Файл: Электрификация и автоматизация технологических процессов в условиях ао мосметрострой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Механизмы и приспособления для возведения тоннельных конструкций, выполнения гидроизоляционных и путевых работ

Оборудование для шахтного водоотлива и вентиляции

Раздел 4 Водоотвод метрополитеновВ путевые тоннели метрополитенов вследствие несовершенства гидроизоляции обделок или ее неисправностимогут просачиваться грунтовые воды. Иногда образуются местные остатки воды после мытья тоннелей, вестибюлей и переходовДля сбора сточных вод и отвода их к специально спроектированным или естественным пониженным точкам трассы в тоннеле по оси пути (а в двухпутных тоннелях по оси междупутья) устраивают специальные лотки.Эти лотки на станциях и тоннелях имеют продольный уклон не менее 3%о и поперечный 2—3%. В зависимости от конструкции пути лотки могут быть перекрыты железобетонными съемными плитами или выполнены в виде асбоцементных труб с устройством очистительных колодцев через каждые 20—25 м. Для отвода вод, образующихся на станциях, предусмотрена специальная канализация.--При обмывке станционных залов и платформ вода сбрасывается в приемные трапы — дренажи, расположенные через каждые 15—20 м, а затем по чугунным трубам она стекает в дренажные лотки под платформами. По такому же принципу удаляется вода при промывке переходных коридоров, вестибюлей, кассовых залов и других станционных помещений.Для удаления воды, поступающей в водосборники по водоотводным лоткам и трубам, устраивают стационарные насосные водоотливные установки как транзитные, так и местные.Основные водоотливные насосные установки располагаются в пониженных местах линий и на станциях мелкого заложения, если установки принимают воду из перегонных тоннелей. Водоотливные установки размещаются в специальных камерах и соединяются с тоннелями соединительными линиями. Камеры разделены железобетонным перекрытием на два этажа. На нижнем этаже размещают водосборники емкостью 70 м3, на верхнем — устанавливают насосное оборудование. Основная водоотливная установка оборудуется тремя насосами, каждый из которых рассчитан на максимальный объем работы. Водосборники основных и транзитных водоотливных установок на линиях глубокого заложения имеют две камеры, служащие для непрерывной поочередной периодической очистки. Высший уровень воды в водосборнике должен быть не менее чем на 0,1 м ниже сливной трубы, а низший на 0,2 м выше фланца всасывающей сетки насоса. Для надежной работы основные водоотливные установки получают питание от двух независимых источников энергоснабжения. Установки оборудованы сигнализацией аварийного уровня.Транзитные водоотливные установки устанавливают между основными установками в тех случаях, когда из-за большого расстояния между ними трубы и лотки не могут пропустить всю собираемую для отвода воду. Транзитные установки служат для перехвата части воды и перекачки ее на поверхность. От основных установок они отличаются меньшей производительностью насосов и меньшими объемами водосборников (40 м3).Местные водоотливные установки располагают в пониженных местах куда вода поступает самотеком. Из водосборника емкостью 4—7 м они перекачивают воду в лоток тоннеля. В тоннелях мелкого заложения сброс воды местными водоотливными установками осуществляется в городскую канализацию. Местные установки так же, как и транзитные, имеют два насоса. Все водоотливные установки метрополитенов работают в автоматическом режиме в зависимости от уровня воды в водосборнике, за которым «следит» автоматика.Устройства энергоснабжения, вентиляции, водоснабжения, канализации, теплоснабжения повсеместно переводятся на автоматическое управление, что значительно повышает их надежность и экономичность и, кроме того, создает возможность внедрения подсистемы АСУ-климат, которая будет автоматически формировать оптимальную воздушную среду в метрополитенах.Водоснабжение линий метрополитенов осуществляется от городской водопроводной сети. В тоннелях перегонов и станций прокладывают тоннельный водопровод из стальных цельнотянутых труб Ø 80 мм на стороне, противоположной контактному рельсу.На каждой станции метрополитена имеется водопроводный ввод, отделенный от сети разделительными задвижками. Воду на линиях метрополитена используют для водоснабжения служебных помещений, мытья путевых тоннелей, платформ и полов, для противопожарных целей, для охлаждения воздуха машинных помещений, эскалаторов и т.п.Станции, вестибюли, переходы имеют пожарные краны диаметром 50 мм при длине рукавов 20 м. Поливочные краны располагают в перегонных тоннелях (через 30 м), эскалаторных тоннелях и переходах (через 20 м) и в торцах станцииСпециальные краны для мытья путей и платформ устанавливают через каждые 500 м в перегонных тоннелях и в конце каждой платформы на станцияхВодоотлив. В тоннели может поступать грунтовая вода, просачивающаяся через обделку (отдельные течи), вода из служебных и производственных помещений и от мытья станций и перегонных тоннелей. Для удаления воды самотеком предусматривают поперечные и продольные уклоны станционных платформ, полов вестибюлей и служебных помещений, коридоров и переходов и верхнего строения пути.На всем протяжении перегонных тоннелей с бетонным основанием путей по оси пути устраивают открытую водоотводную канаву шириной 0,9 м и глубиной

Раздел 4 Водоотвод метрополитенов
В путевые тоннели метрополитенов вследствие несовершенства гидроизоляции обделок или ее неисправности

могут просачиваться грунтовые воды. Иногда образуются местные остатки воды после мытья тоннелей, вестибюлей и переходов

Для сбора сточных вод и отвода их к специально спроектированным или естественным пониженным точкам трассы в тоннеле по оси пути (а в двухпутных тоннелях по оси междупутья) устраивают специальные лотки.

Эти лотки на станциях и тоннелях имеют продольный уклон не менее 3%о и поперечный 2—3%. В зависимости от конструкции пути лотки могут быть перекрыты железобетонными съемными плитами или выполнены в виде асбоцементных труб с устройством очистительных колодцев через каждые 20—25 м. Для отвода вод, образующихся на станциях, предусмотрена специальная канализация.--

При обмывке станционных залов и платформ вода сбрасывается в приемные трапы — дренажи, расположенные через каждые 15—20 м, а затем по чугунным трубам она стекает в дренажные лотки под платформами. По такому же принципу удаляется вода при промывке переходных коридоров, вестибюлей, кассовых залов и других станционных помещений.

Для удаления воды, поступающей в водосборники по водоотводным лоткам и трубам, устраивают стационарные насосные водоотливные установки как транзитные, так и местные.

Основные водоотливные насосные установки располагаются в пониженных местах линий и на станциях мелкого заложения, если установки принимают воду из перегонных тоннелей. Водоотливные установки размещаются в специальных камерах и соединяются с тоннелями соединительными линиями. Камеры разделены железобетонным перекрытием на два этажа. На нижнем этаже размещают водосборники емкостью 70 м3, на верхнем — устанавливают насосное оборудование. Основная водоотливная установка оборудуется тремя насосами, каждый из которых рассчитан на максимальный объем работы. Водосборники основных и транзитных водоотливных установок на линиях глубокого заложения имеют две камеры, служащие для непрерывной поочередной периодической очистки. Высший уровень воды в водосборнике должен быть не менее чем на 0,1 м ниже сливной трубы, а низший на 0,2 м выше фланца всасывающей сетки насоса. Для надежной работы основные водоотливные установки получают питание от двух независимых источников энергоснабжения. Установки оборудованы сигнализацией аварийного уровня.

Транзитные водоотливные установки устанавливают между основными установками в тех случаях, когда из-за большого расстояния между ними трубы и лотки не могут пропустить всю собираемую для отвода воду. Транзитные установки служат для перехвата части воды и перекачки ее на поверхность. От основных установок они отличаются меньшей производительностью насосов и меньшими объемами водосборников (40 м3).

Местные водоотливные установки располагают в пониженных местах куда вода поступает самотеком. Из водосборника емкостью 4—7 м они перекачивают воду в лоток тоннеля. В тоннелях мелкого заложения сброс воды местными водоотливными установками осуществляется в городскую канализацию. Местные установки так же, как и транзитные, имеют два насоса. Все водоотливные установки метрополитенов работают в автоматическом режиме в зависимости от уровня воды в водосборнике, за которым «следит» автоматика.

Устройства энергоснабжения, вентиляции, водоснабжения, канализации, теплоснабжения повсеместно переводятся на автоматическое управление, что значительно повышает их надежность и экономичность и, кроме того, создает возможность внедрения подсистемы АСУ-климат, которая будет автоматически формировать оптимальную воздушную среду в метрополитенах.

Водоснабжение линий метрополитенов осуществляется от городской водопроводной сети. В тоннелях перегонов и станций прокладывают тоннельный водопровод из стальных цельнотянутых труб Ø 80 мм на стороне, противоположной контактному рельсу.

На каждой станции метрополитена имеется водопроводный ввод, отделенный от сети разделительными задвижками. Воду на линиях метрополитена используют для водоснабжения служебных помещений, мытья путевых тоннелей, платформ и полов, для противопожарных целей, для охлаждения воздуха машинных помещений, эскалаторов и т.п.

Станции, вестибюли, переходы имеют пожарные краны диаметром 50 мм при длине рукавов 20 м. Поливочные краны располагают в перегонных тоннелях (через 30 м), эскалаторных тоннелях и переходах (через 20 м) и в торцах станции

Специальные краны для мытья путей и платформ устанавливают через каждые 500 м в перегонных тоннелях и в конце каждой платформы на станциях

Водоотлив. В тоннели может поступать грунтовая вода, просачивающаяся через обделку (отдельные течи), вода из служебных и производственных помещений и от мытья станций и перегонных тоннелей. Для удаления воды самотеком предусматривают поперечные и продольные уклоны станционных платформ, полов вестибюлей и служебных помещений, коридоров и переходов и верхнего строения пути.

На всем протяжении перегонных тоннелей с бетонным основанием путей по оси пути устраивают открытую водоотводную канаву шириной 0,9 м и глубиной

 0,5 м; поверхности бетона придают поперечный уклон не менее 0,020 или 0,025 и продольный — не менее 0,003.


Путь на балластном основании дренируют при помощи трех труб Ø 200 мм или двух труб Ø 300 мм, соединяющих колодцы в бетонном основании под балластом. Бетонный слой, подстилающий балластное основание, имеет поперечный уклон 0,03 к оси пути.

На станциях водоотводные лотки располагают под платформой и в путевом бетоне. Лотки имеют различное назначение (см. рис. 459). Так, открытый лото в путевом бетоне сечением 5×10 см, расположенный у наружных стен станции, предназначен для сбора воды, поступающей из-за путевых стен станций. Водоотводный лоток под боковыми пассажирскими платформами служит для сбора воды, поступающей по чугунным трубам Ø 100 мм от приемных трапов расположенных через 15—20 м на платформе станции и собирающих воду стекающую с пассажирских платформ при их мытье.



Рисунок 4.1 Основная водоотливная установка па линиях метрополитена:

1 — железобетонная рама; — гидроизоляция (стальной лист толщиной 8 мм); 3 — монтажная балка; 4 — решетчатая дверь; 5 — люки; 6 — ходок к буровой скважине; 7 — отверстия Ø 40 мм

Для стока воды от мытья служебных помещений, расположенных под платформой станции, служат водоотводные лотки под полом или в полу служебных помещений и коридоров. Такие же лотки предусматривают и в каналах различного рода. Водоотводные лотки, расположенные вдоль подплатформенных стенок в боковых тоннелях, предназначены для пропуска дренажной воды, поступающей с перегона в тех случаях, когда станция расположена «в яме» или на одностороннем едином уклоне с примыкающим к ней перегонным тоннелем.

Вестибюли, эскалаторные тоннели, переходы, пристанционные и притоннельные сооружения также имеют водоотводные лотки или трубы. Собираемая всеми лотками и трубами вода поступает в водоприемники водоотливных установок (перекачек), имеющихся на линиях метрополитенов. Эти установки бывают трех типов: основные, транзитные и местные.

Основные водоотливные установки располагаются в пониженных местах перегонных тоннелей; они собирают воду с участка линий метрополитена длиной не более 3 км и откачивают ее в систему городских водостоков. Транзитные (перехватывающие воду) водоотливные установки предусматривают в местах, где расстояние между основными водоотливными установками превышает установленную норму; эти установки перекачивают воду также в городскую сеть. Местные водоотливные установки, имеющиеся во всех пониженных точках трассы, перекачивают воду в лотки перегонных тоннелей (за исключением установок, расположенных на линиях мелкого заложения, которые перекачивают воду в городской водосток). Местные установки, как правило, имеются на станциях и в конце тупиковых тоннелей со смотровыми канавами.


Основные и транзитные водоотливные установки на глубоко заложенных линиях размещают в самостоятельных сооружениях, представляющих собой тоннели овальной формы, располагаемые между двумя однопутными тоннелями или сбоку. Помещения этих установок располагают в два этажа: на верхнем размещают насосы, на нижнем — две камеры водосборников, рабочей емкостью для основных перекачек от 15 до 30 м3, для транзитных — 15 м3. Аварийная емкость перекачек должна быть соответственно 70 и 40 м3. При наличии двух камер водосборника очистка одной из них может выполняться без перерыва работы установки.

Местные перекачки на станции располагают под платформой среднего зала, вблизи натяжных камер эскалаторов или в отдельных выработках, связанных с вентиляционной камерой; такие перекачки имеют водосборники емкостью не менее 4 м3.

Основные перекачки оборудуют тремя насосами — рабочим, резервным и находящимся в ремонте; каждый из них предусматривают на полный расчетный расход воды. Производительность вертикального насоса 100 м3/ч, горизонтального — до 150 м3/ч.

Насосы включаются и выключаются автоматически: первым при определенном уровне воды включается рабочий насос, потом, если уровень воды; повышается до предела, поплавковое реле включает в работу резервный насос. Вода из водосборника по напорному трубопроводу подается в специальный контрольный колодец, расположенный под поверхностью земли, а из него самотеком поступает в городской водосток.
4.1 Свод правил СП-120.13330.2012 "СНиП 32-02-2003. МЕТРОПОЛИТЕНЫ" Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003 с изменениями: (18 февраля 2014 г., 16 декабря 2016 г., 14 октября, 24 декабря 2019 г.)

4.1.1 Водоснабжение

4.1.1.1 Сооружения метрополитена должны иметь внутреннюю объединенную или раздельные системы хозяйственно-питьевого, противопожарного и технологического водопровода.

Источником водоснабжения должна быть сеть городского водопровода или другие источники.

При объединенной системе следует предусматривать присоединение двумя вводами к различным участкам наружной кольцевой сети водопровода, при отдельных системах - одним вводом для хозяйственно-питьевых и технологических нужд и не менее двух вводов для противопожарных нужд.

На подземных и закрытых наземных участках должна быть объединенная система магистральных линий водопровода для подачи воды на станции, в тоннели и в притоннельные сооружения и локальные разводящие сети от магистральных линий до потребителей воды.


Выбор системы внутреннего водопровода следует производить в зависимости от технико-экономической целесообразности, санитарно-гигиенических и противопожарных требований, а также с учетом принятой системы наружного водопровода и технологических требований.

4.1.1.2 На каждую станцию следует предусматривать два ввода:

  • для станций глубокого заложения двумя трубопроводами в каждый вестибюль;

  • для станций мелкого заложения либо двумя трубопроводами в один из вестибюлей, либо в каждый вестибюль по одному трубопроводу.

Водопроводные вводы должны быть закольцованы в пределах станции.

На вводах следует предусматривать задвижки с электроприводом, обратные клапаны, электроизолирующие фланцы и приборы для дистанционного и местного учета расхода воды.

Для пропуска противопожарного расхода воды на водомерном узле в случае, если счетчик воды не рассчитан на пропуск противопожарного расхода воды, следует предусматривать обводную линию, оборудованную задвижкой с электроприводом.

Допускаются установка и использование дифференцированных (комбинированных) приборов учета холодной воды, разработанных специально для объектов с широким диапазоном расхода воды, непостоянным уровнем расхода, варьирующим в течение суток, сезонов или условий технологического процесса, объектов кратковременного учета большого расхода, где при нормальной ситуации протекает небольшое количество воды.

Водомерные узлы следует разрабатывать в соответствии с СП 10.13130 и СП 30.13330.

Диаметры водопроводных вводов определяются расчетом. Проходы труб через наружные стены выполняют с применением сальников.

4.1.1.3 При недостаточном гидростатическом напоре на вводе необходимо предусматривать самостоятельные насосные установки для противопожарных и хозяйственно-питьевых нужд с размещением их в отдельном помещении или в помещении водомерного узла.

Противопожарные повысительные насосы должны обеспечивать требуемую производительность пожарной струи и напор у пожарного крана при пожаротушении в вестибюлях, на платформе и на участках перегонов, обслуживаемых станцией линий мелкого заложения, и в вестибюлях станций глубокого заложения.

Установки оборудуются двумя насосами, один из которых является резервным и включается автоматически при остановке основного насоса.

4.1.1.4 Сеть объединенного водопровода должна обеспечивать пропуск расчетного расхода воды на пожаротушение, включая максимальный расход ее на хозяйственно-питьевые и производственные нужды. При этом расход воды на пользование душами, поливку территории, промывку сооружений и устройств не учитывается.


4.1.1.5 Расход воды на хозяйственно-питьевые нужды принимают по числу водопотребителей в наиболее многочисленной смене согласно СП 30.13330.

Расход воды на технологические нужды следует определять исходя из потребности соответствующего оборудования.

Для влажной уборки помещений станции и примыкающих к ней перегонных тоннелей следует принимать для запорной арматуры следующие расходы воды, л/с:

а) поливочный кран диаметром 50 мм - 3;

б) поливочный кран диаметром 20 мм - 0,3;

в) заполнение агрегата для мытья тоннелей с использованием двух кранов диаметром 50 мм - 6. Расход и диаметр уточняют в зависимости от типа используемого агрегата.

Количество воды на одновременную работу устройств определяется расчетом на основании регламента технологического обслуживания метрополитена.

4.1.1.6 Расход воды на пожаротушение следует определять согласно разделам 5.16 и 41.1.1.4.

Условный диаметр труб элементов водопроводной сети следует принимать не менее, мм:

а) обводная линия водомерного узла, магистрали на станциях и в тупиках - 100;

б) магистрали в тоннелях - 80;

в) разводящая сеть - по расчету.

41.1.1.7 Прокладку водопровода следует предусматривать в каждом тоннеле выше головки рельса, по слаботочной стороне с учетом размещения других коммуникаций. При размещении водопровода со стороны контактного рельса трубопровод заключают в футляр. В двухпутном тоннеле водопровод прокладывают по обеим сторонам.

Трубопровод, прокладываемый в штрабах путевого бетонного слоя, необходимо выделять с двух сторон задвижками с ручным приводом и электроизолирующими фланцами с соблюдением требований 5.21. При соединении с трубопроводом из композитного материала установка токоразмыкателя не требуется.

4.1.1.8 На тоннельном водопроводе и на участках, закрытых галереями, следует устанавливать задвижки с ручным приводом не более чем через 500 м.

Запорная арматура с электроприводом устанавливаются:

  • на тоннельном водопроводе с размещением их на станции;

  • на выделяемых участках водопровода в тоннелях, примыкающих к приточной УТВ и попадающих в зону отрицательных температур. Задвижки следует размещать в зоне тоннеля с положительной температурой.

На участке тоннельного водопровода между станцией и вентиляционной шахтой необходимо устраивать перемычку.

Тупиковые участки тоннельного водопровода следует соединять между собой перемычкой через ближайшую сбойку с установкой в ней задвижки с ручным приводом.