Файл: новосибирский торговоэкономический колледж (гбпоу нсо Новосибирский торговоэкономический колледж).docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме штабельного и стеллажного хранения, на складах широко применяются и такие способы, как хранение на вешалах (одежда, мясо), навалом (соль, цемент), в закромах и контейнерах (овощи, картофель), рядами (холодильники, газовые плиты, мебель).
За размещаемыми товарами должны быть обеспечены надлежащие режимы хранения и уход за ними.
Оптимальные режимы хранения товаров народного потребления определяются прежде всего температурой и влажностью воздуха, которые регулируются работниками склада при помощи систем отопления и вентиляции. Товары, хранящиеся на складах, должны постоянно осматриваться с целью предупреждения порчи, повреждения грызунами, молью, при необходимости перекладываться, проветриваться, просушиваться и т.п.
ГОСТ Р 59282-2020 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СКЛАДОМ.
Приказ Минтруда России от 28.10.2020 N 753н "Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2020 N 61471)
Рисунок 1- Планограмма отдела «шоколад и шоколадные батончики»
Согласно ГОСТ 31721-2012, продукт следует хранить в чистых, хорошо вентилируемых помещениях, при температуре от 5 – 22 градусов и относительной влажности не более 70%, продукт не должен подвергаться воздействию прямого солнечного света.
Размещение и выкладка товаров в торговом зале существенно влияют на качество торгового обслуживания и эффективность работы магазина. Под размещением товаров понимают их распределение на площади торгового зала в соответствии с планом помещения, а под выкладкой — процесс расположения, укладки и показа товаров на торговом оборудовании.
При размещении товарных групп в торговом зале необходимо учитывать ассортимент реализуемых товаров и применяемые методы продажи каждой товарной группы, а также определенные правила установки торгово-технологического оборудования.
Каждая товарная группа получает свое определенное место, что позволяет постоянным покупателям магазина легко ориентироваться в торговом зале. Это имеет большое значение, поскольку именно постоянные покупатели приносят наибольшую прибыль магазину. Создание же благоприятных условий для приобретения товаров, в том числе и за счет сокращения времени на их выбор при правильном размещении, позволяет увеличить число таких покупателей.
Если какой-либо товар временно отсутствует в продаже, это место должно быть заполнено другим, заменяющим его.
Товары повышенного спроса должны находиться в стороне от входа в магазин, в глубине торгового зала. Там же располагают товары, выбор которых занимает у покупателей много времени.
Близко к местам хранения размещают товары с высокой оборачиваемостью (хлеб и хлебобулочные изделия, молочные товары и др.).
Для продажи замороженных продуктов необходимо выделить зону вблизи контрольно-кассового узла.
Фасуемые в магазине товары желательно размещать вблизи от помещений, в которых происходит их подготовка к продаже.
Продажу продовольственных товаров, требующих нарезки, взвешивания и упаковки (мясные, рыбные и молочные продукты, овощи и др.), можно организовать через прилавок обслуживания.
Продовольственные товары размещают с соблюдением правил товарного соседства. Нельзя, например, выкладывать в одном холодильном прилавке рыбу и мясные продукты.
В универсальных магазинах, ассортимент которых состоит из продовольственных и непродовольственных товаров, для размещения этих товаров рекомендуется выделять отдельные зоны. Если такие зоны обособить не удается, то на участке соприкосновения продовольственных и непродовольственных товаров размещают товары, нейтральные по своим свойствам (кухонная и хозяйственная посуда, столовые приборы и т. п.).
Отдельно на торцах островных горок или в специальных изолированных от основной массы товаров корзинах надо размещать товары, в силу своих физико-химических свойств вредно влияющие на остальные товары (например: хозяйственное мыло, средства для мытья посуды и т. п.).
Распределяя товары на площади торгового зала, важно также создать условия для его хорошего обзора работниками магазина с тем, чтобы они могли оперативно следить за своевременным пополнением товаров.
При размещении товаров в торговом зале необходимо максимально использовать площади, предназначенные для выкладки товаров. Например, в зоне контрольно-кассового узла обязательно следует устанавливать специальное оборудование (при- кассовые горки, стеллажи и т. п.) для продажи штучных кондитерских изделий, жевательной резинки, специй, табачных изделий и др. При этом необходимо делать акцент на товарах импульсивного спроса, желание приобрести которые возникает у покупателя внезапно.
Выкладка товаров должна производиться по определенным правилам, соблюдение которых позволяет показать не только весь имеющийся ассортимент, но и каждый товар в отдельности.
Все товары выкладывают этикетками и рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупателю. Запрещается выкладывать товары в загрязненной и деформированной упаковке.
5 принципов выкладки: наглядность, достаточность, системность, эффективность и совместимость
Правила выкладки: лицом к покупателю, основные марки, приоритетные полки, верхние полки, нижние полки, ротация товаров, высота полок.
Виды выкладки:
-
Палетная -
Дисплейная -
Горизонтальная -
Вертикальная -
Навалом -
Многотоварная
Повысить эффективность выкладки товаров позволяет и знание особенностей психологии покупателей.
Например, известно, что наибольшее внимание покупателей привлекают товары, расположенные в поле их зрения, на высоте 80-160 см. Кроме того, более удобными для них зонами выбора товаров являются участки, расположенные с правой стороны по ходу движения. Поэтому здесь следует выкладывать товары устойчивого спроса, а рядом с ними товары, продажу которых хотят увеличить (например, новые или малознакомые товары), и товары импульсивного спроса, желание купить которые возникает у покупателя только после того, как он обратит на них внимание. С этой же целью товары импульсивного спроса выкладывают на торцовых полках горок или на специальном оборудовании оригинальной конструкции.
Двигаясь вдоль рядов оборудования, покупатели хуже замечают товары, находящиеся в начале и в конце каждого ряда. Значит, на таких полках должно быть отведено место для товаров в яркой, обращающей на себя внимание, упаковке.
Здесь же целесообразно поместить рекламную информацию на плакатах, выложить красочные буклеты, листовки и т. п.
Замечено, что в магазинах, имеющих насыщенную выкладку, товары реализуются лучше. Поэтому пополнение ими оборудования продавцы должны производить не только до открытия и перед закрытием магазина, но при необходимости и в течение рабочего дня.
Особенности размещения и выкладки отдельных видов товаров.Скоропортящиеся продовольственные товары выкладывают предварительно расфасованными в охлаждаемых прилавках и витринах по видам продуктов.
Гастрономические товары (колбасные изделия, копчености и др.) при продаже через прилавок обслуживания выкладывают в среднетемпературных прилавках-витринах в несколько рядов. Верхний батон или другое изделие разрезают и кладут срезом в сторону покупателя.
Нефасованные мясо и мясопродукты выкладывают кусками на поддонах по видам и сортам на рабочем месте продавца.
Мороженую рыбу размещают на рабочем месте продавца в холодильном оборудовании, укладывая штабелями головами к покупателю.
Хлеб и хлебобулочные изделия выкладываются в шкафах и горках в достаточном количестве. Хлеб размещают так, чтобы покупатели имели возможность отобрать его, не касаясь руками соседних изделий. Отбор хлеба должен производиться только специальными вилками. Ярлыки цен крепятся к оборудованию, на котором размещены хлебобулочные изделия.
Кондитерские изделия, продаваемые на вес, размещают по видам и сортам на рабочем месте продавца. С этой целью используют внутренние полки прилавков (на них размещают печенье, вафли, пряники и другие изделия в таре поставщика), а также ящики и кассеты прилавков и пристенных шкафов, куда высыпают кара- мель и конфеты в завертке. Образцы всех кондитерских изделий, имеющихся в продаже, выставляются в витринах. Для этого применяют корзины, вазы, блюда и другой инвентарь.
Расфасованные нескоропортящиеся кондитерские изделия выкладывают на полках пристенных и островных горок по наименованиям с учетом вида упаковки (рядами или стопками).
Торты и пирожные с кремовой и фруктовой отделкой размещают в охлаждаемых витринах и шкафах. Пирожные, рулеты, кексы выставляют в фабричных лотках, снабжая их специальными щипцами или лопатками.
Бакалейные товары, продаваемые на вес, размещают на рабочем месте продавца, а расфасованные — выкладывают на полках горок, в таре-оборудовании и т. п.
Картофель и плодоовощные товары выставляются на полках горок в лотках, кассетах, корзинах, а также в тележках и другом оборудовании и инвентаре. В магазинах самообслуживания эти товары продают фасованными и упакованными в бумажные и полимерные пакеты, хлопчатобумажные и полимерные сетки, а также связанными в пучки (редис, салат, лук зеленый и другая зелень).
При продаже картофеля, плодов, овощей вразвес на прилавках, горках и витринах должны быть выставлены образцы всех имеющихся в продаже товаров, снабженные ярлыками с указанием наименования, сорта и цены за 1 кг или за штуку (пучок).
Вывод: Таким образом, выкладка товара - это представление товара способом, который заставит людей покупать товар.
Цели выкладки товара таковы: увеличить сбыт продукции, улучшить отношения с покупателем, обеспечить максимальное воздействие товаров, завоевать признание и приверженность покупателя благодаря «ухоженному» виду товаров.
Рациональное размещение товаров на площади торгового зала, продуманные маршруты (потоки) движения покупателей позволяют им комфортно чувствовать себя при выборе покупок. Легче ориентироваться в товарном разнообразии и, соответственно, сокращать время их обслуживания