Файл: Лекция 1 (номер по тематическому плану) по дисциплине Психология и педагогика Тема 1 История развития основных направлений общей и военной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Имеется достаточно оснований говорить о том, что военная психология как наука и практика зародилась именно в России.

Во-первых, в России был создан первый в истории специальный орган, ориентированный на осуществление военно-психологических исследований и разработку методов военной психологии. В 1908 г. в рамках Общества ревнителей военных знаний[2] был учрежден Отдел военной психологии. Председателем Отдела стал военный врач-психиатр, психолог, психофизиолог Герасим Егорович Шумков, который по его вкладу в развитие военно-психологической теории и практики, сплочение российского военно-психологического сообщества по праву считается основателем военной психологии. Его ближайшими соратниками были Р. К. Дрейлинг, В. Н. Полянский и другие исследователи, внесшие весомый вклад в создание военной психологии.

Таким образом, в России появились первые специалисты, которые назывались военными психологами.

Во-вторых, данным Отделом был принят первый в истории официальный военно-психологический документ — Устав Отдела военной психологии. В уставе констатировалось, что Отдел военной психологии имеет целью разработку военной психологии как отрасли общих и военных наук, исследующей духовную сторону явлений войны и наилучшую подготовку и использование психической стороны — сил, средств и способов вооруженной борьбы.

В-третьих, российские военные психологи первыми разработали программу строительства военной психологии, организовали первые исследования и дискуссии по важнейшим направлениям приложения психологических знаний к практике боевой деятельности войск

К началу военных событий по различным проблемам военной психологии выступило более 150 авторов. Общее количество военно-психологических монографий, статей и выступлений превышало пять сотен.

В 1907 г. военный историк, социолог, психолог и военачальник Николай Николаевич Головин защитил диссертацию по военной психологии («Исследование боя. Исследование деятельности и свойств человека как бойца») на звание экстраординарного профессора Николаевской академии Генерального штаба. В диссертации Головин, одним из первых, на обширном статистическом материале обосновал важность моральных и духовных качеств военнослужащего.

С осени 1896 г. в Николаевской военной академии начали читать курс лекций по психологии.

Отечественная военная психология впитала в себя всю палитру военнопсихологических идей, которыми располагало к концу XIX в. мировое военно-психологическое искусство.


Важнейшим результатом работы Отдела военной психологии Общества ревнителей военных знаний была разработка, распространение и анализ анкет для участников Русско-японской войны об их впечатлениях и переживаниях в ходе боевых действий. Простой перечень вопросов анкеты указывал на масштаб интереса российских военных психологов к психологическому измерению боя.

Психологическому анализу подвергались психические состояния воинов на различных этапах боевых действий: при получении приказа на выступление с бивака в бой; при выдвижении к рубежу боевых действий при отсутствии воздействия противника; во время ожидания вне огня; при движении и стоянии под огнем ружейным (дальним, ближним, залповым и т.д.), пулеметным, артиллерийским (шимозами, шрапнелями, бомбами и тд.); влияние звуков, полет снарядов, их разрывов, отравления газами; влияние сосредоточенного огня по площадям на боевые части, резервы, обозы и т.д.; душевные состояния при действии нашей артиллерии и противника; при штурме и штыковом ударе; при успехе и неуспехе, при ясной задаче и неизвестности; при долгой стоянке на месте; при голоде, недоедании, жажде, недосыпании; при обороне (влияние окопов, искусственных препятствий, местных предметов, закрытий, бойниц, фугасов и т.д.); при получении сведений об обходе, фланговом (тыльном) огне; состояние духа после ранений и потерь (первых и последующих); состояние после боя, ожидание нового боя; стихийный порыв вперед (как и чем был вызван); паника во время боя, причины ее возникновения и меры прекращения; действие на состояние духа религиозных чувств, любви к Родине, чувства долга, самолюбия, стыда, взаимной выручки, наград, дисциплины, взысканий и т.п.; влияние алкоголя на состояние в бою, до и после него; виды и динамика заболеваний; душевные состоянии в ночном бою, при внезапном нападении противника.

На то время это была самая масштабная в истории военной науки и психологии попытка познать психологическую реальность боя. Одновременно это был крупнейший в истории отечественной военной психологии исследовательский проект. За всю последующую ее историю она не ставила перед собой столь грандиозных задач.

Некоторые ответы на разосланную анкету представляли собой полноценные военно-психологические труды. В них сформулированы своеобразные уроки для будущих поколений российских военных ученых, командиров, психологов.


В-четвертых, в России, в рамках первого, «романтического», этапа развития военной психологии (конец XIX в. — 30-е гг. XX в.) было предпринято беспрецедентное но масштабам осмысление учеными (военачальниками, военными врачами) возможностей приложения психологического знания к боевой практике войск, были сформулированы основные военнопсихологические гипотезы, очерчено предметное поле военной психологии, разработаны методы военно-психологических исследований, сделаны первые попытки энтузиастов применить выводы и рекомендации психологической науки в военном деле.

В России появилась первая психологическая работа, посвященная анализу войны — книга Д. А. Коробчевского «Психология войны» (1892). В ней была сделана попытка применить социально-психологический метод к пониманию такого сложного социального явления, как война, выявить факторы боевитости различных рас и этносов. Глубоко психологическими являются «Севастопольские рассказы» и «Война и мир» Л. Н. Толстого, которого некоторые зарубежные специалисты считают созидателем военной психологии.

В это время в трудах Л. Л. Байкова, А. А. Бильдерлинга, Г. И. Бутакова, А. Д. Бутовского, К. М. Вольфа, С. К. Гершельмана, Н. Н. Головина, А. М. Дмитревского, М. И. Драгомирова, К. И. Дружинина, В. В. Заглу- хинского, А. С. Зыкова, П. И. Изместьева, А. А. Керсновского, Н. А. Корфа, Н. В. Краинского, П. А. фон Ланга, Г. А. Леера, С. О. Макарова, И. П. Маслова, Н. П. Михневича, А. А. Мокржецкого, В. Н. Полянского, А. С. Резанова, Н. А. Ухач-Огоровича, Г. Е. Шумкова, а позже — в работах Р. К. Дрей- линга, В. Н. Доманевского, Н. В. Колесникова, П. Н. Краснова, А. А. Попова, Г. Д. Хаханьяна, Б. А. Штейфона активно анализируется спонтанный, несистематизированный опыт психологической подготовки, поддержки, реабилитации воинов, психологического противоборства с противником в войнах предшествующих эпох, Русско-японской войны, Первой мировой войны.

Например, Г. Е. Шумков отмечал, что науку о душе человека вообще называют психологией. Вполне правильно науку о душе воина назвать военной психологией. Корф определял военную психологию как отрасль военной науки, изучающую душевные явления в их связи с боевой деятельностью, предмет которой не охватывается психологией мирного времени.

По мнению военного писателя генерала Н. А. Корфа, подготовить бой, подготовить наступление — равносильно понятию «подорвать, расшатать, убить психические силы противника».

Полянский на основе исследования обширного статистического материала пришел к выводу о том, что победа и поражение в бою есть величины психологические и что достаточно в среднем физически вывести из строя 17—20% личного состава, чтобы заставить живых бойцов отказаться от продолжения боевых действий. Остальные 80% терпят, по его мнению, чисто психологическое поражение. Из этого следует вывод: цель боя — не обязательно убить, но обязательно — устрашить. В этой же связи Н. Н. Головин даже вводит в оборот специальный термин — «предел моральной упругости войск», под которым понимается способность частей и подразделений продолжать ведение боевых действий, несмотря на «кровавые потери».


Отсюда вытекает возможность практически использовать психологические средства для достижения победы над противником в бою. Выработка таких средств, по мнению Шумкова, является центральной задачей военно-психологической науки. Он отмечал: «Военная психология только тогда явится наукой, необходимой для полководца, когда она откроет ему секрет боевой силы или работоспособности бойца во всех фазах боевой обстановки, когда она выработает свои научные положения о моментах, понижающих и повышающих работоспособность... укажет средства борьбы с наступающим понижением силы в своих войсках и наметит моменты, способствующие угнетению и ослаблению своего противника». По существу, здесь заложена мысль о том, что военная психология постольку и востребуется боевой практикой, поскольку способна психологическими средствами обеспечить ее потребности.

По широко распространенному в то время убеждению, война как социальное и психологическое явление строится на определенных закономерностях. Выражая эту мысль, Шумков писал о том, что на войне нет случайностей, все подчинено определенным законам как в сфере внешних явлений, так и в сфере психики. Поэтому в каждом бойце, по его мнению, необходимо признать личность, подвергающуюся изменениям под влиянием обстановки. При этом следует учитывать, что абсолютной воли бойца не существует, а есть его поступки, безусловно, подчиняющиеся закону причинности. На основании этого делается вывод о том, что необходимы специальное психологическое обоснование принимаемых боевых решений
, тактики действий войск, психологическая подготовка к боевой деятельности, психологическая помощь военнослужащим в преодолении психотравмирующих факторов боевой обстановки. На это указывал и видный представитель военной науки П. И. Изместьев, отмечавший, что тактика требует не только от начальника, но и от рядового бойца знания, инициативы и умения воздействовать па других, т.е. тактика сделалась более психологической.

Отвечая па запросы боевой практики, ученые того времени настойчиво искали истоки боевой активности воинов, условия ее достижения и сохранения.

Корф выделил четыре группы факторов, определяющих поведение воинов в боевой обстановке: 1) внешние и материальные факторы (оружие, численность, внешняя форма боя и т.д.); 2) управление боем; 3) система воспитания воинов; 4) общие социальные факторы.

В трудах М. И. Аствацатурова, К. И. Дружинина, В. Н. Полянского, А. С. Резанова показано, что война многолика, что разные тактические формы применения войск оказывают различное влияние на психологическую сторону боевых действий. В связи с этим они уделяют особое внимание тактике-техническим факторам, влияющим на боевое поведение военнослужащих. Среди таких факторов называются: особенности видов боя (оборона, наступление); успешность ведения боевых действий; применяемые виды оружия; природно-географические условия и др.

Такие авторы, как К. М. Вольф, А. М. Дмитриевский, А. С. Зыков, Н. А. Корф, Г. Е. Шумков, обращали внимание на важность выделения факторов боевой деятельности'.

  • — индивидуально-психологических (мотивы и чувства, опыт участия в боях, интеллектуальные качества);

  • — психофизиологических (особенности нервно-психической конституции людей, наличие физических и нервно-психических травм, физического и психического истощения, присутствие опасности для жизни).

Из вышесказанного следует, что перечисленными факторами боевой активности войск можно управлять. Одним из наиболее эффективных способов такого управления считается психологическая подготовка войск. При этом ученые и войсковые практики выделяют в психологической подготовке наиболее существенные, по их мнению, стороны. Так, Н. А. Корф, анализируя боевые действия войск, указывает, что в основе всех поступков человека на поле боя лежат чувства. Следовательно, формируя тот или иной эмоциональный настрой, можно по существу задавать уровень боевой активности личного состава.