Файл: Управление конкурентоспособностью компании на примере anextour.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6

Конкурентный потенциал предприятия - систематизированный комплекс взаимосогласованных возможностей и ресурсов внутренней среды предприятия, который обеспечивает получение преимуществ в условиях изменяющейся внешней среды и ограниченных ресурсов, способствует достижению поставленных целей и, при рациональном использовании, обеспечивает предприятию высокий конкурентный статус. Следовательно, конкурентный потенциал – это многоэлементная, иерархическая и динамическая система.7

Внутренний конкурентный потенциал предприятия как интегральный показатель является результатом совокупного действия локальных потенциалов:

- организационного (возможности сложившейся организационной структуры управления обеспечивать высокий уровень эффективности функционирования предприятия в условиях изменчивости внешней среды);

- финансово-экономического (возможности, предоставляемые финансово-экономическим состоянием предприятия);

- производственного (совокупность производственных возможностей, определяемых наличием производственных ресурсов);

- маркетингового (совокупность потребительских свойств продукции, выраженная через способность предприятия привлекать новых потребителей и сохранять существующие);

- кадрового (совокупность способностей и возможностей персонала предприятия обеспечивать достижение стратегических целей);

- инновационного (совокупность возможностей предприятия производить новую продукцию, внедрять достижения науки и техники, применять прогрессивную технологию);

- социального (возможность обеспечивать социальные потребности работников, наличие объектов социальной инфраструктуры);

- информационного (возможности созданной информационной базы гарантировать своевременное и полное насыщение предприятия достоверной информацией для принятия решений в процессе деятельности предприятия и достижения целей его развития).8

Такое структурирование внутреннего конкурентного потенциала позволяет:

- оценивать уровень развития каждого локального потенциала и сконцентрировать управление в наиболее приоритетном направлении;

- использовать полный спектр стратегических возможностей предприятия;

- определять приоритеты развития в соответствии с намеченными целями;

- определять последовательность планирования и управления для эффективного функционирования на рынке.

Само сочетание определенных составляющих в совокупности характеризует состояние и возможности предприятия по созданию, укреплению и развитию конкурентного статуса.


Следует отметить, что не все структурные элементы равнозначны по своему влиянию на уровень конкурентного потенциала. Эта неравномерность, с одной стороны, обусловлена ​​неравнозначностью последствий, возникающих в случае владения или не владения предприятием теми или иными возможностями, с другой стороны, неравномерность влияния элементов конкурентного потенциала обусловлена ​​отличиями в обеспечении каждого из них соответствующими ресурсами.

В структуре механизма формирования внутреннего конкурентного потенциала решающее значение имеют процессы, определяющие возможный экономический уровень конкурентоспособности предприятия. В данном случае речь идет о техническом, организационном и социальном развитии предприятия.

Большая часть резервов повышения внутреннего конкурентного потенциала заложена в результатах технических и организационных процессов. Они обнаруживаются из-за:

- нормы планирования и использования ресурсов;

- улучшение управления и обслуживания производства;

- механизацию труда;

- специализацию и кооперирование производства;

- продолжительность и сменность работы оборудования;

- качество продукции;

- сокращение продолжительности производственного цикла;

- оптимизацию величины производственных запасов.9

Каждый из элементов внутреннего конкурентного потенциала имеет свои специфические цели использования и развития, находится под влиянием ряда факторов, выступая при этом сильной или слабой стороной предприятия.

Современные подходы к определению моделей развития потенциала предприятия ориентируются на процессный и системный подходы, предполагающие выделение основных видов деятельности, влияющих на его результативность. Модель развития также необходимо рассматривать и через ситуационный подход, поскольку развитие – это процесс, требующий системного видения всех аспектов деятельности предприятия в различных ситуациях и выбора оптимальных условий развития

Следовательно, развитие внутреннего потенциала предприятия – это процесс, являющийся результатом последовательных действий, постепенно приводящих организацию к количественному и качественному росту. В зависимости от динамики количественных и качественных изменений развитие можно характеризовать как устойчивое, постепенное (эволюционное); интенсивный и скачкообразный (революционный).

Эволюционное развитие есть результат постепенных объективных изменений, которым организация может противодействовать за счет активизации внутреннего потенциала. Революционное развитие обусловлено стремительными изменениями и привлечением внешних ресурсов для получения нового качества.
10

Определяющим моментом развития внутреннего потенциала организации является устойчивость как способность системы сохранять свое трудоспособное состояние в достижении запланированных результатов при наличии различных возмущающих воздействий.

Выбор модели развития внутреннего потенциала организации ориентируется на поведение и цели организаций. Для повышения качества, результативности, экономичности деятельности организация должна научиться развивать свой внутренний потенциал и одновременно повышать коэффициент полезного действия его использования (именно в этом заключается отличие процессов развития от процессов стабильного функционирования). Это означает необходимость развития конкретных возможностей, умений, навыков, которыми обладает организация.11

Конкурентоспособность – это способность страны или компании добиваться прибыльности на рынке по сравнению со своими конкурентами. Конкурентоспособность зависит от соотношения между стоимостью и количеством предлагаемой продукции и ресурсов, необходимых для получения прибыльности (производительности), а также от производительности других участников торгов, существующих на рынке. Концепцию конкурентоспособности можно применять как к компании, так и к стране.

Например, компания была бы очень конкурентоспособной, если бы добилась увеличения прибыльности за счет использования производственных технологий, которые более эффективны, чем те, которые используются ее конкурентами, и которые позволяют увеличить количество и/или качество ее продуктов или услуг, или снизить объем производства. затраты на единицу продукции.

Компания считается конкурентоспособной по цене, когда она может предлагать свою продукцию по цене, которая позволяет ей покрывать свои производственные затраты и в то же время получать прибыль на вложенный капитал. Тем не менее, на определенных рынках цена конкурирующих продуктов может различаться. Компания может иметь возможность разместить продукт по цене выше, чем у конкурентов, благодаря другим факторам, таким как качество, имидж или логистика. На этих типах рынков, если компания может разместить свой продукт и добиться прибыльности, компания считается конкурентоспособной по другим факторам. Ценовая конкурентоспособность важна на товарных рынках, а также на стандартизированных услугах, в то время как конкурентоспособность по другим факторам важна на товарных рынках и в услугах, которые можно дифференцировать по определенным аспектам, таким как качество.


Преимущества — это компоненты, которые обеспечивают более высокую прибыльность по сравнению с конкурентами. Их можно классифицировать как сравнительные преимущества и конкурентные преимущества. Сравнительные преимущества возникают из-за возможности получения определенных ресурсов по более низкой цене, таких как природные ресурсы, рабочая сила или энергия. Конкурентные преимущества основаны на технологии производства и человеческом ноу-хау. Конкурентные преимущества создаются за счет инвестиций в человеческие ресурсы и технологии, а также за счет выбора технологий, рынков и продуктов.

Определение международной конкурентоспособности

Это определение относится к анализу международной экономической конкурентоспособности страны или экономического региона. По аналогии с концепцией конкурентоспособности, применяемой к компании, конкурентоспособность страны относится к ее способности продавать товары или услуги на международном рынке по сравнению со своими конкурентами. Конкурентоспособность страны определяется суммой конкурентоспособностей ее фирм.

Упомянутые выше концепции сравнительных и конкурентных преимуществ также применимы к странам.

Изучение факторов, определяющих национальную конкурентоспособность, важно, поскольку государство может влиять на ее конкурентоспособность своей экономической политикой.

Существует два основных подхода к анализу международной конкурентоспособности: традиционный подход и структурный подход.

Традиционный подход

Традиционный подход к конкурентоспособности основан на стоимости рабочей силы и обменном курсе. Эти два фактора определяют цену продукции страны на международном рынке по отношению к цене продукции зарубежных стран. Этот подход подчеркивает важность девальвации и фокусирует экономическую политику на снижении затрат. Этот подход более действенен на товарных рынках с высокой ценовой эластичностью.

Структурный подход

Этот подход рассматривает технологию как эндогенную и решающую роль в определении динамических сравнительных преимуществ. Структурный подход указывает на то, что усилия должны быть сосредоточены на производительности и внедрении технологических разработок, что не всегда возможно за счет снижения затрат или девальвации.

Конкурентоспособность и благополучие

Благополучие нации зависит не только от ее международной конкурентоспособности, но и от производительности компаний в торгуемых и неторгуемых секторах (среди прочих факторов). Следовательно, экономическая политика, ориентированная на концепцию международной конкурентоспособности, может быть ошибочной, если она не учитывает другие факторы. Можно сказать, что нации находятся в отношениях скорее сотрудничества, чем конкуренции.

1.2. Виды конкурентных стратегий
В современных условиях, когда конкурентоспособность государства является стратегическим приоритетом социально-экономического развития и первоочередным условием экономического роста, исследование роли конкуренции чрезвычайно важно. Общеизвестно, что сегодня предприятия довольно быстро теряют конкурентоспособность своей продукции как на национальном, так и на внешнем рынках. Почему в экономическом соревновании одни предприятия побеждают, другие проигрывают? Наверное, на сегодняшний день этот вопрос очень актуален. Конкурентоспособность в современных экономических реалиях тем, что волнует предпринимателей любой организационной формы и сферы деятельности.

Категории «конкуренция» и «конкурентоспособность» являются однопорядковыми терминами, что свидетельствует о том, что конкуренция является фактором, который непосредственно проявляет себя в понятии «конкурентоспособность». Конкурентоспособность предприятия де-факто устанавливает его возможность претендовать на должное положение в сформировавшейся рыночной среде. В современных условиях острой борьбы всех и каждого за успех, конкурентоспособность можно понимать как способность побеждать в конкурентной борьбе за ограниченные блага, удовлетворяющие определенные потребности. Итак, между конкуренцией и конкурентоспособностью существует диалектическая связь – одно обуславливает другое. То есть конкуренция побуждает предприятия предоставлять конкурентоспособные товары и услуги. А конкурентоспособность определяет способность предприятия побеждать в конкурентной борьбе с другими субъектами рынка.

Конкурентоспособность предприятия представляет собой относительную характеристику, определяющую отличия развития данного предприятия от степени развития предприятий-конкурентов в сфере производственной деятельности и удовлетворении потребностей потребителей своей продукцией.

Конкурентоспособность компании указывает способности и степень его адаптации к условиям рыночной конкуренции.

Конкуренция в свою очередь является необходимым условием функционирования рыночной экономики. Ее механизм гибко реагирует на малейшие изменения, которые происходят на рынке, который, в свою очередь, чувствителен к изменениям в механизме конкуренции. Это побуждает предпринимателей постоянно искать пути повышения производительности труда, снижения издержек производства, внедрения инноваций. То есть конкуренция представляет собой внутренний механизм эффективного и динамичного экономического развития.