Файл: Дипломная работа по современному русскому языку Городецкая О. С. Сарань 2020 Содержание.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение №5. Игра «Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
-
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок) -
Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка) -
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
Приложение №6. Игра «Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
шар, стрела, орел, рыжий, звезда.
Составить предложения из полученных слов.
шарик, стрелка, орлик, рыжик, звездочка.
Приложение №7. План-конспект урока с использованием элементов игровых технологий.
Этапы | Действия учителя | Действия учащихся |
1. Организационно-подготовительный | Формирование мотивации участников, организует разноуровневые группы. Дает задания группам. | Распределяют роли внутри группы, поиск необходимой информации в учебнике. |
2. Индивидуальная работа | Регулярное консультирование по содержанию изучаемого материала. | Изучают индивидуально, выполняют необходимые записи построения. |
3. Работа экспертных групп | Объединяет обучающихся в экспертные группы, дает консультации. | Обсуждают изученный материал, консультируют друг друга. |
4. Работа в группах сотрудничества | Организует работу групп сотрудничества, косвенно прослушивает ответы в группах. | Каждый член группы освещает внутри группы свой вопрос. |
5. Итоговый | Подведение итогов работы группы. Оценивание деятельности группы. | Отчитываются за данное задание. |
Приложение №8. Кластер «Что я знаю об имени прилагательном»
Приложение №9. Интеллектуальная игра-викторина
Тема: в стране «русский язык»
На уроке ребята посетили города Морфология, Лексика, Загадки и пословицы. Перед поездкой учитель задавал им шуточные вопросы:
1) В каких словах по сто согласных? (Сто-к, сто-л, сто-н.)
2) Что стоит посередине земли? (Буква м)
3) Кто говорит на всех языках? (Эхо) и др.
В городе Морфология школьники получили задания:
• образуйте множественное число существительных кот, плот, беда, сметана (Какие слова не образуют форму мн. ч.?);
• продолжите высказывание: Основа предложения — это... ; Значимая часть слова, стоящая после корня, — это...
В городе Загадки и пословицы задержались подольше, так как пятиклассникам очень понравилось загадывать загадки и вспоминать пословицы.
Например:
1) Ум хорошо, а . . . (два лучше).
2) Знай больше, а говори . . . (меньше).
3) Не зная броду, … (не суйся в воду). 4) Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик. Что это?
5) Ты за ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой и т.д.
Приложение №10. Игра в слова
«Загадка — это не просто забава, не просто игра, она помогает с самых малых лет развивать у человека логическое и нестандартное мышление, остроту ума, сообразительность, догадливость, умение рассуждать и доказывать, она учит видеть прекрасное, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях».
Для игры в слова на уроке русского языка можно использовать шарады, анаграммы, метаграммы, логогрифы, омографы, омонимы и предложить такое задание: «Прочитайте (послушайте) описание загаданного слова и назовите его».
Шарада — это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждое из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Например: «кит+ель», и т.д.
Три части слова находи подряд:
Когда ликуешь, говоришь «я рад»,
За этим словом назови союз,
А третьей частью будет слово «ус».
Бывает он у старика, есть у кота,
Его ты обнаружишь у кита.
А целое должно на ум прийти, -
Когда окружность циркулем,
Захочешь провести.
Приложение №11. Игра «Переводчик»
Тема: «Имена существительные общего рода».
Форма работы: учитель дает толкование слова, а ученики называют (отгадывают) его. За каждое правильно записанное слово ученик получает очко и за удачный пример (литературный или собственный) — еще очко. Например:
-
Драчун, зачинщик ссор и драк (забияка, задира). -
Тот, кто первый вмешивается в разговор или дело, чтобы выслужиться перед кем-нибудь (выскочка). -
Тот, кто любит сласти (лакомка, сластена). -
Необразованный, малосведущий человек (невежда).
Приложение №12. Игра «Шесть шляп мышления»
Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.
Вопросы:
Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.
Вопросы:
Почему это стоит делать? Каковы преимущества? Почему это срабатывает?
Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.
Вопросы:
Правда ли это? Срабатывает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
Вопросы:
Каковы возможные варианты решений и действий? Каковы альтернативы?
Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.
Вопросы:
Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).
Вопросы:
Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Правила использования шляп
-
Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает. -
Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления. -
При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.
Приложение №13. Прием «Закончи предложение»
Его цель - организовать диалог участника с авторитетным мнением.
Ход приема:
-
Выписывается из текста художественного произведения или критической статьи начало ключевого предложения или предложений, сохраняя последовательность развития мысли автора. -
В случае, если перед нами текст критической статьи, учащиеся знакомятся с текстом, по поводу которого рассуждает автор статьи. Если нет, сразу переходим к пункту №3. -
Закончить предложение. -
Познакомиться с версиями других учеников. -
Познакомиться с авторским вариантом. -
Проанализировать преимущества и недостатки.
Приложение №14. Задание «лови ошибку»
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
-
явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; -
скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Приложение №15. Правописание Не с существительными
Найди ошибку при написании НЕ с существительными
-
Домашние неурядицы -
Ужасная неразбериха -
Неправда, а ложь -
Нерешительность характера -
Устал с не привычки -
Явная неприязнь -
Пришел в негодность -
Не внимательность, а рассеянность
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Приложение №16. Прием «письмо по кругу»
Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
Приложение №17. Прием «мостик»
Можно использовать для подготовки к написанию любых сочинений.
Задание: составьте связный текст, используя следующие разрозненные части, подберите к получившемуся тексту заголовок. Порядок частей можно менять.
-
Не все препятствия создают эхо. Некоторые предметы поглощают, а не отражают звук. То есть звук не возвращается, эхо не слышно. Но обычно гладкие ровные поверхности, например, стены, скалы, препятствия, создают эхо. -
Давным – давно жила прекрасная нимфа по имени Эхо. У нее был лишь один недостаток – она слишком много говорила. В наказание богиня Гера запретила ей говорить, если с ней заговорят. Нимфа могла лишь повторять то, что ей говорили. Однажды Эхо увидела молодого красивого Нарцисса и сразу влюбилась в него. Однако Нарцисс не замечал ее. Нимфу охватила такая печаль, что Эхо растворилась в воздухе, оставив лишь свой голос. С тех пор мы слышим голос, который повторяет все, что мы говорим. -
Звук движется в воздухе со скоростью 335 м/с. Он переносится волнами, наподобие того как появляются волны в воде от брошенного туда камешка. Звуковые волны распространяются во все стороны, как и свет от электрической лампочки. При встрече с препятствием звуковая волна отражается наподобие света. При этом мы слышим эхо. Итак, эхо – это отраженный звук. -
Известно, что даже облака отражают звук и создают эхо. Когда мы слышим раскаты грома, это свидетельствует о том, что звук грома многократно отражается от облаков.