Файл: Дудьев В. П. Психомоторика слов справ. В. П. Дудьев.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К пяти-шести месяцам дети уже способны координировать свои движения. Каждая рука выполняет свое действие, движения которых, направлены на достижение единой цели. В возрасте пяти месяцев ребенок тянется руками к матери, берет предметы из рук взрослого. В 6 месяцев тонус и координация антагонистической активности мышц способствует выполнению волевых движений[9].

В период между шестью и семью месяцами наблюдается ритмичное движение руками. Если предмет находится в руке ребенка, ребенок трясет его, перекладывает предмет из одной руки в другую. С восьмого месяца жизни по девятый, дети крепко держатся за взятые игрушки и берут мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью. Хорошо знает такие части лица как нос и глаза, может показать их на кукле или взрослом. Машет рукой при встрече и прощании. Начинает проявляться доминирование одной руки.

С девяти месяцев формируются манипулятивные действия, такие как катание машинки, открывание различных предметов, нажатие кнопок, доставание предметов из коробки, доставание одного предмета другим, класть один предмет на другой, снимать или надевать кольцо пирамидки и т.д., а также выполнение различных действий с предметами. С этого момента активизируется центр тактильного анализа коры головного мозга[9].

К возрасту 7-10 месяцев дети достигают высокого уровня зрительно-моторной координации и способны открывать и закрывать крышки коробки и помещать шарик в полый куб. Однако предметно-ориентированная игра детей в возрасте до 10 месяцев носит чисто манипулятивный характер: они перекладывают предметы из руки в руку, бросают их, стучат ими[11].

В возрасте одного года мелкая моторика ребенка еще более усовершенствована, и он может брать мелкие предметы и исследовать их между большим и указательным пальцами. В раннем детстве, к 18 месяцам дети могут строить башни из 3-4 кубиков, частично раздеваться, пользоваться ложкой во время еды, пить из чашки[10].

С девяти месяцев формируются манипулятивные действия, такие как катание машинки, открывание различных предметов, нажатие кнопок, доставание предметов из коробки, вынимание одного предмета другим, надевание одного предмета на другой, снятие или надевание кольца пирамидки и т.д., а также выполнение разнообразных действий с предметами. С этого момента активизируется центр тактильного анализа коры головного мозга[9].


К 7-10 месяцам дети достигают высокого уровня зрительно-моторной координации и способны открывать и закрывать крышки коробок и помещать шарик в полый кубик. Однако предметные игры детей в возрасте до 10 месяцев носят чисто манипулятивный характер: они перекладывают предметы из руки в руку, бросают и бьют[17].

В возрасте одного года моторика рук ребенка еще более усовершенствована, и он может брать мелкие предметы и исследовать их между большим и указательным пальцами. В раннем детстве, в возрасте 18 месяцев, дети умеют строить 3-4 кубические башни, частично раздеваться, пользоваться ложкой во время еды и пить из чашки[10].

К четырем годам дети способны рисовать простые фигуры карандашом и строить конструкции из кубиков. Они могут самостоятельно одеваться и раздеваться, хорошо владеют своим телом: уверенно двигаются и ориентируются в пространстве, хорошо ловят мяч, что свидетельствует о развитии ловкости рук.

В возрасте пяти лет у них развивается функция равновесия, и они могут ходить по бревну и стоять на одной ноге. Примерно в это время развивается координация движений рук и ног при ходьбе.

К 6-7 годам двигательные навыки улучшаются, ребенок способен застегивать и расстегивать одежду, завязывать шнурки, улучшается речевая моторика и графо – моторные навыки[9].

Исследования Е.П. Ильина доказывают, что дети рождаются с рядом двигательных рефлексов, которые помогают им адаптироваться к новой среде.

Рефлекс поиска груди – когда вы поглаживаете щеку возле уголка рта ребенка, малыш поворачивает голову в сторону руки, которая его погладила. Голодный ребенок реагирует на этот стимул многократным поворотом головы то в одну, то в другую сторону, открыванием рта и вытягиванием губ.

Сосательный рефлекс – движение губ для захвата соска матери.

Шаговый рефлекс – если ребенка держать вертикально так, чтобы его ступни касались твердой поверхности, и перемещают по ней, он совершает движения ногами, напоминающие ходьбу[21].

Хватательный рефлекс – ребенок удерживает предмет, к которому прикасается ладонью, и может удержать его на весу в течение одной минуты.

Шейный тонический рефлекс – ребенок может принять позу, похожую на фехтовальную, когда лежит на спине и поворачивает голову в сторону.

Рефлекс Моро. При ускорении движения головы, например, при подкладывании подушки под голову ребенка, ребенок сразу же отводит руку в сторону и разводит пальцы, как будто бы, падает, и пытается за что-то ухватиться[21].


И. Эллнеби подробно изучил онтогенез развития моторики рук и выделил несколько стадий развития моторики рук:

1) Хватательный рефлекс (0 – 4 месяца);

2) Локтево-ладонная хватка (3 месяца);

3) Радиально-ладонная хватка (6 месяцев);

4) Хватка с помощью пальцев (8 месяцев);

5) Щипающая хватка (11-12 месяцев);

6) Верхняя хватка (1 и 2 года);

7) Хватка крест-накрест (2 года);

8) Хватка щетки (3 и 4 года);

9) Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами (5 лет);

10) Противостояние большого пальца (5 лет);

11) Скоординированные движения обеими руками (6-7 лет)[68].

Хватательный рефлекс – это рефлекторное движение, активируемое прикосновением. В возрасте двух месяцев рука начинает раскрываться, и большой палец выходит из руки. В возрасте четырех месяцев хватательный рефлекс замедляется, и ребенок осознанно хватает и отпускает различные предметы[69].

Захват локтево-ладонный появляется в первые три месяца жизни. Новорожденные хватают мизинцем, безымянным и средним пальцами, а не большим и указательным. При таком захвате ребенку трудно засунуть предметы в рот, и мелкие предметы часто остаются в руке. Если ребенок хватает одной рукой, то параллельно движется и другая рука.

При радиально-ладонном захвате, рука находится в среднем положении, ребенок захватывает ладонью, а пальцы сгибаются вокруг предмета. В возрасте 8 месяцев ребенок начинает захватывать предметы пальцами. Ребенок держит предмет пятью пальцами, и предмет уже не лежит в ладони[67].

Щипающий захват наблюдается в возрасте одиннадцати - двенадцати месяцев. Ребенок удерживает предметы большим и указательным пальцами. В этом возрасте ребенок начинает брать в руки всевозможные мелкие предметы.

Верхний захват наблюдается в возрасте 1-2 лет. Дети хватают предметы сверху, тыльной стороной руки; к двум годам они держат ручки и ложки перекрестным хватом. Ручку держат крест-накрест, ладонь и пальцы направлены вниз. Данный захват называется - внутренний диагональный. Когда дети используют этот захват, они совершают движение плечами и локтями. Это большое моторное движение. Дети в процессе манипуляций с ручкой или карандашом, обнаруживают, что проще управлять ручкой, если они вытянут указательный палец используя эту же хватку[53].

Захваты "кисти" или захваты для верхних пальцев используются в возрасте 3-4 лет. Ребенок использует только пальцы для удержания предметов. Рука еще направлена по диагонали внутрь, но движения запястья уже начались[63].


В возрасте пяти лет движения становятся более плавными и охватывают не только предплечье, запястье и пальцы. Между большим и указательным пальцами используется согнутый хват. Вначале этот хват довольно высокий, но по мере развития движения становятся менее плавными, и карандаш удерживается большим, указательным и средним пальцами. Затем рука поворачивается наружу в расслабленный (инертный) захват.


Выводы по главе 1


Анализ психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных ученых позволил сделать вывод о том, что мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и скелетной систем, часто в сочетании со зрительной системой при выполнении мелких и точных движений руками, пальцами рук и ног. Основными показателями сформированности мелкой моторики являются: хорошая координация движений рук, точность, ловкость, плавность движений без напряжения, равномерный темп движения рук, правильное удержание позы.

Развитие врожденных двигательных навыков заключается в созревании соответствующих морфологических субстратов биологически обусловленного мозга и накоплении на этой основе индивидуального двигательного опыта, который приобретается исключительно в процессе вербального общения с людьми и в окружающей среде. Развитие двигательных навыков – сложный процесс. Моторное развитие наиболее активно происходит в первый год жизни, что связано с наиболее быстрыми темпами созревания мозга. Интенсивное развитие мозга продолжается в течение пяти лет. Спонтанное совершенствование моторики начинается, когда ребенок учится подчинять свои движения вербализованным требованиям взрослого, после чего речь становится средством, с помощью которого ребенок организует свое собственное двигательное поведение.

На сегодняшний день отмечается большой прирост детей имеющие невропатологические патологии, в том числе дизартрии.

В дополнение к речевым нарушениям, у детей с данным нарушениям имеются особенности двигательной сферы, в том числе моторики и зрительно-моторной координации. В своем эмпирическом исследовании мы выявим особенности моторики детей с дизартрией.

Анализ учебной и методической литературы показал, что дети с легкой степенью дизартрии проходят все те же этапы развития, что и дети в норме, но этот процесс замедлен, так как у данной группы детей происходит отставание и искажение самого процесса формирования слуха и речи. У них страдают неречевые функции: моторика, внимание, память. Это могут быть дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи. Дети имеют особенности в артикуляции и мимике. Поэтому обследование нужно проводить комплексно, изучая состояние речевых и неречевых функций. Затем следует