ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 421
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
Предмет и задачи психологии как науки
История развития западной психологии
История развития психологии в СССР
ГЛАВ IV. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Основные этапы развития поведения и психики проблема инстинкта, навыка и интеллекта
ГЛАВА V. РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ
Развитие нервной системы у животных
Историческое развитие сознания у человека
ГЛАВА VII. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ
ГЛАВА XV. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
ГЛАВА XIX. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР
ГЛАВА XX. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ТРУДА С. Л. РУБИНШТЕЙНА
СПИСОК НАУЧНЫХ ТРУДОВ С. Л. РУБИНШТЕЙНА
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
А
Автоматизм действия 111;
вторичный 455;
мышления 324;
навыка 318,456;
операции, действия 600;
первичный 110,454
Адаптация
световая 219;
темновая 218;
цветовая 219;
эффект контраста 205
Аккомодация 243
Активность 56
Анализ (как операция мышления) 343,362,363,375,376
Антиципация (результата) 479, 481
Апперцепция 56, 59,64,66,240, 504,521
Аспект внешний (видимые формы поведения) 38, 40, 41, 46,47
Аспект внешний (видимые формы поведения, деятельности) 20,21,29,30, 110
Аспект психологического исследования (личностно-мотиваци-онный план) 14-16,32-35
Аспект: внутренний (психологический компонент) 20-22, 25-27, 29, 96, 98-99
Ассоциации 56-57,64-65, 573-574;
и аффективные переживания 573,574;
Ассоциации (продолж.)
и процесс мышления, представления 260, 261;
по контрасту, смежности, сходству 257, 264
Аффект 36,44,318,446,447,558, 563, 579;
и дезорганизация поведения 579
Аффективный компонент, тон 37,71,72,186,187,190,191
Аффективное переживание ( приятного / неприятного ) 190
Б
Бессознательное 15-17,31, 54,55,65,66,71,72
Биологическое (как природная предпосылка развития) 90-94,116,151,456,457, 513,514,519, 520,523,524, 535-537,545,546,554,555, 560,568,569, 616-620,631
Бытие индивидуальное (роль индивидуального опыта) 72,73,95,96,104,105, 113,114,235,236,250,251, 513, 514
Бытие общественное (как социально организованный опыт) — его влияние на психику (в целом) 26, 30,31,71,85,86,90,93,94, 99, 100, 116,117, 129,130, 156,157,220,221,241,242, 277, 278, 376-378;
Бытие общественное, его влияние (продолж.) на волю 587, 588, 591-593, 601,602;
на восприятие 96-98, 172-174,210,211,220-224;
на деятельность, действие 26,30,31,437-439,443,444, 465,466,474,475,477,478;
на интеллект 112, 113;
на личность 26, 606-608, 639-642;
на мышление 97,98, 143,144,306,307,327,328, 333,334,336-339, 342,343,399,400;
на навык, моторику 107,108,453,454;
на ощущения 172-175, 183,184,190-194, 210,211;
на память 256,277-279;
на речь 96,326,327, 376-380,383,387,388, 390,391,393-396, 399, 400,403-407;
на сознание 15,17, 19,26, 30-32,90,93,94,131,132, 139-142,144-146,149, 150,376-378,444,445, 640-643;
на способности 210,211, 535, 536, 544-547;
на чувства 173, 174, 556-579;
на чувствительность 141,142,173,174,220,221;
на характер 544-546, 621,622,629-631;
на эмоции 553-557, 559, 560,569,570,585,586, 621,622
В
Вдохновение 480,481,483
Вибрато 207,571
Влечение 12-14,17,19-21, 62,63,71,72,103,104,519;
бессознательное 519-520;
сексуальное 74,523,524;
смерти 74, 523;
«Я». 523
Влечение как форма проявления
потребности 116, 518-520
Влечения осознание 14-16, 19,20,523,524,588;
предметность 14-16, 19, 20, 588;
удовлетворение 523
Влечения: как побудитель деятельности 73, 74;
их роль в развитии личности 489,490, 492-494
ВНД - учение о ВНД 98, 137-139
Внешние воздействия (раздражения)/внутренние причины (внутренние условия) 31,32, 60,65,66,102,120-122,175,176
Внимание: его исследования 62,63,80;
произвольное/непроизвольное 79,80,474,512
Возраст, проблема периодизации 159, 509
Волевое действие 164, 445-447, 587,597;
его фазы 594-596,598-600;
и его структура 445-447, 587,594-597,601,602;
и инстинктивное 163-165;
и намерение 596, 600-602;
как целенаправленное 446,
587-590,594-596,600,602
Волевой акт: и процесс принятия решений 587, 590-594, 596-599;
и осознание 588,589, 591,592,594,603
Волевые качества личности 596, 597, 606,629
Воля 54,55,164,448,449,596;
ее расстройства (абулия, апраксия, афазия) 590, 602-604;
ее формирование 152, 153, 474,587,591,592,596,597, 607-612;
и влечение 588-592,595;
и потребность 588-591,595, 602
Воображение как преобразующее отображение действительности 163,274,291,292,295,296, 489,490,493;
Воображение как преобразующее отображение действительности (продолж.) абстрактное / конкретное 299;
виды (по видам деятельности): конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное, живописное 297;
виды: репродуктивное/ творческое 295, 296, 299-301,476,477,576;
воображения техника 304-307;
и личность 307, 489;
и научное творчество, изобретательство 297,300,301, 476;
и художественное творчество 296-299,482,483
Воспитание (педагогический процесс) 38,51,585,586
Воспоминание (как образ, отнесенный к прошлому) 281-284
Воспоминание: и опорные точки 282;
произвольное/непроизвольное 290
Восприятие как форма отражения величины 229,245;
величины, освещенности, восприятия иллюзии 229-231,245,249;
времени 163, 249;
временной длительности 250-254;
временной последовательности 250, 253;
гармонии 206,213,228;
глубины 242-245;
движения 247;
его механизм 243;
его направления 207,240, 243,245;
его отдаленности, расстояния 240,243;
зрительное 29, 97,224-226;
и действие 226, 227;
Восприятие как форма отражения (продолж.) и мышление, речь 178, 200, 227,228, 236-238;
и различные ощущения 241;
историчность (как предпосылка и продукт общественной практики) 238,
категориальность 237;
константность (практическое значение) 233,237,245;
монокулярное/бинокулярное 218, 243;
музыки 202,206,207,211,228
нарушения 235-238, 240,251;
осмысленность 234;
предметность 123, 166,225, 234;
пространства 240;
речи 202,211;
светлоты, цвета, формы 224, 225,229,245;
структурность 233, 249;
фактуры 184,218;
«фигура—фон» 233, 249;
формы 245;
цвета 215-224,233;
целостность 231, 232
Восприятие как единство чувственного и смыслового 232,234;
единство знания и переживания 238,252,253;
форма познания действительности 234,238,239
Воспроизведение (как сознательная реконструкция прошлого) 29,167,170,173,223,257,258, 265,267;
и мышление, смысловая упорядочнность 269,281,
288, 290,396;
и эмоциональное торможение
287,289;
как единство знания и
переживания 257;
непроизвольное 258, 278,
279,287;
произвольное 292
Врожденность и наследственность 103,156,536 Вытеснение 74
Г
Гештальт-качество 75 Гипноз 605 Глазомер плоскостный/глубинный 245 Голод — его отражение в форме
переживания, ощущения,
чувства 14,184, 186, 188, 189,
191,192
Д
Движение 13, 22, 27, 35, 54, 87, 126,130,446;
виды 450;
выразительное 62, 566, 615;
произвольное / непроизвольное (импульсивное) 446-450,454,455;
семантическое 450 Движения развитие (орудийная детерминация) 130, 444, 447;
построение 451;
свойства 447, 449 Действие 443;
аффективное 168, 174, 445- 447,587,594, 606-608;
внешнее 443;
внутреннее 443, 568;
неосознанное/сознательное 22,443,455,456,461,462;
практическое (трудовое)
443
Действие и навык 111, 454 Действия побуждение 443-445;
исторический характер (связь с общественной практикой) 443;
целенаправленный характер
168,443,454 Действия виды 445-447;
волевое (как осознание цели) 445-447;
импульсивное 445-447;
инстинктивные 103;
рефлекторные 445 Детерминация психического 25, 97;
Детерминация психического (продолж.) биологическая 90-94, 102, 448;
социальная 90, 96,97, 116,117,156,173,174, 376,377,393,404-407, 444,445, 452,468,529,545 Деятельность и активность (субъекта):
в конкретных условиях 38, 86;
как действенная связь между человеком и миром 32;
как поведение 66-68;
как совокупность реакций
67
Деятельность, внешние условия и внутренняя сущность ее 19-23,27,28,30-32,38,55,56, 65,435,437;
познавательная, мыслительная (как аспект деятельности практической) 13,34, 35,36;
практическая / теоретическая 34;
мозга, органа 25, 33, 137, 138;
субъекта (человека как субъекта) 32,33,77,86, 87;
трудовая 18, 28, 34,35,70," 133-135,149,434;
учебная 34 Деятельность, виды ее 34;
и ведущая деятельность (тип отношения к окружающей действительности) 156;
на разных этапах онтогенеза
472
Деятельность, предметный характер ее 70;
мотив 465-469;
побуждение 467-469;
психологический компонент 22;
струкутура 466;
условия 466,467;
целеустремленность 466-470;
цель 466
Деятельность, продукт, результат ее 33;
процессуальный план 34 Динамическая тенденция 17,21,
518,519,528 Диспаратность 242 Диффузная репродукция 269 Долг, должное 439 Дуализм 25, 40,87;
картезианский 24;
психики и деятельности 70;
сознания и внешнего мира 70;
разрыв души и тела 26;
разрыв мышления и ощущения, абстрактного и чувственного 66;
разрыв психического и физического (сознания и деятельности) 25
Е
Единица (клеточка):
анализа психологического
163,164;
восприятия времени 252;
деятельности 164;
жизнедеятельности 163;
ощущения 178, 179;
психики 163;
психического 37;
психофизики 180 Единство (связь)
аффекта и интеллекта 37;
внешнего и внутреннего
(бытия) 22;
логического и чувственного
235;
мозга (материального
субстрата) и психики 97;
мышления и речи 381;
навыка/инстинкта/
интеллекта 117;
обучения и развития 151;
общественно и личностно
значимого 441;
организма и среды (субъекта
и действительности) 98;
переживания и знания 14;
психического и физического
40;
психофизическое 25;
сенсорики и моторики 163;
Единство (продолж.)
сознания и действительности
24;
сознания и деятельности
24;
сознания и поведения 31;
сознания и языка 80;
строения и функции 26;
субъективного и
объективного 26
Ж
Жажда — ее отражение в форме переживания, ощущения, чувства 184, 189 Желание и воля 588, 589 Жизнь:
жизненный путь (история) 12, 156,162,240,256,465,549,572, 617,619,630,632,636,641;
жизни формы (биологические/исторические) 28;
образ жизни и его роль в развитии психики 27
3
Забывание 283;
избирательный характер 290;
как функция времени 283;
кривая забывания 283— 285,287;
осмысленного материала
284 Задатки (как врожденные
предпосылки развития способностей) 147, 154, 535, 548 Задача 21,28;
ее решение 311,316,443, 447,457;
требования и условия 377,
378,443 Закон, закономерность 39,41,62;
ассоциации 81,266;
биогенетический 156;
Вебера—Фехнера 181, 182, 204;
возраста ассоциаций (повторения) 276;
выработки навыка 112;
готовности 112;
его ограничения 181;
перемещения положительных эмоций 561;
Закон, закономерность (продолж.) смешения цветов 217;
упражнения 112;
эмоционально детерминированной оценки времени 251 Запоминание:
опосредованное 268;
организованное 273;
произвольное/непроизвольное 34,35,273,290 Запоминания продуктивность 273,506;
и направленность личности 270,272;
и речевая форма 266, 267, 280,285,286;
и смысловые связи 284;
и структурное целое 269;
и установка 270 - 273, 275;
и цель действия (незаконченное действие) 273-275;
и эмоции 271 роль повторения 275;
роль понимания 265, 275,
288,506,507 Заучивание:
в целом/по частям 276;
комбинированное 276 Звука восприятие 185;
высота (качество звука, светлость, собственно высота) 203, 205,206;
локализация 207;
свойства: громкость, высота,
тембр 203, 205,206 Звуковые волны 202;
амплитуда колебания и сила звука 202, 203;
периодичность колебаний и шумы 203;
форма колебаний и тембр
206 Знак 99;
и значение 383, 386 Значение и слово: их соотношение 362,384,385;
и смысл 319, 382, 383, 385, 386
Значение слова как обобщенное отражение предметного содержания 319,371,382,383
Значение предметное (предметный контекст) 14, 17, 199, 227, 235,386,390
Значимое для человека (события внутренней жизни) 17, 21, 238, 439,440,444,520,527,533,590, 591;
общественно 21,439,500, 519,531,590,591,593
Зона ближайшего развития 148-150
И
Игра (как вид деятельности) ее содержание и особенности 486,488,491,492,494;
игровая роль 490, 494;
игровой предмет 485,488, 489;
игровые действия 489, 492-494;
игровые эмоции 561 Игра
и деятельность 62, 63, 69, 467,469,485,486;
и инстинкт 491;
и труд 486,491,493,494 Игры развитие (в онтогенезе) 494,495;
значение для развития
личности 490,492 - 495 Игры теории 486, 490 - 492 Идеал (как совокупность норм поведения) 521, 531,532;
и его формирование 532 Избирательность (как принцип взаимодействия организма со средой) 15-17,96,121,602, 617,624,626,628,638 Изобретение и творчество 475,
478 Индивид
общественный 21;
социальный 32 Индивидуальность 162,513 Индивидуальные различия (индивидуально-личностные особенности) 162,182,187,204,
Индивидуальные различия (про-долж.) 245,251,263,272,459, 461,511,515,549,615,618,631,638 Инстинкт (как форма поведения) 64,98-103, 107, 118-121,129,132;
его детерминизация 99, 100, 102,103,107;
его механизм 100,118 Инстинкт и рефлекс 101, 104, 105 Интеллект и произвольность (движения) 107,111, 112;
как общая способность 540 Интеллект как форма поведения 104,107,110,111,113-116, 118,122 Интеллекта развитие в антропогенезе 111, 127-130;
в онтогенезе 128, 318, 334;
в филогенезе 110,115,116,
127
Интеллектуальная деятельность практическая/теоретическая 114
Интеллектуальный компонент в навыке и в инстинкте 35, 102, 103,106,107,111,117 Интенция 66, 315 Интерес 36,116,146,465,467,501,
502,525 Интерес
в ходе обучения и воспитания 494,497,498, 529-531;