Файл: Управление конкурентоспособностью компании на примере anextour.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. На современном этапе развития экономики, важным вопросом является сохранение и повышение конкурентоспособности предприятий со схожими видами деятельности и производимыми этими предприятиями аналогичными товарами.

Чтобы поддерживать свою конкурентоспособность, компания должна тщательно прогнозировать свою деятельность, анализировать свой экономический портфель, исключая снижающиеся товары / услуги, включая конкурентоспособные инновационные продукты, которые соответствуют требованиям рынка и позволяют компании занять лидирующие позиции на рынке.

Конкурентоспособность представляет собой способность определенного объекта или субъекта превзойти конкурентов в условиях

Степень научной проработанности темы. Различные аспекты теории конкуренции, методология оценки конкурентоспособности и управления стратегией и тактикой конкурентной борьбы нашли отражение в научных работах таких зарубежных специалистов, как Энис Б.М., Кокс К.Т., Портер М., ОґШонесси Дж., и др. Среди российских исследователей, занимавшихся разработкой проблем, связанных с конкурентным поведением компаний в условиях рынка, следует выделить Ахматова М., Баринов В.А., Белоусов В.Л., Головин И., Кабушкин Н.И., Компанец И.Н., и др. Вопросами, связанными с деятельностью и управлением конкурентоспособности предприятий сферы услуг и туристских предприятий, занимались Волков Ю.Ф., Дурович А.П., Жукова, Ильина Е.Н., Кусков А.С. и др.

Объект исследования: предприятие ООО «AnexTour».

Предмет исследования: конкурентоспособность ООО «AnexTour».

Цель работы – провести исследования на предприятии О ООО «AnexTour». Дать оценку конкурентоспособности организации и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

- изучить понятие конкурентоспособности и конкурентного потенциала

организации;

- рассмореть виды конкурентных стратегий;

- охарактериовать факторы повышения конкурентоспособности организаций в сфере туристских услуг;

- просмотреть общую характеристика деятельности компании;

- сделать анализ внешней и внутренней среды компании;

- сделать оценку конкурентоспособности компании;

- разработать мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности;

- сделать оценку эффективности предложенных мероприятий.


Целью анализа конкурентоспособности предприятия является исследование внешнего и внутреннего конкурентного преимущества, которое позволяет не только усилить позиции предприятия на действующем секторе, но и выйти на новые рынки сбыта, предложив потребителям более новые и современные товары. Теоретической и методологической основой исследования являются труды российских и зарубежных ученых, нормативно-правовые акты Российской Федерации, данные первичной документации ООО «AnexTour».

В работе использованы методы логического и аналитического анализа, сравнение, графический метод, метод опроса.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав основного текста. В первой главе раскрываются теоретические аспекты определения конкурентоспособности предприятия, определяются методы оценки конкурентоспособности предприятия.

Во второй главе проведен анализ финансового состояния предприятия ООО «AnexTour». Проведен анализ конкурентоспособности предприятия в сравнении с аналогичными предприятиями, были использованы следующие методы оценки конкурентоспособности: сравнительный анализ, метод экспертных оценок и SWOT- анализ. В третьей главе предложены мероприятия повышения конкурентоспособности предприятия.

Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные меры по повышению конкурентоспособности позволяют компании расширить ассортимент продукции, снизить затраты, связанные с деятельностью компании и повысить качество обслуживания клиентов.



Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью

компании
1.1. Понятие конкурентоспособности и конкурентного потенциала

организации
Основными признаками конкурентоспособности как одного из критериев эффективности экономического субъекта являются:

- относительный (сравнительный) характер – конкурентоспособность проявляется только через сравнение характеристик экономического субъекта с характеристиками других субъектов данного рынка;

- релевантный характер критерия конкурентоспособности, который означает, что траектория движения данного экономического субъекта (его конкурентная позиция) по отношению к другим субъектам может быть определена только в пределах релевантной внешней среды;

- временной характер (динамичность) критерия конкурентоспособности характеризует положение субъекта в конкурентном поле в координатах времени как результат его конкурентной деятельности.1

Конкурентоспособность – это величина, состоящая из совокупности факторов: качество, цена, послепродажный сервис, маркетинг. Одни факторы определяют (составляют) конкурентоспособность продукции и оказывают непосредственное влияние на ее изменение, а другие – лишь обеспечивают конкурентоспособность продукции.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика в пределах определенной отрасли, которая определяет уровень преимуществ или отставание предприятия по отношению к другим участникам внутреннего и внешнего рынка, колеблется – от позиции лидера до аутсайдера отрасли или мирового рынка и определяется такими параметрами как технология, квалификация персонала, качество, политика сбыта и т.д.2

Исследователи выделяют четыре основных уровня конкурентоспособности предприятия:

- предприятия первого уровня рассматривает организацию управления как нечто внутренне нейтральное. Свою роль руководители предприятия видят лишь в том, чтобы выпускать продукцию, не заботясь об изменениях конкурентов и потребителей, они уверены в конструкции и техническом уровне своей продукции, организации сбыта и эффективности рекламы. Такой подход приносит успех, если предприятие сможет найти свою рыночную нишу, в которой отсутствует необходимость немедленной реакции на конкуренцию. Но если предприятие перерастает нишу, ему приходится вступать в конкурентную борьбу с другими производителями и заботиться о создании конкурентных преимуществ;


- компании второго уровня конкурентоспособности стремятся к тому, чтобы полностью соответствовать стандартам, установленным их основными конкурентами, техническим приемам, технологиям, методам организации производства предприятий-лидеров отрасли. Они следуют таким же принципам и подходам в управлении качеством продукции и труда, но некоторым компаниям использование стереотипов не добавляет конкурентоспособности, и в условиях обострения конкурентной борьбы они от них начинают отходить.

- компании третьего уровня конкурентоспособности достигают успеха в конкурентной борьбе, благодаря не столько функции производства, сколько функции управления, качества, эффективности управления и организации производства. Такие компании на многие годы опережают своих конкурентов;

- компании четвертого уровня конкурентоспособности бросают вызов любому конкуренту по всему миру в любом аспекте производства или управления; это предприятия мирового уровня.

- компании четвертого уровня конкурентоспособности бросают вызов любому конкуренту по всему миру в любом аспекте производства или управления; это предприятия мирового уровня.

Компании третьего и четвертого уровней конкурентоспособности являются «стратегически важными предприятиями» или «стратегическими предприятиями». Чтобы оценить степень конкурентоспособности предприятия, необходимо выявить специфические черты, в которых предприятие имеет конкурентные преимущества:

- обнаружение лидера;

- определение и выбор критериев производительности ресурсов компании;

- наличие возможностей мониторинга за конкурентами и наличие информации о них на мировом рынке;

- способность предприятия найти нишу на рынке;

- способность предприятия поддерживать конкурентное преимущество перед другими фирмами.

Важным параметром для конкурентоспособности является фундаментальная рыночная ниша предприятия – совокупность частей или сегментов рынка, для которых подходят товары или услуги данного предприятия.

Важным параметром для конкурентоспособности является фундаментальная рыночная ниша предприятия – совокупность частей или сегментов рынка, для которых подходят товары или услуги данного предприятия.

Размеры в сочетании с ассортиментом производимой продукции, ее качественными характеристиками в целом задаются ее производственной функцией. Деятельность компании на мировых рынках, зависимость от условий внешнеэкономических соглашений (контрактов), которые обязаны учесть нормы интернационального права. В межгосударственных экономических договорах определяется ассортимент взаимных поставок, условия платежей, валюта платежа, они являются базой для лицензий и платежей, а потому условия международного контракта влияют на способность предприятия удерживать конкурентное преимущество на мировом рынке.
3

Для оценки и сравнения вариантов выхода на мировой рынок следует учесть следующие критерии:

- издержки производства;

- трансакционные издержки;

- транспортная инфраструктура;

- государственные льготы и стимулы;

- наличие относительно дешевой рабочей силы;

- наличие нужных поставщиков, сырья и материалов.4

Конкурентоспособность отрасли создается предприятиями, функционирующими на данном рынке и выпускающими однородную продукцию.

Конкурентоспособность отрасли определяется наличием технических, экономических и организационных условий для создания, производства и сбыта (с затратами не выше интернациональных) продукции высокого качества, удовлетворяющего требованиям конкретных групп потребителей.

Конкурентоспособность отрасли подразумевает наличие конкурентных преимуществ перед аналогичными отраслями за рубежом, которые могут выражаться в наличии рациональной отраслевой структуры; наличия группы высококонкурентных фирм-лидеров, «подтягивающих» другие предприятия отрасли до своего уровня; налаженной опытно-конструкторской и прогрессивной производственно-технологической базы, развитой отраслевой инфраструктуры, гибкой системы научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями в стране и за ее пределами, эффективной системы распределения продукции.5

Конкурентоспособность отрасли достигается как за счет конкурентных преимуществ ее компаний, так и системы их взаимодействия.

На конкурентоспособность влияют эффективность работы отдельных отраслей экономики, которые оцениваются следующими показателями:

- производительность труда, удельный вес оплаты труда;

- капиталоемкость;

- научноемкость;

- технический уровень продукции;

- совокупность знаний и достижений, необходимых для самостоятельного освоения продукции;

- объем технических баз для реализации научных проектно-конструкторских разработок;

- степень экспортной ориентации или импортной зависимости отрасли;

- степень соответствия развития отрасли общему развитию национальной экономики;

- степень использования продукции в разных отраслях экономики и т.д.

Таким образом, конкурентоспособность отрасли – это свойство отрасли производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности предприятий отрасли на основе базовых макротехнологий (организация производства с высокой прибавочной стоимостью, высоким уровнем глубины переработки, высоким научно- техническим потенциалом).