Файл: Дипломная работа по современному русскому языку Городецкая О. С. Сарань 2020 Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приложение №5. Игра «Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

  • Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

  • Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)

  • Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)


Приложение №6. Игра «Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

шар, стрела, орел, рыжий, звезда.

Составить предложения из полученных слов.

шарик, стрелка, орлик, рыжик, звездочка.
Приложение №7. План-конспект урока с использованием элементов игровых технологий.

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

1. Организационно-подготовительный

Формирование мотивации участников, организует разноуровневые группы. Дает задания группам.

Распределяют роли внутри группы, поиск необходимой информации в учебнике.

2. Индивидуальная работа

Регулярное консультирование по содержанию изучаемого материала.

Изучают индивидуально, выполняют необходимые записи построения.

3. Работа экспертных групп

Объединяет обучающихся в экспертные группы, дает консультации.

Обсуждают изученный материал, консультируют друг друга.

4. Работа в группах сотрудничества

Организует работу групп сотрудничества, косвенно прослушивает ответы
в группах.

Каждый член группы освещает внутри группы свой вопрос.

5. Итоговый

Подведение итогов работы группы. Оценивание деятельности группы.

Отчитываются за данное задание.



Приложение №8. Кластер «Что я знаю об имени прилагательном»


Приложение №9. Интеллектуальная игра-викторина

Тема: в стране «русский язык»

На уроке ребята посетили города Морфология, Лексика, Загадки и пословицы. Перед поездкой учитель задавал им шуточные вопросы:

1) В каких словах по сто согласных? (Сто-к, сто-л, сто-н.)

2) Что стоит посередине земли? (Буква м)

3) Кто говорит на всех языках? (Эхо) и др.

В городе Морфология школьники получили задания:

• образуйте множественное число существительных кот, плот, беда, сметана (Какие слова не образуют форму мн. ч.?);

• продолжите высказывание: Основа предложения — это... ; Значимая часть слова, стоящая после корня, — это...

В городе Загадки и пословицы задержались подольше, так как пятиклассникам очень понравилось загадывать загадки и вспоминать пословицы.

Например:

1) Ум хорошо, а . . . (два лучше).

2) Знай больше, а говори . . . (меньше).

3) Не зная броду, … (не суйся в воду). 4) Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик. Что это?

5) Ты за ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой и т.д.
Приложение №10. Игра в слова

«Загадка — это не просто забава, не просто игра, она помогает с самых малых лет развивать у человека логическое и нестандартное мышление, остроту ума, сообразительность, догадливость, умение рассуждать и доказывать, она учит видеть прекрасное, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях».

Для игры в слова на уроке русского языка можно использовать шарады, анаграммы, метаграммы, логогрифы, омографы, омонимы и предложить такое задание: «Прочитайте (послушайте) описание загаданного слова и назовите его».

Шарада — это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждое из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Например: «кит+ель», и т.д.

Три части слова находи подряд:

Когда ликуешь, говоришь «я рад»,

За этим словом назови союз,

А третьей частью будет слово «ус».

Бывает он у старика, есть у кота,

Его ты обнаружишь у кита.



А целое должно на ум прийти, -

Когда окружность циркулем,

Захочешь провести.
Приложение №11. Игра «Переводчик»

Тема: «Имена существительные общего рода».

Форма работы: учитель дает толкование слова, а ученики называют (отгадывают) его. За каждое правильно записанное слово ученик получает очко и за удачный пример (литературный или собственный) — еще очко. Например:

  • Драчун, зачинщик ссор и драк (забияка, задира).

  • Тот, кто первый вмешивается в разговор или дело, чтобы выслужиться перед кем-нибудь (выскочка).

  • Тот, кто любит сласти (лакомка, сластена).

  • Необразованный, малосведущий человек (невежда).


Приложение №12. Игра «Шесть шляп мышления»

Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Вопросы:

Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

Вопросы:

Почему это стоит делать? Каковы преимущества? Почему это срабатывает?

Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

Вопросы:

Правда ли это? Срабатывает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Вопросы:

Каковы возможные варианты решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

Вопросы:

Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).


Вопросы:

Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Правила использования шляп

  1. Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.

  2. Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.

  3. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.
Приложение №13. Прием «Закончи предложение»

Его цель - организовать диалог участника с авторитетным мнением.

Ход приема:

  1. Выписывается из текста художественного произведения или критической статьи начало ключевого предложения или предложений, сохраняя последовательность развития мысли автора.

  2. В случае, если перед нами текст критической статьи, учащиеся знакомятся с текстом, по поводу которого рассуждает автор статьи. Если нет, сразу переходим к пункту №3.

  3. Закончить предложение.

  4. Познакомиться с версиями других учеников.

  5. Познакомиться с авторским вариантом.

  6. Проанализировать преимущества и недостатки.


Приложение №14. Задание «лови ошибку»

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.


Приложение №15. Правописание Не с существительными

Найди ошибку при написании НЕ с существительными

  • Домашние неурядицы

  • Ужасная неразбериха

  • Неправда, а ложь

  • Нерешительность характера

  • Устал с не привычки

  • Явная неприязнь

  • Пришел в негодность

  • Не внимательность, а рассеянность


Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Приложение №16. Прием «письмо по кругу»

Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
Приложение №17. Прием «мостик»

Можно использовать для подготовки к написанию любых сочинений.

Задание: составьте связный текст, используя следующие разрозненные части, подберите к получившемуся тексту заголовок. Порядок частей можно менять.

  • Не все препятствия создают эхо. Некоторые предметы поглощают, а не отражают звук. То есть звук не возвращается, эхо не слышно. Но обычно гладкие ровные поверхности, например, стены, скалы, препятствия, создают эхо.

  • Давным – давно жила прекрасная нимфа по имени Эхо. У нее был лишь один недостаток – она слишком много говорила. В наказание богиня Гера запретила ей говорить, если с ней заговорят. Нимфа могла лишь повторять то, что ей говорили. Однажды Эхо увидела молодого красивого Нарцисса и сразу влюбилась в него. Однако Нарцисс не замечал ее. Нимфу охватила такая печаль, что Эхо растворилась в воздухе, оставив лишь свой голос. С тех пор мы слышим голос, который повторяет все, что мы говорим.

  • Звук движется в воздухе со скоростью 335 м/с. Он переносится волнами, наподобие того как появляются волны в воде от брошенного туда камешка. Звуковые волны распространяются во все стороны, как и свет от электрической лампочки. При встрече с препятствием звуковая волна отражается наподобие света. При этом мы слышим эхо. Итак, эхо – это отраженный звук.

  • Известно, что даже облака отражают звук и создают эхо. Когда мы слышим раскаты грома, это свидетельствует о том, что звук грома многократно отражается от облаков.