Файл: Исследование по диагностике музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на занятиях хора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Хоровое пение - действенное средство разностороннего музыкального воспитания учащихся, развития у них музыкально-творческих способностей. Прежде всего, хоровое пение - коллективный вид исполнительства, занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. Кроме того, хоровое пение - наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата детей и юношества.

Цель музыкального воспитания посредством хорового исполнительства на начальном этапе заключается в формировании основных музыкальных способностей. А активизация музыкальных способностей, как подчеркивал В.М. Бехтерев, происходит в результате разнообразной практической деятельности.

Основным видом деятельности, как свидетельствует история музыкальной педагогики, следует считать пение. В процессе пения развиваются все стороны музыкального слуха, музыкальная память, чувство метра и ритма, концентрируется внимание. Пение воздействует на эмоциональные и мыслительные функции, воображение. Еще в древности отмечали, что во время пения происходит нравственное очищение личности. Тренаж голосовых связок благоприятно сказывается и на музыкальном восприятии, так как, мы это знаем, музыкальное восприятие носит слухомоторный характер, и прежде всего мышечная реакция голосовых связок является детектором эмоции.

В работе над развитием музыкальных способностей детей большое внимание уделяется распеванию и разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство тяготения к тонике, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембрового слуха дыхания.

Дети младшего школьного возраста любят игровые формы работы, поэтому нужно подбирать упражнения таким образом, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или элемент игры, могло заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения. Эти упражнения помогут учащимся преодолеть различных певческих трудностей, поспособствуют развитию музыкального слуха и голоса. В процессе хоровой деятельности дети учатся различать оттенки музыки, лад, развивают чувство тяготения к тонике. Придумывают свои варианты мелодий и исполняют их эмоционально и выразительно, применяя различные штрихи в пении – legato, staccato, nonlegato.


Выводы по первой главе:

  1. В ходе работы было проведено историко-педагогическое исследование проблемы развития музыкальных способностей

  2. Дано определение музыкальным способностям и сделан анализ их структуры.

  3. Изучена проблема развития музыкальных способностей в исследованиях отечественных и зарубежных ученых

  4. Составлена. психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

  5. Выявлена специфика развития музыкальных способностей на занятиях хора


Глава II. Методические основы развития и диагностики музыкальных способностей в хоровом классе

2.1. Характеристика основных методических подходов к проблеме развития музыкальных способностей

Комплекс музыкальных способностей формируется в каждом виде музыкальной деятельности, поскольку музыка включает в себя все структурные элементы. Однако некоторые виды музыкальной деятельности имеют преимущества в отношения развития той или иной способности. Так, становление мелодического слуха происходит главным образом в пении и игре на инструменте; формирование чувства ритма – в движении под музыку; музыкальное мышление - путем слушания музыки и анализа исполняемых произведений.

Комплекс основных учебных дисциплин в детской школе искусств в младших классах музыкальных отделений включает в себя следующие предметы: специальность, сольфеджио, слушание музыки (музыкальная литература), хор. Именно такой комплексный подход, включающий в образовательный процесс различные виды деятельности, способен всесторонне развивать основные музыкальные способности.

Остановимся подробней на этих видах деятельности.

Игра на музыкальном инструменте.

Любой музыкальный инструмент уникален по- своему. Каждый ребенок, занимаясь игрой на инструменте, способен приобрести некий опыт, который обогатит его внутренний мир. Инструмент буквально заставит юного исполнителя в один миг собрать, сфокусировать в единое целое все свое существо-ум, чувства, воображение. Исполнительские навыки развивают внимание, память. Решая творческие задачи на занятиях специальности большой импульс для своего развития получает творческий потенциал ребенка. Слушать музыку, уметь услышать ее язык и хотеть воспроизвести ее - значит развивать музыкальный слух. Одновременно преподаватель работает над развитием чувства ритма.

Немаловажные качества, которые приобретаются в процессе систематических занятий – это трудолюбие, способность к регулярной работе, стремление к достижению лучшего результата.

Слушание музыки – предмет формирующий у детей устойчивое слуховое внимание, требующее мобилизации чувств и мыслей. Задача преподавателя в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим, ибо «пассивно воспринимаемая музыка гипнотизирует чувства и завораживает волю»[39,с76].


Музыка запоминается и воспринимается лучше, если она сопровождается показом иллюстраций, чтением стихотворного текста, ярко рисующего тот или иной музыкальный образ. Используя на занятиях «музыкальные загадки», игрушки, помогающие детям лучше зафиксировать произведение в памяти, только тогда каждый новый музыкальный образец становится открытием, переживанием, ярким впечатлением. Знакомясь с различными по своему содержанию музыкальными произведениями, учащиеся развивают образно-эмоциональную сферу, мышление, память.

Значение предмета сольфеджио в развитии музыкальных способностей трудно переоценить. Нет развитого слуха, нет грамотного исполнителя, активного слушателя, да и просто любителя музыки. Сольфеджио по праву считают основой основ музыкального воспитания, так как этот предмет представляет собой целую систему музыкального развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада, чувство метроритма, гармонического слуха, музыкальных представлений.

Сольфеджио – это предмет, несущий не только развивающие, но и воспитательные функции. В процессе обучения происходит становление личности. Содержанием музыкального воспитания является также развитие образного мышления, воображения, воли, внимания, произвольности и т.д. Верное педагогическое воздействие средствами музыкального искусства формирует и развивает эмоциональную сферу ребенка, вызывая интерес и радость.

Базовые направления, составляющие основу предмета сольфеджио:

-Формирование вокально-интонационных навыков и ладового чувства.

-Воспитание чувства метроритма.

-Формирование музыкально-слуховых представлений.

Предмет сольфеджио требует постоянной тренировки памяти и слуха в определенных направлениях, без этого невозможно поступательное движение в развитии музыкальных способностей.

Хоровое пение-это одна из основных форм деятельности в младших классах в школе искусств, т.к. это исполнительская практика, развивающая эмоционально-волевую сторону психики ребенка, его произвольное внимание, навык самоконтроля.

Именно через пение происходит самовыражение младших школьников.

2.2. Роль взаимосвязи видов работы педагога хорового класса в развитии музыкальных способностей

Хоровое пение является наиболее активной действенной и доступной формой музыкального воспитания детей. В процессе хорового исполнения развиваются не только музыкальные способности, такие, как слух, память, чувство ритма, но оказывает огромное влияние и на духовное развитие детей.


Мысль о пении как основе музыкального воспитания высказывались еще в дореволюционных пособиях, рассматривающих вопросы приобщения детей к музыке. Так, например, Г. Руковишников писал: «…по многочисленным наблюдениям, дети, которые сначала учились петь, а затем играть, делают гораздо более быстрые успехи в музыке, нежели те, которые пению не учились»

Как коллективная форма музыкального исполнительства хоровое пение имеет перед сольным исполнительством несколько важных преимуществ, музыкально-эстетического и воспитательного порядка. Совместные занятия учащихся с разным уровнем способностей в одном творческом коллективе играют важную роль, как в воспитательной работе, так и в музыкальном, эстетическом развитии школьников младшего школьного возраста.

Различают репродуктивные (традиционные) методы и методы развивающего обучения.

Развивающее обучение способствует умственному развитию, формированию учебной деятельности, усвоение знаний, умений, навыков. Формирование познавательной деятельности – одна из главных задач развивающего обучения. В процессе такого обучения ученик не только познает, но и учится преобразовывать, переосмысливать полученные знания, приметь их в новых условиях.

При правильно организованном процессе музыкального обучения учебная деятельность становится творческой.

«…умственная деятельность везде является той же самой, на переднем ли фронте науки или в третьем классе школы. Деятельность ученого за его письменным столом или в лаборатории, деятельность литературного критика при чтении поэмы - это деятельность того же порядка, что и деятельность любого человека, когда тот занят подобными вещами, если перед ним стоит задача достигнуть понимания определенных явлений. Различие здесь в степени, а не в роде.[2,c.17]

Российские ученые убедительно доказали, что учебная деятельность не только познавательная, но и преобразующая.

Данные многолетних исследований, проведенных под руководством Б.Г. Ананьева [2], свидетельствуют о неравномерности общего развития детей в процессе обучения. Наибольшие сдвиги в развитии ребенка происходят на первом году обучения. Далее темпы роста обучаемости несколько замедляются. Использование индивидуально-монографического метода изучения динамики успеваемости дает возможности вскрыть противоречия между обучением и развитием.

Успех работы педагога будет зависеть от того, насколько он осознает воспитательное значение хорового пения, владеет методами и приемами певческого развития ученика, знает особенности детского голоса, умеет организовать работу по освоению репертуарного плана.