Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 302
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 4. Характер эмоционального отношения ребенка к родителю 145
более опосредуются складывающимся у него умственным образом диади- ческого отношения ребенок — взрослый. Выбор стратегии переработки опыта общения и построения защитного поведения — когнитивной или аф- фективной — определяет дальнейшее развитие привязанности.
Надежная привязанность, основанная на чувстве безопасности, с возра- стом находит выражение во все более широком спектре форм поведения,
реализуемых ребенком в отношении близкого взрослого, (родителя). На- дежная, безопасная привязанность реализуется в детско-родительских от- ношениях, основывающихся на взаимоуважении партнеров, взаимопони- мании и эмоциональном принятии. В совместной деятельности и общении наблюдаются хороший уровень кооперации, высокая степень автономии и эмоциональной дифференциации ребенка.
Сдержанная привязанность также основана на чувстве безопасности, но носит более дистантный характер. Ребенок кажется самостоятельнее, чем в предшествующем случае, реальная интенсивность и плотность детско-ро- дительского взаимодействия гораздо ниже. За дистантностью взаимодей- ствия скрыта осторожность ребенка, его опасения стать объектом отрица- тельной оценки взрослого, потерять любовь и привязанность. Ребенок очень чувствителен к оценкам взрослого, особенно негативным, и к наказа- нию. Родительское отношение воспринимается ребенком скорее по типу отцовской любви, т.е. любви, обусловленной выполнением требований,
обязательств, любви, которую надо заслужить. Сдержанная привязанность является типом переходным от надежной привязанности к избегающей.
Реактивный тип привязанности занимает промежуточное место между привязанностью надежной и амбивалентной, характеризуется очень высо- кой степенью эмоциональной насыщенности отношений и лабильностью,
неустойчивостью эмоциональных состояний. Ребенок постоянно ждет от родителя подтверждения любви, очень чувствителен к поощрениям, испы- тывает повышенную потребность в ласке и одобрении.
Дети с избегающим типом привязанности, используя когнитивные за- щитно-отклоняющие стратегии для предупреждения возможного невнима- ния, отвержения и обвинения со стороны родителей, реализуют такие фор- мы поведения, как игнорирование, отрицание, изоляция, компульсивное
(навязчивое) послушание, услужливость. Формируется личностный тип так называемого «послушного ребенка» — конформный, уступчивый, ти- хий. Четыре вида привязанности — социально-уступчивый/вытесняющий,
изолированный, навязчиво-заботливый, навязчиво-послушный — порож- дают варианты подобного послушного поведения. Социально-уступчивый ребенок подстраивается под взрослого, вытесняя из своего сознания факты невнимательного, пренебрежительного и отвергающего отношения к нему взрослого. Подавление и вытеснение выступают здесь главными стратеги- ями защиты. Изолированный тип характеризуется обособленностью пове- дения, внешним равнодушием и индифферентностью к вниманию и обще-
146 Глава 3. Детско-родительские отношения нию со взрослым. Навязчивая заботливость проявляется в своеобразной инверсии ролей ребенка и родителя и принятии ребенком функций опека- ющего и заботливого родителя. Навязчивое послушание в стремлении пре- дупредить и угадать все желания и выполнить все поручения взрослого по типу: «Мамочка, что надо сделать? Я уже». Интерпретация ребенком отно- шения к нему родителя в этом случае сводится к рассуждению о том, что он недостаточно хорош и не заслужил его любви и ласки. Надо стать лучше, и тогда отношение родителей изменится в лучшую сторонКроэтому ребе- нок стремится быть во всем первым и добиваться успеха, стремится всем услужить и быть полезным родителям. Очевидно, что привязанность тако- го типа приводит к формированию невротической потребности в любви —
все должны любить ребенка, и ребенок старается во что бы то ни стало за- служить эту любовь. Принудительно-послушный тип привязанности, в от- личие от предыдущего, характеризуется крайне пассивным поведением.
Отсутствие инициативы как в интеллектуальной деятельности, так и в об- щении, кажущееся безразличие к отношению окружающих людей, отказ от задач, представляющихся ребенку трудными, нежелание прилагать усилия к преодолению трудностей — черты поведения ребенка, свидетельствую- щие о стратегии выученной беспомощности и низком самопринятии. «Я
плохой, и поэтому мне лучше вообще ничего не делать» — кредо такого личностного типа.
Амбивалентная (тревожно-протестующая) привязанность порождает аффективные формы переработки конфликта неудовлетворенности ребенка характером отношений с родителями. Борьба за любовь, внимание и заботу родителя принимает явно выраженную аффективную форму. Налицо фено- мен «капризного ребенка», трудности родительско-детского взаимодействия и в ряде случаев обращение родителей за психологической помощью.
Амбивалентная привязанность отличается стремлением ребенка кон- тролировать взрослого, использованием манипулирования, угроз, шанта- жа, взывания к жалости. Ребенок выбирает угрожающую либо умиротво- ряющую стратегию воздействия на поведение родителей. В случае угрожающей стратегии борьба за внимание родителей ведется такими средствами, как капризы, шум, крик, угрозы, агрессия, настаивание на сво- ем. В случае умиротворяющей стратегии — демонстрация своей беспомощ- ности, зависимости от родителей, неспособности выжить без их заботы и участия, «игра на чувствах» родителя. Например, ребенок провинился и,
чтобы избежать наказания и получить подтверждение родительской любви и принятия, намеренно демонстрирует родителю преувеличенное чувство вины: «Я буду плакать, пока ты меня не простишь».
Криттенден выделяет также типы привязанности, лежащие в погранич- ной области и за пределами нормы: пунитивно-соблазняющий, угрожаю- ще-параноидальный, промискуитетный (неразборчивый), компульсивно- изолирующийся.
§ 4. Характер эмоционального отношения ребенка к родителю 147
Пунитивно-соблазняющий тип привязанности представляет собой крайние формы привязанности амбивалентной, где пунитивный тип пред- полагает применение тактики наказания ребенком родителя («Ты меня се- годня ругала, я с тобой больше разговаривать не буду»), нанесения ущерба и проявление физической и вербальной агрессии. Например, капризный ребенок, настаивая на своем, кусается до крови, дерется, использует бран- ные слова и т.д. «Соблазняющий» вариант поведения предполагает уста- новление отношений типа: «Если ты со мной будешь хорошим, то я тебе...»
(предложение благ и привилегий).
Угрожающе-параноидальный тип привязанности характеризуется низ- ким уровнем базового доверия к миру, враждебностью, ожиданием угрозы.
Поведение ребенка строится по принципу: «Все против меня, все враги, все хотят причинить мне вред, надо нанести удар первым». Например, ребенок никогда не попросит игрушку, не возьмет ее просто, а всегда толкнет, уда- рит, отберет. Нередко он избирает себе жертву из членов семьи (обычно ба- бушек, дедушек) и начинает целенаправленно ее изводить.
Избегающий тип привязанности в экстремальных формах выступает как компульсивно-изолирующийся и промискуитетный (неразборчивый).
Компульсивно-изолирующийся тип исходит из установки, что полагаться в жизни можно только на самого себя и свои силы, а от социального окруже- ния можно ждать лишь неприятностей. Стратегией защитного поведения здесь становится изоляция — «движение от людей» (К. Хорни) по принци- пу «Я сам по себе». Промискуитетный тип проявляется в неразборчивости межличностных связей, нарушении избирательности и селективности в ус- тановлении значимых отношений, искажении приоритетности лиц из соци- ального окружения. Так, ребенок может отпустить руку матери и уйти с не- знакомой женщиной, сказавшей: «Какой ты хорошенький! «Пойдешь со мной?» Неразборчивость в установлении привязанности является факто- ром риска виктимизации таких детей, резко увеличивающим вероятность того, что именно они окажутся жертвами насилия и агрессии.
Поскольку типы привязанности, развиваясь и трансформируясь на протя- жении жизненного пути личности, составляют основу построения ею близких межличностных отношений, то, по мнению Криттенден [Crittenden, 2000], ха- рактер отношения родителя к ребенку будет определяться типом привязаннос- ти. Соответственно, в рамках детско-родительских отношений будет возрастать вероятность формирования взаимодополняющих реверсивных диадических сочетаний типов привязанности. Например, родитель, демонстрирующий по- ведение по типу беспомощности, будет индуцировать у ребенка поведение типа компульсивной заботы; или родитель, защитное поведение которого строится по типу навязчивого послушания, будет провоцировать формирование у ребен- ка угрожающе-пунитивного типа привязанности.
Анализ особенностей внутренней позиции ребенка в отношении роди- телей позволяет выделить различные варианты переживания ребенком
ю*
148
Глава 3. Детско-родительские отношения детско-родительских отношений [Хоментаускас, 1985]. Четыре типа внут- ренней позиции ребенка, определяемой его восприятием отношения к не- му родителей и особенностями отношения его самого к родителям, пред- ставлены в табл. 3.
Таблица 3
Типы и воспитательное значение внутренней позиции ребенка
в детско-родительских отношениях (по Г.Т. Хоментаускасу)
Тип внутренней позиции
1. «Я нужен и лю- бим, и я люблю вас тоже»
2. «Я нужен и любим,
а вы существуете ра- ди меня»
3. «Я нелюбим, но всей душой стрем- люсь приблизиться к вам»
4. «Я не нужен и не любим, оставьте ме- ня в покое»
Особенности типа семейного воспитания
Эмоциональное принятие сотрудничество и коопера- ция; взаимное уважение и демократический стиль об- щения; авторитетный тип воспитания
Воспитание по типу кумира семьи; потворствующая ги- перпротекция; культ ребен- ка и его желаний
Низкое эмоциональное принятие ребенка, амбива- лентность, явное или скры- тое отвержение; воспитание в условиях повышенных требований и моральной от- ветственности; доминирую- щая гиперпротекция; фено- мен делегирования и перфекционизма
Амбивалентность принятия,
явное или скрытое отверже- ние; гипопротекция, безнад- зорность; доминирующая гиперпротекция строгость санкций и жестокое обраще- ние; авторитарно-директив- ный стиль общения; отстра- ненность родителей
Особенности личностного развития ребенка
Доверие к людям и готовность к сотрудничеству; высокая само- оценка и самопринятие; социаль- ная компетентность; надежная привязанность
Эмоционально-личностный эго- центризм; неадекватно завышен- ная самооценка и искажение Я- концепции; низкая социальная и коммуникативная компетентность;
аффект неадекватности; амбива- лентная привязанность
Низкая самооценка и самоприня- тие; искажение развития Я-кон- цепции; чувство вины и неполно- ценности; тревожность и фрустрированность; перфекцио- низм; конформизм; эмоциональная зависимость; тревожный избегаю- щий или амбивалентный тип при- вязанности
Тревожные типы привязанности
(амбивалентный и избегающий);
низкое самопринятие и-самооцен- ка; агрессивность и враждебность;
высокая тревожность; фрустрация потребности в любви и заботе; от- сутствие базового доверия к миру
Эмоциональный климат в семье определяется не только отношением родителя к ребенку и ребенка к родителю в терминах эмоционального при- нятия, материнской и отцовской любви и привязанности, но и характером
аффективных взаимоотношений в диаде родитель—ребенок (А.С. Спива- ковская, Г.Т. Хоментаускас). Параметрами их определения являются эмо- циональный знак и симметричность отношений. Соответственно, можно выделить варианты взаимоотношений.
§ 4. Характер эмоционального отношения ребенка к родителю 149
Взаимные, симметричные отношения:
•эмоциональное взаимное принятие. Для ребенка характерно базовое переживание того, что он любим и дорог в семье, и родители чувствуют от- ветную его любовь. Такие отношения обеспечивают гармоничное развитие ребенка: высокую самооценку и самопринятие, доверие и доброжелатель- ность к миру, готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;
• симметричная негативная установка. Обе стороны — и родители, и ре- бенок — взаимно отвергают друг друга. У ребенка, как правило, негативное отношение к родителям вторично, за исключением варианта аномального развития, и является следствием эмоционального отвержения или амбива- лентности отношений родителей. В результате у ребенка формируется то- тальная враждебность по отношению к миру, агрессивность, низкая степень самопринятия, негативная амбивалентная самооценка. Часто наблюдается его демонстративное, социально-провоцирующее, протестующее поведение.
Невзаимные, асимметричные отношения:
• односторонняя родительская любовь. Ребенок горячо любим родителя- ми и является объектом их заботы, внимания, безграничного обожания и любви. Сам же ребенок занимает отстраненную позицию, не испытывая по отношению к родителям эмпатии, эмоциональной привязанности, тепла.
Обычно такой тип взаимоотношений является результатом нарушений се- мейного воспитания по типу потворствующей гиперпротекции или воспита- ния по типу кумира семьи. У ребенка формируются неадекватно завышенная самооценка, возникают трудности общения вследствие эмоционально-лично- стного эгоцентризма, проблемы с установлением отношений сотрудничества и кооперации, высокая конфликтность. Наблюдаются трудности адаптации к новой социальной ситуации, новому социальному окружению. Получение не- гативной обратной связи приводит к формированию у такого ребенка амби- валентной самооценки, а в значительном числе случаев к формированию аф- фекта неадекватности и, как следствие, к дезадаптации, частым конфликтам,
уходу, изоляции, агрессии. В случае варианта воспитания по типу «кумир се- мьи» возникают трудности волевой регуляции деятельности и произвольно- го поведения;
•односторонняя привязанность ребенка. Ребенок испытывает по отно- шению к родителям привязанность и любовь, а родители холодны и не от- вечают взаимностью. Следствием такого искажения аффективных детско- родительских отношений становится формирование тревожных вариантов привязанности. Невротический тип личности, вероятность формирования которого весьма велика, характеризуется неуверенностью в себе, низкой са- мооценкой, высокой тревожностью, ненасыщаемой потребностью в любви.
Единственным благоприятным вариантом детско-родительских отно- шений является взаимное эмоциональное принятие, обеспечивающее гар- моничное личностное развитие и высокий уровень удовлетворенности жиз- нью как ребенка, так и родителя. На ранних стадиях онтогенетического