Файл: Основная образовательная программа по направлению подготовки 40. 04. 01 Юриспруденция Магистерская программа Юрист в сфере административных и иных публичных правоотношений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
-способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в правотворческой деятельности:
-способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
в правоохранительной деятельности:
-способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
-способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
в экспертно- консультационной деятельности:
-способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
в организационно-управленческой деятельности:
-способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
в научно-исследовательской деятельности:
-способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
в педагогической деятельности:
-способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
-способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);
-способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
Детерминированность, направленность, результативность научного познания.
Рассмотрение методологии через стадии развития теоретического мышления. Познание единичного факта. Научное обобщение, раскрывающее специфические и общие черты исследуемого, его сходство с другими явлениями. Познание необходимости. Познание внутренней закономерности. Познание предмета науки как целого, во всем многообразии его закономерных связей и отношений.
Методы сбора и изучения единичных фактов. Методы толкования права. Грамматический, системный, исторический, логический, телеологический, терминологический, специально юридический и функциональный. Конкретно социологические методы.
Наблюдение, анализ письменных источников (документов), анкетирование и интервьюирование. Социально-правовой эксперимент.
Социально психологические методы. Тесты, шкалы.
Методы обобщения. Методы систематизации научных фактов. Классификация. Контент-анализ. Методы количественного анализа научных фактов. Статистические методы. Методы абсолютных, относительных, средних величин. Методы группировки и обобщающих показателей. Методы корреляционного анализа. Математическое моделирование структур правовых явлений. Статистические закономерности: регулярность или последовательность и повторяемость каких либо свойств, признаков в массе однородных фактов, событий.
Объяснение эмпирических фактов.
Методы теоретического познания метода общей теории права. Восхождение от конкретного к абстрактному как способ образования правовых понятий. Методы научной абстракции. Изолирующая абстракция. Абстракция отождествления. Абстракция идеи. Системно-структурное познание права. метод восхождения от абстарктного к конкретному.
Методики конкретных научных юридических исследований: постановка вопроса.
Юридические конструкции: проблемы понятия и роль в правоведении.
Перспективы развития юридической методологии в ХХI веке.
Разделы и темы дисциплин, виды занятий,
используемые образовательные технологии (тематический план)
Тематический план
Очная форма обучения
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
лекции | практи-ческие или семинарские занятия | ||||
1 | Наука и научная рациональность. Юридическая наука как область юридического познания. | 2 | - | 2 | Семинар в интерактивной форме |
2 | Основные этапы развития зарубежной юридической науки | 2 | 2 | - | Традиционная лекция |
3 | Основные этапы развития отечественной юридической науки | 2 | - | 2 | Традиционный семинар |
4 | Юридические типы научного познания | 2 | - | 2 | Семинар в интерактивной форме. Групповая дискуссия |
5 | Предмет и объект юриспруденции. Философские и эмпирические основания юриспруденции | 2 | - | 2 | Традиционный семинар |
6 | Правовые понятия и категории в юридическом познании | 2 | - | 2 | Традиционный семинар |
7 | Методология юридической науки | 2 | - | 2 | Традиционный семинар |
8 | Логическая структура метода юриспруденции | 2 | - | 2 | Семинар-дискуссия в интерактивной форме |
| ВСЕГО | 16 | 2 | 14 | |
| % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | | | | |
Заочная форма обучения
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
лекции | практи-ческие или семинарские занятия | ||||
1 | Наука и научная рациональность. Юридическая наука как область юридического познания. | 2 | - | 2 | Семинар в интерактивной форме |
2 | Основные этапы развития зарубежной юридической науки | 2 | 2 | - | Традиционная лекция |
3 | Основные этапы развития отечественной юридической науки | 2 | - | 2 | Традиционный семинар |
4 | Юридические типы научного познания | 2 | - | 2 | Семинар в интерактивной форме. Групповая дискуссия |
5 | Предмет и объект юриспруденции. Философские и эмпирические основания юриспруденции | 2 | - | 2 | Традиционный семинар |
6 | Правовые понятия и категории в юридическом познании | 2 | - | 2 | Традиционный семинар |
7 | Методология юридической науки | 2 | - | 2 | Традиционный семинар |
8 | Логическая структура метода юриспруденции | 2 | - | 2 | Семинар-дискуссия в интерактивной форме |
| ВСЕГО | 16 | 2 | 14 | |
| % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | | | | |
При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии, включающие пассивные, активные и интерактивные формы проведения занятий.
-
Технологии традиционного обучения:
– лекции – вид учебного занятия, основанный на устном систематическом и последовательном изложении материала по какой-либо проблеме, теме;
– семинары – вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, реализации иных форм учебных технологий, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, прививаются знания, умения, навыки, необходимые для становления квалифицированного специалиста в соответствии с требованиями ФГОС;
– самостоятельная работа – вид деятельности обучающихся, основанный на самостоятельной подготовке к семинарским и практическим занятиям, тестированию, групповым дискуссиям, выполнении индивидуальных домашних заданий, написании рефератов и эссе;
– практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекционных занятиях и в рамках самостоятельной работы;
2. Интерактивные технологии обучения:
– метод групповых дискуссий – способ организации совместной деятельности студентов с целью интенсификации принятия решения в группе;
– метод конкретных ситуаций – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта, основанный на анализе конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).
По темам 2, 3, 5-7 проводятся традиционные активные семинарские занятия с рассмотрением вопросов, отнесенных программой к указанным занятиям. Также на указанных занятиях обсуждаются и защищаются результаты письменных самостоятельных заданий.
По темам 1, 4 и 8 проводятся семинары в интерактивной форме – групповые дискуссии.
Самостоятельная работа
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
1 | Выполнение письменных заданий | 12 |
2 | Выполнение письменных заданий | 12 |
3 | Выполнение письменных заданий | 12 |
4 | Выполнение письменных заданий | 12 |
5 | Творческое задание | 12 |
6 | Выполнение письменных заданий | 12 |
7 | Выполнение письменных заданий | 10 |
8 | Творческое задание | 10 |
Итого: | | 92 |
6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И ЗАЯВЛЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций в рамках настоящей программы – это показатели, позволяющие определить степень соответствия фактической подготовленности студента по дисциплине «История и методология юридической науки» установленным программным требованиям.
Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра в следующих формах:
групповой или индивидуальный устный опрос;
решение ситуативных задач;
защита информационного проекта (подготовка и проведение презентации по определенным темам, изученным самостоятельно);
обсуждение на практических занятиях вопросов по отдельным темам, предусмотренным в плане занятия, а также вопросов и заданий для самостоятельной работы, их защита;
написание эссе.
Промежуточный контроль:
Проводится в виде а) контрольной работы, за которую выставляется зачет,
б) в виде экзамена в устной форме (два вопроса в билете), с добавлением заданий из перечня самостоятельной работы, по результатам которого выставляется оценка.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ КУРСА:
-
Понятие науки и научного знания: понятие, классификация, структура. -
Типы научной рациональности. -
Классическая научная рациональность: общая характеристика. -
Неклассическая научная рациональность: общая характеристика. -
Постнеклассическая научная рациональность: общая характеристика. -
Особенности познания в социально-гуманитарных науках. -
Понятие юридической науки, ее место среди социально-гуманитарных наук. -
Особенности методологии юридической науки на современном этапе. -
Классификация юридических наук. -
Структура юридической науки. -
Философско-методологические основания юридической науки. -
Истоки юридической науки. Древний Мир. -
Юридическая наука Средневековья. -
Юридическая наука Нового времени. -
Развитие юридической науки в 19 – 20 веках. -
Особенности становления и развития отечественной юридической науки. -
Современная отечественная юридическая наука и ее характерные черты. -
Юридические типы научного познания и правопонимание: вопросы соотношения. -
Основные концепции правопонимания: понятие, классификация. -
Предмет юридической науки. -
Объект юридической науки. -
Вопросы соотношения предмета и объекта юридической науки. -
Научные закономерности в предмете юриспруденции: понятие, типология. -
Эмпирические основания юридической науки. -
Понятия и категории юридической науки как компоненты ее содержания. -
Уровни правовых понятий и категорий. -
Понятие методологии юридической науки. -
Принципы методологии юридической науки. -
Метод юридической науки и его логическая структура. -
Базовые, философские методы в методологии юриспруденции. -
Общенаучные методы в методологии юриспруденции. -
Частные методы исследования в юриспруденции.
Оценка профессиональных способностей, знаний, навыков и умений
Требования к результатам освоения дисциплины | Оценка или зачет |
Студент глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с, вопросами и другими формами промежуточного контроля, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятое решение, свободное оперирует терминологией и проявляет высокую культуру устной и письменной научной речи | отлично |
Студент твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при выполнении заданий, допуская некоторые формальные и содержательные неточности, обусловленные поверхностным знанием некоторых вопросов и нетвердыми навыками практического применения теории | хорошо |
Студент имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических заданий. Демонстрируются примитивные знания в пределах изученной программы, непонимание отдельных тем; поверхностный, слабо выраженный навык применения теории к решению практических заданий | удовлетворительно |
Не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине. | неудовлетворительно |