Файл: Анализ социальноэкономического развития Ивановской области до 2024 год.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важную роль в поддержке СМСП выполняет автономная некоммерческая организация «Центр развития предпринимательства и поддержки экспорта Ивановской области».

Центр «Мой бизнес» (далее – Центр) оказывает государственную поддержку предпринимателям в создании и развитии бизнеса на любой стадии. Основная цель организации – сделать удобную систему для бизнеса, позволяющую максимизировать получение финансовой поддержки из федеральных институтов развития, а также предоставлять услуги, наиболее востребованные предпринимателями при открытии, расширении бизнеса и выходе на экспорт.

Центр работает по нескольким направлениям:

- финансовая поддержка;

- экспорт;

- производительность труда;

- техническое присоединение к инженерным сетям;

- сельское хозяйство.

Меры господдержки, оказываемые Центром:

- консультации по всем мерам поддержки – услугу оказывает Центр поддержки предпринимательства (далее – ЦПП). ЦПП проводит бесплатные консультации для представителей малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, планирующих начало предпринимательской деятельности. ЦПП является авторизованным обучающим центром с правом проведения обучающих программ АО «Корпорация МСП»;

- производительность труда – услугу оказывает Региональный центр инжиниринга (далее – РЦИ). РЦИ – это центр компетенций, призванный сформировать в регионе инфраструктуру инжиниринга и облегчить доступ предприятиям малого и среднего бизнеса к новым технологиям, модернизации и техническому перевооружению. Услуги РЦИ - это форма непрямой материальной поддержки субъектов малого предпринимательства;

- техприсоединение к инженерным сетям – услугу оказывает Центр компетенции по содействию в подключении (техническом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, который поможет с организацией технологических присоединений к инженерным сетям, проведет анализ затрат и проверит их обоснованность, проконсультирует по вопросам техприсоединения;

- финансовая поддержка – услугу оказывает Некоммерческая микрокредитная компания «Ивановский государственный фонд поддержки малого предпринимательства», которая является также агентом по предоставлению кредитов АО «МСП Банк» на льготных условиях;

- сельское хозяйство – услугу предоставляет Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров, который оказывает информационную, консультационную и методическую помощь вновь открывающимся и действующим крестьянским фермерским хозяйствам (далее – КФХ), сельскохозяйственным потребительским кооперативам (далее – СПК) по вопросам организации и осуществления деятельности кооператива, получения существующих мер господдержки, в том числе мер поддержки АО «Корпорация МСП» и АО «МСП Банк»;


- экспорт – услугу предоставляет Центр поддержки экспорта, который является одним из структурных подразделений Центра в сфере внешнеэкономической деятельности и несырьевого экспорта. Основные цели деятельности Центра поддержки экспорта – вовлечение СМСП региона в экспортную деятельность, стимулирование действующих экспортеров, содействие выходу ивановских экспортеров на международные рынки товаров, услуг и технологий, повышение конкурентоспособности и эффективности деятельности экспортно ориентированных предприятий Ивановской области.

Моделирование развития:

а) создание новых и сохранение действующих рабочих мест:

  • организация обучения и консультирования населения по вопросам создания и развития предприятий СМСП;

  • улучшение условий ведения бизнеса;

  • финансово-имущественная поддержка;

б) рост числа СМСП:

  • расширение деловых возможностей бизнеса;

  • информационная и консультационная поддержка;

  • развитие конкурентной среды;

  • создание благоприятных условий в определенных видах бизнеса, нуждающихся в появлении СМСП;

в) создание благоприятных условий деятельности:

  • финансовая поддержка СМСП (субсидирование части затрат на уплату процентов по лизинговым договорам и кредитным договорам на приобретение оборудования для осуществления деятельности СМСП; субсидирование части затрат на уплату первоначального взноса (аванса) при заключении договора лизинга СМСП);

  • обеспечение доступа СМСП к финансовым ресурсам (субсидирование некоммерческой организации для осуществления гарантий перед коммерческими банками и лизинговыми компаниями по обязательствам СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП (далее - ИП СМСП); субсидирование некоммерческой организации для обеспечения доступа СМСП к финансовым ресурсам посредством предоставления займов (кредитов) СМСП и организациям, образующим ИП СМСП; субсидирование части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам микрофинансовыми институтами для кредитования СМСП и организаций, образующих ИП СМСП);

  • имущественная поддержка СМСП;

  • информационная и консультационная поддержка СМСП, предусматривающая проведение рекламно-информационной кампании о возможности получения государственной поддержки СМСП;

  • подготовка и переподготовка кадров для предпринимательства;

  • содействие участию СМСП в выставочно-ярмарочных мероприятиях;

  • проведение конференций и «круглых столов» по вопросам развития малого предпринимательства;


г) обеспечение конкурентоспособности:

  • участие в программах муниципального и городского заказа;

  • обеспечение объектам СМСП участия в программах сертификации качества;

  • поддержка СМСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам СМСП, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта);

д) увеличение доли производимых товаров и услуг в ВРП и увеличение доли налоговых поступлений в консолидированный бюджет Ивановской области.

Рекомендуется СМСП проводить постоянный анализ экономического состояния, который целесообразно осуществлять в следующей последовательности:

  • оценка экономического и финансового состояния;

  • оценка состояния основных фондов и, прежде всего, их активной части;

  • вертикальный и горизонтальный анализ баланса;

  • оценка финансового положения, включая оценку финансовой устойчивости;

  • оценка выпускаемой продукции по качеству и конкурентоспособности.

В краткосрочной перспективе необходимо достигнуть позитивной динамики развития малого и среднего предпринимательства в регионе и выход на уровень показателей не ниже среднего по Российской Федерации, включая налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, создание и сохранение рабочих мест, расширение социального слоя - представителей среднего класса как опоры независимого, демократического развития общества.

Меры развития малого и среднего предпринимательства.

С целью установления мер, направленных на развитие СМСП и повышение их конкурентоспособности, на долгосрочную перспективу предусматривается реализация комплексной «трехшаговой» стратегии.

1. Системное управление качеством, которое предполагает постоянное совершенствование бизнес-процесса, оперативную реакцию на базе постоянного мониторинга на изменяющиеся потребности и ожидания постоянных клиентов, что приводит к увеличению их числа, росту прибыльности и конкурентоспособности.

2. Активное применение сравнительного и непрерывного процесса оценки уровня продукции, услуг и методов для малых предприятий. При этом следует исходить из того, что для достижения конкурентных преимуществ необходимо изучать, знать и использовать опыт своих конкурентов, уже добившихся успехов в различных направлениях деятельности.


3. Передача организацией определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании позволит СМСП экономить средства и сконцентрировать собственные ресурсы на основных направлениях деятельности, за счет чего можно повысить эффективность бизнес-процесса, технологических функций. При этом внешним исполнителям передается все больше обязанностей: от маркетинговых исследований и рекламных кампаний до осуществления отдельных этапов производственного процесса.

Решающую роль во внедрении данной «трехшаговой» стратегии выполняет Правительство Ивановской области.

Основные направления:

1) организационная и правовая поддержка СМСП;

2) финансово-кредитная и имущественная поддержка СМСП;

3) совершенствование кадрового и информационно-консультационного обеспечения СМСП;

4) внешнеэкономическая и межрегиональная деятельность, поддержка СМСП по продвижению их продукции, товаров и услуг.

С 01.07.2020 на территории Ивановской области введен специальный налоговый режим по налогу на профессиональный доход (НПД) для самозанятых граждан с целью стимулирования к активной предпринимательской деятельности граждан, которые выполняют работы на дому, а также фрилансеров (свободных работников) и иных категорий самозанятых.

На самозанятых граждан распространяются все меры поддержки, ранее доступные только для СМСП, среди которых: образовательная, консультационная и имущественная поддержка, микрозаймы государственных микрофинансовых организаций (МФО), поручительства, доступ к закупкам, обеспечение льготного доступа к размещению в коворкингах (бизнес-пространствах совместного пользования), а также продвижение и реализация продукции на маркетплейсах (онлайн-платформах и магазинах электронной торговли).

Самозанятый может обратиться в центр «Мой бизнес» за консультацией по вопросам начала и ведения собственного дела. Также можно принять участие в обучающих программах, семинарах, конференциях, форумах и круглых столах. Самозанятые, в том числе, могут получить в одном из 99 банков, участвующих в программе льготного кредитования, займ по ставке 8,5%. Эта мера стала доступна недавно в рамках пакета антикризисных мер господдержки. В 2020 году для самозанятых будет разработан льготный микрозайм, предоставление которого будет осуществляться на базе Ивановского государственного фонда поддержки малого предпринимательства.


Ожидаемые результаты

Достижение к 2024 году следующих показателей:

  • увеличение доли работающих в СМСП;

  • увеличение оборота по СМСП;

  • совершенствование правового поля, обеспечивающего развитие малого и среднего предпринимательства на региональном уровне;

  • обеспечение доступа СМСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию;

  • повышение эффективности деятельности СМСП посредством усиления их конкурентоспособности;

  • подготовка и переподготовка кадров для сферы СМСП через различные методы и формы обучения;

  • совершенствование работы инфраструктуры поддержки СМСП в Ивановской области, удовлетворяющей потребности СМСП в консалтинговых и иных услугах, необходимых для ведения предпринимательской деятельности;

  • рекламно-информационная поддержка СМСП Ивановской области в продвижении их продукции и услуг на региональный и международный рынки;

  • увеличение доли и количества СМСП в приоритетных направлениях экономического развития Ивановской области, в частности:

  • в машиностроении;

  • в легкой промышленности;

  • в научно-конструкторских и опытно-технических разработках;

  • в программном обеспечении;

  • в сфере бытовых и социальных услуг;

  • увеличение объема налоговых поступлений от СМСП в консолидированный бюджет области на 15%;

  • увеличение количества СМСП-экспортеров, заключивших экспортные контракты по результатам услуг Центра поддержки экспорта.