Файл: Дудьев В. П. Психомоторика слов справ. В. П. Дудьев.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Процесс овладения правильным звукопроизношением осуществляется на основе тесного взаимодействия сенсорных и моторных функций. С одной стороны, правильное усвоение звуковой стороны речи определяется уровнем фонематического восприятия, с другой стороны, слуховой анализатор испытывает значительное влияние со стороны речедвигательного: ребенок слышит и воспринимает звуки так, как он их произносит. Поэтому для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторнй аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки своей и чужой речи. Поэтому, занятия по развитию фонематического восприятия являются особенно важными[19].

У дошкольников со стертой дизартрией нарушения ручной моторики проявляются в нарушении точности, быстроты и координированности движений. Это отражается в будущем и на письме ребенка. Чтобы избежать этого необходимо предлагать детям дошкольного возраста специальные задания по развитию графических навыков. Это написание прямых и наклонных палочек, различные соединения по точкам, зарисовка каемочек, зрительные диктанты и т.д.[25]


1.3.Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста



В последнее время проблеме развития мелкой моторики рук у детей уделяется большое внимание. Сенсомоторное развитие – одно из ведущих факторов развития ребенка, являясь важным компонентом в интеллектуальном и психофизическом развитии детей [9].

Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как: Т.А. Власова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.С. Певзнер и т.д.; исследованиями связи развития руки и мозга занимались: физиологи: В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов; педагоги: М. Монтессори, В.А. Сухомлинский, Е.А. Стребелева; психологи: Л.А. Венгер, Н.И. Гуревич, Н.О. Озерецкий.

Говоря о моторике человека в целом, определяют: общую моторику, мелкую и артикуляционную. Рассмотрим значение всех трех компонентов.

Общая (крупная) моторика – это двигательные действия, которые связаны с работой крупных мышц тела. У детей она развивается с помощью всевозможных двигательных игр, игр с мячом, скакалкой, обручем и гимнастики, а также развитию двигательных навыков способствуют танцы, бег, езда на велосипеде и т.д.

Артикуляционная моторика – это совокупность двигательных навыков

речевого аппарата. Для развития артикуляционных органов используются артикуляционные упражнения для развития языка, губ, щек и мягкого нёба. Упражнения способствуют правильному произношению и проводятся на логопедических занятиях или дома с родителями[22].

Мелкая моторика – серия скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Термин "ловкость" часто используется в отношении моторики рук и пальцев[52].

В нашей работе за основу мы возьмем мелкую моторику, поэтому рассмотрим все её аспекты.

Существует множество определений мелкой моторики. Рассмотрим основные из них в работах Т.А. Власова и М.С. Певзнера.

В своих исследованиях они пишут, что мелкая моторика – это совокупность специфических для каждого человека реакций, способностей, навыков и сложных последовательных движений[12].

А.Л. Сиротюк рассматривает мелкую моторику, как развитие мелких мышц пальцев рук, способность выполнять с ними тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды[58].


Прозова А.С. в своей работе опирается на мнение Н.А. Бернштейна, который дает следующее определение моторики – это двигательная активность живого организма или отдельного органа. Под моторными навыками автор подразумевает серию движений, все из которых являются необходимые для выполнения определенной задачи[53].

В работах Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова моторика рук определяется как выполнение двигательных движений руками, точность и аккуратность при выполнении физических упражнений и трудовых задач[46].

Мелкая моторика включает в себя следующие действия: от примитивных жестов (хватание предметов) до самых тонких жестов движения (письмо, работа с мелкими предметами). В свою очередь, моторика рук определяется двигательными навыками, которые включают в себя гибкость (активная и пассивная), ловкость, быстрота, синхронность, выносливость, точность.

В ходе описания мелкой моторики рук и двигательных навыков в дается характеристика мелких моторных движений:

  1. Мышечная сила – наивысший уровень физических усилий, прилагаемых основными группами скелетных мышц человека.

  2. Быстрота – присущая человеку скорость (средняя и максимальная), с которой он выполняет движение.

  3. Координированность – согласованность различных движений во времени, пространстве и силе для достижения определенного результата. Хорошая координация обычно включает в себя широкий диапазон временных способностей и склонность к ритмичным движениям.

4. Пластичность – регулировка амплитуд движений для обеспечения плавных переходов от одного движения к другому, объединение их в целостный комплекс с единым выразительным эффектом.

5. Ловкость – сочетание высокой степени координации и ловкости с экономичностью и рациональностью движений.

6. Синхронность – умение рук выполнять движения с одинаковой скоростью, в одном направлении, точность движений.

7. Выносливость – это способность выполнять достаточно концентрированную физическую работу в течение длительного времени, т.е. способность противостоять утомлению, возникающему во время работы.

8. Точность – это правильность выполнения движений[21].

Мелкая моторика развивается естественным образом с младенческого возраста на основе общей моторики. Одним из показателей нормального физического и нейропсихологического развития ребенка является развитие моторики рук и мелкой моторики. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте формирует основу для умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано, в тесной связи с разнообразными видами деятельности, включая общую моторику и ручную деятельность.


Светлова И.Е. выделяет три стадии развития моторики рук: высокую, среднюю и низкую.

  • Высокий уровень развития моторики рук характеризуется хорошей координацией, точностью и ловкостью движений рук, плавностью и отсутствием напряжения, регулярным ритмом движений рук и сохранением правильной осанки.

  • Средний уровень развития двигательных навыков характеризуется недостаточной координацией движений, быстрыми и неточными движениями, колеблющимся ритмом движений рук и нарушениями осанки при утомлении.

  • Плохое развитие моторики рук характеризуется напряженными и нескоординированными движениями, неправильным ритмом движений рук, неуклюжестью рук, неправильной позой рук и резкими движениями[55].

Для чего необходимы навыки мелкой моторики? Р.С. Немов пишет: «Для выполнения точных движений, таких как манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование, вырезание, застегивание пуговиц, вязание, завязывание узлов и игра на музыкальных инструментах, необходимы хорошо развитые движение рук". Немов считает, что развитие моторики важно в нескольких отношениях и что оно определило направление научных исследований.

1) В отношении когнитивного развития.

2) В отношении развития речи.

3) Развитие движений рук для выполнения движений предметов и инструментов, включая письмо[45].

Если у ребёнка хорошо развита мелкая моторика, то она активно взаимодействует с вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и моторной), являясь необходимым условием для обращения с предметами и чувством осязания.

Л.В. Антакова-Фомина, Т.Ю. Гогберашвили, Е.Г. Гришина, С.Н. Котягина, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова доказали, что около 1/3 моторных проекционных областей анатомической коры головного мозга очень близко расположены к речевым областям. Было продемонстрировано, что проекция рук занимает близкое положение. Поэтому развитие речи детей неразрывно связано с развитием моторики рук[2].

Мария Монтессори также отметила связь между моторным развитием и речью, заявив, что если речь ребенка задерживается, то это связано с недостаточным моторным развитием[44].

В повседневной жизни людям много раз в минуту требуется мелкая моторика, например, для застегивания пуговиц, манипулирования мелкими предметами, письма и рисования, и ее развитие напрямую влияет на качество их жизни.


Таким образом, в психологической и педагогической литературе мелкая моторика понимается как серия скоординированных движений нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, при выполнении мелких, точных движений руками, пальцами рук и ног. Ключевыми показателями сформированности мелкой моторики, является хорошая координация движений рук, точность, ловкость, плавность движений без напряжения, равномерный темп движений рук и поддержание правильной осанки. Хорошо развитые движения рук также влияют на развитие языка и когнитивных способностей (мышления, памяти, внимания и пространственного восприятия).

Дошкольный период характеризуется высокой степенью физического и умственного развития. Дети становятся более активными, их движения, включая мелкую моторику, становятся более разнообразными и скоординированными.

Развитие движения в онтогенезе определяется анатомическим и функциональным созреванием нервных волокон и уровнем координации. Анатомическое созревание центральной нервной инфраструктуры (пирамидной двигательной системы, новейшего двигательного органа и вышележащей лобно-полушарной системы) завершается к возрасту 2-2,5 годам. Развитие движений в онтогенезе становится возможным благодаря своевременному созреванию частей мозга, отвечающих за это движение[21].

Исследования О.А. Новиковской показали, что в первые месяцы жизни у ребенка появляется комплекс оживления, который сопровождается движениями выпрямленных рук ребенка над грудью, активными движениями руками и ногами, улыбкой матери. В возрасте от двух месяцев ребенок может удерживать предмет в руках, сжимает и разжимает пальцы. В трехмесячном возрасте ребенок не только удерживает предмет в руках, но и пытается затащить его себе в рот. Свободно размахивает рукам без зрительного контроля. В первые 3 месяца жизни ребенок выполняет активные непроизвольные (так называемые массивные) движения[47].

Примерно в возрасте 4 месяцев ребенок способен переворачиваться из положения лежа на животе, успешно дотягивается, стучит, бросает, хватает и встряхивает предметы. У ребенка развивается зрительно-моторная координация, т.е. двигательные движения под зрительным контролем. Приблизительно в этом же возрасте поведение младенца начинает приобретать определенные особенности, указывающие на развитие новый этап в развитии психомоторики – возникновение волевых движений.