Файл: Ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А вот что точно плохо, так это возможная замена чувств к людям на демонстрацию статуса. К сожалению, это происходит довольно часто. Люди, склонные к статусному потреблению,
одновременно могут оценивать других людей через их
«стоимость», вещи, доходы, общественное положение («Я не могу встречаться с такой дешевой девушкой»). Постоянно ощущая потребность в поддержке собственного статуса, очень трудно не попасть в эту ловушку и развить в себе человечность,
дружелюбие, бескорыстие в отношениях.
Другое очевидное следствие статусного потребления —
возможные траты не по средствам. Статусные вещи дороги именно потому, что они не должны быть доступными. Те, чьи средства ограниченны, могут подорвать свое благополучие в погоне за призраком статуса. Именно на этом поле часто происходят абсурдные трагедии, когда человек с небольшим доходом оказывается в гигантских долгах. Стыд и тщеславие —
плохие советчики, особенно когда они неосознанны.

Потребление самого себя
Когда я говорил об алгоритмах соцсетей, то упомянул такое понятие, как «потребление собственного образа». Что я имею в виду? Я говорю о потреблении, которое мы хотим показать миру.
Когда-то дворяне выезжали в свет, чтобы продемонстрировать шестерку лошадей, прическу, платье, идеальное знание французского, ангельский голос и умение танцевать. В наши дни потребление собственного образа осуществляется главным образом в соцсетях. Сравнительно редко это демонстративное хвастовство брендовыми вещами. Гораздо чаще человеку хочется рассказать о своем образе жизни и ценностях через еду,
путешествия, усилия (и деньги), вложенные в собственное тело,
— кубики на прессе, стройность, пластические операции и т.д.;
фото с бизнес-конференций говорят об активности и целеустремленности, фото радостных, хорошо одетых детей с дипломами или в праздничных нарядах — о счастливом родительстве.
С психологической точки зрения это стремление к коммуникации, одобрению, получению положительных эмоций от лайков и других «поглаживаний» вполне естественно, особенно если учесть, что каждый не только получает виртуальные
«поглаживания», но и «гладит» других. Мы как бы говорим друг другу: «Смотрите, это я и моя жизнь! Вот что я люблю, вот чем горжусь, вот во имя чего готов трудиться и тратить деньги». Но есть и негативные моменты.
Во-первых, чем более глянцевую картинку мы видим у других,
тем больше стыда, смущения и зависти это может вызвать у нас.
Ведь у френдов мы наблюдаем только фасад, а свою жизнь видим в том числе и с изнанки. Недаром многие постят красивые картинки, например, из отпуска с шуточной подписью


«извините», а друзья могут, также в шутку, прокомментировать в ответ «Ах ты, гад!».
Во-вторых, потребление самого себя может вызывать то самое смещение желаний, о котором я говорил выше. Мотивация переворачивается вверх ногами: мы не демонстрируем то, чем гордимся, а стараемся ради картинки. Недавно итальянский модный дом Gucci выпустил свои первые цифровые кроссовки —
их можно купить и надеть только в специальных приложениях и,
конечно, похвастаться своими ногами в этих кроссовках,
запостив фото в соцсетях. Многие охотно покупают эти кроссовки. Носить их нельзя, но можно блистать в соцсетях, к тому же они всегда новехонькие и чистые. Уже существуют виртуальные часы и одежда. Маркетологи прогнозируют, что через несколько лет цифровые товары будут приносить большим брендам значительную часть дохода.
В-третьих, мы отвлекаемся от собственной жизни ради ее демонстрации, смотрим на себя исключительно глазами других.
Например, в радостные моменты близости с детьми некоторые родители преимущественно думают о том, как бы запечатлеть этот момент и вывесить красивую картинку. Иные психологи и философы (Руссо, Фромм) воскликнули бы: «Это поистине ужасно! Стремление выставить напоказ самые дорогие и интимные минуты нашей жизни лишает человека настоящей глубины радости!» Я не хочу настолько сильно драматизировать ситуацию, но отчасти они были бы правы.
В-четвертых, ценности, которые невозможно купить за деньги,
перемешиваются с тем, что продается и покупается. Создается ложное ощущение, что мы можем купить радость, если у нас есть деньги на путешествие к морю; купить счастливое родительство,
если мы одели ребенка в трогательный костюмчик и заказали ему грандиозную вечеринку на день рождения; купить бодрость, если мы бегаем в профессиональных кроссовках; купить успех,
фотографируясь на тренинге крутого бизнес-гуру.

Фокус на демонстрации, показе, взгляд на себя чужими глазами делают нас более уязвимыми к стыду и менее чувствительными к мимолетным радостям. Счастье не думает о том, как оно выглядит, что на нем надето, каков макияж и кубики на прессе, что на заднем плане — обычный дворик или глянцевое побережье, залитое солнцем.
Потребление собственного образа, если оно не безудержно,
может давать нам радость и тепло от общения с друзьями. Нам приятно хвастаться, и мы готовы нахваливать других. Но, как и все другое, это стремление стоит осознавать и не предаваться ему бездумно. В конечном итоге наша жизнь не потребляется, а проживается. Наше восприятие, а не взгляд со стороны определяет ценность момента.
Наши деньги — это мы, но мы — это не наши деньги.


Ниже нуля: почему потребительский кредит — это ловушка
Один из самых печальных для меня закоулков психологии потребительства — все, что связано с потребительским кредитом.
Как финансовый инструмент кредит является очень полезным изобретением. Мы получаем деньги сейчас и платим банку за риск того, что не сможем их вернуть. На кредите стоят инвестирование и предпринимательство, нуждающиеся в аккумулировании капитала. Чужие деньги становятся рычагом для основания бизнеса, мотором его прибыльности.
Потребительский кредит также задуман как благо. Многие домохозяйства не могут купить необходимую им вещь сразу.
Например, в многодетной семье сломался холодильник. Если семья не имеет накоплений, ей придется копить на него несколько месяцев, а до этого времени продукты будут портиться.
Покупка холодильника в кредит становится выходом. Конечно, за это приходится платить дороже, но другого варианта у семьи нет.
Кредиты берутся на лечение или обучение в вузе — эти нужды также не могут быть отложены.
«Благом от безвыходности» (или «меньшим злом», как посмотреть) в некоторых случаях можно считать и ипотеку. Цена недвижимости обычно растет быстрее, чем проценты по кредиту,
а с психологической точки зрения мы уравновешиваем тревогу от отсутствия собственного жилья с тревогой, связанной с необходимостью ежемесячно выплачивать ощутимую сумму.
Однако, к сожалению, в реальности потребительский кредит стал инструментом, резко ухудшающим финансовое и психологическое благополучие людей.

Ипотека, кредит на машину, сделанный в рассрочку ремонт становятся тяжелым бременем для нашей психики. В условиях нестабильности современной жизни (особенно в нашей стране)
человек не может не думать о том, что будет, если его доходы перестанут покрывать уровень выплат. Это серьезный хронический стресс, приводящий к тому, что мысли о деньгах могут стать навязчивыми. Подобное постоянное напряжение способно серьезно отравить удовольствие от жизни, изменить характер, повлиять на жизненные стратегии.
Всегда стоит помнить: потребительский кредит — в большей степени бремя, чем возможность. Пользоваться им нужно только тогда, когда других выходов нет. Кроме финансовых возможностей, рассчитайте свои эмоциональные риски. Этот совет касается в первую очередь кредита на жилье.
Марине двадцать шесть, и она живет в двухкомнатной
квартире с родителями, младшей сестрой и ее маленьким
ребенком от случайного парня. Отец серьезно болен, мать
постоянно нервничает и раздражается. Марина считает, что
она «должна» отдавать родителям и сестре всю зарплату,
жертвовать изрядной частью свободного времени. У Марины
есть возможность взять ипотеку, и она накопила на
первоначальный взнос. Марина — высокооплачиваемый
специалист, у нее нет своих детей. В этих условиях
эмоциональные риски Марины, если она останется жить
вместе с семьей и будет «отдавать долг» маме, папе и сестре,
выше, чем если она ввяжется в ипотеку. По крайней мере этот
долг будет выражен в конкретной денежной сумме, и
отношения с ним будут честными и прозрачными. А помогать
родителям Марина будет по мере сил и возможностей.
***


Семья моего клиента Егора тоже живет в двухкомнатной
квартире. Родился второй ребенок, и стало тесновато. Егор
задумался о расширении жилплощади. Он хочет купить
квартиру в ипотеку. Расчеты показывают, что текущие
доходы Егора с трудом, но дают ему возможность
выплачивать кредит. Что произойдет в этих условиях с
эмоциональным климатом в семье? Он немного улучшится за
счет того, что у Егора появится свой кабинет, а у старшего
ребенка — собственная комната, будет меньше беспорядка и
больше мест для хранения вещей. Но это не идет ни в какое
сравнение с тем напряжением, которое будет висеть над
Егором и его женой (которая сейчас в декрете) в связи с
необходимостью выплат по кредиту. Материальные
возможности семьи надолго ухудшатся (а ведь детей теперь
двое), придется экономить на медицине, образовании,
поездках, маленьких удовольствиях. А что, если Егор лишится
работы? Эта мысль тоже станет эмоциональным бременем.
Решение задачки очевидно: оставаться в двухкомнатной,
возможно, попытавшись как-то по-новому ее зонировать. К
сожалению, не из всех положений в жизни есть идеальный
выход!
Эмоциональные риски стоят очень дорого, потому что наши
деньги — это мы. Наше повышение тревожности, наши отношения с партнером, наше время на отдых — это ценность,
часть которой можно напрямую измерить в деньгах, а другая часть стоит больше любых денег.
Ну и, разумеется, ни один психолог, включая меня, не посоветует вам брать кредит на то, что не является строгой необходимостью и не приносит дохода, перекрывающего проценты от кредита. В этом случае следует особенно тщательно исследовать природу своих желаний. Почему вы думаете, что вам обязательно лететь в отпуск в Доминикану? Можете ли вы
получить сравнимые эмоции и впечатления, не влезая в долги?

1   2   3   4   5   6   7   8   9

Действительно ли вам необходим гаджет, стоящий шестизначную сумму, или это во многом потребление напоказ и понты?
Колебания настроения, к которым в большей или меньшей степени склонны примерно 50% людей, могут создавать ощутимые финансовые колебания, когда в одном настроении люди расходуют больше (и берут кредиты), а в другом вынуждены долго и тяжко вылезать из минуса. Осознать эти колебания можно самостоятельно, задавая вопросы близким или работая с психологом.
Но что, если вы уже взяли кредит (предположим — на самое необходимое) и теперь вынуждены жить в долгу? Как можно помочь себе и облегчить эмоциональное бремя?
1. Используйте все возможности для грамотной реструктуризации долга. На всякий случай выбирайте варианты с возможностью пролонгации кредита. Это поможет вам не так сильно бояться возможных последствий невыплаты долга.
2. Планируйте удовольствия не по остаточному принципу.
Психологически легче жить, если вы ощущаете свое право на радость, а не «воруете» его украдкой. Долг и так стоит в центре вашей финансовой жизни; постарайтесь сделать так,
чтобы он не стоял и в центре вашей эмоциональной жизни.
Пусть неспешный утренний завтрак в кофейне (к примеру)
станет для вас психологически — необходимой тратой, а не
«грешной выходкой, способной разрушить благосостояние».
3. Пользуйтесь положительными метафорами для вашего долга и вообще финансов («строим квартиру», «кирпичик на кирпичик»). Избегайте отрицательных («текут как сквозь пальцы», «отрываю от семьи»). Это поможет быть спокойнее и держать в голове позитивную цель, ради которой вы взяли кредит.

4. Вознаграждайте себя, если вам удается гасить задолженность в срок или раньше. Это существенная победа! Когда квартира станет «совсем вашей», стоит устроить праздник и что- нибудь подарить виновнице торжества. (Новый золотой ершик для унитаза? Шучу.)
Как бы вы ни относились к своему потреблению, с какой бы стороны ни смотрели на него, главное в нем — это баланс удовольствия и эмоциональных рисков. Именно качество удовольствия и бремя хронических негативных эмоций определяют качество нашей жизни. Курс денег по отношению к нашим нематериальным валютам может быть разным. Пусть ваша стратегия и тактика потребления зависит именно от этого и будет максимально осознанной.

Правила безопасности на колесе Фортуны
В этой главе мы выходим за пределы парадигмы «деньги — это мы», применимой в большинстве житейских ситуаций. Даже тот,
кто никогда не будет инвестировать и не откроет собственный бизнес, сталкивается и с другим типом ситуаций: таким, в котором деньги, риски и возможности представляют особый мир со своими законами. Рассмотрим взаимодействие человеческой психики с этим миром.
В феврале 2020 года Алиса забронировала несколько весенних и
летних перелетов на значительные суммы. Вскоре ситуация
изменилась из-за пандемии коронавируса. Авиакомпании стали
предлагать
клиентам
разные
способы
компенсации
несостоявшихся полетов. Алисе предложили выбор: вернуть
свои деньги с небольшой потерей или перенести полеты на год
вперед, получив дополнительные бонусы. Ни Алиса, ни
авиакомпании не знали, как будет развиваться ситуация в
дальнейшем. Что выбрать?
Мы постоянно делаем выборы, которые могут принести нам доход или убыток, и при этом исход ситуации не зависит от нас.
Именно в этих ситуациях людям бывает тяжелее всего: они дергаются, переживают, бесконечно подсчитывают варианты или принимают решение наобум. А потом в случае неудачи винят себя, а если все пошло как надо — гордятся своим умом и складывают решение в копилку «работающих инструментов»
жизненного опыта. Хотя не факт, что в следующий раз это решение сработает: ведь на самом деле в таких ситуациях огромную роль играет случай.