Файл: Основы общей психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 421

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Природа психического

Психика и деятельность

Предмет и задачи психологии как науки

ГЛАВА II. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Методика и методология

Методы психологии

Наблюдение

Экспериментальный метод

ГЛАВА III. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

История развития западной психологии

История развития психологии в СССР

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ГЛАВ IV. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Основные этапы развития поведения и психики проблема инстинкта, навыка и интеллекта

ГЛАВА V. РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Поведение низших организмов

Развитие нервной системы у животных

Образ жизни и психика

ГЛАВА VI. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Историческое развитие сознания у человека

Развитие сознания у ребенка

Развитие сознания ребенка

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА VII. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

Ощущение

Восприятие

Глава VIII. ПАМЯТЬ

ГЛАВА IX. ВООБРАЖЕНИЕ

ГЛАВА X. МЫШЛЕНИЕ

Развитие мышления ребенка

ГЛАВА XI. РЕЧЬ

Развитие речи у детей

ГЛАВА XII. ВНИМАНИЕ

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА XIII. ДЕЙСТВИЕ

ГЛАВА XIV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Труд

Игра

Учение

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА XV. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА XVI. СПОСОБНОСТИ

ГЛАВА XVII. ЭМОЦИИ

ГЛАВА XVIII. ВОЛЯ

ГЛАВА XIX. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР

Учение о темпераменте

Учение о характере

ГЛАВА XX. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

ПОСЛЕСЛОВИЕ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ТРУДА С. Л. РУБИНШТЕЙНА

СПИСОК НАУЧНЫХ ТРУДОВ С. Л. РУБИНШТЕЙНА

СПИСОК РАБОТ О С. Л. РУБИНШТЕЙНЕ

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


А

Автоматизм действия 111;

вторичный 455;

мышления 324;

навыка 318,456;

операции, действия 600;

первичный 110,454

Адаптация

световая 219;

темновая 218;

цветовая 219;

эффект контраста 205

Аккомодация 243

Активность 56

Анализ (как операция мышле­ния) 343,362,363,375,376

Антиципация (результата) 479, 481

Апперцепция 56, 59,64,66,240, 504,521

Аспект внешний (видимые формы поведения) 38, 40, 41, 46,47

Аспект внешний (видимые формы поведения, деятельно­сти) 20,21,29,30, 110

Аспект психологического иссле­дования (личностно-мотиваци-онный план) 14-16,32-35

Аспект: внутренний (психоло­гический компонент) 20-22, 25-27, 29, 96, 98-99

Ассоциации 56-57,64-65, 573-574;

и аффективные переживания 573,574;

Ассоциации (продолж.)

и процесс мышления, пред­ставления 260, 261;

по контрасту, смежности, сходству 257, 264

Аффект 36,44,318,446,447,558, 563, 579;

и дезорганизация поведения 579

Аффективный компонент, тон 37,71,72,186,187,190,191

Аффективное переживание ( приятного / неприятного ) 190

Б

Бессознательное 15-17,31, 54,55,65,66,71,72

Биологическое (как природная предпосылка развития) 90-94,116,151,456,457, 513,514,519, 520,523,524, 535-537,545,546,554,555, 560,568,569, 616-620,631

Бытие индивидуальное (роль индивидуального опыта) 72,73,95,96,104,105, 113,114,235,236,250,251, 513, 514

Бытие общественное (как социально организованный опыт) — его влияние на психику (в целом) 26, 30,31,71,85,86,90,93,94, 99, 100, 116,117, 129,130, 156,157,220,221,241,242, 277, 278, 376-378;

Бытие общественное, его влияние (продолж.) на волю 587, 588, 591-593, 601,602;

на восприятие 96-98, 172-174,210,211,220-224;

на деятельность, действие 26,30,31,437-439,443,444, 465,466,474,475,477,478;

на интеллект 112, 113;

на личность 26, 606-608, 639-642;

на мышление 97,98, 143,144,306,307,327,328, 333,334,336-339, 342,343,399,400;

на навык, моторику 107,108,453,454;

на ощущения 172-175, 183,184,190-194, 210,211;

на память 256,277-279;

на речь 96,326,327, 376-380,383,387,388, 390,391,393-396, 399, 400,403-407;

на сознание 15,17, 19,26, 30-32,90,93,94,131,132, 139-142,144-146,149, 150,376-378,444,445, 640-643;

на способности 210,211, 535, 536, 544-547;

на чувства 173, 174, 556-579;

на чувствительность 141,142,173,174,220,221;

на характер 544-546, 621,622,629-631;

на эмоции 553-557, 559, 560,569,570,585,586, 621,622

В

Вдохновение 480,481,483

Вибрато 207,571

Влечение 12-14,17,19-21, 62,63,71,72,103,104,519;

бессознательное 519-520;

сексуальное 74,523,524;

смерти 74, 523;

«Я». 523

Влечение как форма проявления

потребности 116, 518-520

Влечения осознание 14-16, 19,20,523,524,588;

предметность 14-16, 19, 20, 588;

удовлетворение 523

Влечения: как побудитель деятельности 73, 74;


их роль в развитии личности 489,490, 492-494

ВНД - учение о ВНД 98, 137-139

Внешние воздействия (раздраже­ния)/внутренние причины (внутренние условия) 31,32, 60,65,66,102,120-122,175,176

Внимание: его исследования 62,63,80;

произвольное/непроизволь­ное 79,80,474,512

Возраст, проблема периодизации 159, 509

Волевое действие 164, 445-447, 587,597;

его фазы 594-596,598-600;

и его структура 445-447, 587,594-597,601,602;

и инстинктивное 163-165;

и намерение 596, 600-602;

как целенаправленное 446,

587-590,594-596,600,602

Волевой акт: и процесс принятия решений 587, 590-594, 596-599;

и осознание 588,589, 591,592,594,603

Волевые качества личности 596, 597, 606,629

Воля 54,55,164,448,449,596;

ее расстройства (абулия, апраксия, афазия) 590, 602-604;

ее формирование 152, 153, 474,587,591,592,596,597, 607-612;

и влечение 588-592,595;

и потребность 588-591,595, 602

Воображение как преобразующее отображение действительности 163,274,291,292,295,296, 489,490,493;

Воображение как преобразующее отображение действительности (продолж.) абстрактное / конкретное 299;

виды (по видам деятельно­сти): конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное, живописное 297;

виды: репродуктивное/ творческое 295, 296, 299-301,476,477,576;

воображения техника 304-307;

и личность 307, 489;

и научное творчество, изобре­тательство 297,300,301, 476;

и художественное творчество 296-299,482,483

Воспитание (педагогический процесс) 38,51,585,586

Воспоминание (как образ, отнесенный к прошлому) 281-284

Воспоминание: и опорные точки 282;

произвольное/непроизволь­ное 290

Восприятие как форма отраже­ния величины 229,245;

величины, освещенности, восприятия иллюзии 229-231,245,249;

времени 163, 249;

временной длительности 250-254;

временной последователь­ности 250, 253;

гармонии 206,213,228;

глубины 242-245;

движения 247;

его механизм 243;

его направления 207,240, 243,245;

его отдаленности, расстояния 240,243;

зрительное 29, 97,224-226;

и действие 226, 227;

Восприятие как форма отраже­ния (продолж.) и мышление, речь 178, 200, 227,228, 236-238;

и различные ощущения 241;

историчность (как предпо­сылка и продукт обще­ственной практики) 238,

категориальность 237;

константность (практическое значение) 233,237,245;

монокулярное/бинокулярное 218, 243;

музыки 202,206,207,211,228

нарушения 235-238, 240,251;

осмысленность 234;

предметность 123, 166,225, 234;

пространства 240;

речи 202,211;

светлоты, цвета, формы 224, 225,229,245;

структурность 233, 249;

фактуры 184,218;

«фигура—фон» 233, 249;

формы 245;

цвета 215-224,233;

целостность 231, 232

Восприятие как единство чув­ственного и смыслового 232,234;


единство знания и пережива­ния 238,252,253;

форма познания действи­тельности 234,238,239

Воспроизведение (как сознатель­ная реконструкция прошлого) 29,167,170,173,223,257,258, 265,267;

и мышление, смысловая упорядочнность 269,281,

288, 290,396;

и эмоциональное торможение

287,289;

как единство знания и

переживания 257;

непроизвольное 258, 278,

279,287;

произвольное 292

Врожденность и наследствен­ность 103,156,536 Вытеснение 74

Г

Гештальт-качество 75 Гипноз 605 Глазомер плоскостный/глубин­ный 245 Голод — его отражение в форме

переживания, ощущения,

чувства 14,184, 186, 188, 189,

191,192

Д

Движение 13, 22, 27, 35, 54, 87, 126,130,446;

виды 450;

выразительное 62, 566, 615;

произвольное / непроизволь­ное (импульсивное) 446-450,454,455;

семантическое 450 Движения развитие (орудийная детерминация) 130, 444, 447;

построение 451;

свойства 447, 449 Действие 443;

аффективное 168, 174, 445- 447,587,594, 606-608;

внешнее 443;

внутреннее 443, 568;

неосознанное/сознательное 22,443,455,456,461,462;

практическое (трудовое)

443

Действие и навык 111, 454 Действия побуждение 443-445;

исторический характер (связь с общественной практикой) 443;

целенаправленный характер

168,443,454 Действия виды 445-447;

волевое (как осознание цели) 445-447;

импульсивное 445-447;

инстинктивные 103;

рефлекторные 445 Детерминация психического 25, 97;

Детерминация психического (продолж.) биологическая 90-94, 102, 448;

социальная 90, 96,97, 116,117,156,173,174, 376,377,393,404-407, 444,445, 452,468,529,545 Деятельность и активность (субъекта):

в конкретных условиях 38, 86;

как действенная связь между человеком и миром 32;

как поведение 66-68;

как совокупность реакций

67

Деятельность, внешние условия и внутренняя сущность ее 19-23,27,28,30-32,38,55,56, 65,435,437;

познавательная, мыслитель­ная (как аспект деятельно­сти практической) 13,34, 35,36;

практическая / теоретическая 34;

мозга, органа 25, 33, 137, 138;

субъекта (человека как субъекта) 32,33,77,86, 87;

трудовая 18, 28, 34,35,70," 133-135,149,434;

учебная 34 Деятельность, виды ее 34;

и ведущая деятельность (тип отношения к окружающей действительности) 156;

на разных этапах онтогенеза

472

Деятельность, предметный характер ее 70;


мотив 465-469;

побуждение 467-469;

психологический компонент 22;

струкутура 466;

условия 466,467;

целеустремленность 466-470;

цель 466

Деятельность, продукт, результат ее 33;

процессуальный план 34 Динамическая тенденция 17,21,

518,519,528 Диспаратность 242 Диффузная репродукция 269 Долг, должное 439 Дуализм 25, 40,87;

картезианский 24;

психики и деятельности 70;

сознания и внешнего мира 70;

разрыв души и тела 26;

разрыв мышления и ощуще­ния, абстрактного и чув­ственного 66;

разрыв психического и физического (сознания и деятельности) 25

Е

Единица (клеточка):

анализа психологического

163,164;

восприятия времени 252;

деятельности 164;

жизнедеятельности 163;

ощущения 178, 179;

психики 163;

психического 37;

психофизики 180 Единство (связь)

аффекта и интеллекта 37;

внешнего и внутреннего

(бытия) 22;

логического и чувственного

235;

мозга (материального

субстрата) и психики 97;

мышления и речи 381;

навыка/инстинкта/

интеллекта 117;

обучения и развития 151;

общественно и личностно

значимого 441;

организма и среды (субъекта

и действительности) 98;

переживания и знания 14;

психического и физического

40;

психофизическое 25;

сенсорики и моторики 163;

Единство (продолж.)

сознания и действительности

24;

сознания и деятельности

24;

сознания и поведения 31;

сознания и языка 80;

строения и функции 26;

субъективного и

объективного 26

Ж

Жажда — ее отражение в форме переживания, ощущения, чувства 184, 189 Желание и воля 588, 589 Жизнь:

жизненный путь (история) 12, 156,162,240,256,465,549,572, 617,619,630,632,636,641;

жизни формы (биологиче­ские/исторические) 28;

образ жизни и его роль в развитии психики 27

3

Забывание 283;

избирательный характер 290;

как функция времени 283;

кривая забывания 283— 285,287;

осмысленного материала

284 Задатки (как врожденные

предпосылки развития способ­ностей) 147, 154, 535, 548 Задача 21,28;

ее решение 311,316,443, 447,457;

требования и условия 377,

378,443 Закон, закономерность 39,41,62;

ассоциации 81,266;

биогенетический 156;

Вебера—Фехнера 181, 182, 204;

возраста ассоциаций (повто­рения) 276;

выработки навыка 112;

готовности 112;

его ограничения 181;

перемещения положитель­ных эмоций 561;

Закон, закономерность (продолж.) смешения цветов 217;

упражнения 112;

эмоционально детерминиро­ванной оценки времени 251 Запоминание:


опосредованное 268;

организованное 273;

произвольное/непроизволь­ное 34,35,273,290 Запоминания продуктивность 273,506;

и направленность личности 270,272;

и речевая форма 266, 267, 280,285,286;

и смысловые связи 284;

и структурное целое 269;

и установка 270 - 273, 275;

и цель действия (незакончен­ное действие) 273-275;

и эмоции 271 роль повторения 275;

роль понимания 265, 275,

288,506,507 Заучивание:

в целом/по частям 276;

комбинированное 276 Звука восприятие 185;

высота (качество звука, светлость, собственно высота) 203, 205,206;

локализация 207;

свойства: громкость, высота,

тембр 203, 205,206 Звуковые волны 202;

амплитуда колебания и сила звука 202, 203;

периодичность колебаний и шумы 203;

форма колебаний и тембр

206 Знак 99;

и значение 383, 386 Значение и слово: их соотноше­ние 362,384,385;

и смысл 319, 382, 383, 385, 386

Значение слова как обобщенное отражение предметного содержания 319,371,382,383

Значение предметное (предмет­ный контекст) 14, 17, 199, 227, 235,386,390

Значимое для человека (события внутренней жизни) 17, 21, 238, 439,440,444,520,527,533,590, 591;

общественно 21,439,500, 519,531,590,591,593

Зона ближайшего развития 148-150

И

Игра (как вид деятельности) ее содержание и особенности 486,488,491,492,494;

игровая роль 490, 494;

игровой предмет 485,488, 489;

игровые действия 489, 492-494;

игровые эмоции 561 Игра

и деятельность 62, 63, 69, 467,469,485,486;

и инстинкт 491;

и труд 486,491,493,494 Игры развитие (в онтогенезе) 494,495;

значение для развития

личности 490,492 - 495 Игры теории 486, 490 - 492 Идеал (как совокупность норм поведения) 521, 531,532;

и его формирование 532 Избирательность (как принцип взаимодействия организма со средой) 15-17,96,121,602, 617,624,626,628,638 Изобретение и творчество 475,

478 Индивид

общественный 21;

социальный 32 Индивидуальность 162,513 Индивидуальные различия (ин­дивидуально-личностные осо­бенности) 162,182,187,204,

Индивидуальные различия (про-долж.) 245,251,263,272,459, 461,511,515,549,615,618,631,638 Инстинкт (как форма поведе­ния) 64,98-103, 107, 118-121,129,132;

его детерминизация 99, 100, 102,103,107;

его механизм 100,118 Инстинкт и рефлекс 101, 104, 105 Интеллект и произвольность (движения) 107,111, 112;

как общая способность 540 Интеллект как форма поведения 104,107,110,111,113-116, 118,122 Интеллекта развитие в антропогенезе 111, 127-130;

в онтогенезе 128, 318, 334;

в филогенезе 110,115,116,

127

Интеллектуальная деятельность практическая/теоретическая 114

Интеллектуальный компонент в навыке и в инстинкте 35, 102, 103,106,107,111,117 Интенция 66, 315 Интерес 36,116,146,465,467,501,

502,525 Интерес

в ходе обучения и воспита­ния 494,497,498, 529-531;