Файл: Институт филологии и межкультурной коммуникации высшая школа национальной культуры и образования имени габдуллы тукая.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Взмахнёт волшебник палочкой, и музыка звучит.
Палочка застынет и весь оркестр молчит.
Палочка волшебная оркестром управляет,
А как назвать волшебника? Кто, ребята, знает? (дирижёр)
2. Вот на сцене лес, вот – башня до небес.
И город, и деревня, ты угадал, наверно:
Чтоб слышались овации
Что нужно? (декорации)
2. Это что за представленье, людям всем на удивленье?
Вроде бы спектакль идёт, но любой артист – поёт!
Вот так чудо – расчудесное, разговаривают… песнями! (опера)
3. Ну, а если все танцуют, песен и в помине нет,
То такое представленье называется… (Балет)
У. – Ребята, на экране вы видите слова-отгадки. Скажите, пожалуйста, а где мы можем столкнуться со всем тем, что было в загадках. Подберите общее слово, объединяющее все эти слова. (Театр)
У.- Правильно! Я думаю, вы догадались, что отправимся мы, именно, в театр.
3 этап. Актуализация знаний.
У.- Так вот, музыкальный театр часто называют Театром оперы и балета.
Сейчас на экране вы видите лучшие театры и в один из них, мы сегодня отправимся.
Скажите, пожалуйста, а что нам нужно для того, чтобы попасть в театр?
- Билет
У.- Верно. А вы хотите получить билет? Для этого вы должны определить, что, же сейчас идет в театре, это будет темой нашего путешествия. Внимательно
Приложение 8 (продолжение)
послушайте отрывок и ответьте на мои вопросы, ответы - это ключики темы путешествия. (ключевые слова из ответов, записываю на доске).
Отрывок:
Когда часы стали бить полночь, она поднялась с места и убежала быстрее лани. Принц бросился за ней, но ее и след простыл. Только на ступеньке лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька. Принц бережно поднял ее и приказал расспросить привратников, не видел ли кто-нибудь из них, куда уехала прекрасная принцесса. Но никто никакой принцессы не видал.
У.- Ребята, а кто-нибудь знает имя этой принцессы?
- Золушка!
У.- А к какому литературному жанру относится история о Золушке?
- Сказка
У.- Верно, а кто написал эту чудесную сказку, нам расскажет… (Карточка 1)
4 этап. Целеполагание и планирование
У.- Ребята, на основе этой сказки композитором С.С Прокофьевым было написано музыкальное произведение. В жанре, которого все мысли и чувства героев выражаются при помощи танца, что же это?
- Балет
У.- Дополнительные сведения о балете нам поведает… (Карточка 2)
У.- В 1944 году, в годы войны, появляется музыка балета «Золушка». В этой чудесной сказке, воспевается добро, любовь, верность, красота, такая музыка была нужна людям не меньше, чем героическая музыка, она вдохновляла солдат на подвиги. Музыка Прокофьева вдохнула новую жизнь в образ Золушки. А мы с вами определили тему сегодняшнего урока. Обратите внимание на ключевые слова: В гостях у сказки. Балет С. Прокофьева «Золушка».
Приложение 8 (продолжение)
У.- Молодцы, получите пригласительные билеты! Билеты тоже не совсем простые, заглянем внутрь. Теперь, с билетами мы смело можем пройти в фойе,
оглянитесь, что вы видите? (открываю доску на ней портреты, фрагменты из сказки)
- Портрет известных композиторов, писателей. (Среди них Прокофьев, Шарль Перро). А еще картины, на которых Золушка.
У.- Какие цвета использовал художник, чтобы изобразить золушку? Как хорошо художник с помощью красок и форм передал образ этой милой девушки. Интересно, а можно ли с помощью музыки создать разные образы?
- Да!
У.- А хотите узнать, как?
-Да!
«Открытие» нового знания. Изучение, объяснение нового материала.
У.- Итак, мы в театре, и чтобы уверенно чувствовать себя, нам нужно поближе ознакомиться с тем, что нам предстоит посмотреть и послушать в нем. А смотреть и слушать мы будем что?
- Балет «Золушка»
У.- Ребят, пока мы в фойе предлагаю приобрести небольшую книжечку с кратким изложением сюжета балета. Она называется - либретто (раздаю, во время этого вспоминаем краткое содержание)
У.- Теперь проходим в зрительный зал, усаживаемся в удобное бархатное кресло. Чувствуете запах сцены? Аромат театра – один из самых волшебных в мире. Давайте сделаем вдох (гимнастика дыхательная). Все зрители уселись поудобнее. Давайте попытаемся представить, какой нам нарисовал Золушку композитор. Звучит вступление к балету «Золушка»
Приложение 8 (продолжение)
Слушание.
(Анализ) предлагаю обратиться к средствам музыкальной выразительности в виде цветика-семицветика и к словарю эстетических эмоций.
У.- Какой была мелодия?
- Мелодия была очень хрупкой, нежной, грустной.
У.- Как она двигалась?
- Плавно.
У.- Какие чувства испытывала Золушка в этом фрагменте?
- Печаль, грусть, обиду.
У.- Прокофьев назвал начальную тему вступления – темой обиженной Золушки. В каком ладу эта музыка?
- Сначала звучит минор, затем – мажор.
У.- Как вы думаете, почему композитор использовал два лада, сначала минор, а потом мажор?
- Золушка не могла долго обижаться.
У.- Какая динамика использовалась в музыке?
– Пиано (тихо). Ритм был ровный, это говорит о том, что Золушка спокойная.
Повторное слушание.
У.- Ребята, давайте мы ещё раз прослушаем отрывок вступления к балету С.С. Прокофьева «Золушка». Но перед нами будет стоять задача: попробовать себя в качестве дирижёра, у каждого из вас на столе лежит волшебная палочка, которой вы будете показывать изменения в музыке. (Идёт повторное прослушивание отрывка, учащиеся выполняют задание).
У.- Молодцы ребята, вы очень точно показали динамические оттенки, ритм, у нас получилось красивое вступление к балету. А для чего композитор создает вступление и что такое увертюра, нам расскажет ….(Карточка 3)
Приложение 8 (продолжение)
У.- Слушатель понимает по настроению и характеру музыки будущий ход событий. А если обратиться к нашему вступлению, как вы думаете, легка ли будет судьба Золушки?
- Нет, музыка вступления тревожная. Золушке придется нелегко.
У.- Звенит звонок Антракт! Находясь под впечатление от прослушанного произведения, мы не спешим в буфет, а пытаемся создать другой образ Золушки. Вы помните, какое чудо произошло с ней? Она попала на бал к принцу. Кто ей помог попасть на бал?
- Фея!
У.- Верно! А вы не забываете про своих феи? Когда прозвенит звонок, она может осуществить и ваше желание, так что не забывайте заполнять список желаний феи.
Показ песни «Добрый жук»
Вокально-хоровая работа:
Задачи: плавность голосоведения, четкая дикция, активное дыхание
Методы и приемы: показ педагога, разучивание песни по фразам, проговаривание текста без музыки вне ритма, в ритме, использование дирижерского жеста, в работе над дыханием, словесное указание на неразрывность фраз.
У.- И вот снова звучит третий звонок.
6 этап. Рефлексия и оценивание
У.- Давайте попытаемся подвести итог урока.
- Кто подарил театру, замечательный балет «Золушка»?
- С помощью чего композитор нарисовал нам образ Золушки?
- Достигли ли мы намеченных целей?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что на уроке вам понравилось больше всего?
Приложение 8 (продолжение)
А теперь обратимся к вашим феям и посмотрим чье желание, получить хорошие оценки, исполнится? Поменяйтесь с соседом по парте своими феями, подсчитайте баллы друг друга и поставьте друг другу оценки. Самые активные получают красную нотку и оценку 5, тек кто отвечал чуть меньше- оранжевую,
это оценка 4, желтая нотка достается тем, кто очень старался, но ответов было недостаточно, на следующий урок она будет вашим помощником в получении хорошей оценки. В самом начале урока, я вам сказала, что сегодня мы почувствуем себя в роли композиторов. Те, кто получил красные и оранжевые нотки, распределите их на нотоносце в любом порядке. (нотоносец подготовлен заранее) Теперь самое время обратиться к тому, что мы насочиняли. (играю мелодию урока) Молодцы, ребята, из вас вышли отличные композиторы!
8 этап. Домашнее задание:
- Нарисовать Золушку на балу;
- Подготовить правила театрального этикета;
- Прочитать либретто.
Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
А артистам, в благодарность,
Дарим мы… аплодисменты
Подарим друг другу аплодисменты!
А вот этот звонок повествует нам об окончании спектакля
Наше путешествие в театр окончено! Благодарю за внимание, до новых встреч!
Приложение 9
Индивидуальная карта обучающегося
для определения уровня слушательской музыкальной культуры младших подростков (ЭГ) на контрольном этапе ОЭР
№ | ФИ уч-ся | Критерии оценки | | | ||||||
«М» | «Э» | «П» | «О» | «Д» | Общий балл | Уровень | ||||
1 | Трофимова Анна Станиславовна | «5» | «5» | «4» | «5» | «4» | «5» | высокий | ||
2 | Табаков Валерий Филиппович | «4» | «5» | «4» | «4» | «4» | «4» | средний | ||
3 | Илларионов Тимофей Сергеевич | «5» | «5» | «5» | «5» | «4» | «5» | высокий | ||
4 | Яковлева Надежда Ростиславовна | «4» | «4» | «4» | «4» | «3» | «4» | средний | ||
5 | Спиваковский Георгий Родионович | «5» | «5» | «5» | «5» | «5» | «5» | высокий | ||
6 | Холопов Федор Андреевич | «5» | «5» | «4» | «5» | «4» | «5» | высокий | ||
7 | Каблукова Людмила Олеговна | «4» | «5» | «5» | «4» | «5» | «5» | высокий | ||
8 | Боярских Анатолий Ярославович | «5» | «4» | «5» | «5» | «4» | «5» | высокий | ||
9 | Левченко Лев Даниилович | «5» | «4» | «3» | «4» | «5» | «4» | средний | ||
10 | Батагов Вадим Владимирович | «5» | «4» | «5» | «5» | «4» | «4» | высокий | ||
11 | Царевский Юрий Тарасович | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | средний | ||
12 | Бойченко Галина Викторовна | «5» | «5» | «5» | «5» | «5» | «5» | высокий | ||
13 | Ермолаев Вячеслав Евгеньевич | «4» | «3» | «4» | «3» | «4» | «4» | средний | ||
14 | Костюкова Татьяна Ивановна | «5» | «5» | «4» | «4» | «5» | «4» | высокий | ||
15 | Шпак Елена Антоновна | «5» | «5» | «5» | «5» | «4» | «5» | высокий | ||
16 | Шадрина Анна Станиславовна | «4» | «4» | «3» | 3» | «4» | «4» | средний |