Файл: Институт филологии и межкультурной коммуникации высшая школа национальной культуры и образования имени габдуллы тукая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.Взмахнёт волшебник палочкой, и музыка звучит.

Палочка застынет и весь оркестр молчит.

Палочка волшебная оркестром управляет,

А как назвать волшебника? Кто, ребята, знает? (дирижёр)

2. Вот на сцене лес, вот – башня до небес.

И город, и деревня, ты угадал, наверно:

Чтоб слышались овации

Что нужно? (декорации)

2. Это что за представленье, людям всем на удивленье?

Вроде бы спектакль идёт, но любой артист – поёт!

Вот так чудо – расчудесное, разговаривают… песнями! (опера)

3. Ну, а если все танцуют, песен и в помине нет,

То такое представленье называется… (Балет)

У. – Ребята, на экране вы видите слова-отгадки. Скажите, пожалуйста, а где мы можем столкнуться со всем тем, что было в загадках. Подберите общее слово, объединяющее все эти слова. (Театр)

У.- Правильно! Я думаю, вы догадались, что отправимся мы, именно, в театр.

3 этап. Актуализация знаний.

У.- Так вот, музыкальный театр часто называют Театром оперы и балета.

Сейчас на экране вы видите лучшие театры и в один из них, мы сегодня отправимся.

Скажите, пожалуйста, а что нам нужно для того, чтобы попасть в театр?

- Билет

У.- Верно. А вы хотите получить билет? Для этого вы должны определить, что, же сейчас идет в театре, это будет темой нашего путешествия. Внимательно

Приложение 8 (продолжение)

послушайте отрывок и ответьте на мои вопросы, ответы - это ключики темы путешествия. (ключевые слова из ответов, записываю на доске).

Отрывок:

Когда часы стали бить полночь, она поднялась с места и убежала быстрее лани. Принц бросился за ней, но ее и след простыл. Только на ступеньке лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька. Принц бережно поднял ее и приказал расспросить привратников, не видел ли кто-нибудь из них, куда уехала прекрасная принцесса. Но никто никакой принцессы не видал.

У.- Ребята, а кто-нибудь знает имя этой принцессы?

- Золушка!

У.- А к какому литературному жанру относится история о Золушке?

- Сказка

У.- Верно, а кто написал эту чудесную сказку, нам расскажет… (Карточка 1)

4 этап. Целеполагание и планирование

У.- Ребята, на основе этой сказки композитором С.С Прокофьевым было написано музыкальное произведение. В жанре, которого все мысли и чувства героев выражаются при помощи танца, что же это?


- Балет

У.- Дополнительные сведения о балете нам поведает… (Карточка 2)

У.- В 1944 году, в годы войны, появляется музыка балета «Золушка». В этой чудесной сказке, воспевается добро, любовь, верность, красота, такая музыка была нужна людям не меньше, чем героическая музыка, она вдохновляла солдат на подвиги. Музыка Прокофьева вдохнула новую жизнь в образ Золушки. А мы с вами определили тему сегодняшнего урока. Обратите внимание на ключевые слова: В гостях у сказки. Балет С. Прокофьева «Золушка».

Приложение 8 (продолжение)

У.- Молодцы, получите пригласительные билеты! Билеты тоже не совсем простые, заглянем внутрь. Теперь, с билетами мы смело можем пройти в фойе,

оглянитесь, что вы видите? (открываю доску на ней портреты, фрагменты из сказки)

- Портрет известных композиторов, писателей. (Среди них Прокофьев, Шарль Перро). А еще картины, на которых Золушка.

У.- Какие цвета использовал художник, чтобы изобразить золушку? Как хорошо художник с помощью красок и форм передал образ этой милой девушки. Интересно, а можно ли с помощью музыки создать разные образы?

- Да!

У.- А хотите узнать, как?

-Да!

«Открытие» нового знания. Изучение, объяснение нового материала.

У.- Итак, мы в театре, и чтобы уверенно чувствовать себя, нам нужно поближе ознакомиться с тем, что нам предстоит посмотреть и послушать в нем. А смотреть и слушать мы будем что?

- Балет «Золушка»

У.- Ребят, пока мы в фойе предлагаю приобрести небольшую книжечку с кратким изложением сюжета балета. Она называется - либретто (раздаю, во время этого вспоминаем краткое содержание)

У.- Теперь проходим в зрительный зал, усаживаемся в удобное бархатное кресло. Чувствуете запах сцены? Аромат театра – один из самых волшебных в мире. Давайте сделаем вдох (гимнастика дыхательная). Все зрители уселись поудобнее. Давайте попытаемся представить, какой нам нарисовал Золушку композитор. Звучит вступление к балету «Золушка»

Приложение 8 (продолжение)

Слушание.

(Анализ) предлагаю обратиться к средствам музыкальной выразительности в виде цветика-семицветика и к словарю эстетических эмоций.

У.- Какой была мелодия?

- Мелодия была очень хрупкой, нежной, грустной.



У.- Как она двигалась?

- Плавно.

У.- Какие чувства испытывала Золушка в этом фрагменте?

- Печаль, грусть, обиду.

У.- Прокофьев назвал начальную тему вступления – темой обиженной Золушки. В каком ладу эта музыка?

- Сначала звучит минор, затем – мажор.

У.- Как вы думаете, почему композитор использовал два лада, сначала минор, а потом мажор?

- Золушка не могла долго обижаться.

У.- Какая динамика использовалась в музыке?

– Пиано (тихо). Ритм был ровный, это говорит о том, что Золушка спокойная.

Повторное слушание.

У.- Ребята, давайте мы ещё раз прослушаем отрывок вступления к балету С.С. Прокофьева «Золушка». Но перед нами будет стоять задача: попробовать себя в качестве дирижёра, у каждого из вас на столе лежит волшебная палочка, которой вы будете показывать изменения в музыке. (Идёт повторное прослушивание отрывка, учащиеся выполняют задание).

У.- Молодцы ребята, вы очень точно показали динамические оттенки, ритм, у нас получилось красивое вступление к балету. А для чего композитор создает вступление и что такое увертюра, нам расскажет ….(Карточка 3)

Приложение 8 (продолжение)

У.- Слушатель понимает по настроению и характеру музыки будущий ход событий. А если обратиться к нашему вступлению, как вы думаете, легка ли будет судьба Золушки?

- Нет, музыка вступления тревожная. Золушке придется нелегко.

У.- Звенит звонок Антракт! Находясь под впечатление от прослушанного произведения, мы не спешим в буфет, а пытаемся создать другой образ Золушки. Вы помните, какое чудо произошло с ней? Она попала на бал к принцу. Кто ей помог попасть на бал?

- Фея!

У.- Верно! А вы не забываете про своих феи? Когда прозвенит звонок, она может осуществить и ваше желание, так что не забывайте заполнять список желаний феи.

Показ песни «Добрый жук»

Вокально-хоровая работа:

Задачи: плавность голосоведения, четкая дикция, активное дыхание

Методы и приемы: показ педагога, разучивание песни по фразам, проговаривание текста без музыки вне ритма, в ритме, использование дирижерского жеста, в работе над дыханием, словесное указание на неразрывность фраз.

У.- И вот снова звучит третий звонок.

6 этап. Рефлексия и оценивание

У.- Давайте попытаемся подвести итог урока.

- Кто подарил театру, замечательный балет «Золушка»?


- С помощью чего композитор нарисовал нам образ Золушки?

- Достигли ли мы намеченных целей?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что на уроке вам понравилось больше всего?

Приложение 8 (продолжение)

А теперь обратимся к вашим феям и посмотрим чье желание, получить хорошие оценки, исполнится? Поменяйтесь с соседом по парте своими феями, подсчитайте баллы друг друга и поставьте друг другу оценки. Самые активные получают красную нотку и оценку 5, тек кто отвечал чуть меньше- оранжевую,

это оценка 4, желтая нотка достается тем, кто очень старался, но ответов было недостаточно, на следующий урок она будет вашим помощником в получении хорошей оценки. В самом начале урока, я вам сказала, что сегодня мы почувствуем себя в роли композиторов. Те, кто получил красные и оранжевые нотки, распределите их на нотоносце в любом порядке. (нотоносец подготовлен заранее) Теперь самое время обратиться к тому, что мы насочиняли. (играю мелодию урока) Молодцы, ребята, из вас вышли отличные композиторы!

8 этап. Домашнее задание:

- Нарисовать Золушку на балу;

- Подготовить правила театрального этикета;

- Прочитать либретто.

Коль спектакль завершился –

Слышно «Браво!», комплименты;

А артистам, в благодарность,

Дарим мы… аплодисменты

Подарим друг другу аплодисменты!

А вот этот звонок повествует нам об окончании спектакля

Наше путешествие в театр окончено! Благодарю за внимание, до новых встреч!

Приложение 9

Индивидуальная карта обучающегося

для определения уровня слушательской музыкальной культуры младших подростков (ЭГ) на контрольном этапе ОЭР



ФИ уч-ся

Критерии оценки








«М»

«Э»

«П»


«О»

«Д»


Общий балл

Уровень

1

Трофимова Анна Станиславовна

«5»

«5»

«4»

«5»

«4»

«5»

высокий

2

Табаков Валерий Филиппович

«4»

«5»

«4»

«4»

«4»

«4»

средний

3

Илларионов Тимофей Сергеевич

«5»

«5»

«5»

«5»

«4»

«5»

высокий

4

Яковлева Надежда Ростиславовна

«4»

«4»

«4»

«4»

«3»

«4»

средний

5


Спиваковский Георгий Родионович

«5»

«5»

«5»

«5»

«5»

«5»

высокий

6

Холопов Федор Андреевич

«5»

«5»

«4»

«5»

«4»

«5»

высокий

7

Каблукова Людмила Олеговна

«4»

«5»

«5»

«4»

«5»

«5»

высокий

8

Боярских Анатолий Ярославович

«5»

«4»

«5»

«5»

«4»

«5»

высокий

9

Левченко Лев Даниилович

«5»

«4»

«3»

«4»

«5»

«4»

средний

10

Батагов Вадим Владимирович

«5»

«4»

«5»

«5»

«4»

«4»

высокий

11

Царевский Юрий Тарасович

4

4

5

5

4

4

средний

12

Бойченко Галина Викторовна

«5»

«5»

«5»

«5»

«5»

«5»

высокий

13

Ермолаев Вячеслав Евгеньевич

«4»

«3»

«4»

«3»

«4»

«4»

средний

14

Костюкова Татьяна Ивановна

«5»

«5»

«4»

«4»

«5»

«4»

высокий

15

Шпак Елена Антоновна

«5»

«5»

«5»

«5»

«4»

«5»

высокий

16

Шадрина Анна Станиславовна

«4»

«4»

«3»



«4»

«4»

средний