Файл: Управление конкурентоспособностью компании на примере anextour.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. На современном этапе развития экономики, важным вопросом является сохранение и повышение конкурентоспособности предприятий со схожими видами деятельности и производимыми этими предприятиями аналогичными товарами.
Чтобы поддерживать свою конкурентоспособность, компания должна тщательно прогнозировать свою деятельность, анализировать свой экономический портфель, исключая снижающиеся товары / услуги, включая конкурентоспособные инновационные продукты, которые соответствуют требованиям рынка и позволяют компании занять лидирующие позиции на рынке.
Конкурентоспособность представляет собой способность определенного объекта или субъекта превзойти конкурентов в условиях
Степень научной проработанности темы. Различные аспекты теории конкуренции, методология оценки конкурентоспособности и управления стратегией и тактикой конкурентной борьбы нашли отражение в научных работах таких зарубежных специалистов, как Энис Б.М., Кокс К.Т., Портер М., ОґШонесси Дж., и др. Среди российских исследователей, занимавшихся разработкой проблем, связанных с конкурентным поведением компаний в условиях рынка, следует выделить Ахматова М., Баринов В.А., Белоусов В.Л., Головин И., Кабушкин Н.И., Компанец И.Н., и др. Вопросами, связанными с деятельностью и управлением конкурентоспособности предприятий сферы услуг и туристских предприятий, занимались Волков Ю.Ф., Дурович А.П., Жукова, Ильина Е.Н., Кусков А.С. и др.
Объект исследования: предприятие ООО «AnexTour».
Предмет исследования: конкурентоспособность ООО «AnexTour».
Цель работы – провести исследования на предприятии О ООО «AnexTour». Дать оценку конкурентоспособности организации и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие конкурентоспособности и конкурентного потенциала
организации;
- рассмореть виды конкурентных стратегий;
- охарактериовать факторы повышения конкурентоспособности организаций в сфере туристских услуг;
- просмотреть общую характеристика деятельности компании;
- сделать анализ внешней и внутренней среды компании;
- сделать оценку конкурентоспособности компании;
- разработать мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности;
- сделать оценку эффективности предложенных мероприятий.
Целью анализа конкурентоспособности предприятия является исследование внешнего и внутреннего конкурентного преимущества, которое позволяет не только усилить позиции предприятия на действующем секторе, но и выйти на новые рынки сбыта, предложив потребителям более новые и современные товары. Теоретической и методологической основой исследования являются труды российских и зарубежных ученых, нормативно-правовые акты Российской Федерации, данные первичной документации ООО «AnexTour».
В работе использованы методы логического и аналитического анализа, сравнение, графический метод, метод опроса.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав основного текста. В первой главе раскрываются теоретические аспекты определения конкурентоспособности предприятия, определяются методы оценки конкурентоспособности предприятия.
Во второй главе проведен анализ финансового состояния предприятия ООО «AnexTour». Проведен анализ конкурентоспособности предприятия в сравнении с аналогичными предприятиями, были использованы следующие методы оценки конкурентоспособности: сравнительный анализ, метод экспертных оценок и SWOT- анализ. В третьей главе предложены мероприятия повышения конкурентоспособности предприятия.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные меры по повышению конкурентоспособности позволяют компании расширить ассортимент продукции, снизить затраты, связанные с деятельностью компании и повысить качество обслуживания клиентов.
Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью
компании
1.1. Понятие конкурентоспособности и конкурентного потенциала
организации
Основными признаками конкурентоспособности как одного из критериев эффективности экономического субъекта являются:
- относительный (сравнительный) характер – конкурентоспособность проявляется только через сравнение характеристик экономического субъекта с характеристиками других субъектов данного рынка;
- релевантный характер критерия конкурентоспособности, который означает, что траектория движения данного экономического субъекта (его конкурентная позиция) по отношению к другим субъектам может быть определена только в пределах релевантной внешней среды;
- временной характер (динамичность) критерия конкурентоспособности характеризует положение субъекта в конкурентном поле в координатах времени как результат его конкурентной деятельности.1
Конкурентоспособность – это величина, состоящая из совокупности факторов: качество, цена, послепродажный сервис, маркетинг. Одни факторы определяют (составляют) конкурентоспособность продукции и оказывают непосредственное влияние на ее изменение, а другие – лишь обеспечивают конкурентоспособность продукции.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика в пределах определенной отрасли, которая определяет уровень преимуществ или отставание предприятия по отношению к другим участникам внутреннего и внешнего рынка, колеблется – от позиции лидера до аутсайдера отрасли или мирового рынка и определяется такими параметрами как технология, квалификация персонала, качество, политика сбыта и т.д.2
Исследователи выделяют четыре основных уровня конкурентоспособности предприятия:
- предприятия первого уровня рассматривает организацию управления как нечто внутренне нейтральное. Свою роль руководители предприятия видят лишь в том, чтобы выпускать продукцию, не заботясь об изменениях конкурентов и потребителей, они уверены в конструкции и техническом уровне своей продукции, организации сбыта и эффективности рекламы. Такой подход приносит успех, если предприятие сможет найти свою рыночную нишу, в которой отсутствует необходимость немедленной реакции на конкуренцию. Но если предприятие перерастает нишу, ему приходится вступать в конкурентную борьбу с другими производителями и заботиться о создании конкурентных преимуществ;
- компании второго уровня конкурентоспособности стремятся к тому, чтобы полностью соответствовать стандартам, установленным их основными конкурентами, техническим приемам, технологиям, методам организации производства предприятий-лидеров отрасли. Они следуют таким же принципам и подходам в управлении качеством продукции и труда, но некоторым компаниям использование стереотипов не добавляет конкурентоспособности, и в условиях обострения конкурентной борьбы они от них начинают отходить.
- компании третьего уровня конкурентоспособности достигают успеха в конкурентной борьбе, благодаря не столько функции производства, сколько функции управления, качества, эффективности управления и организации производства. Такие компании на многие годы опережают своих конкурентов;
- компании четвертого уровня конкурентоспособности бросают вызов любому конкуренту по всему миру в любом аспекте производства или управления; это предприятия мирового уровня.
- компании четвертого уровня конкурентоспособности бросают вызов любому конкуренту по всему миру в любом аспекте производства или управления; это предприятия мирового уровня.
Компании третьего и четвертого уровней конкурентоспособности являются «стратегически важными предприятиями» или «стратегическими предприятиями». Чтобы оценить степень конкурентоспособности предприятия, необходимо выявить специфические черты, в которых предприятие имеет конкурентные преимущества:
- обнаружение лидера;
- определение и выбор критериев производительности ресурсов компании;
- наличие возможностей мониторинга за конкурентами и наличие информации о них на мировом рынке;
- способность предприятия найти нишу на рынке;
- способность предприятия поддерживать конкурентное преимущество перед другими фирмами.
Важным параметром для конкурентоспособности является фундаментальная рыночная ниша предприятия – совокупность частей или сегментов рынка, для которых подходят товары или услуги данного предприятия.
Важным параметром для конкурентоспособности является фундаментальная рыночная ниша предприятия – совокупность частей или сегментов рынка, для которых подходят товары или услуги данного предприятия.
Размеры в сочетании с ассортиментом производимой продукции, ее качественными характеристиками в целом задаются ее производственной функцией. Деятельность компании на мировых рынках, зависимость от условий внешнеэкономических соглашений (контрактов), которые обязаны учесть нормы интернационального права. В межгосударственных экономических договорах определяется ассортимент взаимных поставок, условия платежей, валюта платежа, они являются базой для лицензий и платежей, а потому условия международного контракта влияют на способность предприятия удерживать конкурентное преимущество на мировом рынке.
3
Для оценки и сравнения вариантов выхода на мировой рынок следует учесть следующие критерии:
- издержки производства;
- трансакционные издержки;
- транспортная инфраструктура;
- государственные льготы и стимулы;
- наличие относительно дешевой рабочей силы;
- наличие нужных поставщиков, сырья и материалов.4
Конкурентоспособность отрасли создается предприятиями, функционирующими на данном рынке и выпускающими однородную продукцию.
Конкурентоспособность отрасли определяется наличием технических, экономических и организационных условий для создания, производства и сбыта (с затратами не выше интернациональных) продукции высокого качества, удовлетворяющего требованиям конкретных групп потребителей.
Конкурентоспособность отрасли подразумевает наличие конкурентных преимуществ перед аналогичными отраслями за рубежом, которые могут выражаться в наличии рациональной отраслевой структуры; наличия группы высококонкурентных фирм-лидеров, «подтягивающих» другие предприятия отрасли до своего уровня; налаженной опытно-конструкторской и прогрессивной производственно-технологической базы, развитой отраслевой инфраструктуры, гибкой системы научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями в стране и за ее пределами, эффективной системы распределения продукции.5
Конкурентоспособность отрасли достигается как за счет конкурентных преимуществ ее компаний, так и системы их взаимодействия.
На конкурентоспособность влияют эффективность работы отдельных отраслей экономики, которые оцениваются следующими показателями:
- производительность труда, удельный вес оплаты труда;
- капиталоемкость;
- научноемкость;
- технический уровень продукции;
- совокупность знаний и достижений, необходимых для самостоятельного освоения продукции;
- объем технических баз для реализации научных проектно-конструкторских разработок;
- степень экспортной ориентации или импортной зависимости отрасли;
- степень соответствия развития отрасли общему развитию национальной экономики;
- степень использования продукции в разных отраслях экономики и т.д.
Таким образом, конкурентоспособность отрасли – это свойство отрасли производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности предприятий отрасли на основе базовых макротехнологий (организация производства с высокой прибавочной стоимостью, высоким уровнем глубины переработки, высоким научно- техническим потенциалом).