Файл: Ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первое и главное, что можно сделать (и я не устану говорить об этом на протяжении всей книги), — полностью осознать происходящее, назвать вещи своими именами, не пытаясь что-то для себя приукрасить или извинить.
Произнесите сами для себя примерно такую внутреннюю речь:
«В компании, где я работаю, очень тяжелая, нездоровая атмосфера, начальник токсичный, постоянно давит на чувство вины, обесценивает, орет. Процветает внутренняя конкуренция,
нет доверия между коллегами, есть интриги и подсиживания.
Качество обслуживания клиентов страдает. Моя работа на 60%
состоит из бессмысленных утомительных совещаний,
перепроверок и бумаг. (Вы можете добавить или вычеркнуть то,
что актуально именно для вашей ситуации.) Я буду пытаться вырваться из корпоративного рабства, делать такие-то шаги, но уйти прямо сейчас не могу. Я дам себе такой-то срок, поставлю себе такие-то условия и застрахую себя следующим образом…
(Здесь нужно прописать конкретные меры, которые вы
собираетесь предпринять: откладывать деньги, чтобы создать
подушку безопасности на время поиска работы; посещать не
менее двух собеседований в неделю; заниматься повышением
квалификации в течение трех месяцев и т.п.) Моя цель —
продержаться это время, и я продержусь».
Далее стоит перейти к выполнению намеченных мер. А пока вы все еще находитесь в токсичной атмосфере, вам пригодятся следующие пункты программы.
Не обвиняйте себя
Внутренний локус контроля не означает самообвинений — ни в каком смысле. Предположим, начальник столько раз обвинил вас в непрофессионализме, что вы уже и сами верите: грош вам цена на рынке труда. Предположим даже, что в этом есть доля правды,
потому что, сидя в этом неприятном месте, вы несколько подрастеряли квалификацию. И все равно не занимайтесь самообвинениями! Это и непродуктивно, и несправедливо.
Любой может оказаться в сложной ситуации. Хвалите себя за то,
что вы собираетесь что-то с этим сделать; хвалите и за то, что вытерпели столько времени. Вам очень нужны маленькие поощрения, на которые ситуация и люди вокруг не щедры.
Не поддерживайте чуждую вам корпоративную культуру
Не бунтуйте против нее, но и не поддерживайте — и получите еще один весомый повод себя похвалить. Улыбнулись клиенту —
поблагодарите себя за то, что нашли в себе силы. Не приняли участие в сплетнях, не повелись на доделывание проекта в ночь с субботы на воскресенье — скажите себе: «Молодец». Тихо саботируйте — не саму работу, а общую нездоровую атмосферу,
будь то взвинченный трудоголизм не по делу, интриги или раздолбайство. Старайтесь работать так, как вы хотели бы в идеале (насколько это возможно).
Сохраняйте самоуважение
Постарайтесь сохранять, поддерживать, выращивать рабочее самоуважение. Это очень важно, потому что деньги — это вы. В
унылом, выгоревшем состоянии вы будете выглядеть на собеседованиях дешевле, чем вы есть. Если же вы действительно совсем выгорели, выгоднее вложить деньги и время в хотя бы небольшой отдых, прежде чем начинать искать новую работу. Для самоподдержки попробуйте вести дневник, где вы сможете каждый день кратко записывать свои небольшие достижения и сверяться со стратегическим планом. (Возможно, вам подойдет ежедневник «6 минут. Дневник успеха».)


То, что с вами происходит, ненормально. Человек не должен эксплуатировать человека. Если для вас обычны мысли вроде
«Только этого я и достоин», «Я не заслуживаю большего», «Так мне и надо» — с ними стоит разобраться в кабинете психолога или психотерапевта. Может быть, корень проблем лежит в вашей семейной истории или в чем-то еще. Но эта работа, которая может быть глубокой и длительной, не заменит быстрых мер по изменению ситуации.

Фрилансер, предприниматель, бизнесмен,
инвестор
Работать на себя или выходить на рынок труда и продавать свои компетенции? Для некоторых этот вопрос очень актуален, а для других он вообще не стоит. Это зависит и от профессии
(возможность самозанятости есть не у каждого), и от состояния отрасли, в которой человек занят (безработица заставляет думать в сторону самозанятости), но не в последнюю очередь от наших убеждений и характера.
При прочих равных человек, выбирающий между
«самостоятельным плаванием» и работой по найму, отвечает для себя на следующие вопросы:

1   2   3   4   5   6   7   8   9

Каково соотношение доходности и безопасности в случае каждой из этих стратегий?
Насколько сложно мне совместить свой образ жизни и ценности с требованиями работодателя, например, работать в установленные часы, проводить много времени в офисе?

Какая степень свободы действий для меня комфортна?
(Одним нравится выполнять инструкции, другие хотят большей самостоятельности.)
Среди множества людей, не работающих на стабильных местах с гарантированной заработной платой, большую часть составляет так называемый прекариат (по аналогии с «пролетариатом»,
работник, относящийся к этому классу, называется прекарием).
Это работники, не имеющие стабильной гарантированной занятости и дохода, обычно с нестабильным социальным положением. К прекариату относятся и те, кто перебивается
случайными или сезонными заработками (например, мигранты- строители, курьеры, студенты-репетиторы), и самозанятые люди творческих профессий, и всевозможные фрилансеры, и часть предпринимателей-одиночек.
Как видим, класс очень разномастный: доход прекария может быть намного выше или ниже средней заработной платы. Общее между ними, с точки зрения психологии, — отсутствие гарантий и стабильности, что может повышать уровень тревожности даже у высокодоходных прекариев.
Вместе с тем есть и большие различия между теми, кто входит в число прекариев поневоле (потерял или не нашел работу по специальности), и теми, кто сознательно выбирает самозанятость или индивидуальное предпринимательство. У последних много общего с предпринимателями: индивидуализм,
самостоятельность, толерантность к неопределенности, а главное
— они охотно идентифицируют себя со своей профессией и сообществом. Такой человек считает собственные умения и профессионализм своим активом, может инвестировать в дополнительное образование, приобретение умений или связей в профессиональной среде, самопродвижение. Это, конечно,
психология скорее предпринимателя, чем «выброшенного на обочину жизни бедолаги, который вынужден барахтаться как умеет». Индивидуальный предприниматель, как правило, имеет здоровые бессознательные убеждения («Справлюсь, если буду заниматься любимым делом и неустанно искать себе применение», «Нужно назначать справедливую цену за свою работу», «Все в наших руках»).
Некоторые индивидуальные предприниматели преодолевают психологический барьер: «Я беру ответственность не только за себя, но и за других — наемных работников». Это достаточно высокий барьер. Существует убеждение, что «у предпринимателя должен быть какой-то особенный характер, деловая хватка, он непременно должен быть энергичным и настоящим лидером,

способным вести за собой». На самом деле психология бизнеса небольших денег все еще не слишком отличается от психологии прекария.
Катя владеет цехом, который шьет яркие, модные и крепкие
рюкзаки из брезента. У Кати четыре швеи. Каждая из них
получает 50 000 рублей в месяц — очень неплохо; сама Катя
увлекается еще и керамикой — делает колокольчики, брошки и
магнитики на холодильник. «Для меня наш цех как второй
дом, он такой уютный, — говорит Катя, — а все мои
работницы для меня как семья, хотя у меня и настоящая
семья есть. Мне нравится гладить брезент, и я обожаю
считать выручку в конце месяца, особенно в конце августа и
сентября, когда дети идут с моими рюкзаками в школу, и в
конце мая, когда многие покупают вместительные
туристические варианты». Прислушайтесь: Катя ощущает
свои деньги не только как свободу, но и как безопасность. Слова
«уютный», «семья», гладить», «обожаю» недвусмысленно
говорят именно об этом.
По-другому воспринимает свои деньги Геннадий, организующий
разработку приложений для Android. Он не снимает офис,
постоянно перемещается, собирает разные команды под
задачи, причем понятия не имеет, какая идея в итоге
взлетит. Его главная задача — сгенерировать побольше
проектов, какой-то из них оказывается золотым и с лихвой
покрывает неудачные попытки. Своим активом Геннадий
справедливо считает горизонтальные коммуникации: он
знает всех в профессиональном сообществе, понимает рынок и
знает, что может быть востребовано.
Катя зарабатывает примерно 200 000 рублей в месяц,
Геннадий — полмиллиона. Это уровень, которого достигает

далеко не каждый наемный работник. Они ценят свою
самостоятельность и профессионализм. При этом их
отношения с деньгами не похожи на те, которые
складываются у владельцев крупного бизнеса или у инвесторов.
Если вы самозанятый, предприниматель или собираетесь стать им, подумайте о том, насколько близко к сердцу принимаете свое дело и свои деньги. Тут нет хороших и плохих вариантов. Богатые люди часто говорят, что сделать большие деньги можно, только если воспринимаешь бизнес чисто функционально, как механизм.
Но большие деньги, как мы уже разобрались, нужны не всем. Катя не собирается нанимать 100 швей, даже если пять мотивационных коучей будут махать ей лентами и кричать
«Давай, ты можешь!». Ей дорог ее уютный маленький цех. Она осознанно берет часть денег в другой валюте: безопасность,
спокойствие, хорошие личные отношения с работницами
(ощущение нужности и принадлежности), наличие свободного времени на семью. Кате не очень интересно учиться таким вещам, как выход на новые рынки, масштабирование бизнеса.
Геннадию также хочется лично участвовать в разработках, он вкладывается только в то, что его драйвит, увлекает.
Лишь в тот момент, когда вы можете сказать про свои деньги
«ничего личного», отделить их от себя, пустить их в самостоятельное плавание, — вы становитесь инвестором:
прямым (вкладывающим в конкретное дело) или портфельным
(вкладывающимся в ценные бумаги). При этом деньги — это уже не вы. А вы можете оставаться предпринимателем (взять на себя работу по организации бизнеса) или нанять такого организатора,
а сами оставаться собственником. И вот такое бытие потребует от вас других свойств, о которых мы более подробно поговорим в главе 7.


В этой главе мы поговорим о связанных с потреблением бессознательных убеждениях и ловушках и вновь о самооценке —
на этот раз в связи с товарами и услугами.
Что мы можем себе позволить
Мы по-разному относимся к тратам, и это не зависит от дохода.
Среди богатых и бедных есть и аскетичные минималисты, и любители сорить деньгами. Одни старательно забивают статьи расходов в табличку, другие, не в силах ограничить свой аппетит,
увязают в потребительских кредитах. О транжирах и скрягах мы уже поговорили, но пока лишь поверхностно коснулись другой стороны дела — психологии потребления как такового.
Один из двух незыблемых экономических постулатов —
безграничность потребностей человека, то есть нашего желания иметь товары и услуги, которые удовлетворяют наши нужды или дают нам удовольствие. Это не значит, что, имея две машины,
человек обязательно захочет приобрести третью или что он при увеличении дохода непременно сменит «Ладу» на «Ниссан», а
«Ниссан» на «Мерседес». Потребности растут с разной скоростью и у всех по-разному. Факторы, влияющие на наше отношение к тратам, знакомы читателю: это характер и бессознательные убеждения. Эти факторы, несмотря на общий постулат о безграничности потребностей, могут заставлять конкретного человека ограничивать собственное потребление.
Рассмотрим эти факторы.
«Я не могу себе этого позволить»
Доходы очень долго были очень низкими, они выросли, а бессознательное убеждение о резкой ограниченности ресурсов осталось. Встречается такое чаще, чем можно подумать. Многие
мои богатые клиенты пытаются выгадать на чашке кофе в аэропорту. Психологически такому человеку трудно «освоить»
деньги, которые он зарабатывает, они остаются для него чем-то абстрактным, а сам он продолжает мысленно находиться в парадигме нехватки и жесткого самоограничения.
«Мне этого достаточно»
Человек хорошо знает себя и свои нужды, при этом он по своей природе больше склонен получать удовольствие от нематериальных и не обмениваемых на деньги ценностей
(удовлетворение от работы, наслаждение красотой окружающего мира, общение с людьми и т.д.).
«Покупать слишком много — грешно»
Это убеждение может быть связано с религией («Мирские удовольствия мешают попасть в рай»), с моралью («Избыток нужно отдавать нуждающимся, а не роскошествовать»), с соображениями об экологии, окружающей среде («Хочу уменьшить свой углеродный след»), здоровье («Есть простую пищу, больше двигаться, а не сидеть за рулем») или чем-то еще.
«Потребление лишнего — суета, мешающая жить»
Это соображение часто сочетается с заботой об экологичности жизни и может быть продиктовано сознательным стремлением к минимализму, аскетизму, но и бессознательным страхом перед излишним «барахлом», о котором придется заботиться. Такие люди могут избегать не только покупки вещей, но и обзаведения семьей, близкими отношениями: «Хочу жить налегке, ничем себя не связывая». Вместе с тем они могут потреблять такие услуги,
как путешествия или образование.