Файл: Институт филологии и межкультурной коммуникации высшая школа национальной культуры и образования имени габдуллы тукая.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут найти применение в деятельности учителей музыки общеобразовательных школ, преподавателей учреждений дополнительного образования детей, студентов музыкальных факультетов вузов и ссузов педагогической и социально-культурной направленности.
Структура выпускной квалификационной работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
-
Сущностно-содержательная характеристика основного понятия исследования «музыкально-слушательская культура»
Современный этап развития общества характеризуется потребностью в гармонически развитых личностях, которые относятся к уровню образования человека. Главная роль в достижении всестороннего развития личности принадлежит общеобразовательной школе [23, с.3].
Перед общеобразовательной школой, где систематически и планомерно осуществляется массовое духовно-нравственное, эстетическое воспитание, в числе других поставлена задача – дать всем детям возможность развивать и удовлетворять свои эстетические потребности, посильно проявлять себя в искусстве [44, с.5].Особое место в данном процессе занимает преподавание и изучение музыкального искусства.
В педагогической литературе констатируется, что музыкально-эстетическая деятельность, эффективно способствуют решению важных задач развития личности, формированию общих способностей школьника, становлению его индивидуальности [15, с.25].
Урок музыки в общеобразовательной школе - это, прежде всего, предмет эстетической направленности, который даёт возможность детям достаточно полно прикоснуться к искусству, духовному наследию, нравственному эталону, образу жизни всего человечества.
Согласно требованиям ФГОС в урок музыки включены следующие виды деятельности:
-хоровая деятельность
-обучение младших школьников игре на детских музыкальных инструментах -музыкально-ритмические движения
-освоение музыкальной грамоты
-музыкально- слушательская деятельность
В контексте нашего исследования отметим особую роль музыкально-слушательской деятельности на уроке музыки, благодаря которой обеспечивается понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира и т.д. [22, с.4].
Музыкально-слушательская деятельность - одна из доступных музыкальных деятельностей школьников, система позволяющая музыкально воспитать молодое поколение, что и отмечено в требованиях к результатам освоения основных общеобразовательных программ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, структурированные по ключевым задачам общего образования представлены предметные результаты изучения предметной области «Музыка». Изучение данной предметной области должно обеспечить:
1. Формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
2. Развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
3. Формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
4. Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
5. Расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
6. Овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса [57].
Изучение вопросов воспитания и развития учащихся средствами слушания музыки ведет свою историю в российской педагогике с научно-педагогических исканий Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева.
Духовное развитие – такова была одна из ведущих идей, побудивших Б.Л. Яворского ввести в 1906 г. в Московской Народной консерватории новую дисциплину под названием «Слушание музыки». Воспитывая у своих учеников интуитивное и аналитическое слышание, автор своей целью ставил формирование у неподготовленных в музыкальном плане учащихся культуры чувств и культуры мышления с тем, чтобы дети могли непосредственно воспринимать музыкальную речь [59].
Большое значение слушанию музыки придавал Б.В. Асафьев, разработка методологических основ музыкального воспитания которым совпала по времени с реорганизацией массовой школы после октября 1917 года. Отталкиваясь от посылки активности познающего сознания, Б.В. Асафьев выдвинул требование организовать активное постижение (наблюдение) музыки школьниками в процессе ее слушания. Ученый пояснял: «Услышать – значит приучить слух к усвоению музыки как процесса интонирования, слышать мысль композитора и возможности ее раскрытия, осознавать и разделять вместе с другими различные эмоциональные состояния и оттенки душевности и человечности» [9, с.138].
Идея Асафьева о музыке как искусстве интонируемого смысла и сейчас является одним из исходных положений музыкального образования школьников. Согласно теории музыкального образования, главной задачей слушательской деятельности является формирование музыкально-слушательской культуры учащихся. Музыкально-слушательская культура является степенью совершенства музыкального вкуса, достигнутая в процессе музыкального восприятия.
Ключевой смысл понимания «музыкально-слушательская культура» закреплен, в первую очередь, в слове «культура».
Осмысления понятия культуры человека в культурологии осуществляется в его соотношении с пониманиями «положительные ценности» и «общечеловеческая культура».
Для определения понятия «культура» обратимся к толковому словарю Д.Н.Ушакова Согласно определению данного словаря «культура» -это совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе [48, с.432].
Немецкий философ Г.Риккерт считает, что «…культура, как то, что или непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности» [32, с.108].
Известный педагог Н.Бордовская понятие культура трактует как один из видов образования человека. «В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. В итоге было сформулировано дидактическое понятие культуры - обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры» [13, с.264].
Из всего вышеизложенного становится, очевидно, что культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.
Культура в целом представляет собой сложное явление, которое может быть рассмотрено в двух важнейших аспектах: статическом и динамическом.
Культурная статика предполагает изучение распространения культуры в пространстве, ее структуру, морфологию и типологию. Это синхронный подход к изучению культуры.
В рамках культурной статики культуру классифицируют на основании ее структуры: материальная, духовная, художественная и физическая культура.
В рамках рассмотрения сущностно-содержательной характеристики ключевого понятия исследования музыкально-слушательская культура необходимо остановиться на осмыслении понятия художественная культура.
Художественная культура – область духовной культуры, которая непосредственно связана с художественным творчеством, художественным восприятием.
Согласно психологу А.Н. Малюкову, музыкально-слушательская культура является частью художественной культуры школьника [35, с.12].
Рассмотрение данного аспекта важно для нашего исследования, в связи, с чем необходимо перейти к рассмотрению понятия музыкально-слушательская культура.
Анализ различных литературных источников показал необходимость различать три понятия, которые нередко отождествляются: «слушательская культура», «культура восприятия» и «культура слушания».
Вводя категорию «культура восприятия», А.Г.Костюк подчеркнул, что это прежде всего перцептивная культура, «структурно-функциональная организация музыкального восприятия, обусловливающая качество декодировки музыкально-эстетической информации» [28, с.347]. Исходя из этого, культуру восприятия можно считать одним из факторов музыкально-слушательской культуры личности.
Культуру слушания следует понимать иначе. Ю.Б. Алиев поясняет, что это умение сосредоточиться и психологически подготовиться к восприятию музыки, наличие навыков произвольного внимания, способность отделить в процессе слушания главное от второстепенного, существенное от несущественного [5, с.2].
Понятие музыкально-слушательской культуры достаточно распространено в музыкально-педагогической среде. Однако вопросы, относящиеся к данной категории, рассматриваются, как правило, не специально, а в рамках различных близких ей проблем и аспектов. Таких аспектов можно выделить несколько.
В области искусствоведения не раз поднимались проблемы воспитания культуры слушательской аудитории [12, с.39], изучались типы отношения слушателя к музыке [4, с.40], исследовались вкусовые предпочтения и слушательские интересы различных слоев общества, разных возрастных групп [55].
Опосредованно к проблемам музыкально-слушательской культуры детей и молодежи, к изучению роли музыкального искусства в среде детей и юношества, исследованию влияния массовой музыкальной культуры на личностное становление подрастающего поколения обращались культурологи, исследователи различных субкультур [7, с.30].
Богатый экспериментальный материал накоплен музыкальной психолого-педагогической наукой относительно различных сторон музыкально-слушательской культуры личности: музыкального восприятия, музыкального мышления, художественного вкуса, музыкальных потребностей, разработаны подходы к исследованию и формированию музыкальной и художественной культуры личности [28, с.300].
Педагог в области музыкального образования Досанова К.К. утвержадала, что понятие «музыкально-слушательская культура» является более объемной категорией и как личностное образование, в свою очередь, представляет собой неотъемлемую часть или своего рода «срез» музыкальной культуры личности, складывающейся из эмоционального отношения к музыкальному искусству, музыкально-эстетических идеалов, музыкальных знаний, интереса к музыке, музыкального вкуса, избирательного отношения к разнообразным музыкальным явлениям, из творческих навыков, способностей понимать, чувствовать, переживать музыку [23, с.93].
Обращаясь к проблеме собственно музыкально-слущательской культуры школьников, отметим, что несмотря на широкое употребление данного понятия, в современной педагогической литературе не определена его устойчивая трактовка. Представления авторов о данной категории различны.
Так, для Э.Б. Абдуллина, который подчеркивает, что данное личностное качество должно обеспечить ребенку возможность сильного эмоционального отклика на звучащую музыку и возможность ее понимания, слушательская культура представляет собойсовокупность нескольких компонентов:
1) потребностей, учащихся в слушательской деятельности;
2) накопленного опыта общения с высокохудожественными образцами народной, классической отечественной и зарубежной музыки;