность приемов, средств и методов, используемых для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного учителя, класса, предмета (методика работы учителя, методика компенсирующего обучения, методика преподавания предметов).

Локальный уровень: в учебно-воспитательном процессе существуют определённые отдельные части, которые и относят к локальным педагогическим технологиям, которые предназначены для решения частных и конкретизированных задач (технология самостоятельной работы, отдельных видов деятельности, технология повторения и контроля материала, технология формирования понятий, технология усвоения новых знаний, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока и др.).

Учёные различают еще технологические микроструктуры. Под технологическими микроструктурами понимают логическую технологическую цепочку, выстроенную из приемов, звеньев, элементов и др. Данные микроструктуры взаимодействую между собой образуют целостную педагогическую технологию.

На сей день методики обучения полностью затмевают технологии обучения в силу количественного превосходства в сторону методик обучения и воспитания. Тем не менее разница между методиками и технологиями обучения сравнительно не велика, и заключается в принципах, целях и задачах. Например, в методиках более преобладают качественные, содержательные и целевые стороны, а в технологиях: количественные компоненты, устойчивость результата, воствоизводимость и отсутствием неопределённости в достижении поставленных узконаправленных целей.


Да различия есть, но они не велики. Соответственно нельзя исключать факта, что методики и технологии могут входить в состав друг друга.

Технология обучения исследует наиболее рациональные пути обучения в качестве реального, применяемых в обучении, процесса обучения.

Структурными элементами технологий обучения являються:

  • цели обучения;

  • организация учебного процесса;

  • результат деятельности;

  • средства педагогического взаимодействия;

  • содержание обучения;

  • обучающийся, учитель.

При разработке технологий обучения, основной упор делается на педагогический замысел, в основе которого лежит определённая идея автора. При разработке технологий первоначально определяются целевые установки, и в процессе дальнейшей разработки они так же учитываются. В частности строго в соответствии с целевыми установками выстраивается тедагогическая цепочка педагогических операций, коммуникаций и действий.
Критерии педагогических технологий:

  1. Эффективность – для целесообразного использования технологии, она должна быть эффективной, и данная эффективность должна так или иначе покрывать затраты использования данной технологии, а также гарантировать получение результатов по достижению поставленных целей.

  2. Управляемость – диагностика эффективности технологии и её корректирование в зависимости от полученного результата диагностики с целью повышения эффективности использования данной технологии.

  3. Системность – технология должна быть системной, а точнее должна обладать все признаки системности (целостность, логическая последовательность, взаимосвязь между частями одного целого).

  4. Концептуальность – на основе каждой технологии образования должна лежать определённая научная концепция.

  5. Воспроизводимость – особую важность имеет также и возможность повторного использования педагогической технологии в процессе обучения детей, в которой данная технология в прошлом уже была использована. С учётом изменения определённых обстоятельств (возрастные особенности, материально-технические особенности, психотерапевтические особенности т другие).


Важные понятия, входящие в состав педагогических технологий:



  1. Гуманизм – данное понятие значит – уважение и направлено на первенство личностных, моральных и нравственных качеств человека, восприятие его в качестве личности и проявление уважения в процессе сотрудничества между обеими сторонами взаимодействующих элементов воспитания и обучения.

  2. Теософия – данный термин входит в состав тех технологий, которые предусматривают включение в процесс воспитания таких понятий как добро и зло.

  3. Антропософия – это религиозное понятие значит, что не мудрость божественная, а мудрость человеческая важна, и пресуше не только к определённым технологиям, но и к более обширным звеньям образования. Из-за чего в школах РК запрещена пропаганда и изучение религиозных элементов.

  4. Педоцентризм – данное понятие берёт своё начало от педантизма и централизуется на достижении идеала в создании материально-технических, нравственных, духовных и других условий для реализации способностей личности на максимально возможном уровне.

  5. Прагматизм – технология направленное на целостное развитие умений и навыков человека в положительную сторону в ближайшем временном диапазоне в сравнении с первоначальным уровнем.


Если педагогическая деятельность выстроена в соответствии с общей структурой и основными этапами деятельности, то она является технологичной. Для любых видов деятельности учителя эта технологическая цепочка выглядит следующим образом:

  1. Анализ педагогической ситуации: уровня воспитанности личности и развития детского коллектива, диагностика уровня обучаемости и обученности ученика, конкретной ситуации взаимодействия между педагогами и учениками и т.д.;

  2. Постановка целей обучения и воспитания и их уточнение, внеклассного дела, формулирование конкретных задач урока, индивидуального взаимодействия с учеником и т.д.;

  3. Выбор соответствующей системы действий и процедур, создание условий и организация взаимодействия;

  4. Обратная связь, оценка текущих результатов деятельности и педагогическая коррекция;

  5. Итоговая диагностика и рефлексия: анализ и оценка результатов педагогического взаимодействия;

  6. Постановка новых целей и задач.

В основе любой технологии обучения лежит данная система действий, не зависимо от того, что будь это технология индивидуального взаимодействия и воздействия или технология организации коллективной деятельности, технология общения или технология обучения, и т.д.


Первоначально педагогические технологии были призваны обеспечить традиционный тип обучения. Его суть заключается в передаче и усвоении учащимися системы знаний основывающийся на социальном опыте, в поддержке и воспроизводстве культуры, в развитии навыков, умений и ценностей.

Одно из направлений технологизации педагогического процесса в школе видно, стремление обновить учебный процесс ориентированный на усвоение умений, навыков и знаний, а также модернизировать традиционное обучение, что реализуется в разработке технологий, обеспечивающих целостное и систематическое усвоение в широком спектре. Например, технология полного усвоения.

Также в систему школьного образования широко внедряется инновационное образование. Процесс и результат такой деятельности – стимулирование инновационных изменений в существующей культуре. Освоение учащимися нового опыта основанный на целенаправленном творческом развитии самосознания обучающихся. Это подводит к использованию новых педагогических технологий и их дальнейшее развитие в деятельности учителя.
Выделяют несколько характерных особенностей, которые отличают педагогические технологии и инновационные модели от традиционной системы обучения. Это:

  1. Основной акцент в них делается на организацию различных видов деятельности учащихся. Ученик становится полноценным субъектом своей деятельности, осуществляет все ее этапы, в том числе целеполагание и анализ результатов.

  2. Изменяется роль учителя – он становится организатором и координатором, а не только передатчиком какой-либо информации;

  3. Информация используется не как основная цель обучения, а как средство освоения новых способов деятельности. Целью обучения становится использование имеющихся знаний в новых условиях для решения новых задач, открытие нового самими учащимися, развитие личности учащихся.



§2. Классификации педагогических технологий

В педагогике выделяют несколько классификаций технологий воспитания и обучения - Т.М. Давыденко, В.Т. Фоменко, В.Г. Гульчевской и Т.И. Шамовой. Г.К. Селевко классифицирует все технологии в педагогике в наиболее обобщённом виде. Рассмотрим все виды классификаций педагогических технологий:

По ведущему фактору психологического развития: психогенные, социогенные, биогенные идеализированные технологии. На сегодняшний день считается общепринятым, что человек как личность считается, как результат совокупного влияния психогенных, социогенных и биогенных факторов, однако для конкретной технологии какое-либо из них может считаться основным.

По уровню применения выделяются: предметные, локальные, и общепедагогические технологии.

По концептуальному усвоению опыта выделяются: развивающие, ассоциативно-рефлекторные, гештальттехнологии, интериоризаторские, бихевиористские. Неформально сюда можно отнести ещё суггестивные технологии и нейролингвистического программирования.

По философским основам: научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, материалистические и идеалистические, антропософские и теософские, диалектические и метафизические, свободного воспитания и принуждения, прагматические и экзистенциалистские и др.

Личностно-ориентированные: эвристические, операционные, эмоционально-нравственные, эмоционально-художественные, технологии саморазвития, информационные.

По типу управления и организации образовательной деятельности: разомкнутые (некорректируемая и неконтролируемая позновательная деятельность обучаемых), цикличные (с взаимоконтролем, самоконтролем и контролем), рассеянные (ориентированные на большую численность учащихся) или направленные (ориентированные на одного человека), ручные (производимые вербально) или автоматизированные (с использованием различных средств).

По характеру структуры и наполнения именуются следующие технологии: воспитывающие и обучающие, гуманитарные и технические, религиозные и светские, образовательные и профессионально-сориентированные, монотехнологии, частнопредметные, межпредметные а также, проникающие технологии и комплексные (политехнологии).

В принципе нет таких монотехнологий, которые применяли бы только какой-либо единственный аспект, метод, постулат – технология педагогическая всегда ориентируется на комплексный подход. Однако благодаря своему прононсу на ту или другую сторону процесса преподавания технология получает свое название и делается характерной.