Файл: Роль подвижных игр в физическом развитии детей младшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДРУЖИВЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МОЛОДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Значение подвижных игр и упражнений для физического развития детей младшего дошкольного возраста
Различные физические упражнения, в том числе и игры, очень любящие дети, благоприятно влияют на их здоровье и прежде всего на их центральную нервную систему. Благодаря таким упражнениям у детей улучшается питание клеток головного мозга, в связи с чем у них наступает бодрое, жизнерадостное настроение и хорошее самочувствие. Ведь потребность детей в движениях – одна из основных физиологических особенностей детского организма.

Игры – одно из самых распространенных средств физического воспитания. Различают подвижные и спортивные игры. К подвижным относятся игры, содержащие элементы общеразвивающих упражнений, ходьбу, бег, прыжки, метания, лазанья и т.д. Они способствуют усовершенствованию умений и навыков основных движений, развивают физические качества, положительно влияют на функцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки и др.). Характерной особенностью подвижных игр является их большая эмоциональность.

Подвижные игры являются одним из важных способов физического воспитания детей дошкольного возраста. Они способствуют формированию и совершенствованию жизненно необходимых движений, всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья, воспитанию положительных моральных и волевых качеств. Подчеркивая универсальность этого средства воспитания, А. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, которое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таким из многих взглядов он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»[16].

Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего в движении организма, способствуют обогащению ее двигательного опыта. С помощью игр у дошкольников закрепляются и совершенствуются разнообразные умения и навыки основных движений (ходьбы, бега, прыжков, равновесия и др.). Быстрое изменение обстоятельств во время игры приучает ребенка пользоваться своими движениями в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно влияет на усовершенствование двигательных навыков.



Ценность подвижных игр заключается также в том, что они способствуют развитию у таких важных физических качеств, как скорость, ловкость, выносливость и т.д.

Для развития скорости проводят игры, требующие немедленных двигательных ответов в быстро меняющихся обстоятельствах, усложненных дополнительными задачами, а также игры с преодолением определенного расстояния за кратчайшее время («Бегите к флажку», «Кто быстрее», «Квач», «Солнышко» и дождик» и др.).

Для развития ловкости используют игры, где дети выполняют более сложные по координации движения: «Прокат мяч в ворота», «Не задев погремушка», «Мяч в корзине», «Обойди препятствия», «Серсо», и т.д.

Развивать силу отдельных мышц рук, ног и туловища можно в играх, требующих кратковременного силового напряжения: «Кто дальше бросит», «С кочки на кочки», «Медведь и пчелы».

Выносливость развивается в играх с интенсивной двигательной деятельностью, но оптимальной во времени для каждой возрастной группы («Дожини свою пару», «Рыбаки и рыбки», «Удочка» и др.) [4].

Кроме этого, подвижные игры носят комплексный характер влияния на развитие личности. Опыт передовых воспитателей, а также специальные научные исследования (А. Викова, Т. Осокина, Е. Тимофеева, М. Шейко, А. Богинич и др.) показывают, что подвижные игры оказывают значительное влияние на воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников. Свои действия участники игры должны подчинять ее правилам, которые в свою очередь:

  • регулируют поведение

  • способствуют воспитанию сознательной дисциплины,

  • приучают отвечать за конкретные поступки,

  • развивают чувство общительности.

В коллективных играх у ребенка формируется:

  • понятие о нормах общественного поведения,

  • вырабатываются организационные навыки,

  • воспитывается стремление к победе,

  • сильная свобода, стойкость, выдержка.

Общий интерес, вызванный игрой, объединяет детей в дружеский коллектив. Известный педагог П. Лесгафт писал, что задача физического воспитания состоит в том, чтобы научить детей «сознательно относиться к своим движениям»[13]. Он высоко оценивал воспитательное значение игры, обосновал, что во время игры осуществляется единство физического и психического развития ребенка. Особую роль при этом он отводил подвижным играм с правилами. Соблюдение правил воспитывает у дошкольников честность, решительность, смелость, культуру поведения в коллективе, умение управлять и регламентировать свои движения, проявлять самостоятельность и инициативу.


Подвижные игры эффективно влияют на умственное развитие ребенка, помогают уточнить представления об окружающем мире, разные явления природы, расширяют кругозор. Выполняя различные роли, имитируя действия птиц, животных, насекомых, дети на практике применяют полученные знания о жизни, поведении, способах передвижения этих животных. В ходе игровой деятельности у дошкольников создаются положительные условия для развития внимания, восприятия, уточнения определенных понятий, творческой фантазии, памяти. В процессе игры дети обдумывают, что и как лучше сделать, разговаривают между собой, подсчитывают количество попаданий в цель, покваченных игроков. Все это способствует развитию речи, быстроты мышления, творчества и сообразительности.

Игры широко используются как средство эстетического воспитания, потому что дети отражают окружающий мир через игровой образ, определенную роль. В содержание многих игр входят знакомые им стихи или песни. Все это позволяет углублять эстетические переживания дошкольников. Четкое и быстрое выполнение движений, согласованность действий во время игры, особенно когда они проводятся под музыку, формируют эстетические чувства детей, приучают замечать красоту движений. Разнообразные построения и перестроения: в круг, шеренгу, колонну – требуют точности движений, соблюдения правильной осанки, внимания и развивают у детей чувство прекрасного. Восприятию красоты игры в значительной степени способствует одинаковая физкультурная форма игроков [4].

Но следует помнить: подвижная игра как средство физического воспитания полезна только тогда, когда воспитатель знаком с физиологическими и психическими особенностями дошкольников каждой возрастной группы, с методикой проведения игр, а также работает на соответствующие санитарно-гигиенические условия.

Педагоги зная все тонкости этого процесса, направленные на укрепление и улучшение состояния здоровья детей дошкольного возраста, на укрепление всех органов и систем, на правильное и всестороннее развитие личности, ее духовного обогащения – заинтересованы в выполнении этих важных условий.

Правильная организация физического воспитания детей способствует пробуждению у них интереса к двигательной активности вообще, а также к конкретным видам физических упражнений. Развитие интереса к движениям происходит на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым и ловким. Специально для этого в ЗДО предусмотрен общий двигательный режим. Общий двигательный режим мы понимаем как совокупность педагогически организованной и самостоятельной деятельности детей в течение дня (в детском саду и за его пределами), состоящего из основных движений. Понятно: чем больше и разнообразнее ребенок будет двигаться в помещении и во дворе, тем здоровее он будет. Двигательную активность детей нужно равномерно распределить в течение дня,


На данном этапе игра выступает как важное средство обучения: активное участие в ней воспитателя стимулирует непринужденное, естественное исполнение ребенком двигательных действий. Однако даже в младшем дошкольном возрасте благоприятные условия, складывающиеся в игре, не могут обеспечить развитие одновременно всех видов основных движений. Наиболее успешно происходит формирование навыков в беге и прыжках. Лазание, метание, бросание и ловля слабо представлены в содержании игр младших дошкольников и потому не могут быть достаточно хорошо освоены. Поэтому необходимо совмещать прямое (физические упражнения) и опосредованное (игра) обучение движениям[16].

Универсальность подвижной игры состоит в том, что она имеет четкое содержание и правила выполнения двигательных приемов, но все же она оставляет простор для творческого выбора конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменения характера и интенсивности в зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций. Это позволяет ребенку одновременно развивать свои двигательные навыки и поведения, обогащать умственные способности, творческий потенциал и взаимодействовать с социумом соответственно личных предпочтений.

Подвижная игра как любая дидактическая направлена ​​на достижение определенных целей воспитания и обучения. Высокая педагогическая ценность подвижной игры состоит в формировании положительных отношений у детей, усвоении ими норм и правил поведения, развитии мышления, моторики и других функций. В сущности, подвижная игра помогает ребенку взаимодействовать с социумом, видеть и понимать свое место в нем и действовать соответственно своим индивидуальным физическим и психическим возможностям, разумно оценивать ситуацию.

Важно чтобы ребенок чувствовал себя нужным в коллективе, принимал свою роль (понимал что даже маленькая роль неотъемлема). Это в большей степени зависит от эмоционального настроения. Радостное, приподнятое настроение является важным условием повышения заинтересованности детей в выполнении различных двигательных задач. Эмоциональные переживания в игре направляют все силы для достижения поставленных целей, особенно если речь идет о командной игре, где ребенок несет ответственность не только за себя. Это ведет к значительному усилению деятельности организма, повышению его функциональных возможностей, улучшению обмена веществ.