Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 298
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 4. Характер эмоционального отношения ребенка к родителю
Виды привязанности
Проблема формирования положительного аффективного отношения ре- бенка к близкому взрослому (родителям) является одной из наиболее ак- туальных в психологии развития и психологии личности (3. Фрейд,
Э. Эриксон, К. Хорни, Дж. Боулби, М. Эйнсворт, А. Валлон, Л.С. Выгот- ский, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин). В отечественной психологии пробле- ма формирования первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте — подверглась всестороннему изучению. Было до- казано, что она связана с эмоционально-позитивным переживанием ребен- ка и основана на удовлетворении близким взрослым потребности ребенка в новых впечатлениях, а механизмом ее формирования является опережа- ющая инициатива взрослого, создающего зону ближайшего развития ре- бенка [Лисина, 1986].
В зарубежной психологии проблема формирования аффективного отно- шения к близкому взрослому (матери и отцу) связывалась с удовлетворени- ем врожденного сексуального влечения (3. Фрейд), с формированием чувст- ва базового доверия к миру (Э. Эриксон), с удовлетворением взрослым потребности ребенка в чувстве безопасности (К. Хорни). Последний тезис —
о роли взрослого в обеспечении защиты, безопасности и протекции — был принят как основополагающий постулат концепции привязанности Дж. Бо- улби, в рамках которой дано теоретическое объяснение механизмов форми- рования эмоционально-позитивного отношения ребенка ко взрослому.
Боулби, основываясь на эволюционной и этологической теориях, рас- сматривал привязанность как модель поведения, обеспечивающую дости- жение и сохранение контактов с близким взрослым, удовлетворяющим по- требность ребенка в безопасности, а поведение привязанности — как кибернетическую систему с контролем и обратной связью, считая, что ре- бенок активен в поиске близости со значимой фигурой взрослого. Лишь ус- тановление ребенком необходимой близости и удовлетворение потребнос- ти в безопасности открывает возможность для его познавательной активности и исследования ситуации. Фундаментальным тезисом теории привязанности является предположение об интернализации ребенком «ра- бочей модели» образа значимого взрослого, которая приобретает ориенти-
§ 4. Характер эмоционального отношения ребенка к родителю 141
рующее значение и, выделяя родителя, придает контакту с ним исключи- тельное для ребенка значение.
Сенситивным периодом для формирования привязанности является пер- вый год жизни ребенка. Примерно в 6—10 месяцев, в связи со становлением первой формы «сохранения объекта», у ребенка возникает избирательность в отношении взрослых, происходит объективирование фигуры родителя как предмета привязанности. Если до 12 месяцев привязанность оказывается не- сформированной, то психическое развитие ребенка нарушается.
Можно выделить следующие этапы формирования привязанности:
•0—6 месяцев — начало реализации потребности в контакте и близости со взрослым, необходимых для выживания ребенка, в форме поведенчес- кой модели привязанности;
•6—12 месяцев — на основе формирования «сохранения объекта» со- хранение образа матери как объекта поведенческой модели привязанности.
Начало отделения своих от чужих. На чужих взрослых у ребенка 6—7 ме- сяцев возникает реакция страха. Интернализация образа матери и четкое выделение фигур привязанности;
•до 2 (3) лет — возникновение и развитие реакции на сепарацию и раз- луку с матерью. Сепарация в этом возрасте выступает как фактор риска,
провоцирующий развитие невротической потребности в любви. Формиро- вание определенного вида привязанности, обусловленного особенностями материнского поведения и историей развития ребенка (наличием случаев сепарации).
М. Эйнсворт разработала и операционализировала диагностическую процедуру, направленную на выявление типа привязанности. Значимость определения типа привязанности обусловлена тем, что на развитие само- оценки и самопринятия, тревожности и склонности к фобиям, познава- тельное развитие ребенка оказывают влияние различные типы привязан- ности. В экспериментах Эйнсворт были выделены три основных типа привязанности: надёжная (безопасная) привязанность и две тревожных —
тревожно-избегающая и тревожно-амбивалентная (протестующая) привя- занности. Позднее эти виды привязанности были дополнены тревожно- дезорганизованным типом. Критериями выделения типов привязанности в исследовании Эйнсворт стали особенности эмоциональной связи ребе- нок—взрослый, характер взаимодействия и близость контактов ребенка со значимым взрослым, особенности реагирования на сепарацию и воссоеди- нение с близким взрослым и особенности познавательной активности ре- бенка. Соответственно названным критериям можно дать следующую ха- рактеристику типам привязанности ребенка.
Надежная привязанность полностью удовлетворяет потребность ребен- ка в безопасности, характеризуется высокой степенью позитивного эмоци- онального взаимопринятия, близостью и интенсивностью взаимодействия,
реакцией дистресса на сепарацию и положительной эмоциональной реак-
142 Глава 3. Детско-родительские отношения цией на воссоединение, высокой степенью познавательной активности ре- бенка.
Тревожно-амбивалентная (протестующая) привязанность характеризу- ется неуверенностью ребенка в получении помощи и поддержке со сторо- ны взрослого, тревожностью как основной характеристикой эмоциональ- ной связи, поведенческой стратегией поиска контакта и близости со взрослым, реакцией выраженного дистресса на отделение от взрослого и амбивалентным реагированием (радостью и гневом) на воссоединение с объектом привязанности, реакцией резкого снижения познавательной ак- тивности в угрожающей ситуации, т.е. в ситуации разлуки с близким взрос- лым. Реакции протеста на разлуку со взрослым ярко выражены либо в фор- ме «мнимой смерти», либо импульсивно-агрессивного поведения.
При тревожно-избегающем типе привязанности, как и в предшествую- щем случае, главной характеристикой эмоциональной связи будет тревож- ность. Ребенок склонен к ожиданию отвержения со стороны взрослого, к уверенности в отсутствии помощи со стороны взрослого. В силу всего это- го ребенок предпочитает стратегию избегания взрослого, что находит отра- жение в особенностях его реагирования на сепарацию и воссоединение со взрослым. При воссоединении ребенок демонстрирует избегание или от- вержение взрослого. Познавательная активность ребенка также оказывает- ся ограниченной стратегией избегания.
Тревожно-дезорганизованный тип привязанности отличается восприя- тием ребенком мира как враждебного и угрожающего. Страх вызывает и близкий взрослый, и предметная ситуация. Доминирование тревоги и стра- ха вызывает дезорганизацию, непредсказуемость и хаотичность поведения ребенка.
Наконец, самым неблагоприятным вариантом развития привязанности может стать ее отсутствие. Несформированность привязанности может быть обусловлена либо изначальным упущением сенситивного периода, либо быть результатом необратимого повреждения привязанности. Например, повреж- дение привязанности может произойти при длительной сепарации ребенка раннего возраста (до трех лет) с матерью или другим близким взрослым, вы- ступающим объектом привязанности, если ранее была сформирована привя- занность тревожного типа. Мера деструктивного влияния сепарации на привя- занность, по мнению Боулби, определяется влиянием следующих факторов:
характером эмоциональной связи с близким взрослым и опытом взаимодейст- вия с ним ребенка до сепарации (типом сформированной ранее привязаннос- ти); индивидуально-типологическими и личностными особенностями самого ребенка, в частности его темпераментом; возможностью компенсации дефици- та общения с близким взрослым, т.е. возможностью взрослых, опекающих ре- бенка, заменить мать в период сепарации.
В ряде исследований было показано, что ненадежная привязанность ве- дет к нарушениям развития Я, низкой самооценке и самопринятию, высо-
§ 4. Характер эмоционального отношения ребенка к родителю 143
кой эмоциональной неустойчивости, страхам, высокой тревожности, де- прессии, росту делинквентности поведения [Bowlby, 1988; Ainsworth, 1982;
Crittenden, 2000]. Таким образом, особое значение приобретает вопрос об условиях формирования надежной безопасной привязанности.
Привязанность формируется в диадическом отношении ребенка с близ- ким взрослым, обеспечивающим первому заботу, протекцию и безопас- ность. Тип привязанности в значительной мере определяется базовыми ха- рактеристиками матери или другого близкого взрослого, проявляющимися в общении и совместной деятельности с ребенком. Такими базовыми каче- ствами матери, обусловливающими формирование надежной привязанно- сти, являются:
• эмоциональное принятие ребенка и способность коммуницировать его в действии (любовь и уважение личности ребенка);
•чувствительность, сенситивность к поведению ребенка; способность выделять те особенности его поведения, которые сигнализируют о его по- требностях, нуждах и желаниях;
• понимание состояния ребенка и причин этого состояния, адекватный когнитивный образ ребенка;
респонсивность в отношении потребностей ребенка, отзывчивость ма- тери как умение адекватно реагировать на состояние и нужды ребенка;
• постоянство, последовательность, непротиворечивость поведения ма- тери, обеспечивающая ребенку возможность ориентироваться в поведении матери и адекватно отвечать на него;
• высокий уровень субъектности общения: субъектная ориентация матери на ребенка, а не отношение к нему как к объекту ухода и манипуляций. Постро- ение материнского поведения и взаимодействия с ребенком с учетом его актив- ности и потенциальных возможностей. Примером такой субъектности может служить различное поведение матери в отношении близнецов, учитывающее их индивидуально-личностные особенности [Crittenden, 2000].
Исследование качеств матери, необходимых для формирования надеж- ной безопасной привязанности и развития предметной деятельности ребен- ка, обнаружило некоторые закономерности [Попцова, 1994]. Так, нарушения респонсивности (гипертрофированная или недостаточная отзывчивость) и низкая субъектность общения даже при условии высокой степени эмоцио- нального принятия ребенка матерью приводят к замедлению темпа психиче- ского развития ребенка, а низкая степень эмоционального принятия и отзыв- чивости матери в сочетании с субъектно-ориентированным общением — к отставанию ребенка в развитии.
Броуди выделяет четыре типа установок матери в отношении воспита- ния, определяющих модели ее взаимодействия с ребенком.
1. Легкое приспособление матери к потребностям и поведению ребенка.
Мать адекватно и легко меняет свои воспитательные методы в соответст- вии с новыми ситуациями и новыми возможностями ребенка, хорошо по-
144 Глава 3.
отношения нимает его потребности; для нее характерен положительно-эмоциональ- ный тон общения и взаимодействия с ребенком. Девизом таких матерей яв- ляется «Воспитание — это радость в жизни».
2. Сознательное целенаправленное приспособление матери к поведе- нию ребенка, требующее мобилизации всех ее сил. Высокая тревожность,
связанная с ее опасениями оказаться недостаточно эффективной и компе- тентной матерью. «Воспитание ребенка
1
— это большая ответственность».
3. Материнская установка определяется прежде всего чувством долга и ответственности. Уровень эмоционального принятия ребенка достаточно низкий. Характерно отношение матери к воспитанию как к тяжелой рабо- те, которую необходимо выполнить несмотря ни на что. «Воспитание — это мой крест и мой долг».
4. Поведение матери неадекватно потребностям ребенка. Причинами та- кой неадекватности являются низкий уровень сенситивности и понимания ребенка матерью и, соответственно, низкий уровень респонсивности и от- зывчивости. Часто наблюдается изменение эмоционального отношения к ребенку от положительно-эмоционального в сторону амбивалентного, и да- же отвержения ребенка. Воспитание для таких матерей — тяжелая кара,
представляющаяся явно незаслуженным наказанием! К этой группе можно отнести матерей, которые предпочитают общение лишь с одной возрастной группой детей, например любящих детей и испытывающих к ним нежность,
лишь пока они маленькие. Как правило, в этом последнем случае формиру- ется ненадежная, избегающая или дезорганизованная привязанность.
Исследования показали, что типы привязанности развиваются на протя- жении всего жизненного цикла, основываясь на модели привязанности, сфор- мировавшейся в раннем детстве, и новых видах психической и поведенческой компетентности [Bowlby, 1988; Attachment in Adults, 1996]. Так, исследование связи между типом привязанности у взрослых и характером супружеского взаимодействия обнаружило ее значимость. Выяснилось, что супружеские пары, характеризующиеся безопасной привязанностью для обоих супругов,
легче переживают вынужденную разлуку и сепарацию и обнаруживают более высокий уровень субъективной удовлетворенности браком, чем пары, в кото- рых хотя бы у одного из супругов диагностируется тревожный тип привязан- ности. Интересные тендерные различия были выявлены в работе Д. Кона [см.:
Attachment in Adults, 1996]. Так, если для мужей с безопасной привязаннос- тью характерен более низкий уровень конфликтности в семейных отношени- ях и более эффективное общение, чем для мужей с тревожным типом привя- занности, то для жен такой закономерности выявлено не было.
П. Криттенден [2000] изучала развитие привязанности в контексте за- щитных стратегий личности в дошкольном, младшем школьном и подрост- ковом возрастах. Вслед за Боулби автор исходит из представления о том,
что с возрастом ребенок становится все более активным участником взаи- модействия с близким взрослым, защитные стратегии его поведения все
Виды привязанности
Проблема формирования положительного аффективного отношения ре- бенка к близкому взрослому (родителям) является одной из наиболее ак- туальных в психологии развития и психологии личности (3. Фрейд,
Э. Эриксон, К. Хорни, Дж. Боулби, М. Эйнсворт, А. Валлон, Л.С. Выгот- ский, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин). В отечественной психологии пробле- ма формирования первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте — подверглась всестороннему изучению. Было до- казано, что она связана с эмоционально-позитивным переживанием ребен- ка и основана на удовлетворении близким взрослым потребности ребенка в новых впечатлениях, а механизмом ее формирования является опережа- ющая инициатива взрослого, создающего зону ближайшего развития ре- бенка [Лисина, 1986].
В зарубежной психологии проблема формирования аффективного отно- шения к близкому взрослому (матери и отцу) связывалась с удовлетворени- ем врожденного сексуального влечения (3. Фрейд), с формированием чувст- ва базового доверия к миру (Э. Эриксон), с удовлетворением взрослым потребности ребенка в чувстве безопасности (К. Хорни). Последний тезис —
о роли взрослого в обеспечении защиты, безопасности и протекции — был принят как основополагающий постулат концепции привязанности Дж. Бо- улби, в рамках которой дано теоретическое объяснение механизмов форми- рования эмоционально-позитивного отношения ребенка ко взрослому.
Боулби, основываясь на эволюционной и этологической теориях, рас- сматривал привязанность как модель поведения, обеспечивающую дости- жение и сохранение контактов с близким взрослым, удовлетворяющим по- требность ребенка в безопасности, а поведение привязанности — как кибернетическую систему с контролем и обратной связью, считая, что ре- бенок активен в поиске близости со значимой фигурой взрослого. Лишь ус- тановление ребенком необходимой близости и удовлетворение потребнос- ти в безопасности открывает возможность для его познавательной активности и исследования ситуации. Фундаментальным тезисом теории привязанности является предположение об интернализации ребенком «ра- бочей модели» образа значимого взрослого, которая приобретает ориенти-
§ 4. Характер эмоционального отношения ребенка к родителю 141
рующее значение и, выделяя родителя, придает контакту с ним исключи- тельное для ребенка значение.
Сенситивным периодом для формирования привязанности является пер- вый год жизни ребенка. Примерно в 6—10 месяцев, в связи со становлением первой формы «сохранения объекта», у ребенка возникает избирательность в отношении взрослых, происходит объективирование фигуры родителя как предмета привязанности. Если до 12 месяцев привязанность оказывается не- сформированной, то психическое развитие ребенка нарушается.
Можно выделить следующие этапы формирования привязанности:
•0—6 месяцев — начало реализации потребности в контакте и близости со взрослым, необходимых для выживания ребенка, в форме поведенчес- кой модели привязанности;
•6—12 месяцев — на основе формирования «сохранения объекта» со- хранение образа матери как объекта поведенческой модели привязанности.
Начало отделения своих от чужих. На чужих взрослых у ребенка 6—7 ме- сяцев возникает реакция страха. Интернализация образа матери и четкое выделение фигур привязанности;
•до 2 (3) лет — возникновение и развитие реакции на сепарацию и раз- луку с матерью. Сепарация в этом возрасте выступает как фактор риска,
провоцирующий развитие невротической потребности в любви. Формиро- вание определенного вида привязанности, обусловленного особенностями материнского поведения и историей развития ребенка (наличием случаев сепарации).
М. Эйнсворт разработала и операционализировала диагностическую процедуру, направленную на выявление типа привязанности. Значимость определения типа привязанности обусловлена тем, что на развитие само- оценки и самопринятия, тревожности и склонности к фобиям, познава- тельное развитие ребенка оказывают влияние различные типы привязан- ности. В экспериментах Эйнсворт были выделены три основных типа привязанности: надёжная (безопасная) привязанность и две тревожных —
тревожно-избегающая и тревожно-амбивалентная (протестующая) привя- занности. Позднее эти виды привязанности были дополнены тревожно- дезорганизованным типом. Критериями выделения типов привязанности в исследовании Эйнсворт стали особенности эмоциональной связи ребе- нок—взрослый, характер взаимодействия и близость контактов ребенка со значимым взрослым, особенности реагирования на сепарацию и воссоеди- нение с близким взрослым и особенности познавательной активности ре- бенка. Соответственно названным критериям можно дать следующую ха- рактеристику типам привязанности ребенка.
Надежная привязанность полностью удовлетворяет потребность ребен- ка в безопасности, характеризуется высокой степенью позитивного эмоци- онального взаимопринятия, близостью и интенсивностью взаимодействия,
реакцией дистресса на сепарацию и положительной эмоциональной реак-
142 Глава 3. Детско-родительские отношения цией на воссоединение, высокой степенью познавательной активности ре- бенка.
Тревожно-амбивалентная (протестующая) привязанность характеризу- ется неуверенностью ребенка в получении помощи и поддержке со сторо- ны взрослого, тревожностью как основной характеристикой эмоциональ- ной связи, поведенческой стратегией поиска контакта и близости со взрослым, реакцией выраженного дистресса на отделение от взрослого и амбивалентным реагированием (радостью и гневом) на воссоединение с объектом привязанности, реакцией резкого снижения познавательной ак- тивности в угрожающей ситуации, т.е. в ситуации разлуки с близким взрос- лым. Реакции протеста на разлуку со взрослым ярко выражены либо в фор- ме «мнимой смерти», либо импульсивно-агрессивного поведения.
При тревожно-избегающем типе привязанности, как и в предшествую- щем случае, главной характеристикой эмоциональной связи будет тревож- ность. Ребенок склонен к ожиданию отвержения со стороны взрослого, к уверенности в отсутствии помощи со стороны взрослого. В силу всего это- го ребенок предпочитает стратегию избегания взрослого, что находит отра- жение в особенностях его реагирования на сепарацию и воссоединение со взрослым. При воссоединении ребенок демонстрирует избегание или от- вержение взрослого. Познавательная активность ребенка также оказывает- ся ограниченной стратегией избегания.
Тревожно-дезорганизованный тип привязанности отличается восприя- тием ребенком мира как враждебного и угрожающего. Страх вызывает и близкий взрослый, и предметная ситуация. Доминирование тревоги и стра- ха вызывает дезорганизацию, непредсказуемость и хаотичность поведения ребенка.
Наконец, самым неблагоприятным вариантом развития привязанности может стать ее отсутствие. Несформированность привязанности может быть обусловлена либо изначальным упущением сенситивного периода, либо быть результатом необратимого повреждения привязанности. Например, повреж- дение привязанности может произойти при длительной сепарации ребенка раннего возраста (до трех лет) с матерью или другим близким взрослым, вы- ступающим объектом привязанности, если ранее была сформирована привя- занность тревожного типа. Мера деструктивного влияния сепарации на привя- занность, по мнению Боулби, определяется влиянием следующих факторов:
характером эмоциональной связи с близким взрослым и опытом взаимодейст- вия с ним ребенка до сепарации (типом сформированной ранее привязаннос- ти); индивидуально-типологическими и личностными особенностями самого ребенка, в частности его темпераментом; возможностью компенсации дефици- та общения с близким взрослым, т.е. возможностью взрослых, опекающих ре- бенка, заменить мать в период сепарации.
В ряде исследований было показано, что ненадежная привязанность ве- дет к нарушениям развития Я, низкой самооценке и самопринятию, высо-
§ 4. Характер эмоционального отношения ребенка к родителю 143
кой эмоциональной неустойчивости, страхам, высокой тревожности, де- прессии, росту делинквентности поведения [Bowlby, 1988; Ainsworth, 1982;
Crittenden, 2000]. Таким образом, особое значение приобретает вопрос об условиях формирования надежной безопасной привязанности.
Привязанность формируется в диадическом отношении ребенка с близ- ким взрослым, обеспечивающим первому заботу, протекцию и безопас- ность. Тип привязанности в значительной мере определяется базовыми ха- рактеристиками матери или другого близкого взрослого, проявляющимися в общении и совместной деятельности с ребенком. Такими базовыми каче- ствами матери, обусловливающими формирование надежной привязанно- сти, являются:
• эмоциональное принятие ребенка и способность коммуницировать его в действии (любовь и уважение личности ребенка);
•чувствительность, сенситивность к поведению ребенка; способность выделять те особенности его поведения, которые сигнализируют о его по- требностях, нуждах и желаниях;
• понимание состояния ребенка и причин этого состояния, адекватный когнитивный образ ребенка;
респонсивность в отношении потребностей ребенка, отзывчивость ма- тери как умение адекватно реагировать на состояние и нужды ребенка;
• постоянство, последовательность, непротиворечивость поведения ма- тери, обеспечивающая ребенку возможность ориентироваться в поведении матери и адекватно отвечать на него;
• высокий уровень субъектности общения: субъектная ориентация матери на ребенка, а не отношение к нему как к объекту ухода и манипуляций. Постро- ение материнского поведения и взаимодействия с ребенком с учетом его актив- ности и потенциальных возможностей. Примером такой субъектности может служить различное поведение матери в отношении близнецов, учитывающее их индивидуально-личностные особенности [Crittenden, 2000].
Исследование качеств матери, необходимых для формирования надеж- ной безопасной привязанности и развития предметной деятельности ребен- ка, обнаружило некоторые закономерности [Попцова, 1994]. Так, нарушения респонсивности (гипертрофированная или недостаточная отзывчивость) и низкая субъектность общения даже при условии высокой степени эмоцио- нального принятия ребенка матерью приводят к замедлению темпа психиче- ского развития ребенка, а низкая степень эмоционального принятия и отзыв- чивости матери в сочетании с субъектно-ориентированным общением — к отставанию ребенка в развитии.
Броуди выделяет четыре типа установок матери в отношении воспита- ния, определяющих модели ее взаимодействия с ребенком.
1. Легкое приспособление матери к потребностям и поведению ребенка.
Мать адекватно и легко меняет свои воспитательные методы в соответст- вии с новыми ситуациями и новыми возможностями ребенка, хорошо по-
144 Глава 3.
отношения нимает его потребности; для нее характерен положительно-эмоциональ- ный тон общения и взаимодействия с ребенком. Девизом таких матерей яв- ляется «Воспитание — это радость в жизни».
2. Сознательное целенаправленное приспособление матери к поведе- нию ребенка, требующее мобилизации всех ее сил. Высокая тревожность,
связанная с ее опасениями оказаться недостаточно эффективной и компе- тентной матерью. «Воспитание ребенка
1
— это большая ответственность».
3. Материнская установка определяется прежде всего чувством долга и ответственности. Уровень эмоционального принятия ребенка достаточно низкий. Характерно отношение матери к воспитанию как к тяжелой рабо- те, которую необходимо выполнить несмотря ни на что. «Воспитание — это мой крест и мой долг».
4. Поведение матери неадекватно потребностям ребенка. Причинами та- кой неадекватности являются низкий уровень сенситивности и понимания ребенка матерью и, соответственно, низкий уровень респонсивности и от- зывчивости. Часто наблюдается изменение эмоционального отношения к ребенку от положительно-эмоционального в сторону амбивалентного, и да- же отвержения ребенка. Воспитание для таких матерей — тяжелая кара,
представляющаяся явно незаслуженным наказанием! К этой группе можно отнести матерей, которые предпочитают общение лишь с одной возрастной группой детей, например любящих детей и испытывающих к ним нежность,
лишь пока они маленькие. Как правило, в этом последнем случае формиру- ется ненадежная, избегающая или дезорганизованная привязанность.
Исследования показали, что типы привязанности развиваются на протя- жении всего жизненного цикла, основываясь на модели привязанности, сфор- мировавшейся в раннем детстве, и новых видах психической и поведенческой компетентности [Bowlby, 1988; Attachment in Adults, 1996]. Так, исследование связи между типом привязанности у взрослых и характером супружеского взаимодействия обнаружило ее значимость. Выяснилось, что супружеские пары, характеризующиеся безопасной привязанностью для обоих супругов,
легче переживают вынужденную разлуку и сепарацию и обнаруживают более высокий уровень субъективной удовлетворенности браком, чем пары, в кото- рых хотя бы у одного из супругов диагностируется тревожный тип привязан- ности. Интересные тендерные различия были выявлены в работе Д. Кона [см.:
Attachment in Adults, 1996]. Так, если для мужей с безопасной привязаннос- тью характерен более низкий уровень конфликтности в семейных отношени- ях и более эффективное общение, чем для мужей с тревожным типом привя- занности, то для жен такой закономерности выявлено не было.
П. Криттенден [2000] изучала развитие привязанности в контексте за- щитных стратегий личности в дошкольном, младшем школьном и подрост- ковом возрастах. Вслед за Боулби автор исходит из представления о том,
что с возрастом ребенок становится все более активным участником взаи- модействия с близким взрослым, защитные стратегии его поведения все