Файл: Институт филологии и межкультурной коммуникации высшая школа национальной культуры и образования имени габдуллы тукая.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
ВЫСШАЯ ШКОЛА НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ
ИМЕНИ ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ
Кафедра татаристики и культуроведения
Направление: 44.03.01 – Педагогическое образование
Профиль: Музыка (на базе профессионального образования)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Студент 4 курса
Группы 10.2-815
«___» __________2022 г. _______________ Н.Е.Парукова
Научный руководитель:
канд. пед. н., доцент
«___» __________2022 г. ________________ И.Ф.Камалова
Заведующий кафедрой
канд. фил. н., доцент
«___» __________2022 г. ________________ Л.Р.Мухаметзянова
Казань – 2022
Содержание
Введение | 3 |
Глава 1. Теоретические аспекты развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки | 10 |
1.1 Сущностно-содержательная характеристика основного понятия исследования «музыкально-слушательская культура» | 10 |
1.2 Анализ учебных программ по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников. | 19 |
1.3 Особенности развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки | 25 |
Выводы по главе 1 | 46 |
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки | 48 |
2.1 Разработка программы по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки | 48 |
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки | 75 |
Выводы по главе 2 | 88 |
Заключение | 90 |
Список литературы | 93 |
Приложение | 98 |
Введение
Актуальность исследования. В условиях современной социокультурной ситуации, характерными чертами которой являются прагматизм, вышедшие на первый план экономические интересы, кризис духовности, потеря нравственных ориентиров, особым приоритетом школы должна стать забота о духовном развитии детей.Это подчеркивается как в Концепции художественного образования в Российской Федерации до 2025 года, так и в требованиях Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Огромные возможности искусства, в том числе музыкального, в воспитании и обучении подрастающего поколения известны. Но меняющиеся условия функционирования музыки, интенсивное развитие технических средств музыкального воздействия, происходящие изменения в сознании современного слушателя требуют дальнейшего изучения воспитательных аспектов, формирующих музыкальную культуру слушателей. Нельзя не отметить, что из внимания музыкального школьного образования выпадают и остаются пущенными на самотек важнейшие процессы, происходящие в сфере взаимодействия детей с музыкой.
Роль музыкального искусства сегодня неоднозначна. С одной стороны, оно глубоко интегрировано в духовную жизнь человека, возросли его социальные функции. Для большинства людей слушание музыки является одним из основных источников художественно-эстетической информации. С другой стороны, теле- и радиоэфир, обилие звуковых технических средств превратили музыкальное искусство в привычный звуковой фон жизни. Зачастую музыка сомнительного художественного качества оказывается навязанной ребенку независимо от его выбора.
Музыкальное воспитание и образование – одно из звеньев общей системы воспитания детей, обращенное к духовно-нравственному, эстетическому миру ученика, и его личностному развитию, поэтому его воспитательные возможности очень велики.
На сегодняшний день общее образование имеет широкие возможности для развития музыкально-слушательской культуры детей.
Слушание музыки – это любимый вид деятельности на уроках музыки у большинства учащихся. Учащиеся на уроках музыки слушают и анализируют как традиционную, классическую музыку так и соответствующий интересам детей музыкальный репертуар различных современных направлений. Важно чтобы музыкальный материал был художественно ценным, разнообразным по характеру, носил воспитательный характер, соответствовал возрасту детей их возрастным особенностям
Главной задачей педагога является научить учащихся вслушиваться в музыкальный материал, уметь анализировать, что требует особых усилий и знаний в области музыки, педагогики, психологии. А также умения применять разнообразные педагогические подходы. В данном аспекте важно решение вопроса пересмотра методик, программ, пособий процесса развития культуры слушателя, как способности к духовному личностному обогащению посредством воспринимаемой музыки.
Степень изученности проблемы исследования. Проблема музыкального воспитания подрастающего поколения достаточно исследована в философии, психологии, педагогике, музыкальной педагогике и других науках.
Музыкальное воспитание было предметом изучения многих философов прошлого, таких как: Авиценна, Аристотель, Гегель, Гельвеций, Пифагор, Платон, Конфуций, считавшие, что общение с музыкой, элементарное музицирование и танец благотворно действуют на все психические и мыслительные процессы человека, обогащают внутренний мир, создают полифонию воспринимаемой действительности, побуждают к самопознанию и самовыражению, формируют фантазию и способности к творчеству, экспериментированию, импровизации.
Проблема духовно-эстетического развития личности представлена в трудах философов и культурологов современности: Ю.Б. Борев, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, В.М. Розин, Г.М. Цыпин.
Проблема влияния музыкального искусства на воспитание детей и ее роли во всестороннем и гармоничном развитии анализировалось в трудах таких педагогов как Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Д.Б. Кабалевский, В.Д. Остроменский, В.Н. Шацкая и др.
В психологии вопросами музыкального воспитания занимались такие известные ученые, как Л.Л. Бочкарев, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев.
Научное осмысление вопросов воспитания и развития учащихся средствами слушания музыки берет свое начало в российской педагогике в трудах Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворского и др.
Большой вклад в развитие методики формирования музыкально-слушательской культуры его влияние на развитие ребенка внесли такие педагоги, как О.А. Апраксина, В.В. Бахтин, Л.А. Безбородова и др.
Рассмотрение особенностей психофизиологического развития детей в процессе музыкально-слушательской культуры раскрываются в трудах П.П. Блонского, Г.А. Кураева, А.Н. Леонтьева и др.
Как показывает практика и свидетельствует обзор состояния изученности, избранной нами темы, проблемы развития музыкально-слушательской культуры на уроках музыки у младших школьников не уделяется должного внимания. Несмотря на довольно устойчивый
интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, необходимо теоретически и практически расширить представления о данной проблеме.
Таким образом, существуют противоречия между имеющимися традиционными методами и формами музыкального образования, и необходимостью поиска современных подходов к развитию музыкально- слушательской культуры на уроках музыки у младших школьников, значительным и недостаточным использованием в процессе развития музыкально-слушательской культуры.
Данные противоречия на теоретико-практическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы теоретические и практические аспекты, особенности, методики развития интереса у детей младшего школьного возраста в процессе развития музыкально-слушательской культуры на уроках музыки.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки».
Объект исследования: музыкально-слушательская культура младших школьников.
Предмет исследования: развитие музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать программу развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: процесс развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки будет более эффективным, если будут соблюдены следующие условия:
1) будет рассмотрена сущностно-содержательная характеристика основного понятия исследования «музыкально-слушательская культура»;
2) будут проанализированы учебные программы по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников.
3) будут рассмотрены особенности развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки;
4) будет теоретически обоснована и экспериментально апробирована программа развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки.
Исходя из цели, предмета и объекта и сследования, определены следующие задачи:
-
рассмотреть сущностно-содержательную характеристику основного понятия исследования «музыкально-слушательская культура»; -
проанализировать учебные программы по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников;
3) выявить особенности развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки;
4) теоретически обосновать и экспериментально апробировать программу развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки.
Методологической основой исследования явились труды древних философов (Авиценна, Аристотель, Платон) о значении музыки в развитии личности человека; педагогические идеи гуманизации образования (Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский и др.); исследования известных ученых психологов, по проблеме музыкального воспитания личности (Л.Л. Бочкарев, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев); педагогические концепции профессионального музыкального образования (О.А. Апраксина, В.В. Бахтин, Л.А. Безбородова и др.).
Методы исследования: в процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические: анализ научной литературы пo проблеме исследования, сравнение, синтез, обобщение, конкретизация; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседы.
Экспериментальная база исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ «Кадетская школа имени Героя Советского Союза Никиты Кайманова» г. Набережные Челны
Этапы проведения исследования:
Подготовительный этап (2020-2021 г.): проведение теоретического анализа философской, социологической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по рассматриваемой проблеме; обоснование темы и определение содержания исследования.
Этап организации и проведения исследования (2021-2022г.г.): изучение процесса развития музыкально-слушательской-культуры младших школьников на уроках музыки, осуществление экспериментальной работы.
Этап завершения исследования (2022 г.): анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, оформление исследования.
Научная новизна результатов исследования. В выпускной квалификационной работе представлена авторская программа развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки.
Теоретическая значимость результатов исследования: теоретически углублены представления о развитии музыкально-слушательской культуры младших школьников; выявлены особенности развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки; представлен анализ образовательных программ по развитию музыкально-слушательской культуры по учебному предмету «Музыка».