Файл: Экзаменационные вопросы по базовому квалификационному экзамену для специалистов финансового рынка Глава Рынок ценных бумаг Тема Функционирование финансового рынка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 248

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

178
II. О ликвидации юридических лиц или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии;
III. О признании сделок с ценными бумагами недействительными;
IV. О признании непрофессионализма участника рынка ценных бумаг.
Какие полномочия имеет Банк России для защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг:
I. Право обращаться в суд с исками и заявлениями в защиту охраняемых законом интересов инвесторов;
II. Право обращаться в суд с исками и заявлениями о ликвидации юридических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии;
III. Право обращаться в суд с исками и заявлениями о признании сделок с ценными бумагами недействительными;
IV. Создавать компенсационные фонды в целях возмещения понесенного инвесторами - физическими лицами ущерба в результате действий профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Общественные объединения инвесторов - физических лиц вправе:
I. Обращаться в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов инвесторов - физических лиц, понесших ущерб на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации;
II. Осуществлять контроль за соблюдением условий хранения и реализации имущества должников, предназначенных для удовлетворения имущественных требований инвесторов
- физических лиц в связи с противоправными действиями на рынке ценных бумаг;
III. Создавать собственные компенсационные и иные фонды в целях обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов - физических лиц;
IV. Объединяться в ассоциации и союзы;
V. Ходатайствовать перед Банком России об аннулировании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг.
Профессиональный участник при приобретении у него ценных бумаг инвестором обязан по требованию инвестора помимо информации, состав которой определен Федеральным законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и иными нормативными правовыми актами, предоставить следующую информацию:
I. Сведения о государственной регистрации выпуска этих ценных бумаг;
II. Государственный регистрационный номер выпуска;
III. Если выпуск не подлежит государственной регистрации – идентификационный номер;
IV. Сведения, содержащиеся в решении о выпуске и проспекте ценных бумаг;
V. Сведения о ценах на эти бумаги на организованных торгах в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требований о предоставлении информации;
VI. Сведения о ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требований о предоставлении информации инвестором;
VII. Сведения об оценке этих бумаг рейтинговым агентством.
Предоставляя информацию инвестору, профессиональный участник обязан:
I. Уведомить инвестора о его праве получать информацию, определенную статьей 6
Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;


179
II. Уведомить инвесторов - физических лиц о правах и гарантиях, предоставляемых
Федеральным законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
III. Представить детальную информацию о текущих рисках;
IV. Представить справку о состоянии рынка ценных бумаг.
Предписания Банка России по вопросам, предусмотренным законодательством о защите прав и законных интересов инвесторов, обязательны для исполнения:
I. Коммерческими организациями;
II. Некоммерческими организациями;
III. Индивидуальными предпринимателями;
IV. Физическими лицами.
Жалобы и заявления инвесторов подлежат рассмотрению Банком России в срок, не превышающий:
Инвестор перед покупкой ценных бумаг обратился к профессиональному участнику с просьбой предоставить ему сведения о ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления данного требования. Что будет верным в данном случае:
I. Профессиональный участник обязан предоставить данную информацию инвестору бесплатно;
II. Профессиональный участник имеет право на получение компенсации за предоставленную информацию в пределах затрат на копирование;
III. Профессиональный участник обязан предоставить указанную информацию за срок до четырех, а не шести недель;
IV. Контролирует обоснованность тарифов профессионального участника за предоставление информации Банк России.
Инвестор – гражданин управляет счетом депо с помощью программы интернет-трейдинга, предоставленной брокером. Программа, по мнению инвестора, работала плохо (сбои, зависания, задержки исполнения поручений). Инвестор считает, что именно из-за неудовлетворительной работы программного обеспечения, предоставленного брокером, он понес финансовые потери. В какую инстанцию следует обратиться инвестору в данном случае за защитой своих прав:
I. В Роспотребнадзор;
II. В Банк России;
III. В Минэкономразвития;
IV. В суд общей юрисдикции.
В отношении каких операций гражданин может рассчитывать на поддержку
Роспотребнадзора в споре с финансовыми компаниями:
I. Приобретение еврооблигаций;
II. Приобретение облигаций федерального займа;
III. Приобретение сберегательных сертификатов;
IV. Приобретение иностранных акций (одной из стран ЕАЭС).
5 марта 1999 года был принят Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Одна из важнейших новаций в законе – возможность создания компенсационных фондов для инвесторов - физических лиц. Кем могут быть созданы такие фонды в соответствии с данным законом:


180
I. Государством;
II. Местными органами власти;
III. Саморегулируемыми организациями;
IV. Общественными объединениями инвесторов.
Вкладчику коммерческого банка банковский менеджер предложил открыть брокерский счет и прибрести акции зарубежного фонда, которые распространял в Российской
Федерации только данный банк. Менеджер заверил вкладчика, что вложения достаточно надежные. Инвестор открыл брокерский счет и приобрел крупный пакет. Однако через несколько месяцев фонд объявил о собственном банкротстве. В результате потери инвестора составили более 90%. Инвестор потребовал от банка компенсировать потери.
Однако банк отказал в удовлетворении его требований, указав, что при открытии брокерского счета инвестор ознакомился с предупреждением о рисках. Тогда инвестор решил подать на банк иск в суд. Каковы могут быть судебные перспективы:
I. Иск может быть выигран, поскольку в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» потребителя должны были особо предупредить о рисках вложений именно в этот фонд;
II. Иск может быть выигран, поскольку инвестор не был квалифицированным инвестором, а значит не мог приобретать иностранные бумаги, не обращающиеся на российских биржах;
III. Иск может быть выигран, поскольку банк не имел права продавать гражданам иностранные ценные бумаги;
IV. Иск может быть выигран в связи с тем, что сотрудник банка утверждал, что это достаточно надежный фонд, т.е. был факт введения в заблуждение инвестора.
Какая информация может размещаться в рекламе ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов:
I. Официальное название эмитента;
II. Сроки обращения;
III. Реклама запрещена;
IV. Предупреждение о рисках.
Тема 8.4. Недобросовестные практики на рынке ценных бумаг
В отношении каких эмиссионных ценных бумаг эмитент не является инсайдером:
I. В отношении эмиссионных ценных бумаг, которые не допущены к обращению на организованных торгах;
II. В отношении эмиссионных ценных бумаг, по которым не подавалась заявка о допуске к обращению на организованных торгах;
III. В отношении эмиссионных ценных бумаг, которые допущены к обращению на бирже, но их объем не более 100 млн.руб.;
IV. В отношении эмиссионных ценных бумаг, по которым подавалась заявка о допуске к обращению на бирже, но их объем не более 50 млн. руб.
Является ли профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий операции исключительно в собственных интересах (дилер), инсайдером в соответствии с критериями, установленными в пункте 4 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком»?
Являются ли аффилированные лица юридического лица его инсайдерами?


181
Являются ли инсайдерами органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации право размещать временно свободные средства в валюте
Российской Федерации только на банковские депозиты кредитных организаций?
Могут ли быть квалифицированы как манипулирование рынком серии сделок, заключаемых по схеме «switch», в случае, если хотя бы одна из них заключена на основании заявок, адресованных всем участникам организованных торгов?
Информация о появлении лица, контролирующего эмитента (прямо или косвенно через подконтрольных лиц), а также о направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении его акций является инсайдерской информацией не только эмитента, но и иных лиц, имеющих к ней доступ. С какого момента информация о направлении публичной оферты является инсайдерской:
I. С момента начала подготовки к ее направлению;
II. С момента направления акционером в банк заявки о предоставлении обязательной в данном случае банковской гарантии;
III. C момента предварительного определения всех ее существенных условий со стороны акционера;
IV. С момента опубликования на сайте общества.
Обязана ли компания вести список инсайдеров при принятии решений о планировании получения контроля над эмитентом акций и о подготовке в связи с этим обязательного предложения:
I. Обязана, так как нарушается законодательство о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
II. Не обязана, т.к. компанией не были соблюдены формальные корпоративные процедуры, связанные с принятием решений по указанным вопросам;
III. Нe обязана, так как раскрытия информации в установленном порядке не проводилось;
IV. Обязана, так как могут быть нарушены права и интересы независимых участников организованного рынка - инвесторов, которые понесут убытки в условиях отсутствия у них информации, необходимой для принятия верных инвестиционных решений в рассматриваемой ситуации.
Какие из перечисленных ниже действий следует рассматривать в качестве инструмента воздействия на потенциальных покупателей с целью реализации крупного пакета ценных бумаг?
Ответы:
А. Профессиональный участник рынка ценных бумаг имеет намерение реализовать принадлежащие ему ценные бумаги либо получает от своего клиента в рамках брокерского обслуживания поручение на реализацию крупного пакета ценных бумаг, уровень ликвидности которых недостаточен для исполнения данного поручения на бирже в желаемые сроки. В связи с этим профессиональный участник рынка ценных бумаг осуществляет для себя или для своего клиента поиск контрагента по сделке, прибегая к выпуску и распространению среди широкого круга участников рынка аналитического отчета, содержащего преднамеренно положительную оценку ценных бумаг и свидетельствующего об их инвестиционной привлекательности
В. Профессиональный участник рынка ценных бумаг получает от своего клиента в рамках брокерского обслуживания поручение на реализацию крупного пакета ценных бумаг, уровень ликвидности которых недостаточен для исполнения данного поручения на бирже в желаемые сроки. В связи с этим профессиональный участник рынка ценных бумаг осуществляет для себя или для своего клиента поиск контрагента по сделке, прибегая к


182 выпуску и распространению среди закрытого круга участников рынка аналитического отчета, содержащего преднамеренно положительную оценку ценных бумаг и свидетельствующего об их инвестиционной привлекательности
С. Профессиональный участник рынка ценных бумаг получает от своего клиента в рамках брокерского обслуживания поручение на реализацию крупного пакета ценных бумаг, уровень ликвидности которых недостаточен для исполнения данного поручения на бирже в желаемые сроки. В связи с этим профессиональный участник рынка ценных бумаг осуществляет для себя или для своего клиента поиск контрагента по сделке, прибегая к выпуску аналитического отчета, содержащего преднамеренно положительную оценку ценных бумаг и свидетельствующего об их инвестиционной привлекательности
В каких целях Банк России проводит проверки соблюдения требований Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка
России?
Какая информация может служить причиной проведения проверки соблюдения требований Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России:
I. Информация о признаках возможных нарушений закона, полученная от физических и юридических лиц, органов государственной власти, иных органов и организаций;
II. Информация, содержащаяся в средствах массовой информации, иных открытых источниках информации;
III. Информация из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», выявленная
Банком России при помощи аппаратно-программных комплексов.
Укажите верные утверждения по проведению проверки соблюдения требований
Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» Банком России:
I. Проверка проводится в срок, не превышающий восемь месяцев. Срок проведения проверки исчисляется с даты регистрации поручения на проведение проверки;
II. Проверка может быть продлена на срок не более двух месяцев;
III. Проверка может быть приостановлена на срок, не превышающий шесть месяцев, при наличии обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности проведения проверки;
IV. В срок проведения проверки не включается период, на который она приостановлена.
На каких основаниях может быть проведена повторная проверка по соблюдению требований Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» Банком России:
I. Выявление обстоятельств, которые не были и не могли быть известны на момент принятия решения по результатам проверки, но имеют существенное значение для объективного и всестороннего рассмотрения всех обстоятельств и объекта проверки;
II. Фальсификация доказательств, заведомо ложное показание лица, в отношении которого в ходе проверки имелись основания полагать, что оно располагает необходимой для проведения проверки информацией;
III. Заведомо ложное заключение эксперта;
IV. Заведомо неправильный перевод, недостоверный перевод, повлекшие за собой принятие необоснованного решения и (или) внесение недостоверных сведений в заключение эксперта.